ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ

Оценка 5
docx
29.12.2021
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ исправленное.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ

 

                                      Болтенкова В.А.,  Мишина Н.Н.    

МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа», с.  Сорокино

В ходе внутришкольного исследования по формированию ценностных ориентаций старшеклассников в процессе изучения литературы исследователи предложили учащимся 9-х классов ответить на вопросы: «Как вы относитесь к такому высказыванию: «Искусство не решает вопросов – оно ставит их перед человеком» (А. Тарковский); «Можно ли считать, что литература «учит жизни?»; «Что дает мне литература?»; «Какой писатель и почему мне нравится больше всего?».

Вот как учащиеся 9-го класса отвечают на эти вопросы:

«С высказыванием А. Тарковского я согласен. Искусство бывает разное: искусство кино, изобразительное искусство, декоративно-прикладное, литература. Иногда посмотришь фильм, прочитаешь книгу и задаешь себе вопросы, как бы я повел себя на месте героев, правильно ли они поступают. Вообще искусство заставляет задумываться о многом. Литература «учит жизни». Из книг можно почерпнуть много интересного и поучительного, что может пригодиться в жизни. Без литературы мы бы не знали историю нашей страны, не знали бы о Великой Отечественной войне, о наших далеких предках. Литература дает мне ответы на многие вопросы, например, что, будет с человеком, если он будет бездумно расходовать природные ресурсы».

«Я отношусь к высказыванию А. Тарковского с пониманием. Литература создана для того, чтобы заставлять людей думать и анализировать происходящее. Люди, которые думают иначе, просто не читали книг или же читали их без души и удовольствия. Это неправильно, ведь все книги содержат информацию, необходимую человеку в большей или меньшей степени, поэтому заинтересованный человек читает книгу и вовлекается в события этой книги, а незаинтересованный – наоборот. Мы, школьники, «учимся жизни», читая книги школьной программы.

Мне нравятся писатели, которые вкладывают душу в свои произведения и пишут их для читателей, а не для самоутверждения».

«Я считаю, что литература «учит жизни», так как в каждом литературном произведении заложен нравственный смысл. Литература помогает мне духовно развиваться. В литературных классических произведениях всегда побеждает добро, а ложь и подлость всегда раскрываются. Во многом благодаря литературе, я научилась совершать нравственные поступки. Литература всегда учит благородству и духовности».

«Мне кажется, что без литературы в наше время не прожить. Ведь мы учимся на книгах. Без них скучно. Мы вычитываем из них много увлекательного, интересного, познавательного и полезного для нас. Каждая книга – это своя жизнь. Книги помогают нам жить. Есть даже такое стихотворение Д. Кугультинова, в котором показано значение литературы в жизни автора. Мне близок и понятен смысл стихотворения:

В моем шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом…

И ты вошел, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдешь…

В.Г. Белинский писал: «Изучать поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их… Пережить творения поэта - значит переносить, перечувствовать в душе своей богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостью, их торжеством, их надеждами.

Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком». Так критик отзывался о Пушкине. А.С. Пушкин – великий поэт. У него прекрасные поэмы, они мне очень нравятся, в них, «он сумел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества». Пушкин – мой любимый поэт».

Таким образом, в своих высказываниях учащиеся обнаруживают достаточно зрелые представления о значении искусства в жизни человека, осознают нравственное значение литературных произведений. Отраден тот факт, что ребята любят и ценят классику, понимают ее непреходящее значение, актуальность для сегодняшних читателей. Данные анкетирования позволяют судить об уровне читательских интересов детей, об особенностях восприятия ими литературных произведений. Проведение подобных анкет является методикой, позволяющей активизировать самоанализ, самооценку учащихся, дает возможность детям поразмышлять о роли литературы в их жизни. А, как известно, активизация форм самооценки, самоанализа, самовоспитания является важнейшей составляющей механизма формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы.

Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла.

Экспериментально исследование подтверждает, что процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников структурно состоит из таких компонентов, как: мотивационный, содержательный и деятельностный. Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.


 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Мы, школьники, «учимся жизни», читая книги школьной программы

Мы, школьники, «учимся жизни», читая книги школьной программы

Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком»

Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021