Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Усть-Кутского муниципального образования
Методическая разработка
Формирование универсальных учебных действий
в процессе обучения физике
Выполнила:Зеленова Инна Андреевна,
учитель физики
Усть-Кут 2018
Введение
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Речь идет о формировании у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач. В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, выстраивать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.
Универсальные учебные действия:
- Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Модель формирования
универсальных учебных действий
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностными
результатами обучения физике являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы в
необходимости различного использования достижений науки и технологии для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей деятельности,
к ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе
соотнесения- того, что
известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; планирование -
определение последовательности промежуточных целей с- учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных
характеристик.
Позиции учителя и ученика в формировании УУД
Компоненты учебной деятельности (позиция учителя) |
Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика) |
Мотив деятельности
|
Зачем я это изучаю? |
Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися
|
Каковы мои успехи и что у меня не получается? |
Обсуждение способа действий при решении учебной задачи
|
Что я должен делать, чтобы решить эту задачу? |
Осуществление контроля
|
Правильно ли я решаю эту задачу? |
Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)
|
Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу? |
Оценка процесса и результата |
Какая учебная задача стоит передо мной? |
Актуальность
Физика и знания по физике являются важнейшими элементами всей мировой культуры, в связи с чем, без овладения этой науки образ мира у человека будет неполным и неточным. Вместе с математикой физика отнесена международными экспертами к стратегическим областям знания, уровень подготовки по которым определяет конкурентоспособность страны. Поэтому так важно уже на школьном уровне привить любовь и желание изучить этот предмет на более высоком уровне.
Радикальные изменения в нашем обществе существенно изменили мотивацию получения образования. Сегодня большинство старшеклассников хочет приобрести гуманитарную, юридическую или экономическую специальность. Это существенно снижает интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, к которым относится и физика. В настоящее время стоит проблема: Как повысить мотивацию учащихся к одному из значимых предметов школьного курса – физики.
Отсюда задача школы, учителя – постоянно развивать интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла. Анализ данных об отношении учащихся к предметам в 2009 году показал, что большая часть учащихся относит физику к сложным и в итоге незначительным предметом, большинство из них равнодушны к физике.
Я выявила причины низкой мотивации:
1. Использование инновационных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности для развития информационной и самообразовательной компетенций находится на традиционном уровне.
2. Недостаточная методическая база по обеспечению методическими инструкциями и памятками для развития коммуникативной и организационной компетенций.
3. Недостаточная материальная база для формирования исследовательской компетенции на уроках физики и во внеурочное время.
Во второй половине прошлого века на изучение курса физики в старшей школе отводилось 4 часа в неделю, в настоящее время во многих школах физику изучают на базовом уровне, а это, всего, 2 часа в неделю. Подготовить в этих условиях абитуриентов технических вузов практически невозможно, если нет элективных курсов. Рынок труда показывает, что и экономистов, и юристов в нашей стране уже достаточно. Не хватает «технарей», специалистов в области наукоемких технологий.
Поэтому первая проблема заключается в том, что современные старшеклассники и их родители отдают предпочтение предметам гуманитарного цикла, а не точным наукам.
Многие старшеклассники хотят учиться там, где легче, а это означает – чем меньше часов математики и физики, тем лучше для них. Они не желают мыслить самостоятельно и действовать без опоры на результаты чужого труда.
Именно поэтому, огромное значение приобретает развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей. Важно, чтобы всем моим ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. Только вызвав интерес к изучаемому предмету, можно рассчитывать на то, что в школах увеличится количество учащихся, желающих изучать физику на профильном уровне, технические вузы получат хорошо подготовленных абитуриентов, а наша страна в будущем – высококлассных специалистов для развития науки и производства.
Вторая проблема заключается в том, что для естественнонаучных дисциплин, назначение которых состоит в формировании мировоззрения, методологической культуры, системных знаний о мироздании, раскрывающих смысл и ценность познания законов природы, бытия и места в них человека, неприемлем механизм формирования знаний, предназначенных лишь для запоминания, воспроизведения при ответе у доски, использования, в основном, для решения абстрактных, отчужденных от личности учащегося учебных задач. Тем не менее, почти во всех учебниках материал излагается с точки зрения знаниевого, а не деятельностного подхода. Следовательно, надо изменять содержание и технологию образовательного процесса, механизм педагогического взаимодействия, чтобы включить ученика в творческий процесс познания, в который он вступит как субъект деятельности учения и собственного развития.
