Формирование умений пересказа на основе метода визуализации.
Оценка 4.6

Формирование умений пересказа на основе метода визуализации.

Оценка 4.6
docx
11.07.2023
Формирование умений пересказа на основе метода визуализации.
Метод визуализации.docx

Формирование умений пересказа на основе метода визуализации.

 

Дубинина Елена Игоревна МОУ СОШ № 20 г. Тверь

        

Необходимость точной передачи смысла текста, произошедшего события имеет место быть в любых условиях, любой сфере деятельности человека. На уроках довольно часто возникает ситуация, когда дети не могут пересказать текст: будь то литература, история, география или биология. Вспоминаются слова Василия Александровича Сухомлинского о павлышской школе: «Слово «пересказ» с особенным восторгом произнёс он и тут же задал публике вопрос: «Легко ли текст пересказать и что трудней: начать иль продолжать и можно ль научиться пересказу? И как? И есть ли разница между статьёй, рассказом?».

        Как научить ребенка пересказывать текст? Как улучшить качество пересказа текста? Как сделать пересказ интересным для детей?

         Эти вопросы актуальны для учителей (и не только в начальных классах). Именно поэтому тема моего методического семинара: «Формирование умений пересказа на основе метода визуализации в начальной школе».

Целью моей работы является создание условий для формирования умения пересказывать текст на основе метода визуализации

     Как же обойтись без пересказа? Согласно требованием Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметные результаты должны отражать умение готовить своё выступление, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

         Ведь в начальной школе этот процесс является основополагающей подготовкой к работе над более сложными видами работы по развитию речи – изложению, а потом и написанию сочинений. Уже в начальной школе, обучая детей навыкам пересказа, мы начинаем готовить их к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

В подтверждение актуальности темы моего педагогического опыта говорит и тот факт, девятиклассникам на устном экзамене-допуске к итоговой государственной аттестации в числе основных заданий предлагался пересказ публицистического текста. Опыт экзамен прошлого года показал, что не все дети хорошо владеют техникой пересказа.

Соблюдая преемственность в реализации основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования, мы используем «сквозную» систему заданий, позволяющих проверить элементы освоения предметных компетенций. Именно от этих образовательных результатов отталкиваются учителя основной школы в продолжение работы по формированию стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

        Учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы я в своей работе использую метод визуализации.

Визуализация ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

 Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации, которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе.

У каждого ребенка свой познавательный стиль, т.е. те пути, по которым они получают, хранят и кодируют информацию.

Существует несколько приёмов визуализации, которые представлены вашему вниманию.

Самый используемый учителями приём визуализации – это презентация.

1.  Одним из приёмов, которыми я пользуюсь, является использование карт Проппа или картинный план.

Известный исследователь сказок Владимир Яковлевич Пропп- филолог, профессор Ленинградского университета, фольклорист- проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов. Карты Проппа – это своеобразные схемы, по которым дети узнают события и эпизоды. Работа с картами развивает умение строить сюжетную линию, оформить ленту времени. При использовании картинного плана можно провести подробный пересказ. С удовольствием учащиеся выполняют выборочный пересказ, если оставить только одну картинку, творческий пересказ. 

Одним из самых активно-деятельностных средств при работе с текстом на уроке является:

 2. Опорная таблица.

Используя опорные таблицы, мы знакомим детей с таким понятием, как анализ произведения, учим сравнивать портретные характеристики и действия героев. Подобные таблицы помогают систематизировать материал. Опорная таблица используется в течении всего периода обучения. Опорная таблица является хорошей основой для обучения выборочному пересказу.

3. Одним из видов работы в 3-4 классах, старшем звене, является цитатный план.

Это особый вид плана, который строится с помощью цитат из текста.

На экране представлен момент, где учащимся необходимо составить цитату, соответственно тексту.

 

4. Ещё один из приёмов визуализации - составление интеллект-карты, в начальной школе мы называем ее карта-помощница.

Данная методика разработана британским психологом Тони Бьюзеном. Это карта мыслей, которая значительно упрощает восприятие информации ребёнком, это графический способ изображения информации. Составляя данную карту, ребёнок идёт в размышлении от простых логических операций к анализу, сравнению, сопоставлению предметов. Это отражение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать.  Работая с данной картой учащимся необходимо параллельно работать с текстом. Отвечая на конкретный вопрос – необходимо искать информацию в тексте. На основе созданной карты-помощницы удобно делать краткий пересказ (только об одном герое), выборочный пересказ (описывая определённое сюжетное действие). Данная карта позволяет расширить, обогатить словарный запас детей. Здесь можно акцентировать внимание детей на словах, употреблённых в переносном значении, многозначных словах, сравнительных оборотах

 

 Визуализация помогает:

1. Задействовать все каналы восприятия информации;

2. Организовывать контроль и самоконтроль;

3. Быстрее воспринимать информацию, легче запоминать.

4. Более подробно воспроизводить пересказываемый текст.

        Умение пересказа помогает учащимся успешно представлять свои работы на конкурсах    различного уровня.


 

Формирование умений пересказа на основе метода визуализации

Формирование умений пересказа на основе метода визуализации

Учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы я в своей работе использую метод визуализации

Учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы я в своей работе использую метод визуализации

Данная методика разработана британским психологом

Данная методика разработана британским психологом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2023