Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка в старших классах и СПО.
Оценка 4.8

Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка в старших классах и СПО.

Оценка 4.8
docx
27.12.2019
Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка  в старших классах и СПО.
статья формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка.docx

Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка  в старших классах и СПО.

Социально-экономические изменения, протекающие в нашей стране, привели к пересмотру места и роли иностранного языка в жизни общества. Это проявляется в изучении иностранных языков, как детей, так и взрослых. Взрослые ходят на курсы, а дети изучают языки в детских садах, начальной школе. Конечно же, дети изучают языки по желанию и настоянию взрослых, а целью является достижение практических результатов. Но по мере взросления дети начинают отказываться от посещения курсов, а занятия в школе больше не вызывают интерес. Главной целью обучения иностранным языкам является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности обучаемого, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Достижение же этой цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация пробуждает активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. На начальном этапе обучения иностранному языку у большинства обучающихся есть интерес к предмету, но уже на третий-четвертый год обучения интерес значительно ослабевает, а к окончанию школы он пропадает у 80 % учащихся. А причина кроется в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. В связи с этим проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

В психологии дается следующее определение мотивации: мотивация – это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели.

Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, определили сложную структуру мотивации. Мотив всегда является главным фактором деятельности. При овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности.

В педагогике встречаем такое определение мотивации. Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • внешние (поощрения, наказания).

В процессе деятельности, побуждаемой учебной мотивацией, происходит усвоение знаний учащимися и формирование их как личности.

Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы значимым мотивам придать побуждающую силу. Для этого нужно использовать стимулы, то есть внешние побуждающие факторы, задача которых - вызвать и усилить у учащихся собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов – это создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является игра. Обоснованием этому служит то, что все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития учащегося.

Также интерес у учащихся и популярность у учителей стали вызывать следующие виды работы:

  • работа с демонстрационными материалами;
  • компьютерные тесты;
  • использование ресурсов сети Интернет для подбора справочных материалов.
  • Создание и дальнейшее использование презентаций по изучаемым темам.

Опираясь на данные виды работы, не стоит забывать о принципах. Принципами работы являются:

·         Принцип новизны;

·         Принцип учета возрастных особенностей и языковой подготовки;

·         Принцип доброжелательности;

·         Принцип неожиданности.

Мотивировать и формировать положительное отношение также можно с помощью:

·         отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся или специальности, которой они обучаются (если это учреждение средне-профессионального образования)

·         с помощью различных интересных методик работы на занятии, когда учащийся выполняет задание не по настоянию учителя, а по причине заинтересованности в общении с учителем или сверстниками  (коммуникативная мотивация); 

·         благодаря чувству удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны справиться самостоятельно с заданием учителя (мотивация успеха).

Интерес к изучению иностранного языка вызывает культурно-досуговая деятельность. Примером такой деятельности может стать оформление коллажей на учебные темы, написание аннотаций на иностранном языке на прочитанную книгу или просмотренный фильм.

Еще одним пунктом, способствующим вызову и сохранению коммуникативной мотивации, является организация урока. Обычно урок начинается с речевой разминки, игровых упражнений, которые можно использовать для активизации иноязычного общения.

В руках учителя находятся большие резервы для формирования мотивации и развития интереса учащихся к изучению иностранного языка, а также для повышения качества обучения, учитывая современные методические тенденции и технические возможности, эффективность которых подтверждена практикой. На уроке иностранного языка можно прослушать современные песни, видео, использовать современные тексты, в которых целенаправленно представлены языковые средства и способы формирования и формулирования мысли. 

Большую роль при формировании учебной мотивации играет коллективная работа учащихся. Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело.

Говоря о мотивации учебной деятельности, стоит упомянуть и значение оценки. При оценке работы учащихся важен качественный анализ их работы, выделение положительных моментов, продвижений в усвоении учебного материала и выявление причин недостатков.

Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку являются значимым фактором, влияющим на мотивацию изучения предмета. Учащиеся, работая с компьютером, могут создавать презентации, писать исследовательские работы, использовать ресурсы сети, просматривать видеосюжеты, носящие страноведческий характер или же просматривать видео, которые помогают осваивать грамматику, быстрее запоминать лексический материал.

Урок является основным элементом образовательного процесса. На занятии в работе задействованы обе стороны: и учитель, и учащиеся. Работа учителя может побудить к учению, но все усилия его будут незначительными, пока учащиеся сами не захотят овладеть иностранным языком.

Литература:

1.     Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004

2.     Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ, № 6 2000

3.     Копылова В.В.Методика проектной работы на уроках английского языка – М: Дрофа, 2004.

4.     Коряковцева Н.Ф.Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык – М: АРКТИ, 2002

5.     Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками// Иностранные языки в школе. - 1985. № 5

6.     Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство "Вышейшая школа", 2004

7.     Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности. — Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 47—59.

8.     Филатов В. М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 1998. № 5

Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка в старших классах и СПО.

Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка  в старших классах и СПО.

Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка в старших классах и СПО.

Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка  в старших классах и СПО.

Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка в старших классах и СПО.

Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка  в старших классах и СПО.

Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка в старших классах и СПО.

Формирование учебной мотивации на уроках немецкого языка  в старших классах и СПО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2019