Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста на занятии по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: "Страна, в которой мы живём"
Оценка 5

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста на занятии по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: "Страна, в которой мы живём"

Оценка 5
doc
12.05.2021
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста на занятии  по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: "Страна, в которой мы живём"
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Страна в которой мы живм(конспект занятия).doc

                           

 

Бунина Людмила Васильевна

воспитатель

высшей  квалификационной категории

МОУ Детский сад № 301

Волгоград

 

 

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста на занятии

по образовательной области "Познавательное развитие"

Тема: "Страна, в которой мы живём"

                       

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

 Тип: интегрированное.

Возраст детей: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Формы непосредственной образовательной деятельности: беседа, обсуждение, слушание песен, развивающие игры с правилами, подвижные игры с правилами, совместные действия.

Формы организации: подгруппа детей.

Цель:  становление  уважительного, толерантного  отношения  к  культуре  других народов.

  Задачи:

1.     Обогащать  дифференцированные  представления  об  отдельных  элементах культуры  других  народов  (язык, одежда, народное  искусство, обычаи, игры, игрушки).

2.     Воспитывать  познавательный  интерес  к  культуре  других  народов.

3.     Формировать  навыки  практического  применения  информации  в  игровой, речевой, двигательной  деятельности.

 

   Словарь новых слов: Татарстан; обувь - итек, ичиги, читек; тюбетейка - мужская шапочка; калфак - женская шапочка; Сабантуй - название праздника; кабатма - лепёшки; киймак - блины; бялиш - пироги с начинкой.

 

Предварительная   работа: рассматривание  тематических  альбомов  («Такие разные жилища», «Народный костюм»); чтение  сказок (ненецкой  «Кукушка», грузинской  «Царь и  зяблик», китайской  «Об  осле», японской  «Самый  красивый  наряд  на  свете»),  мифов  Древней  Греции; беседа  с  детьми на тему: «Чему  учат  сказки», «О  чём  рассказали  мифы», «Обычаи  и  традиции  разных  народов»; разучивание   пословиц  и  поговорок  народов  мира  (о  дружбе, трудолюбии, любви   к  матери, к  родине); рассматривание  предметов  художественно-прикладного  искусства  народов  мира; рисование  по мотивам  сказок  и  мифов  народов  мира; слушание  музыки  народов   мира; подвижные  игры  народов  мира; дидактические  игры («Кто,  где  живет?», «Собери  узор»).

 

Материал  к  занятию: аудиозаписи:  «Мир  похож  на  цветной  луг»  музыка  Ю. Чичкова;  русская  народная  песня в обработке Н. Римского-Корсакова «Во  поле  берёза  стояла»; татарская песня «Туган  тел» («Родной  язык» музыка  Татар  халык  кее, слова  Габдулла  Тукай); заранее  заготовленная  обложка  и  листы  для будущей  книги; рисунки  детей  по мотивам  русских  народных  сказок; иллюстрации  людей  разных  национальностей  в  национальных  костюмах; перфокарты  к  настольно-печатной  игре  «Особенности  быта  разных  народов».

 

Ход  НОД:

 

(Звучит  музыка Ю. Чичкова  «Мир похож  на  цветной  луг»)

Воспитатель:                      -  Всем  говорю  я:

                                             «Здравствуйте!  Добрый  день,  друзья!

                                              День  такой  прекрасный,

                                               Потому  что  в  нём  и  вы, и  я»

Воспитатель:  Ребята,  сегодня  я  вам  предлагаю  сделать  своими  руками  книгу  о  культуре  разных  национальностей. В  нашей  группе  есть  книги, альбомы, картинки  о  внешних  различиях  людей  разных  национальностей. Но  люди  разных  национальностей  различаются  еще  и  по  своей  культуре. К  сожалению, у  нас  такой  книги  нет.  Вы  согласны  сделать  такую  книгу?

Дети:  Да.

Воспитатель:  Что  можно  будет  разместить  в  ней?

(Рассказы  о  культуре  разных  национальностей.  Картинки, рисунки, фотографии. Пословицы, поговорки, игры.)

