лучшедома
Формирование у учащихся позитивного отношения к нравственным ценностям

Формирование у учащихся позитивного отношения к нравственным ценностям

Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
5 кл—6 кл
22.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Формирование у учащихся позитивного отношения к нравственным ценностям.doc

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Многопрофильный лицей города Димитровграда

Ульяновской области»

 

Формирование у учащихся позитивного отношения к нравственным ценностям

 

Направление: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Номинация: методическая разработка

Автор Незговорова Татьяна Вениаминовна, учитель русского языка и литературы

 

                                                                          Развитие добродетелей нужно начинать с самых

юных лет, прежде чем порок овладеет душой.

Я.А.Коменский

 

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном и гражданском становлении.

Уже само определение воспитания как процесса основано на том, что всякая воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она создает условия для развития и становления личности ребенка, его лучших человеческих качеств.

Основу содержания процесса  нравственного воспитания ребенка должен составлять его личностный опыт, в котором есть свои ценности и смысл, умения и способности, социальные навыки и способы поведения.

По мнению В.А.Сухомлинского, «воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование  отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».

Основным содержанием нравственного воспитания В.А.Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как:

·         идейность;

·         гуманизм;

·         гражданственность;

·         ответственность;

·         трудолюбие;

·         благородство;

·         умение управлять собой.

Каждая эпоха выдвигает свои концепции образования и воспитания, различные способы, методы и формы воспитательной работы, хотя главной задачей всегда являлось воспитание человека высокой нравственности.

В последние годы многие педагогические коллективы моделируют и строят в своих образовательных учреждениях воспитательные системы гуманистического типа. Одним из важнейших элементов таких воспитательных систем является деятельность классного руководителя по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы (педагогическая поддержка). От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно способствовать разрешению проблемной ситуации, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности, на реализацию базовой потребности растущего человека – стать и быть самим собой.

В настоящее время в школах могут разрабатываться различные программы воспитания: общие и целевые, ориентированные на решение каких-либо конкретных, актуальных для школы или отдельного класса проблем. Но обязательно должны быть созданы условия для формирования нравственных ценностей в процессе становления личности. Методологическими ориентирами при таком подходе к работе классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей являются:

*  воспитание нравственных ценностей как главного в личности;

* гуманистическая направленность воспитания, где личность выступает «мерой всех вещей».

Нравственные ценности, которые должны быть восприняты учащимися пятого класса: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость, толерантность. Главная их характеристика – ориентация на добро.

Чтобы нравственные ценности были приняты личностью, необходимо:

* приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и ценностям русской национальной культуры;

* повышение роли ученического самоуправления;

* участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел для перспективного развития учащихся и классного коллектива.

Из этого вытекают задачи воспитательной системы класса, ориентированной на усвоение нравственных ценностей:

* развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно ориентированного воспитания;

* Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении пятиклассников через возрождение народных обычаев, семейных традиций;

* создание условий для нравственного самовыражения личности;

* развитие и динамика становления субъект-объектных отношений между членами классного коллектива;

* педагогическая поддержка личности;

* построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива.

Коллектив класса – достаточно сложное и постоянно меняющееся явление. Правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательной работы классным руководителем со своими воспитанниками во многом зависит от наличия у него достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах, проходящих в классном коллективе, и развитии его членов.

В рамках современной школы осуществляется постоянная диагностика уровней обучаемости,  обученности, развития сферы мотивации учащихся, уровня воспитанности, занятости во внеурочное время. Однако отследить взаимосвязь процесса обучения и процессов социализации (как позитивной, так и негативной) пока не удавалось, хотя априори такая взаимосвязь существует. Кроме осуществления диагностики, перед педагогами, учениками и родителями, социальными учреждениями поставлена задача создания модели взаимодействия школы и различных социальных институтов с целью повышения мотивации обучения, создания благоприятной среды в которой будет развиваться творческая успешная личность.

Данная программа была составлена по результатам диагностики учащихся пятого класса Б с целью выявления уровня сформированности позитивного или негативного отношения к нравственным ценностям. (Результаты приведены в таблице 1.)

Диагностика показала, что у пятиклассников по состоянию на начало учебного года хорошо сформированы положительные ценностные отношения к Родине, земле, труду, учебе, здоровью, семье. Менее всего сформировано положительное отношение к себе, к другим людям, людям другой национальности, культуры и веры.