Школьник является субъектом учебной деятельности и собственного развития, когда реализует свои установки «хочу», «могу», «я сам»
Третья проблема выявляется в ходе проведения тематического контроля.
Как правило, учащиеся хорошо выполняют те задания, которые требуют воспроизведения знаний. Задания, в которых требуется применить знания в незнакомой ситуации, вызывают затруднения. А это означает, что знать теоретический материал - мало, надо уметь применять его на практике для решения различных задач. Единый государственный экзамен в данном случае осуществляет независимую проверку сформированных различных компетенций учащихся. Поэтому, важно создать условия для - действий, которыми должны овладеть обучающиеся, чтобы решать в определённых жизненных ситуациях разные классы задач.
Процесс обучения физике в 7-11 классах.
Для решения выше обозначенных проблем считаю , что применение наиболее эффективных способов мотивации учащихся и разных технологий на уроках физики, во внеурочной деятельности повысит интерес к изучению предмета.
Приоритетной целью является создание условий для формирования учебных действий через активные педагогические технологии обучающихся в процессе изучения предмета «Физика». Что необходимо сделать:
1. Создать условия широкого проникновения в учебный процесс активных технологий. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности.
2. Повысить качество знаний и мотивацию обучающихся через активные формы работы.
3. Формировать УУД, развивать творческие способности обучающихся, способствовать приобретению обучающимися опыта самостоятельного действия.
4. Создание модели формирования универсальных учебных действий и создание условий для реализации модели формирования универсальных учебных действий: выбор УМК; ресурсное обеспечение проекта, учебно-методические ресурсы ,использование современных технологий.
5. Разработка диагностических материалов и создание банка данных проектов, исследовательских, творческих работ.
Ожидаемые результаты:
Преподавателю - возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; использование интеллектуальных форм труда.
Учащимся – личностные результаты: сформированность мотивации учебной деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию; познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями.
- Метапредметные результаты: - умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать: формирование умений анализировать свою познавательную деятельность и управлять ею; умение самостоятельно работать с разными источниками информации.
- Предметные результаты: формирование коммуникативной компетенции через различные активные формы деятельности; знание алгоритма проведения и оформления проектно-исследовательских работ, кейсов, синквейнов и т.д.
У учащихся повышается эффективность самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков;
родителям - возможность участвовать в процессе обучения начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.
Условия реализации проекта:
Характеристика УМК. Работаю по УМК А. В. Перышкин 7-9 класс, Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев -10-11 класс. Основанием для выбора послужило наличие разработанных рабочих программ, методических пособий для учителя, учебников, контролирующих материалов.
Учебно-методический комплекс отвечает следующим требованиям:
1. Соответствует стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения.
2. Соответствует современному уровню базовой науки.
3. Соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
4. Обеспечивает преемственность содержания.
5. Раскрывает межпредметные связи.
Значимо, что объем учебников оптимален, он соответствует количеству учебного времени, отведенного рабочей программой на изучение предмета. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.
В целях усиления практической направленности процесса обучения, урок поддерживаю элективными курсами (занятиями по выбору), предусмотренными учебным планом из количества часов школьного компонента. В 8 классе «Методы решения физических задач», в 9 – « Изучая физику, познаю мир».
Выбор тематики элективного курса зависит от ряда условий, а именно: специфики социального заказа, прогноза дальнейшей образовательной траектории старшеклассников, уровня познавательных возможностей обучающихся, результатов входящей диагностики.
Реализация образовательного процесса начинается с организации входящей диагностики. Мониторинг стартовых результатов старшеклассников провожу к концу первого месяца обучения в каждом классе (7 классы – 9 классы). Мониторинг отражает педагогические наблюдения и перечень основных затруднений, которые испытывают обучающиеся при изучении предмета, особенно, в области практического применения полученных ранее знаний.
За основу, как правило, беру комбинированные контрольные работы с заданиями разного уровня сложности. Такой выбор оправдан валидностью, апробированностью и дифференцирующей способностью контролирующих материалов. Они позволяют проверить уровень развития оперативных умений и навыков и наиболее полно определить проблемы и затруднения учащихся. В соответствии с полученными стартовыми результатами вношу коррективы в организацию процесса преподавания предмета. В первую очередь, это касается применяемых средств обучения, типов и форм урока, технологий, методов контроля. Основой формирования УУД является урок. В соответствии с результатами входящей диагностики, дидактической задачей, и в соответствии с методическими рекомендациями, организую различные типы уроков.
