Технологическая карта урока
Пояснительная записка
Ф.И.О. учителя Борисова Елена Александровна
Предмет:
математика
Класс: 2
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Начальная школа XXI
века»
Тема урока: «Прямоугольник. Квадрат»
Тип урока: открытие нового знания
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: учебник «Математика 2 класс» В.Н. Рудницкая; плакат с пословицей «Дело мастера боится!»; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями.
Цель: |
Формировать представлениео признаках прямоугольника и квадрата |
|||||
Задачи: Образовательные: |
Образовательные: 1. Сформировать представление детей о геометрических фигурах: прямоугольнике и квадрате; показать их сходство и отличие. 2. Сформировать навык определения фигур по сторонам и углам. Развивающие: 1. Способствовать развитию пространственного мышления. 2. Содействовать развитию речевых навыков детей. Воспитательные: 1. Воспитывать стремление применять новое знание на практике. 2. Воспитывать интерес учащихся математике. 3. Формировать исследовательские умения. |
|||||
УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные
УУД: |
Регулятивные УУД: определение темы, постановка цели и задач урока; планирование действий; коррекция; умение удерживать учебную задачу; выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; контроль и оценка качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД: умение вести диалог, слушать собеседника, задавать вопросы, аргументировать свою позицию, умение выражать свои мысли, работать в паре, сотрудничать, разрешать конфликты, строить монологические высказывания. Познавательные
УУД:
анализ объектов с целью выявления существенных признаков, применение
полученных знаний при выполнении заданий; нахождение слов с указанными
характеристиками; умение отвечать на вопросы; поиск и извлечение информации;
обобщение; классификация; знаково-символическое моделирование. |
|||||
Планируемые результаты: Предметные результаты: Метапредметные результаты: Личностные результаты: |
Предметные результаты: усвоить признаки изучаемых геометрических фигур; научиться их различать. Метапредметные результаты: анализировать предъявляемые слова в соответствии с заданием учителя, находить ответы на вопросы в практической деятельности, делать выводы на основе анализа объектов (познавательные задачи); строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, возникающих на уроке, работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости (коммуникативные задачи); планировать, контролировать и оценивать учебные действия, осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные задачи). |
|||||
Основные понятия: |
Геометрическая фигура, прямоугольник, квадрат. |
|||||
Ресурсы: · основные дополнительные |
Учебник «Математика. 2 класс» В.Н. Рудницкая; рабочая тетрадь на печатной основе «Математика. 2 класс» В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва; Плакат с пословицей «Дело мастера боится!»; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями; интерактивная доска, ноутбук учителя. |
|||||
Структура и содержание урока
Этапы урока, цели |
Деятельность |
Деятельность |
УУД |
||||||||||||
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. ЦЕЛЬ: выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности; психологический настрой учащихся. |
На доске плакат с поговоркой «Дело мастера боится!» - Прочитайте предложение. - Что это? - Как вы понимаете её? Пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность. |
(Один ученик читает вслух.) - Это пословица. - Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом!
|
Личностные (смыслообразование)
Регулятивные (прогнозирование)
|
||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний ЦЕЛЬ: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
1. Чистописание. - С чего мы обычно начинаем урок? - Как мы готовимся к минутке чистописания? ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать, А потом они в тетрадке Будут циферки писать.
(На доске записаны цифры) 0 3 5 6 9 - Какие общие элементы есть в написании этих цифр? 2. Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать, вы узнаете, выполним задание. (На доске внутри геометрических фигур вывешены числа.) 10 … 20 25 … … 40 … 50 … 60 … - Предложите задание, которое можно выполнить с этими числами. - Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел? - Восстановите ряд. На доске появляется запись (числа записаны внутри геометрических фигур). 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 Ф И Г У Р Ы - О чём будем говорить на уроке? - Как догадались? - Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры? |
- С минутки чистописания. - Делаем пальчиковую гимнастику. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику.)
(Дети пишут цифры в тетрадях.) Ответы детей.
- Определить закономерность и вставить пропущенные числа. - Счёт через 5.
(Ученики называют пропущенные числа.)
- О геометрических фигурах. - Цифры записаны на геометрических фигурах. - Геометрия. |
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества)
Познавательные (общеучебные)
Регулятивные (планирование)
Регулятивные (целеполагание)
|
||||||||||||
3. Определение темы урока. Постановка целей и задач урока. ЦЕЛЬ: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. |
Попробуйте сформулировать тему урока. - А какая будет цель?
- Как будем действовать, чтобы добиться поставленной цели? |
- Прямоугольник и квадрат. - Узнать новое об этих фигурах, сравнить, чем похожи и чем отличаются. Ответы детей.
|
Регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование) |
||||||||||||
4. Постановка учебной проблемы (выявление места и причины затруднения). Открытие нового знания. ЦЕЛЬ: осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний и способностей.
Динамическая пауза |
1. Собери картинку (Работа в парах) (На слайде изображены многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, четырёхугольник, трапеция.) - Рассмотрите фигуры, изображённые на слайде. - Каким одним словом их всех можем назвать? - Какое меньшее число углов у многоугольника? - Какая фигура лишняя? - Почему? - Как можно назвать оставшиеся фигуры? - Почему?
