Формирование учебной мотивации на уроках географии и во внеурочное время
«Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность»
Бернард Шоу.
География – этот тот школьный предмет, где ученик способен индивидуально находить информацию, делать неординарные выводы, отыскивать пути заключения локальных, региональных и в том числе массовых задач передового становления цивилизации.
География как учебная дисциплина имеет уникальные возможности, которые позволяют развивать свойства личности, такие как искусство узнавать и думать, искусство общения и речи, предрасположенность к самореализации. Но как устроить так, чтобы втянуть в процесс познания всех учащихся, чтобы любой из них имел вероятность воспринимать, рассуждать, обмениваться имеющимися познаниями и опытом? Решение данной проблемы вызвало необходимость использования новых технологий в работе.
Данный вопрос и считается целью предоставленного доклада:
- познакомить со способами и методами развития исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения географии.
Задачи: 1. Познакомить с приемами вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность, обучить учащихся на примере современных задач и явлений, наблюдаемых в обычной жизни;
2. Обучать приемам географической деятельности - поиску ответов на вопросы, видению и комментарию всевозможных ситуаций и задач, оценочной работы, способам общественного обсуждения, умению излагать и защищать собственную точку зрения
3.Помогать применять различные источники информации, способы ее классификации, сравнения, анализа;
4. Подкреплять знания практическими делами, применяя своеобразные для географии способы сбора, анализа и обобщения информации.
Главные методы, применяемые при обучении учебному исследованию:
- метод вживания – учащийся пробует «вселиться» в изучаемый объект, постичь его изнутри. Применим для исследования объектов окружающего мира;
- метод эвристических вопросов. Применим для отыскания сведений о каком-либо мероприятии или же объекте. Задаются 7 главных вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?
- метод эвристического исследования. Цель метода – обучить ребят добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;
- метод эвристического изучения. Учащимся предлагается самостоятельно изучать данный объект по следующему плану: цели изучения – прецеденты об объекте – эксперименты – новые прецеденты – образовавшиеся вопросы и проблемы – предположения– рефлексивные суждения – итоги;
- метод «Если бы…» - учащимся предлагается составить описание того, что может случиться, в случае если в мире что-нибудь поменяется, к примеру, пропадут все растения, свалится метеор, весь народ переселится на Луну.
Научно-исследовательскую работу обучающихся на уроке и во внеурочное время поделила на несколько видов.
На учебном занятии:
- использование исследовательского метода изучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время:
- написание исследовательской работы, работа на факультативах, спецкурсах и кружках, исследовательские экспедиции, олимпиады и состязания, научно-практические конференции, учебные проекты.
Исследовательская работа обучающихся на учебном занятии.
Решение исследовательской задачи, как и проблемной, протекает те же стадии:
• Анализ ситуации и постановка проблемы (Что знаем, что непонятно и что надо узнать)
• Попытка решения проблемы знакомым методом или же поиск другого метода решения методом выдвижения предположения.
• Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии)
Примером применения исследовательской деятельности обучающихся могут быть: уроки-исследования, уроки-путешествия ведутся как при изучении нового материала, и так же при закреплении, и при проверке домашнего задания.
Ключевая задача каждого исследователя – отыскать что-нибудь необыкновенное в простом, увидеть трудности и противоречия там, где иным все видится обычным, ясным и привычным.
Самый незатейливый метод развить у себя умение видеть сложности - обучаться смотреть на одни и те же предметы с различных точек зрения.
Исследовательская работа, дает обучающимся на уроках географии такие качества:
■ ученик трудится активно и автономно в границах подготовленной дидактической среды;
■ реализуется целеполагание: ученик понимает, чем он займется на занятиях; увеличивается мотивация к учению;
■ появляются креативные способности;
■ развиваются у подростков методы овладения
познавательной,
рефлексивной, коммуникативной деятельностью;
Темы изучения могут быть:
- вымышленные- темы о несуществующих объектах и явлениях;
- экспериментальные – темы, допускающие проведение личных исследований и экспериментов;
- абстрактные - темы по исследованию и обобщению сведений, фактов,
материалов, содержащихся в различных теоретических источниках: книжках, кинофильмах и др.
