Бунина Людмила Васильевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МОУ Детский сад № 301
Волгоград
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста на занятии
по образовательной области "Познавательное развитие"
Тема: "Страна, в которой мы живём"
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, обсуждение, слушание песен, развивающие игры с правилами, подвижные игры с правилами, совместные действия.
Формы организации: подгруппа детей.
Цель: становление уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.
Задачи:
1. Обогащать дифференцированные представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, народное искусство, обычаи, игры, игрушки).
2. Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов.
3. Формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.
Словарь новых слов: Татарстан; обувь - итек, ичиги, читек; тюбетейка - мужская шапочка; калфак - женская шапочка; Сабантуй - название праздника; кабатма - лепёшки; киймак - блины; бялиш - пироги с начинкой.
Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов («Такие разные жилища», «Народный костюм»); чтение сказок (ненецкой «Кукушка», грузинской «Царь и зяблик», китайской «Об осле», японской «Самый красивый наряд на свете»), мифов Древней Греции; беседа с детьми на тему: «Чему учат сказки», «О чём рассказали мифы», «Обычаи и традиции разных народов»; разучивание пословиц и поговорок народов мира (о дружбе, трудолюбии, любви к матери, к родине); рассматривание предметов художественно-прикладного искусства народов мира; рисование по мотивам сказок и мифов народов мира; слушание музыки народов мира; подвижные игры народов мира; дидактические игры («Кто, где живет?», «Собери узор»).
Материал к занятию: аудиозаписи: «Мир похож на цветной луг» музыка Ю. Чичкова; русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова «Во поле берёза стояла»; татарская песня «Туган тел» («Родной язык» музыка Татар халык кее, слова Габдулла Тукай); заранее заготовленная обложка и листы для будущей книги; рисунки детей по мотивам русских народных сказок; иллюстрации людей разных национальностей в национальных костюмах; перфокарты к настольно-печатной игре «Особенности быта разных народов».
Ход НОД:
(Звучит музыка Ю. Чичкова «Мир похож на цветной луг»)
Воспитатель: - Всем говорю я:
«Здравствуйте! Добрый день, друзья!
День такой прекрасный,
Потому что в нём и вы, и я»
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю сделать своими руками книгу о культуре разных национальностей. В нашей группе есть книги, альбомы, картинки о внешних различиях людей разных национальностей. Но люди разных национальностей различаются еще и по своей культуре. К сожалению, у нас такой книги нет. Вы согласны сделать такую книгу?
Дети: Да.
Воспитатель: Что можно будет разместить в ней?
(Рассказы о культуре разных национальностей. Картинки, рисунки, фотографии. Пословицы, поговорки, игры.)
Воспитатель: Молодцы, как вы хорошо всё придумали! И начнём мы эту книгу с культуры русского народа.
Русская культура очень богата и красива, она славилась во все времена и известна всему миру. Зарождалась эта культура давно и развивается до сих пор.
Она, как и любая другая культура, имеет свой язык, при помощи которого люди общаются друг с другом.
Особенности русского языка отражаются в песнях, сказках, пословицах.
Ребята, какие вы знаете пословицы о языке и хороших словах?
(Язык до Киева доведёт. Доброе слово окрыляет. Языком не торопись, а делом не ленись. Что написано пером, не вырубишь топором.
Хорошую речь приятно слушать.)
Воспитатель: Русские народные сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, и так дошли до наших времён.
А какие сказки русского народа вы знаете?
(«Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Репка»)
Воспитатель: Давайте подберём ваши рисунки по мотивам русских народных сказок и вложим в нашу книгу.
(Дети подбирают рисунки.)
Воспитатель: У русского народа есть очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы.
Давайте и мы с вами поводим хоровод.
Дети водят хоровод «Во поле берёза стояла» (русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какую одежду носил русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас. Какие предметы быта использовались раньше и, какие существуют сейчас. В этом нам поможет игра.
Игра «Старинное – нестаринное».
Дети должны сказать, старинная эта вещь или современная и что вместо них носят в наше время.
(Старинные вещи: сарафан, косоворотка, лапти. Сундук для хранения вещей.
Современные вещи: платье, юбка, кофта, рубашка, футболка, водолазка. Туфли, босоножки, сапоги. Шкаф, гардероб, комод.)
Воспитатель: Русский народ очень гостеприимный и гостей встречают хлебом – солью.
Ребята, выберите иллюстрации, на которых изображены люди в русских костюмах, и мы их поместим в нашу книгу.
Дети выбирают иллюстрации.
Воспитатель: Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ, о котором мы расскажем в ней, татарский. Татары проживают в республике Татарстан, но так как это многочисленный народ, они проживают во многих областях России, и в нашей Волгоградской области. Столица Татарстана - город Казань.
Ребята, а как вы думаете, на каком языке говорят татары?
Дети: На татарском.
Воспитатель: Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне.
(Звучит аудиозапись татарской песни «Туган тел» («Родной язык») музыка Татар халык кее, слова Габдулла Тукай)
Воспитатель: Одежда татарского народа отличается от русской одежды.
( Одежда татар: блузки, юбки, жилеты - женская одежда. Длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты - мужская одежда.)
Воспитатель: И женщины и мужчины носят обувь, которая называется читек, итек, ичиги. Татарские мужчины носят на голове тюбетейку - цветную, скромно вышитую маленькую шапочку, а женщины - калфак - бархатную шапочку с вышивкой. Одежда татар яркая и красочная, она украшена бархатной тканью, мехом, воланами, оборками, бусами, бисером.
Татары ходят в национальных костюмах не всегда: реже в городах. Чаще - в деревнях и по праздникам.
Воспитатель: Самый большой праздник у татарского народа называется Сабантуй. Они очень тщательно готовятся к этому празднику. Во-первых, готовят разные национальные блюда: лепёшки - кабатма, блины - киймак, пироги с начинкой - бялиш.
На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А ещё во время праздника татары любят играть в разные национальные игры.
В одну из них мы с вами сейчас поиграем.
Татарская народная игра «Тимербай»
Дети делают круг. Выбирают водящего - «Тимербая». Он становится в центре круга. Дети идут по кругу и читают стихотворение:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «Вот так!» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Воспитатель: Ребята, выберите те иллюстрации, на которых изображены люди в татарских национальных костюмах и поместите их в нашу книгу.
Дети выбирают иллюстрации.
Воспитатель: Ребята, вы знаете о русской и татарской культуре. О каких культурах вы знаете ещё?
( Украинской, кавказской и народов Севера)
Воспитатель: Мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты (показываю перфокарты) с которыми сейчас вы поиграете.
Настольно-печатная игра «Особенности быта разных народов»
На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре имеется вырезанный прямоугольник; выполняя задание, ребёнок подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем линии) изображены люди в национальных костюмах, жилища, и традиционные изделия народных мастеров украинского, кавказского и народов Севера.
Дети карандашом красного цвета соединяют изображения, которые относятся к культуре украинского народа, синим цветом - кавказского народа, зелёным цветом - народов Севера.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая книга получается у нас с вами. В следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других национальностей.
Список использованной литературы
1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М.: Элизе Трейдинг, 2002
2. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. – М.: Аркти. 2005
3. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: метод.пособие для ДОУ. - М.: ТЦ «Сфера»,2004
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. http://tatar-rifs.ru
2.http://erlar.ru
3.http://allforchildren.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.