Типы уроков:
№ |
Тип урока |
Деятельность учителя |
Применяемые методические приемы |
1. |
Вводные уроки |
Отрабатываю алгоритмы ранее освоенных действий |
Проблемное объяснение, эвристическая беседа |
2. |
Уроки предъявления и изучения нового материала |
Организую первичную обработку полученных знаний: составление тезисного плана, мини конспекта, таблицы, схемы, логической цепочки |
Проблемный рассказ учителя, презентация |
3. |
Уроки применения знаний |
Вырабатываю умения применять полученные ранее знания в приобретении опыта творческой деятельности. Работаю над повышением оперативности знаний |
Моделирование ситуаций, решение проблемных задач |
4. |
Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний |
Организую повторение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий |
Составление таблиц и схем, сопоставление явлений, анализ источников, работа с текстом. Использование техник формирующего оценивания. |
5. |
Урок проверки знаний и умений |
Осуществляю контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач |
Повторительно-обобщающая беседа, выполнение тестовых заданий, контрольная работа, решение задач, заслушивание сообщений учащихся, рецензирование ответа, защита мини проектов. Использование техник формирующего оценивания. |
Практикую различные формы уроков, а именно:
Формы уроков:
№ |
Форма урока |
Деятельность учителя |
Применяемые методические приемы |
1. |
Школьная лекция |
Отрабатываю навыки системного изложения полученной информации |
Объяснение, рассуждение, рассказ, проверка опережающего домашнего задания |
2. |
Проблемная лекция |
Отрабатываю умение старшеклассников формулировать проблемы и находить различные пути их возможного решения |
Выдвижение гипотезы, обозначение проблемы и нахождение путей ее решения, организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций |
3. |
Практическое занятие |
Работаю над закреплением опыта решения практических и познавательных задач, анализа ситуаций . |
Эвристическая беседа; работа с печатными изданиями, Интернет; решение задач, выдвижение гипотез |
4. |
Лабораторное занятие |
Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации |
Работа с печатными информационными источниками |
5. |
Семинар |
Закрепляю навыки старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию, формулировать аргументированные выводы, применять приемы самостоятельной познавательной деятельности |
Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с источниками, обобщение, подготовка резюме, рецензии |
В целях усиления практикоориентированной составляющей образовательного процесса выбираю наиболее соответствующие ей формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной познавательной деятельности, требуют привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают высказывать собственное мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения.
Не менее 50% учебного времени отвожу на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками информации с использованием современных средств коммуникации, включая ресурсы Интернет;
- критическое осмысление актуальной информации, поступающих из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации;
- освоение типичных ролей через участие обучающихся в деловых играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- Написание творческих работ – эссе;
- Создание и реализация школьных социальных проектов.
Наряду с традиционными, планирую и провожу уроки деятельностного характера:
Деятельностные формы уроков:
№ |
Деятельностные формы урока |
Применяемые технологии |
|
1 |
Практикум |
Технология проблемного обучения |
|
3 |
Лабораторные занятия
|
Технология развивающего обучения |
|
4 |
Семинарские занятия |
Технология Коллективного обучения |
|
5 |
Уроки - презентации образовательных продуктов, созданных индивидуально или в группе (мини проектов, мини исследований, виртуальных путешествий и пр.); |
Технология личностно – ориентированного обучения |
|
6 |
Практические конференции |
Технология личностно – ориентированного обучения |
|
7 |
Интернет – уроки |
Информационно-коммуникативные технологии |
|
8 |
Деловые игры |
Технология группового обучения |
|
9 |
Дебаты |
Технология группового обучения |
|
В своей работе я придерживаюсь таких правил:
- Смещение акцентов с содержания обучения на процесс обучения, выражающееся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении рациональными способами этой деятельности
-Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании, в творческой деятельности
-Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой, культурой деятельности.
Один из способов формирования универсальных учебных действий, который я использую в своей работе является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием. Учебное исследование преследует, в первую очередь, цели развития личности, а
не получение объективно нового результата. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.
Остановлюсь на некоторых методах, которые я использую на своих уроках. Это: исследовательская деятельность, метод проектов, метод «живые модели» и кейс – метод.
Исследовательская деятельность мною осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Класс делю на группы, и каждая группа проводит свое исследование. На примере урока физики в 9 классе по теме: Равноускоренное движение. Ускорение (Смотри приложение№ 1). На этом этапе степень самостоятельности работы может быть разной:
· Группа может получить четкие инструкции, что и как делать, самостоятельно формулируются лишь вывод.
· Группа может сама спланировать эксперимент, отобрать приборы для его проведения, провести опыт и необходимые измерения, сформулировать вывод.