 Воспитатель:  Молодцы, как  вы  хорошо  всё  придумали!   И  начнём  мы  эту  книгу  с  культуры  русского  народа. 

Русская  культура  очень  богата  и  красива, она  славилась  во  все  времена  и  известна  всему  миру.  Зарождалась  эта  культура   давно  и  развивается  до  сих  пор.

Она, как  и  любая  другая  культура,  имеет  свой  язык, при  помощи  которого люди  общаются  друг  с  другом.

Особенности  русского  языка  отражаются  в песнях, сказках, пословицах.

Ребята, какие вы  знаете  пословицы  о  языке  и  хороших  словах?

(Язык  до  Киева  доведёт.  Доброе  слово  окрыляет. Языком  не  торопись, а делом  не  ленись. Что  написано  пером, не  вырубишь  топором.

 Хорошую  речь  приятно  слушать.)

Воспитатель:  Русские  народные   сказки  передавались  из  одной  деревни  в  другую, из  одного  дома  в  другой,  и  так  дошли  до  наших  времён.

А  какие  сказки  русского  народа  вы  знаете?

 («Теремок», «Курочка  Ряба», «Колобок», «Маша  и  медведь», «Заюшкина  избушка», «Репка»)

Воспитатель:  Давайте  подберём  ваши  рисунки  по  мотивам  русских  народных  сказок  и  вложим  в  нашу   книгу.

(Дети  подбирают  рисунки.)

Воспитатель:  У  русского  народа  есть  очень  красивые  песни. В  давние  времена  молодые  девушки  и  парни  собирались  вечерами  за  околицей, пели  песни  и  водили  хороводы.

Давайте  и  мы  с  вами  поводим  хоровод.

Дети  водят  хоровод  «Во  поле  берёза  стояла» (русская  народная  песня в обработке Н. Римского-Корсакова)    

Воспитатель:  Ребята, давайте  вспомним, какую  одежду носил  русский  народ  в  давние  времена  и  какую  одежду  носят  сейчас. Какие  предметы  быта  использовались  раньше  и,  какие  существуют  сейчас. В  этом  нам  поможет  игра.

                          Игра  «Старинное – нестаринное».

Дети  должны  сказать, старинная  эта  вещь  или  современная  и  что  вместо  них носят  в  наше  время.

(Старинные вещи:  сарафан,  косоворотка, лапти.  Сундук для хранения вещей.

Современные вещи: платье, юбка, кофта, рубашка, футболка, водолазка. Туфли, босоножки, сапоги.  Шкаф, гардероб, комод.)

Воспитатель:   Русский  народ  очень  гостеприимный  и  гостей  встречают  хлебом – солью.

Ребята,  выберите   иллюстрации, на  которых  изображены  люди  в  русских  костюмах, и  мы их  поместим  в  нашу  книгу.

Дети  выбирают  иллюстрации.

Воспитатель:  Продолжим  изготовление  нашей  книги. Следующий  народ, о  котором  мы  расскажем  в   ней,  татарский. Татары  проживают  в  республике  Татарстан, но  так  как это  многочисленный  народ, они  проживают   во  многих областях  России,  и  в нашей  Волгоградской  области. Столица  Татарстана  -  город  Казань.   

Ребята, а как  вы думаете, на  каком  языке  говорят  татары?

Дети:   На  татарском.

Воспитатель:  Послушайте, как  звучит  татарский  язык  в  татарской  песне.

(Звучит  аудиозапись  татарской  песни «Туган  тел» («Родной  язык») музыка  Татар  халык  кее,  слова  Габдулла  Тукай)  

Воспитатель:  Одежда  татарского народа  отличается  от  русской  одежды.

( Одежда  татар:  блузки, юбки, жилеты  -  женская  одежда.  Длинные  рубахи, широкие  брюки, жилеты, халаты  - мужская  одежда.)

Воспитатель:   И  женщины  и  мужчины  носят  обувь, которая  называется  читек, итек, ичиги.  Татарские  мужчины  носят  на  голове  тюбетейку  -  цветную,  скромно  вышитую  маленькую  шапочку, а  женщины  -  калфак  -  бархатную  шапочку  с вышивкой. Одежда  татар  яркая  и  красочная, она  украшена  бархатной  тканью, мехом, воланами, оборками, бусами, бисером.