Свою задачу классный руководитель видит в создании условий для развития коммуникативной культуры учащихся, в формировании положительной позиции по отношению к окружающим людям и себе. В педагогической деятельности могут быть использованы различные методы и формы работы: беседа, ролевая и деловая игра, анкетирование с последующей рефлексией, коллективное творческое дело, театрализованное представление и т.д.

Классным руководителем разработана «Программа личностного роста учащихся», в которой особое внимание уделено формированию позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

 

Тема

Цели и задачи

Формы и методы организации

1

Кто я? Какой я?

Способствовать выявлению индивидуальных черт характера, сплочению коллектива. Развивать интерес к себе как к личности

Анкетирование.

Интеллектуальный марафон.

2

Я и мое имя

Способствовать воспитанию нравственного отношения друг к другу, развитию интереса к себе и окружающим людям.

Беседа. Игра. Викторина.

3

Наши таланты

Содействовать развитию уверенности в своих способностях и интересу к одноклассникам и их родителям.

Презентация. Мероприятие проводится совместно  с родителями.

4

Спектакль «Снегурочка». Новогодняя сказка о вреде чрезмерного увлечения ТВ.

Способствовать сплочению коллектива общим делом. Помощь в осознании личностных качеств учащихся.

Праздник. Инсценирование сказки.

5

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями - много»

Содействовать формированию дружного классного коллектива. Дружба как нравственная ценность

Анкетирование. Работа в группах. Составление памятки «Правила дружбы»

6

Будьте милосердными!

Способствовать формированию доброжелательного отношения к другим людям, готовности прийти на помощь. Милосердие как нравственная ценность.

Ролевая игра. Творческие задания группам учащихся. Чтение художественной литературы.

7

О жадности и жадинах.

Способствовать формированию потребности преодоления в себе негативных качеств характера, развитию умения анализировать свои поступки.

Анализ игровых ситуаций. Анкетирование. Конкурс карикатур.

8

Как делается газета.

Формирование умения оценивать и проявлять свои способности, работать в группе, брать ответственность на себя.

КТД. Деловая игра. Создание газеты о добрых делах учащихся класса.

9

Семья моя – мой талисман

Способствовать формированию уважительного отношения к своей семье, родным. Развивать эмпатию, положительные эмоции.

Праздник. Проводится совместно с родителями. Подведение итогов года и конкурса «Письмо моим родителям»

 

 

Приложения к тематическому плану «Формирование у учащихся позитивного отношения к себе и к окружающему миру».

 

1. АНКЕТА. Я в семье

 

Вопрос

Ответ (приведены возможные ответы)

1. Какая (какой) ты дочь (сын)?

Я помогаю маме в делах по работе, по хозяйству. Бываю упрямая, вредная, но чаще хорошая и послушная. Иногда расстраиваю маму по пустякам.

2. Какая (какой) ты внучка (внук)?

Помогаю бабушке во всем, что она попросит, хотя и не всегда откликаюсь сразу.

3. Какая (какой) ты сестра (брат)?

Я очень хорошая сестра. Я играю с братом (сестрой) во всякие игры. Хожу с ним (ней) гулять, сижу с ним в выходные, если мама на работе.

4.Какая (какой) ты родственница (родственник)?

Я с родными не ругаюсь и не спорю. Когда они к нам приходят, я стараюсь их развеселить и угощаю чаем.

 

2. АНКЕТА. Знаешь ли ты?

 

Классный руководитель предлагает всем ответить на вопросы:

1.Где живет твой сосед (соседка) по парте?

2. Есть ли у него (нее) брат, сестра?

3. Когда у него (нее) день рождения?

4. Есть ли у него (нее) дома какие-либо животные?

5. Какие школьные предметы (уроки) ему (ей) нравятся больше всего?

6. С кем он (она) дружит в классе?

7. С кем он (она) дружит во дворе?

Если ученик не знает ответ на какой-либо вопрос, он каким-либо образом помечает его номер.  Давать полные ответы на вопросы не обязательно.

 

3. АНКЕТА. Какие качества мы особенно ценим в друзьях, в соседях? В себе?

 

Классный руководитель предлагает учащимся разделить лист на 2 части. В одной каждый записывает качества, которые он (она) особенно ценит в своем соседе по парте. В другой записывают качества, за которые их уважают другие. Ответы в графах сравнивают и делают выводы.

 

4. Ситуативная игра.