После этапа самостоятельной работы происходит поочередное представление исследований:
· Сообщается, какая цель была поставлена перед группой.
· Рассказывается о том, как было проведено исследование, с помощью каких приборов;
· Докладываются полученные результаты;
Систематическое формирование исследовательских умений на уроках физики в значительной степени развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как
· Вести наблюдения.
· Планировать исследования.
· Производить измерения и производить подсчет.
· Представлять результаты исследования в различных знаковых системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул, и др., а также делать логически выстроенное сообщение.
· Пользоваться специфическим языком данной науки.
· Работать в команде.
· Навыки публичного выступления.
Например: Исследовательская работа по физике для 7-го класса. Тема: "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"
Схема исследования:
исходные факты – гипотеза – проведение эксперимента – анализ результатов – выводы
1. Выясняем, от чего может зависеть выталкивающая сила: от свойств жидкости и свойств тела. Какие это свойства?
Намечаем
план исследования: проверить зависимость выталкивающей силы от: а) плотности
жидкости;
б) объема погруженного тела;
в) плотности тела;
г) формы тела;
д) глубины погружения тела. (План может быть предложен самими учащимися).
Я использую в основном учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которой является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Стараюсь выбрать тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например «От чего может зависеть быстрота остывания чая?»
При решении этой задачи предполагается, что учащиеся осваивают исследовательские действия:
· Выдвижение гипотез.
· Планирование эксперимента.
· Проведение эксперимента.
В результате будут формироваться умения:
· Выдвигать и проверять гипотезу;
· Планировать и проводить эксперимент.
Выдвигают предположение: от сорта чая, от его количества, от того в какой
чашке чай, от наличия и количества сахара, от того в какой чашке чай,
перемешиваем ли чай и какой ложкой.
· Выбирают необходимое оборудование
· Проводят эксперимент
· Делают выводы.
Реферативно-исследовательские работы, выполненные на основе нескольких литературных источников, характерных для исследования в научной сфере и обязательно включающие свою собственную трактовку., Опять же тему выбираем чтобы она вызывала живой интерес у обучающихся, например исследовательская работа, выполненная учеником 7 класса «Ми, Земля, Космос, Вселенная», в которой он своими руками в домашних условиях изготовил модель воздушно – гидравлической ракеты. (Смотри приложение № 3)
Исследование: « Влияние микроволнового излучения и
электромагнитных полей сотовых телефонов на организм подростка»
вызвало большой интерес у всех учащихся школы. Была проведена огромная работа
по сбору материала, анкетированию ребят разного возраста, обработке
информации, оформлении всей работы. Работа над этой темой продолжается: узнаём
новое и добавляем его в эту работу.
Те же самые вопросы будут заданы этим же учащимся, но уже спустя год и сравним результаты, изменилось ли осведомленность о влиянии сотового телефона на человека и окружающий мир, изменились ли места, используемые для ношения сотовых телефонов. Чувствуют ли ученики изменения в своем самочувствии после разговора по сотовому телефону. Где и на каком расстоянии вы храните свой сотовый телефон во время сна?
Формирование компетентностей или метапредметности обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Практика показывает, что одной из одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов.
В основе этого метода лежит формирование:
а) познавательных УУД:
- самостоятельное выделение и формирование
познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,
- постановка и формулировка проблемы;
-моделирование;
-универсальные логические действия.
б) регулятивных УУД:
-умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение действовать по плану;
-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
в) коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-инициативное сотрудничество в сборе информации и др.
Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:
-планировать;
-производить измерения;
-представлять результаты в различных знаковых системах;
-делать логически выстроенное сообщение;
-работать в команде.
Метод проектов я начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся только начинают заниматься физикой. При изучении темы « Скорость тела при равномерном движении. Средняя скорость», учащиеся выполняют проект « Определение средней скорости моего движения», они учатся ставить цель, составляют план проекта, делают выводы.
В прошлом учебном году учащимся 7 класса была предложена работа над проектом «Простые механизмы - помощники моей семьи», над которого, трудились все члены семей семиклассников. Провели даже конкурс проектов по этой теме.
Использую групповую (в рамках одного класса и межклассовую) деятельность, моно и межпредметные проекты. При изучении темы в 10 классе «Агрегатные состояния вещества» учащиеся выполняют проекты «Без твёрдого, жидкого, газообразного состояния нет жизни на Земле». В проекте «Его величество - линия», с основополагающим вопросом «Что такое линия?» были задействованы учащиеся с 8 по 11класс, использовались знания по предметам - физики, математики и изобразительного искусства.
