Урок математики по теме "Прямоугольник. Квадрат"

  • Работа в классе
  • docx
  • 13.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок - открытие нового знания
Иконка файла материала Технологическая карта урока математики ПРЯМОУГОЛЬНИК. КВАДРАТ 2 класс.docx

Технологическая карта урока

Пояснительная записка

Ф.И.О. учителя Борисова Елена Александровна

Предмет: математика
Класс: 2
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Начальная школа
XXI века»

Тема урока: «Прямоугольник. Квадрат»

Тип урока: открытие нового знания

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: учебник «Математика 2 класс» В.Н. Рудницкая; плакат с пословицей «Дело мастера боится!»; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями.

 

Цель:

Формировать представлениео признаках прямоугольника и квадрата

Задачи:

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

Образовательные:

1. Сформировать представление детей о геометрических фигурах: прямоугольнике и квадрате; показать их сходство и отличие.

2. Сформировать навык определения фигур по сторонам и углам.

Развивающие:

1. Способствовать развитию пространственного мышления.

2. Содействовать развитию речевых навыков детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать стремление применять новое знание на практике.

2. Воспитывать интерес учащихся математике.

3. Формировать исследовательские умения.

УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:
Личностные УУД:
 

Регулятивные УУД: определение темы, постановка цели и задач урока; планирование действий; коррекция; умение удерживать учебную задачу; выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; контроль и оценка качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение вести диалог, слушать собеседника, задавать вопросы, аргументировать свою позицию, умение выражать свои мысли, работать в паре, сотрудничать, разрешать конфликты, строить монологические высказывания.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выявления существенных признаков, применение полученных знаний при выполнении заданий; нахождение слов с указанными характеристиками; умение отвечать на вопросы; поиск и извлечение информации; обобщение; классификация; знаково-символическое моделирование.
Личностные УУД:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учёбе, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; мотивация к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Предметные результаты: усвоить признаки изучаемых геометрических фигур; научиться их различать.

Метапредметные результаты:

анализировать предъявляемые слова в соответствии с заданием учителя, находить ответы на вопросы в практической деятельности, делать выводы на основе анализа объектов (познавательные задачи);

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, возникающих на уроке, работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости (коммуникативные задачи);

планировать, контролировать и оценивать учебные действия, осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные задачи).

Основные понятия:

Геометрическая фигура, прямоугольник, квадрат.

Ресурсы:

·          основные

 дополнительные

Учебник «Математика. 2 класс» В.Н. Рудницкая; рабочая тетрадь на печатной основе «Математика. 2 класс» В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва;

Плакат с пословицей «Дело мастера боится!»; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями; интерактивная доска, ноутбук учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и содержание урока

 

Основная часть

 

Этапы урока, цели

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

ЦЕЛЬ: выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности; психологический настрой учащихся.

На доске плакат с поговоркой «Дело мастера боится!»

- Прочитайте предложение.

- Что это?

- Как вы понимаете её?

Пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность.

 

 

(Один ученик читает вслух.)

- Это пословица.

- Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом!

 

Личностные (смыслообразование)

 

Регулятивные

 (прогнозирование)

 

 

 

 

2. Актуализация опорных знаний

ЦЕЛЬ: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

1. Чистописание.

- С чего мы обычно начинаем урок?

- Как мы готовимся к минутке чистописания? ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать,

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

 

(На доске записаны цифры) 0  3  5  6  9

- Какие общие элементы есть в написании этих цифр?

2. Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать, вы узнаете, выполним задание.

(На доске внутри геометрических фигур вывешены числа.)

10  …  20  25  …  …  40  …  50  …  60  …

- Предложите задание, которое можно выполнить с этими числами.

- Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел?

- Восстановите ряд.

На доске появляется запись (числа записаны внутри геометрических фигур).

10  15  20  25  30  35  40  45  50  55  60  65

      Ф               И   Г          У         Р          Ы

- О чём будем говорить на уроке?

- Как догадались?

- Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры?

 

- С минутки чистописания.

- Делаем пальчиковую гимнастику.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику.)

 

 

 

 

 

(Дети пишут цифры в тетрадях.)

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

- Определить закономерность и вставить пропущенные числа.

- Счёт через 5.

 

(Ученики называют пропущенные числа.)

 

 

 

 

- О геометрических фигурах.

- Цифры записаны на геометрических фигурах.

- Геометрия.

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества)

 

Познавательные

(общеучебные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

(планирование)

 

 

 

 

Регулятивные

(целеполагание)

 

 

3. Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.

ЦЕЛЬ: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

Попробуйте сформулировать тему урока.

- А какая будет цель?

 

- Как будем действовать, чтобы добиться поставленной цели?

- Прямоугольник и квадрат.

- Узнать новое об этих фигурах, сравнить, чем похожи и чем отличаются.

Ответы детей.

 

Регулятивные

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование)

4. Постановка учебной проблемы (выявление места и причины затруднения). Открытие нового знания.

ЦЕЛЬ: осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний и способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

1.      Собери картинку (Работа в парах)

(На слайде изображены многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, четырёхугольник, трапеция.)

- Рассмотрите фигуры, изображённые на слайде. - Каким одним словом их всех можем назвать?

- Какое меньшее число углов у многоугольника?

- Какая фигура лишняя?

- Почему?

- Как можно назвать оставшиеся фигуры?

- Почему?

 

- На партах лежат наборы из таких же фигур. Предложите свои задания.

