ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Оценка 4.7
docx
13.11.2023
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
научная статья
Барабаш Е. статья.docx

Е.В. Барабаш

магистрант

ФГБОУ ВО «Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого», г. Тула

 

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Аннотация. Формирование функциональной грамотности школьников (далее ФГ) – одна из наиболее важных задач преподавателя, которая отражена в обновленном содержании ФГОС НОО, а также основного общего образования. Решение этой задачи сопровождается системным научно-методическим сопровождением, ставшее доступным и качественным благодаря цифровизации образования.

Ключевые работа слова: младший школьник, формирование, глобальные компетенции, начальная школа, задания.

Annotation.The formation of functional literacy of schoolchildren (hereinafter referred to as FL) is one of the most important tasks of a teacher, which is reflected in the updated content of the Federal State Educational Standard of Primary General Education, as well as Basic General Education. The solution of this problem is accompanied by systematic scientific methodological support, which has become accessible and of high quality due to the digitalization of education.

 

Keywords work words: primary school students, formation, global competencies,  primary school, assignments.

 

Начальная школа, это начало пути, в том числе пути закладывания мысли, как этот путь будет начат, настолько думающих выпускников мы получим, соответственно из этого и сложится наше общее будущее. Формирование у учащихся глобальных компетенций в современном образовании определено осознанием вызовов времени, связанных с жизнью в глобальном сообществе.

Формирование у младших школьников глобальных компетенций способствует развитию аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей – один из самых важных мягких навыков в современном мире.

Проблему формирования глобальных компетенций изучали Т. В. Коваль, С. Е. Дюкова, Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.[3]

Глобальная компетентность имеет собственное предметное содержание, ценностную основу и нацелена на формирование мягких навыков. Глобальные компетенции отражают способность школьника работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней [2].

Причин для особенного внимания к развитию глобальных компетенций несколько. В их числе:

– содержание начального обучения включает знания, умения, а также навыки, которые необходимы для наиболее успешного старта системного формирования глобальных компетенций;

– педагогическая диагностика, разработанная ИСРО РАО для оценивания глобальных компетенций у детей заканчивающих начальную школу, демонстрирует недостаточную степень их сформированности;

– учителя начальных классов, довольно часто, не видят возможностей содержания начального образования, не владеют педагогическими приемами формирования глобальных компетенций учащихся.

Как сказал Элвин Тоффлер: «В XXI веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» [1].

Что же такое «Глобальные компетенции»? Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений [5].

Целенаправленное формирование глобальных компетенций связано с реализацией требований ФГОС НОО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности образовательного учреждения [5].

Глобальные компетенции рассматриваются как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков [2].

Целенаправленное формирование данного вида функциональной грамотности позволит реализовать потребности социализации личности в современном мире.

Задача формирования у младших школьников глобальных компетенций может реально стать объединяющим, интегрирующим началом для преподавателей разных предметов, всех педагогов одной образовательной организации, школ, реализующих передовые образовательные практики. Такая интеграция объективно будет способствовать преодолению серьезного, противоречия между, с одной стороны, традиционно реализующимся предметным преподаванием и достаточно выраженной разрозненностью образовательных результатов, формирующихся в рамках отдельных предметов, а с другой стороны, задачей целостного и гармоничного развития ребенка в его подготовке к реальной жизни.

Глобальные компетенции можно определить как многомерную способность, включающую в себя:

- способность изучать глобальные и межкультурные проблемы;

- понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения;

- успешно и уважительно взаимодействовать с другими;

-принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.

Ценностно-смысловой компонент глобальных компетенций определяется наличием читательского кругозора, знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль самостоятельно, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.

На уроке литературного чтения младшие школьники учатся работать с книгой, читать и пересказывать текст полностью, выборочно или кратко, выделять главные слова. Пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели, формировать идейный смысл произведения.

Организация бесед-дискуссий о прочитанном произведении направлена на формирование умений размышлять, высказывать свое мнение, задавать вопросы по содержанию прочитанного. В ходе дискуссии, поисках ответов на свои же вопросы, учащиеся вновь обращаются к тексту, постепенно накапливая материал для последующего пересказа.

Прием устного словесного рисования помогает младшим школьникам воображать прочитанное и как бы видеть его наяву, усматривать за словами картины и образы, без труда называть тему любого эпизода или ситуации и представлять детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Можете привести конкретный пример. Конкретное произведение

Читая стихотворение С. Михалкова «Мой щенок», оно учит заботиться о животных, помогать им и выручать с беды. Приобщает ответственность за питомцев, сочувствие и сострадание. Прочитав это стихотворение, учащиеся сказали, что любое домашнее животное может стать причиной беспокойства и переживания. Ученики с радостью вырисовывали словесный портрет и придумывали продолжение стихотворения.

Я не бегаю к врачу-

Я сама его лечу.

Не кричу и не шучу.

А лечу его, лечу.

Мажу носик, мажу глазки

И рассказываю сказки

Формирование глобальных компетенций – это составная часть целостного образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей и родителей.

Начальная школа закладывает основу формирования глобальных компетенций, в процессе решения ситуационных задач младшие школьники овладевают способностью думать, анализировать, докапываться до истины, размышлять о том «Почему?», мыслить широко.

Список литература

1. Камберленд  Н. Не жалей ни о чем. И еще 99 правил счастливых людей/ Н. Камберленд. Манн, Иванов и Фербер, 2017 г. 432 с.

2. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции – новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112-123.

3. Лазебникова А. Ю., Коваль Т. В., Королькова Е. С. Подходы к оцениванию учебных достижений учащихся: отечественный и зарубежный опыт // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. междунар. науч-практ. конф. / под ред. С. В. Ивановой. М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2018. С. 643-653.

4. Лесев В. Н. Глобальные компетенции: их роль и значение/ В. Н. Лесев, Р. А. Валеева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — №12 (114) Часть 3. — С. 65—67.

5. PISA 2018 Global Competence // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ pisa/pisa-2018-global-competence.htm


 

Е.В. Барабаш магистрант ФГБОУ

Е.В. Барабаш магистрант ФГБОУ

Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления

Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления

Что же такое «Глобальные компетенции»?

Что же такое «Глобальные компетенции»?

Ценностно-смысловой компонент глобальных компетенций определяется наличием читательского кругозора, знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия…

Ценностно-смысловой компонент глобальных компетенций определяется наличием читательского кругозора, знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия…

Читая стихотворение С. Михалкова «Мой щенок», оно учит заботиться о животных, помогать им и выручать с беды

Читая стихотворение С. Михалкова «Мой щенок», оно учит заботиться о животных, помогать им и выручать с беды

С. В. Ивановой. М.: Институт стратегии развития образования

С. В. Ивановой. М.: Институт стратегии развития образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2023