Формирование у студентов информационной компетенции на уроках информатики через профессиональную направленность
Оценка 4.7

Формирование у студентов информационной компетенции на уроках информатики через профессиональную направленность

Оценка 4.7
docx
24.06.2024
Формирование у студентов информационной компетенции на уроках информатики через профессиональную направленность
Формирование ИКТ через профнапрвленность.docx

Формирование у студентов информационной компетенции на уроках информатики через профессиональную направленность.

Современная система профессионального образования - основа эффективного развития экономики региона, качество выпускников, культура трудовой деятельности напрямую отражается на продукции и услугах, оказываемых в регионе. Задача системы - обеспечить экономику качественными кадрами, что позволит предприятиям, региону быть конкурентоспособными. Развитие производства и социальной сферы в условиях глобальных процессов технологизации и информатизации требует подготовки специалистов, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний, общих и профессиональных компетенций.

Сегодня для того, чтобы преуспеть человек должен обладать способностью к осуществлению разумного выбора, к принятию и исполнению решений в полностью новых для него, неожиданных ситуациях и средах, способностью постоянно учиться и самообразовываться.

Прежде всего, это требует умения и навыков поиска информации, ее анализа, распространения и представления другим людям, способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие высказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без владения информационными и коммуникационными компетенциями.

В ФГОС одной из общих компетенций является компетенция, способствующая развитию коммуникативных умений: работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Интеграции дисциплины «Информатика» с содержанием профессионального цикла способствует формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, а также способствует развитию коммуникативных умений.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Главная цель интеграции – создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.

Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса.

Для привития обучающимся навыков рационального использования компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности использую на уроках информатики задания с межпредметными связями и с профессиональной направленностью.

Например, то теме системы счисления студентам предлагается не просто переводить числа из одной системы счисления в другую, а задания на составление слов, пословиц и поговорок, изображения электрических схем в системе координат – построенных по точкам, затем определить какой вид электрической цепи получился (последовательный или параллельный), сравнить числа (где прослеживается связь с дисциплиной математика). Некоторые задания были продемонстрированы в прошлом году на открытом уроке.

По теме кодирование информации со студентами разбираем типы шифрования, дешифрования данных, соответственно штрих и кю ар коды их расшифровка и создание. Задания по кодированию пересекаются с профессиями продавец, специальностями коммерция и экономика и бухучет.

Широкое поле деятельности, где прослеживается взаимосвязь с различными профессиями можно применить, изучая возможности программы MS Excel:

·      Профессия повар: рассчитывается суточный рацион человека, выполняется калькуляция блюд, проводится исследование комплексного меню;

·      Специальность экономика и бухучет: выполняется расчет заработной платы (используя относительные и абсолютные ссылки), премиальные выплаты, в зависимости от процентов, производится фильтр данных, выборка данных по различным условиям. Производят сравнительную характеристику анализируя построенные диаграммы.

·      Профессия автомеханик: производится расчет стоимости топлива в зависимости от пробега автомобиля.

В программе MS Word:

Повара оформляют меню столовой, используя маркированные и нумерованные списки; автомеханики создают план – схему предприятия; электромонтеры – изображают электрические схемы; экономика и бухучет – заполняют счет – фактуру. Также подбирается текст, связанный с профессией и ряд картинок, которые необходимо распределить по абзацам, выполняя условия задания (обтекание текста, стиль оформления картинок, разделение текста на колонки, форматирование и редактирование текста, настройка гиперсылок)

В программе MS Power Point студенты создают презентации – реклама своей профессии

 С этого учебного года мы работаем по новым программам, где рекомендовано включить 2 модуля профессионально-ориентированного содержания.

Для профессий технического профиля включены модули: Аналитика и визуализация данных на Python. Студентам предлагаются различные задания на программирование, например: создайте программу записи на техническое обслуживание. Программа должна позволять клиентам записываться на свободное время, отменять запись, следить, чтобы клиенты не пересекались.

Модуль - графический редактор гимп, где обучающиеся выполняют тюнинг и модернизацию автомобиля.

Для социально экономического профиля - модуль по созданию сайта на платформе Тильда. Соответственно для специальности экономика и бухучет – задание – разработать интернет – магазин. И для его оформления сначала изучается модуль «графический редактор гимп».

Конкретные и практически-значимые задачи позволяют более успешно изучать материал. Сильной мотивационной основой для обучающихся является работа над заданиями по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющая предложить обучающимся с интересом изучать материал, знакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Систематическое использование подобных заданий при решении учебных задач способствует закреплению знаний и умений обучающихся. Позволяет формировать у них такие профессиональные качества, как умение оперативного сбора, обработки, хранения и передачи информации; перенос технологий из одной предметной области в другую, способность к сотрудничеству и взаимодействию с другими людьми, умение работать в составе группы и, самое главное умение учиться, заниматься самообразованием, использовать компьютерные технологии для приобретения все новых и новых знаний.

На уроках я практикую групповую форму работы, что способствует формированию коммуникативных умений. Большую помощь в этом вопросе оказывают современные сервисы Интернет (Web 2.0).

Для групповой проектной работы на помощь приходят сервисы Web 2.0. С их помощью можно организовать совместную коллективную деятельность обучающихся, совместное создание презентаций, карт знаний, схем, лент времени и т.д. Например, на уроке обучающимся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» даётся задание найти в Интернете разные определения понятия «мехатроника», записать их в совместную таблицу, обязательно указав ссылку на источник. Необходимо, чтобы найденные определения по возможности были разными. Следующее задание заключается в том, чтобы студенты нашли ключевые слова в определении и выделили их цветом. Далее проводится обсуждение найденных определений. Цель этого обсуждения – найти общее во всех определениях, обобщить и написать итоговое определение. С помощью данной учебной ситуации мы не только формируем умение  определять понятия, но и показываем студентам необходимость рассмотрения не одного, а нескольких источников для поиска информации.
Использование сервисов Веб 2.0 направлено на организацию совместной деятельности, формирование коммуникативных умений, мы в таблице видим результат работы каждого, имеем возможность обратиться к любому из найденных студентами определений при обсуждении. При использовании сервиса «Лента времени» обучающимся даётся задание найти в Интернете материал по теме, например, «История создания автомобиля», результатом коллективной работы является лента времени.

Часто практикуется групповая форма создания презентаций, в сервисе Google. Темы исследовательских проектов также связаны с содержанием профессионального цикла. «Надо ли повару дружить с компьютером?», «Компьютер на службе автомеханика» и др.

Применение заданий с профессиональной направленностью показывают, что обучающиеся более быстро усваивают новый материал, развивается логика мышления, профессиональный и общеобразовательный цикл обучающиеся познают в своем многообразии и единстве, повышается умение сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми, и как следствие, у них повышается уровень образованности.

Используя в своей педагогической деятельности межпредметные связи, связь с выбранной профессией -  мы поможем обучающимся увидеть красоту, многогранность и целостность окружающего мира, сформировать коммуникативные умения.


 

Формирование у студентов информационной компетенции на уроках информатики через профессиональную направленность

Формирование у студентов информационной компетенции на уроках информатики через профессиональную направленность

Некоторые задания были продемонстрированы в прошлом году на открытом уроке

Некоторые задания были продемонстрированы в прошлом году на открытом уроке

Систематическое использование подобных заданий при решении учебных задач способствует закреплению знаний и умений обучающихся

Систематическое использование подобных заданий при решении учебных задач способствует закреплению знаний и умений обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024