 

Самопроверка (по эталону на доске).

- Проверьте себя.

- Что заметили?

 

- Почему?

 

2.      Сравнение фигур.

- Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните их.

2.1. - В чём сходство?

 

 

 

 

2.2. Проблема.

- Если квадрат является прямоугольником, то и прямоугольник является квадратом? Так?

- У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Всё как у квадрата!

- Согласны?

 

 

- Как проверим?

 

- Какой вывод можем сделать?

Гимнастика для глаз: «Сова» и «Муха»

 

 

 

 

 

- Многоугольники.

- 3 угла.

- Треугольник.

- У него 3 угла, 3 стороны, 3 вершины.

- Четырёхугольники.

- У них 4 угла, 4 стороны, 4 вершины.

(Работают в парах.)

- Разделить на треугольники и четырёхугольники.

- Разделить на прямоугольники и непрямоугольники (четырёхугольники).

(Дети проверяют свою работу по эталону.)

- В одной группе оказались прямоугольники и квадраты.

- Потому что у этих  фигур прямые углы.

 

 

 

(Ответы выставляются на доске.)

- Геометрические фигуры.

- Многоугольники.

- По 4 стороны.

- По 4 угла (четырёхугольники).

- Все углы прямые.

 

 

 

 

 

- Нет, потому что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные.

- С помощью линейки, циркуля, угольника, сгибанием.

(Дети делают вывод.)

(Дети попеременно то широко открывают глаза, то сильно зажмуривают их; смотрят вправо-влево, не поворачивая голову.)

Коммуникативные (инициативное  сотрудничество в поиске и выборе информации)

 

Познавательные

(общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

(общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)

 

 

 

 

5. Построение проекта выхода из затруднения

ЦЕЛЬ: решение проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

Работа с учебником.

(На доске фигуры. Прямоугольник. Квадрат.)

- Дайте общее название этим фигурам.

- Что такое прямоугольник?

 

- Как проверить? Сделайте проверку.

- Где проверим сведения?

Откройте учебник на странице 80 и убедитесь в точности ваших суждений.

- А эта фигура как называется (указываю на квадрат)?

- Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно из учебника.

 

ФИЗМИНУТКА:

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок!

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри.

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

 

 

- Прямоугольники.

- Четырёхугольник, у которого все углы прямые.

- С помощью угольника. (Проверяют.)

- В учебнике. (1 ученик читает вслух.)

 

 

- Квадрат.

 

(Сначала читают про себя, затем 1 ученик читает вслух.)

 

 

(Дети выполняют движения.)

Познавательные

(общеучебные)

Коммуникативные (инициативное  сотрудничество в поиске и выборе информации)

Познавательные

(общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)

 

6. Первичное закрепление.

ЦЕЛЬ: формирование умений применять построенный способ действия. 

- Предлагаю самостоятельно выполнить задание №3 на странице 81 в учебнике и проверить свои знания. Вам поможет памятка (на доске).

Эталон: 3, 5, 6 – прямоугольники, 5, 6 – квадраты.

- Поднимите руку, кто допустил ошибку.

- В чём ошибка?

- Почему допустили?

- С какой целью мы выполняли это задание?

(Дети выполняют задание самостоятельно, потом проверяют свои работы по эталону.)

 

 

 

 

- Не воспользовались памяткой…

- Чтобы различать прямоугольник и квадрат.

Познавательные

(общеучебные)

Регулятивные

(планирование и прогнозирование)

7. Применение новых знаний.

ЦЕЛЬ: усвоение учащимися нового способа действий. 

1. Работа в тетрадях на печатной основе: страница 49 № 152 или 153 (ПО ВЫБОРУ)

2. - Поиграем в игру «Верю – не верю».

- Возьмите карточки с таблицами. Я буду говорить высказывание, а вы будете в таблице записывать знаки: «+», если верите, т.е. согласны со мной, и «-», если не верите.

 (ТЕСТ, приём «верные и неверные высказывания».)

1)   Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые?

2)   Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом?

3)   Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны?

4)   Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые?

5)   Верите ли вы, что любой квадрат является прямоугольником?

6)   Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны?

3. Работа по вариантам.

I вариант: Начертить прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найти сумму всех сторон прямоугольника.

II вариант: Начертить квадрат со стороной 6 см. Найти сумму всех сторон квадрата.

-Молодцы!

- Какое домашнее задание можете предложить своему соседу по теме урока?

Проверка на абаках.

 

(У каждого на парте карточка с таблицей, по которой дети работают.)

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети работают по вариантам, проверяют по эталону.)

I вариант: Р = 5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см)

II вариант: Р = 6 · 4 = 24 (см)

 

 

 

 

Познавательные

(общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формирование проблемы)

 

Регулятивные

(контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено)

 

Личностные

(самоопределение)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

ЦЕЛЬ: обобщить полученные знания, выявить трудности в усвоении нового материала.

 

 

 

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Продолжите предложение:

 Сегодня я узнал …

Сегодня я представил …

Сегодня я смог …

- Как вы думаете, теперь мы всё знаем про прямоугольники и квадраты?

- В дальнейшем, на уроках математики и геометрии мы будем узнавать много нового об этих геометрических фигурах.

- Урок окончен. Спасибо за работу.

(Вспоминают цель урока и говорят, достигли или нет цели, и почему они так думают.)

 

Рефлексия.

 

 

Регулятивные

(удержание цели и задач урока)

Личностные

(смыслообразование)

Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные (монологическое высказывание)