Задачи занятия:
познакомиться с понятием термина «универсальные учебные действия»;
раскрыть виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся;
познакомиться с функциями УУД;
рассмотреть критерии оценки сформированности УУД;
определить место УУД в образовательной области «Искусство».
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.
Личностные действия
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм,
умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами,
умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные действия:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций учеников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Решение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Коммуникативные действия:
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Владение монологической и диалогической формами речи.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Критерии оценивания личностных универсальных действий
Личные УД | Основные критерии оценивания | Типовые диагностические задачи для учащихся | |
1-4 кл. | 5-8 кл. | ||
Самоопределение | |||
Внутренняя позиция школьника | - Положительное отношение к школе; | Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа (С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.С. Иванова и др.) | Изобразительное искусство. 5-8 классы. |
Самооценка | Когнитивный компонент: | Методика «Кто Я?» (М.Кун). |
Самоопределение
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; | Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха |
Смыслообразование
Мотивационная учебная деятельность | Сформированность познавательных мотивов; | «Незавершенная сказка». «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.НежновойД.Б. Эльконина, А.Л. Венгера | Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой). Опросник мотивации. |
Место универсальных учебных действий в образовательной области «Искусство»
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.
Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программы по предметам эстетического цикла
Значение УУД для успешности обучения в начальной школе.
УУД | Результаты развития УУД | Значение УУД для обучения |
Личностные действия: | Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. | Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимися границ «знания» и «незнания». Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.