«Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни»
Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей – одна из актуальных проблем общества. Развитие государства, ее дальнейшее развитие напрямую зависит от здоровья населения, от увеличения количества здоровых, крепких, сильных телом и духом людей.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей закреплены в ряде законодательных и нормативных документах. Это закон Российской Федерации «Об образовании», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», «Конвенция о правах ребёнка», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Главная задача взрослых состоит в том, чтобы изменить к лучшему отношение к собственному здоровью будущих граждан страны, тем более, что уровень заболеваемости детей нашего государства все растет. Чтобы ребенок мог заботиться о своем здоровье и здоровье других, следует выработать у него сознательное отношение к жизни, осознание приоритета здоровья. Очень важно сформировать валеологическое мировоззрение и мотивацию к здоровому образу жизни. У дошкольников выработается осознанное отношение к собственному здоровью, когда дети усвоят элементарные знания о своем организме, овладеют гигиеническими нормами поведения, психологией общения, гигиеной питания.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Формирование ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации, может стать эффективным, если в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ будут организованы:
1) Система просветительской работы с родителями и педагогами, оригинальные формы работы с семьей (семейные мастер-классы, фотоконкурсы).
2) Разновозрастное игровое взаимодействие дошкольников.
3) дифференцированный подход в реализации задач физического воспитания дошкольников в образовательном процессе.
Система данных мер будут способствовать формированию субъектной позиции у старших дошкольников, педагогов и родителей в отношении здорового образа жизни, состоящая в проявлении интересов, потребностей и мотивов к соблюдению здорового образа жизни. В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
1. Приобщение детей к физической культуре.
2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если: Будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в условиях ДОО. Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий. Будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку. Будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей детей.
Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников:
Использование здоровьесберегающих технологий;
Выбора оптимального режима занятий;
Создание условий для физической активности детей;
Создание благоприятной психологической атмосферы;
Организация питания;
Оздоровительные мероприятия;
Пропаганда здорового образа жизни;
Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни у родителей дошкольников в ДОУ:
Психолого-педагогическое просвещение;
Индивидуальные беседы, консультации;
Семейный мастер-класс
Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;
Выставки, конкурсы и презентации.
Вопросом формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста отражены в трудах Амосова Н.М., Вайнер Э.Н., Венгер Л.А., Семеновой А.Ю., Сластениной В.Г., Тороховой Е.И.
Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А.Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания.
Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.
Определяется 3 уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ.
Первый уровень - информационный, определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.
Второй уровень – личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий(эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.
Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.
Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций и т. п.
Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста детей используют специальные игры и упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности –эстафеты и специальные игровые задания, такие, к примеру, как «Собери человека».
Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в путешествие по осеннему лесу. «Светит солнце» (обычная ходьба с закрытыми зонтами), начался дождь (бег с открытыми зонтами), перепрыгиваем через лужи (прыжки с открытыми зонтами), ветер дует в лицо (ходьба спиной вперед)».
Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Такие упражнения способствуют формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.
Игропластика- основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание.
Пальчиковая гимнастика – служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Все средства физического воспитания, используемые на занятиях, подчинены определенному сюжету. Например, на занятии «Лечим дыхательную систему» используются упражнения дыхательной гимнастики («Парус»), общеразвивающие упражнения («Рыбка», «Русалочка»), подвижные игры («Невод», «Водяной»), танец («Раки»), круговая тренировка («Матросы на корабле в шторм») и т.п. использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию творчества, познавательной активности.
Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом.
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки. На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.