 

 Классный руководитель организует работу в группах по 4 человека. Им предлагается обсудить некоторые конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в классе, и предложить выход из этих ситуаций. Например:

1.      Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил…

2.      Раздавая тетради, дежурный положил по ошибке чужую тетрадь на твою парту. Твои слова, действия…

3.      Ты нечаянно, но сильно толкнул одноклассника…

4.      Кто-то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно…

5.      Тебя посадили за одну парту с тем, кто тебе не симпатичен…

6.      Ты бегал по классу и смахнул со стола одноклассника книгу, тетрадь…Что ты будешь делать дальше?

7.      Ты услышал, что над тобой смеются, рассказывают глупости…

8.      Тебя обидно обозвали…

9.      Одноклассник говорит тебе, что плохо себя чувствует. Как ты поступишь? Что ответишь?

10.  Одноклассник длительное время отсутствует в школе (например, болеет)…

 

 5. Правила дружбы.

 

*  Помогать друг другу

*  Не помнить долго обиду

* Делиться друг с другом

* Не мелочиться

* Доверять друг другу

* Защищать друг друга

* Быть терпимым

* Быть доброжелательным

* Быть сдержанным

* Не завидовать

* Быть честным

 

6. Классный час «Будьте милосердными»

 

Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, больным, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.

1. Групповая работа – творческое задание «Солнце человечности». Группы рисуют солнце, у которого каждый луч посвящен человеку, который в трудную минуту проявил человечность по отношению к участнику группы. Затем учащиеся рассказывают о своих лучах. Из работ делается выставка.

2. Ролевая игра «Кто спасется». Выбираются 5-6 игроков-путешественников, которым нужно вместе «пересечь пустыню». Среди них старик, мать с ребенком, молодой мужчина, девочка, местный житель и т.д. На карточках, число которых в 5 раз больше числа игроков, написаны названия предметов или животных, которые по-разному могут быть полезными в путешествии. Игроки берут от 1 до 3 карточек и говорят, как и почему они поступят с каждым предметом, который им достался: не возьмут, возьмут только для себя или отдадут другому. Судьи (остальные учащиеся) решают, правильно ли поступают игроки. «Пустыня» пройдена, и начинается обсуждение вместе с учителем, как доброта и милосердие, проявленные участниками игры, помогли всем успешно завершить путешествие.

3.  Беседа по вопросам.

Стоит ли в наше время быть милосердным?

Кому милосердие и сострадание нужны больше всего?

Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках? Если стоит, то как это сделать?

Нужно ли ждать благодарности за проявленное милосердие?

Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?

Легко ли вам проявить милосердие, к кому и в каких ситуациях?

Есть ли люди не достойные милосердия?

4. В мире создано множество легенд и сказок о милосердии. Подготовленные учащиеся рассказывают или зачитывают легенду «О милосердном самарянине», сказку «Ключ врага милосердного», другие. Помощь в подборе литературы оказывают родители.

5. Беседа по вопросам. Приводится пример сказки «Ключ врага милосердного»:

Почему старик проявил милосердие?

Как бы вы поступили на месте молодого араба?

Можно ли было найти выход, чтобы спастись вдвоем?

Почему там, где умер милосердный старик, возник оазис?

Представьте, что в пустыне у вас кончилась вода. Что вы предпримете?

6. Творческое задание «Оазис милосердия». Представьте, что каждый милосердный поступок  расширяет оазис в пустыне, добавляет в нем источник воды, дерево, строение. Нарисуйте такой оазис и расскажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни исчезли. Возможно ли это?

7. Творческое задание «Проект помощи»

«Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принадлежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное образование и находиться на разных ступеньках социальной лестницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо любить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи» (Мать Тереза)

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа составляет проект деятельности благотворительной организации. Дети должны рассказать:

Как будет называться их организация?

Кому они собираются помогать?

На каких условиях будут в их организации работать люди?

Кто будет ее финансировать?

Какими способами они будут оказывать помощь?

После представления всех организаций класс обсуждает, какой проект может быть осуществлен в рамках школы. На его основе составляется общий план благотворительной деятельности, который оформляется, вывешивается на стенд. Ребята приступают к его выполнению.

 

7. Классный час «Ты и твое имя»

 

1.Учитель задает вопрос: «Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?». Следуют ответы учащихся.

2. Беседа по теме классного часа. Вы видите, что ваши друзья се разные. Вы знаете, кто из них веселый, кто добрый, кто упрямый, кто молчаливый; кто любит читать, кто – фильмы, компьютер, животных, цветы… То есть у каждого человека есть свои особенности, которые отличают его от всех людей. Эти отличительные качества называются индивидуальностью. «Индивидуум» по-латыни значит «отдельный человек».