Татары  ходят  в  национальных  костюмах  не  всегда: реже  в  городах. Чаще  -  в  деревнях  и  по  праздникам.

Воспитатель:  Самый  большой  праздник  у  татарского  народа  называется  Сабантуй.   Они  очень  тщательно  готовятся  к  этому  празднику. Во-первых, готовят  разные национальные  блюда: лепёшки  -  кабатма, блины  -  киймак, пироги  с  начинкой  -  бялиш.

На  празднике  юноши  и  мужчины  состязаются  в  беге, прыжках, национальной  борьбе  и  конных  скачках. А  ещё  во  время  праздника  татары любят  играть  в  разные  национальные  игры.

В  одну  из  них  мы  с  вами  сейчас  поиграем.

Татарская  народная  игра   «Тимербай»

Дети  делают  круг.  Выбирают  водящего  -  «Тимербая».  Он  становится  в  центре  круга. Дети  идут  по  кругу  и  читают  стихотворение:

 

Пять  детей  у  Тимербая,

Дружно, весело  играют.

В  речке  быстро  искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко  отмылись

И  красиво  нарядились.

И  ни  есть, ни  пить  не  стали,

В  лес  под  вечер  прибежали,

Друг  на  друга  поглядели,

Сделали  вот  так!

 

С  последними  словами  «Вот  так!»  водящий  делает  какое-нибудь  движение.  Все  должны  повторить  его.  Затем  водящий  выбирает  кого-нибудь  вместо  себя.

Воспитатель:   Ребята, выберите  те  иллюстрации, на  которых  изображены  люди  в  татарских  национальных  костюмах  и  поместите  их  в  нашу  книгу.

Дети  выбирают  иллюстрации.

Воспитатель:  Ребята, вы  знаете  о  русской  и  татарской  культуре.  О   каких  культурах  вы  знаете  ещё?

(  Украинской, кавказской  и  народов  Севера)

Воспитатель:  Мы  с  вами  в  нашу  книгу  вложим  вот  такие  карты (показываю  перфокарты)  с  которыми  сейчас  вы  поиграете.

Настольно-печатная  игра  «Особенности  быта  разных  народов»

На  перфокартах (лист  бумаги  формата А4, по  разным  сторонам  которого  нанесены  изображения, а  в  центре  имеется  вырезанный  прямоугольник; выполняя  задание, ребёнок  подкладывает  под  перфокарту  лист  бумаги  и  проводит  на  нем  линии) изображены  люди  в  национальных  костюмах, жилища, и  традиционные  изделия  народных  мастеров   украинского, кавказского  и народов Севера.

Дети  карандашом  красного  цвета  соединяют  изображения, которые  относятся  к  культуре  украинского  народа, синим  цветом  -  кавказского  народа, зелёным  цветом  - народов Севера.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какая  красивая  книга  получается  у  нас  с  вами. В  следующий  раз  мы  продолжим  рассказывать  в  ней  о  культуре  других  национальностей.

 

Список  использованной   литературы

 

1.     Алёшина  Н.В.  Ознакомление  дошкольников  с  окружающим  и  социальной  действительностью. Старшая  группа. – М.: Элизе  Трейдинг, 2002

2.     Данилина  Г.Н.  Дошкольнику  -  об  истории  и  культуре  России.  – М.: Аркти. 2005

3.     Мулько И.Ф.  Развитие  представлений  о  человеке  в  истории  и  культуре: метод.пособие  для  ДОУ.  -  М.: ТЦ «Сфера»,2004

 

             Использованные  материалы  и  Интернет-ресурсы:

1. http://tatar-rifs.ru

2.http://erlar.ru

3.http://allforchildren.ru


Скачано с www.znanio.ru

Бунина Людмила Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории

Бунина Людмила Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории

Кто, где живет?», «Собери узор»)

Кто, где живет?», «Собери узор»)

Давайте и мы с вами поводим хоровод

Давайте и мы с вами поводим хоровод

Пять детей у Тимербая,

Пять детей у Тимербая,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021