Я предлагаю вам, уважаемые участники побывать в туристическом агентстве «Глобус» и в рамках реальных обстоятельствах попробовать решить эту проблему.
- Наконец, добро пожаловать. Сейчас у нас для вас есть некоторое количество интересных услуг, так как во всякой стране есть что-нибудь свое, своя изюминка.
- Предположите себе, что вы жители, к примеру ЮАР, которые выбирая маршрут для туристской поездки, посмотрели клип о стране с незнакомым заглавием Российская Федерация (Клип «У моей России»).
- Собственно, что могло изумить вас – обитателей Южной Африки, - в клипе о нашей стране?
Мнения…
- Тип РФ для жителя другой страны – это что? Что вы видите?
(Ответы: матрешка, березка, косолапый мишка, нефть)
- Замечательно! А какими еще природными особенностями, рекордами и чудесами мы, россияне, можем привлечь зарубежных туристов?
Мнения ….
- У вас есть в данный момент великолепная вероятность сверкнуть эрудицией!
Предлагаю способ «Самое, самое»
1. самое основательное озеро России? (Байкал)
2. исключительно гигантская по площади природная зона? (Тайга)
3. высочайшие горы России? (Кавказ)
4. большой полуостров у восточных берегов России? (Сахалин)
Нужно серьёзное заботу уделять формированию у подростков простых навыков исследовательской работы, что именно содействует реализации животрепещущей цели географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания географии большое количество:
- организация исследований за погодой как части фенологических процессов, - - проведение комплексных экскурсий по исследованию природы и хозяйства, прилегающих территорий,
- проектная работа по задачам геоэкологии и охраны природы, т.е. настоящее воплощение краеведческого принципа изучения на уроках географии и во внеклассной работе.
В базе этих уроков лежит деятельностный метод изучения, т. е. личностное включения ученика в процесс. Ведущими отличиями аналогичных уроков считаются:
- неотъемлемое присутствие проблемной ситуации.
- предельный уровень самостоятельности учеников.
- заинтересованность учащихся в поставленной задаче.
При планировании уроков-исследований держусь таких правил:
- Любой учащихся обязан принимать участие в коллективной работе.
- Работа должна быть адресована всему классу.
К примеру, изучение нового материала: Австралия.
Класс распределяется на исследовательские группы:
- картографы определяют географическое состояние материка;
- геоморфологи изучат рельеф;
- геологи разъясняют строение земной коры;
- климатологи определяют климат;
- гидрологи проектируют картину внутренних вод.
Любая группа, применяя направленные на определенную тематику карты атласа и учебник, делает устный отчёт о собственной работе, оформляя при этом контурную карту по теме изучения.
Что объединяет все группы? Общая проблема. Надо обнаружить отличительные черты природы неведомого континента. Чтобы работа в группах была очень слаженной и понятной для всех предлагаю обсудить следующие вопросы:
Как вы думаете решать поставленные задачи?
- Собственно, что нужно вспомнить для работы?
- Какие карты будете использовать?
- Какую роль станет исполнять любой член экспедиции?
В течении 3-4 мин. ученики определяют задачи, которые им надо решить, распределяют роли в группе и т.д.).
В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: - Чем отличается природа Австралии от других материков? (малой площадью, удалённостью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т.д.)
Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.
Ученики в группах трудятся с увлечением: некто склонен к аналитической, некто функционирует буквально, некто ассистирует. Но вся работа ребят ориентирована на единственный итог. Обучение идет в процессе работы учащихся.
В ходе исследования ученики, изучая карты, обучаются переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на ключевой вопрос: - Чем выделяется природа Австралии от иных материков? (малой площадью, удалённостью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т.д.)