Посмотрим статью 8 Конвенции о правах ребенка ООН. Учащиеся зачитывают содержание статьи.

Итак, мы выяснили, что у каждого человека есть свое имя. Имена учащихся класса на сердечках вывешиваются на доске.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Каких вы знаете знаменитых людей, у которых такое же имя, как и у вас?

Назовите книги, фильмы, песни, герои которых имеют такое же имя, как и у вас.

Что вы знаете о своих именах, о их происхождении?

Как возникли имена? На этот вопрос отвечает учитель. В древности люди давали своим детям имена, которые в их языке являлись названиями предметов, растений, животных, явлений природы. Именем становилось наиболее подходящее к характеру ребенка слово. Считалось, что имя обладает таинственной, магической силой, служит заклинанием, талисманом, оберегом от разных бед.

Большинство наших обычных имен, которые мы считаем русскими, имеет иноязычное происхождение: греческое, латинское, древнееврейское, арабское, персидское, древнегерманское,  и лишь немногие – славянское.

Учащиеся берут сердечки со своими именами и объясняют их происхождение и значение.

3. Затем зачитывается п. 1 статьи 58 Семейного кодекса РФ о праве ребенка на имя.

Итак, имя есть у каждого человека. Но у каждого человека есть и свое лицо, отличающееся от лиц других людей (если они не близнецы). От слова «лицо» происходит слово «личность».

Чем ярче проявляется индивидуальность, тем человек духовно богаче.

Учащимся предлагается подумать над вопросами:

Почему конвенция ООН защищает право ребенка на индивидуальность?

Зачем и от кого нужно защищать свою индивидуальность?

Кто такие граждане?

Большинство вопросов в мире за детей решают старшие. Конвенция помогает одним взрослым – добрым и справедливым – защищать каждого ребенка от других взрослых – злых, бессердечных, равнодушных.  Чем раньше человек разовьется и станет личностью, тем раньше он станет независимым. Каждый должен сам приложить усилия к тому, чтобы стать таким, каким он хочет себя видеть. Для этого нужно сохранить свою индивидуальность, свои особенности и способности.

4. Подведение итогов.

 Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что человек с самого рождения обладает правами. По мере взросления он все более начинает чувствовать и осознавать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решить только сам.

Конвенция помогает созданию свободного общества. Индивидуальность – это великий дар природы. Способности каждого из вас – это будущее богатство нашего народа. Вот почему конвенция дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинства личности.

 

8. Внеурочное занятие. Деловая игра «Как делается газета»

Целью является не только знакомство с деятельностью одного из самых популярных средств массовой информации, не только постижение тайн издательского дела на примере реальной детской газеты, но и приобщение детей к творчеству, раскрытие и совершенствование писательского мастерства. Итогом игры должен быть коллективный выпуск классной газеты.

1. Мероприятию предшествуют:

·         урок русского языка, посвященный изучению газетной лексики, знакомству с публицистическим стилем изложения и составлению толкового словарика журналиста (такие слова как репортаж, редакция, корреспондент, интервью, обзор, очерк, статья, тираж и т.д.).

·         Экскурсия в редакцию газеты и типографию.

·         Конкурс на лучшее название, эмблему классной газеты.

·         Сбор писем и рисунков для будущей газеты.

Учащиеся разбиваются по желанию на группы: корреспонденты, репортеры, художники, отделы редакции, корректоры, редактор с редколлегией. Каждая группа занимает отведенное для нее место с соответствующей табличкой.

2. Учащиеся отвечают на вопросы:

Вы читаете газеты?

Есть ли у вас любимые газеты?

Вы видели, как печатают газету?

Как ее готовят к печати? Трудно это или легко?

Вообще – что такое газета?

Кто работает в редакции и типографии?

3. Группы начинают работу. Корреспонденты пишут короткие заметки по заданию редакции. Репортеры берут интервью, пишут репортажи о добрых делах класса. Художники рисуют иллюстрации. Отделы редакции обрабатывают полученные письма, составляют обзор. Корректорская группа просматривает все материалы и исправляет ошибки.

4. Редколлегия отбирает лучшие материалы, и дизайнеры оформляют газету.

5. Газета готова. Выступает приглашенный журналист, оценивает работу редколлегии, рассказывает о своей работе в настоящей газете.