- На партах лежат наборы из таких же фигур. Предложите свои задания.
Самопроверка (по эталону на доске). - Проверьте себя. - Что заметили?
- Почему?
2. Сравнение фигур. - Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните их. 2.1. - В чём сходство?
2.2. Проблема. - Если квадрат является прямоугольником, то и прямоугольник является квадратом? Так? - У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Всё как у квадрата! - Согласны?
- Как проверим?
- Какой вывод можем сделать? Гимнастика для глаз: «Сова» и «Муха» |
- Многоугольники. - 3 угла. - Треугольник. - У него 3 угла, 3 стороны, 3 вершины. - Четырёхугольники. - У них 4 угла, 4 стороны, 4 вершины. (Работают в парах.) - Разделить на треугольники и четырёхугольники. - Разделить на прямоугольники и непрямоугольники (четырёхугольники). (Дети проверяют свою работу по эталону.) - В одной группе оказались прямоугольники и квадраты. - Потому что у этих фигур прямые углы.
(Ответы выставляются на доске.) - Геометрические фигуры. - Многоугольники. - По 4 стороны. - По 4 угла (четырёхугольники). - Все углы прямые.
- Нет, потому что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные. - С помощью линейки, циркуля, угольника, сгибанием. (Дети делают вывод.) (Дети попеременно то широко открывают глаза, то сильно зажмуривают их; смотрят вправо-влево, не поворачивая голову.) |
Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)
Познавательные (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)
Познавательные (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)
|
||||||||||||
5. Построение проекта выхода из затруднения ЦЕЛЬ: решение проблемной ситуации.
Динамическая пауза |
Работа с учебником. (На доске фигуры. Прямоугольник. Квадрат.) - Дайте общее название этим фигурам. - Что такое прямоугольник?
- Как проверить? Сделайте проверку. - Где проверим сведения? Откройте учебник на странице 80 и убедитесь в точности ваших суждений. - А эта фигура как называется (указываю на квадрат)? - Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно из учебника.
ФИЗМИНУТКА: Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок! Прямо спину ты держи, На соседа посмотри. Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись. |
- Прямоугольники. - Четырёхугольник, у которого все углы прямые. - С помощью угольника. (Проверяют.) - В учебнике. (1 ученик читает вслух.)
- Квадрат.
(Сначала читают про себя, затем 1 ученик читает вслух.)
(Дети выполняют движения.) |
Познавательные (общеучебные) Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации) Познавательные (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)
|
||||||||||||
6. Первичное закрепление. ЦЕЛЬ: формирование умений применять построенный способ действия. |
- Предлагаю самостоятельно выполнить задание №3 на странице 81 в учебнике и проверить свои знания. Вам поможет памятка (на доске). Эталон: 3, 5, 6 – прямоугольники, 5, 6 – квадраты. - Поднимите руку, кто допустил ошибку. - В чём ошибка? - Почему допустили? - С какой целью мы выполняли это задание? |
(Дети выполняют задание самостоятельно, потом проверяют свои работы по эталону.)
… - Не воспользовались памяткой… - Чтобы различать прямоугольник и квадрат. |
Познавательные (общеучебные) Регулятивные (планирование и прогнозирование) |
||||||||||||
7. Применение новых знаний. ЦЕЛЬ: усвоение учащимися нового способа действий. |
1. Работа в тетрадях на печатной основе: страница 49 № 152 или 153 (ПО ВЫБОРУ) 2. - Поиграем в игру «Верю – не верю». - Возьмите карточки с таблицами. Я буду говорить высказывание, а вы будете в таблице записывать знаки: «+», если верите, т.е. согласны со мной, и «-», если не верите. (ТЕСТ, приём «верные и неверные высказывания».) 1) Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые? 2) Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом? 3) Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны? 4) Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые? 5) Верите ли вы, что любой квадрат является прямоугольником? 6) Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны? 3. Работа по вариантам. I вариант: Начертить прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найти сумму всех сторон прямоугольника. II вариант: Начертить квадрат со стороной 6 см. Найти сумму всех сторон квадрата. -Молодцы! - Какое домашнее задание можете предложить своему соседу по теме урока? |
Проверка на абаках.
(У каждого на парте карточка с таблицей, по которой дети работают.)
(Дети работают по вариантам, проверяют по эталону.) I вариант: Р = 5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см) II вариант: Р = 6 · 4 = 24 (см)
… |
Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)
Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено)
Личностные (самоопределение) |
||||||||||||
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. ЦЕЛЬ: обобщить полученные знания, выявить трудности в усвоении нового материала.
|
- Какую цель ставили перед собой на уроке? - Продолжите предложение: Сегодня я узнал … Сегодня я представил … Сегодня я смог … - Как вы думаете, теперь мы всё знаем про прямоугольники и квадраты? - В дальнейшем, на уроках математики и геометрии мы будем узнавать много нового об этих геометрических фигурах. - Урок окончен. Спасибо за работу. |
(Вспоминают цель урока и говорят, достигли или нет цели, и почему они так думают.)
Рефлексия.
|
Регулятивные (удержание цели и задач урока) Личностные (смыслообразование) Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения) Коммуникативные (монологическое высказывание) |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.