Эта групповая работа даёт значительный учебно-воспитательный эффект: учащиеся обучаются трудиться в коллективе, разбирать собственную работу, в процессе изучения отыскивать решения установленной задачи. Что, абсолютно, увеличивает познавательную активность подростков.
Эти занятия для учащихся переход в другое психологическое положение, это иная манера общения, лестные впечатления, чувство себя в качестве первооткрывателя. В результате этого появляется возможность развивать собственные креативные способности, расценивать роль познаний и увидеть их использование на практике, почувствовать связь различных наук, воспитывает самостоятельность и абсолютно другое отношение к собственному труду.
Неслучайно, древнекитайская мудрость говорит: «Скажи мне, и я позабуду, покажи мне, и я запомню, дай мне работать самому, и я научусь».
Компьютерные технологии могут помочь создавать информационный профессионализм и проводить научные исследования, а еще находить подходящую информацию, применяя источники информации и транслировать ее. Данная зона ответственности гарантирует способности работы учащегося с информацией.
Моя задача – обучить учащихся применять в практической работе усвоенные познания, выработать умения и способности в области информационных и коммуникационных технологий для:
-доступа к сведениям,
-обработки сведений,
-интеграции сведений,
-оценки сведений,
-создания сведений.
Межпредметную связь географии и информатики воплощаю в жизнь с помощью передовых мультимедиа технологий. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии раскрывают для меня абсолютно новые методологические расклады в системе образования. В работе пользуюсь электронными версиями учебников и энциклопедий.
Мультимедийные учебники имеют в собственном составе видеофрагменты, которые дают возможность показать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемоесобъяснением диктора. Учащиеся считаются очевидцами происходящих на экране процессов, наглядность которых, с помощью дидактических средств, непросто предположить.
В результате появляется вероятность показывать всевозможные анимированные схемы, раскрывающие суть изучаемого явления и сохраняющие его динамичность.
Научно-исследовательская работа обучающихся во внеурочное время.
Приобщить учеников к научно-исследовательской работе возможно при написании исследовательской работы.
Организуя исследовательскую работу вырабатываю задачи для учащихся:
1. Выработать умения главныхэлементов самостоятельной персональной работы
2. - научить постановке цели, задач работы, составлению плана исследования;
- применению всевозможных источников информации, обработке приобретенных сведений (конспектированию, реферированию, сравнительному анализу, применению диаграмм, схем).
2. Проработать умение устного и письменного общения, что может содействовать коммуникативной грамотности учащихся.
3. Овладеть новыми информационными технологиями.
В процессе работы больший интерес уделяется оригинальности композиции изучения, чувственности, уверенности, глубочайшему личному осмыслению проблемы. Большое желание обучить не только оценочные суждения, но и увлечь поиском нового решения проблемной ситуации.
Существенный смысл имеют внутренние итоги – личностный подъем школьников: научившись планировать и организовывать собственную работу, они автономно принимают решения, рассматривают сильные и слабые стороны работы. Учащиеся в процессе изучения чувствуют надобность в поддержке друзей: обучаются завлекать к решению всевозможных задач ребят и взрослых. Одним из ключевых итогов собственной работы считаем тот факт, что с выводами проделанных изучений были осведомлены учащиеся средних учебных заведений, родители.
Создание в школе условий для исследовательской работы содействует функциональному вовлечению учащихся в креативный поиск, наращивает объём знаний, добытых самостоятельно; растет интерес между учащимися, которые мало показывают себя в обычной для урочной системы.
Получается, что исследовательская работа пишется средством индивидуализации образовательного процесса.
Постигая методику экологического и географического изучения, учащиеся узнают содержание таких мнений как: источник, материал, очередность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, мотивирование, вывод. Получив начальные способности исследовательской и научной работы, учащиеся закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением социологических миниисследований.
Список использованной литературы
1.Виноградова Л.П. Приобщение школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, 2014. -21 с.
2. Громова Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общ. Ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016- 612 с.
3. Савенков. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2013. – 204 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.