 

Также классным руководителем совместно с детским отделом библиотеки ГНЦ НИИАР организована для учащихся класса «Школа хороших манер», разработан цикл интерактивных бесед на весь учебный год:

1.      Этикет – правила хорошего тона.

2.      Секреты вежливости

3.      Мы в школе

4.      Все начинается с внешнего облика (По одежке встречают).

5.      Слушать – тоже общаться.

6.      Как можно прощаться, поздравлять, извиняться, просить, приглашать, советовать, выражать сочувствие.

7.      Мы идем в театр, кино

8.      Этикет и магазин, автобус.

9.      Ждем гостей. Заключительное занятие с сервировкой стола и угощением.

 

Итак, нравственное воспитание осуществляется на уроках, внеклассных мероприятиях, в семье, в социуме. Воспитывает все: как взрослые общаются друг с другом и с детьми, доброжелательны ли они, как относятся к родине, своим обязанностям, к детям своим и чужим, к труду.

Внеклассные мероприятия заставляют задуматься, будят лучшее в ребенке, стимулируют интерес  и творческое начало в человеке. Именно такие мероприятия дают возможность увидеть в ребенке то, что впоследствии станет его характеристикой, его сутью. Внеклассные мероприятия должны быть такими, чтобы в ходе их учащиеся моделировали свои поступки, проигрывали ситуации, которые они, возможно, встретят в реальной будущей жизни.

Необходимо строить воспитательную работу в  классе таким образом, чтобы будить лучшие мысли, чувства и стремления; не устраивать «спектакли» назидания и демонстрации негативных фактов. Именно такие внеклассные мероприятия будут способны научить ребенка любить себя, свою семью, школу, окружающих людей, Отечество. Классный руководитель должен помнить, что человек – произведение культуры того социума, в котором он формируется. Именно социум задает ему  программу, с помощью которой он формирует свой собственный мир. Дело человека состоит в том, чтобы выбрать те возможности, которые согласуются с его внутренним миром, но при этом помнить о том, что жизнь может иметь смысл и содержание, если человек умеет:

·         Быть открытым, может выходить за пределы своей личности;

·         Понимать другого человека и его точку зрения;

·         Проявлять способность эмпатически разделять тяготы и радости другого человека без расчета на взаимность с его стороны;

·         Быть великодушным к другому человеку без расчета на взаимность с его стороны;

·         Быть верным другом на протяжении всей своей жизни.

Поэт К.Михеев так выразил весь смысл жизни человека и его нравственную воспитанность, становление человеческой личности: «Что может быть страшнее смерти? Жизнь при отсутствии сюжета».

Задача учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы не только знать о личностном развитии школьников, о тех ролях, которые они смогут сыграть во взрослой жизни, но и использовать свои педагогические знания и умения для построения неформальной воспитательной системы, способной помочь ребенку состояться умственно и нравственно. Но при этом взрослые, которые занимаются процессом воспитания нравственности, должны сами быть примером ребенку, иначе воспитание не только не будет иметь нужного результата, но и будет способствовать скорее разрушению, чем развитию и совершенствованию. Эту мысль достаточно справедливо высказал К.Д.Ушинский: «Лучше не говорить вовсе ребенку той или иной высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока…»

Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. Сравнивая результаты начала и конца учебного года, учитель видит тот шаг вперед, который сделали учащиеся класса в изменении отношения к окружающим людям и себе.

 

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                          Н.И.Дереклеева. Классные часы по теме «Нравственность». 5 класс. М.: «5 за знания», 2006.

2.                          В.А.Великородная, О.Е.Жиренко, Т.М.Кумицкая. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2006.

3.                          Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. Классные часы. 5-9 классы. М.: ВАКО, 2006

4.                          Лисица Т.Н. Испечем пирог дружбы./Классный руководитель, 2007, № 1с. 36-40.

5.                          Ерина Э.Г., Лаврентьева Л.И. Этика. Программа классных часов для учащихся 5-11 класов/Классный руководитель, 2007, № 3, с.74-76.

6.                          В.Е.Гольдин. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1993.

7.                          С.П.Кожан. Формула чудес, или вежливость на все времена. Петропавловск-Камчатский, ПРИК «Пресса», 1991.

8.                          http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6626-uchebno-vospitatelnaja-rabota-v-shkole.html

9.                          Классному руководителю - База разработок - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

10.                      http://pedsovet.su/load/10


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)