Опишу процесс работы над проектом « Все цвета радуги в комочке мыльной пены», который пытались выполнить чуть ли ни все ученики школы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. Мотивом для работы над проектом послужило выступление с огромными мыльными пузырями в передаче « Минута славы» Обозначилась проблема: Решено было выяснить, можно ли самим получить большие пузыри? Поставили перед собой цель
- Получить мыльный раствор позволяющий проделывать качественные опыты с мыльными пузырями.
-Выяснить, как зависит качество устойчивых пузырей от вязкости и поверхностного натяжения моющих средств.
-Выяснить, как лучше получать пузыри: дуть на плёнку или двигать рамку.
Сформулировали задачи: изучить литературу, подобрать необходимое оборудование. Для успешной реализации задач решено было использовать методы: эксперимент, наблюдение, моделирование, проектирование. Затем (под ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий. Результатом (продуктом) проекта явилось следующее: мини-исследование, компьютерная демонстрация результатов в технологии слайд-шоу, портфолио – папка материалов, эстетично оформленных (с помощью компьютера), с рисунками и фотографиями – наглядное пособие для будущего поколения учеников.
Преимущества метода проектов на лицо: ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские навыки.
Большой интерес у учащихся 7 класса вызвал проект «Невероятное! Нет-очевидное!»
Цель проекта: Не имея стандартных приборов доказать существование атмосферного давления.
Работа состоит из нескольких мини - проектов:
Первый проект:
Ваш космический корабль совершил посадку на неизвестную планету, очень похожую на Землю. Стандартных приборов у вас нет. Как выяснить:
— Есть ли на планете атмосфера?
— Присутствует ли в атмосфере кислород?
— Как оценить величину атмосферного давления?
Второй проект
Возьмите стакан, наполненный на 2/3 водой. Вылейте в него пол пробирки подсолнечного масла.
Как собрать масло обратно в пробирку, не трогая стакан?
Где возможно на практике использование этого метода?
Предложите свой схематический проект промышленной установки.
Третий проект
— Журналистское расследование: из статьи в журнале «Наука и жизнь»
«Один из северных городов». В цистерне был мазут. Чтобы опорожнить цистерну, мазут нужно было разогреть. Разогревали горячим паром, который подавался прямо в цистерну. Когда мазут слили, люк цистерны закрыли, не дав ей охладиться. Через несколько часов цистерна сплющилась. Почему?
Предложите свою модель опыта.
— Встревоженные родители вызвали «службу спасения» к своему 7 летнему сыну, язык которого всосало в жестяную банку из - под «Пепси – колы». Приехавшие, сразу же оказали помощь. Как?
Четвёртый проект
· Не имея промышленной установки для отделения сливок от молока, предложите свой (из предложенного оборудования).
Метод
«живые модели» Дети, когда у них проходит эйфория от первой встречи с
физикой, на которой как они считают, урок физики - это сплошные опыты,
теряют интерес, а затем физика для них переходит в разряд «трудных» предметов.
Поэтому передо мной стоит задача мотивировать учащихся, чтобы они не потеряли
интерес к предмету и сделать ее с помощью современных технологий, не игнорируя классические,
интересной и «легкой».
Считаю, что очень важно на уроках развивать логическое и ассоциативное мышление
детей, так как мы часто говорим с ними о том, чего они никогда не видели и не
смогут увидеть. Для этого я использую так называемые «живые модели».
Формирование универсальных учебных действий учащихся зависит и от их активности. Выполняю с учениками такие задания, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Поэтому использую в своей работе кейс-метод – обучение на основе реальных ситуаций. Кейс-метод - это обсуждение ситуаций, основанных, как правило, на реальных событиях, что вынуждает учащихся к проведению анализа и принятия решения (нахождения выхода из создавшейся ситуации). По данной теме представляю разработку урока: «"Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности"
Типы кейсов:
«Практические» кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
«Обучающие» кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
«Первооткрывательские» кейсы – это научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Использую в основном практические кейсы.
Разрабатывая кейс, выделяю три части:
1.Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса.
2.Описание конкретной ситуации.
3.Задания к кейсу.
Пример кейса по электризации тел:
Кейс: Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Ольгой Ивановной. Её автомобиль не доехав немного до автозаправки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?
- Какую важную ошибку допустила
- Ольга Ивановна?
- Что могло случиться?
- Что должен делать водитель,
- Что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
Примеры кейсов, разработанных учениками:
Некоторое время подвергалось сомнению пребывание американских астронавтов на Луне. Не последнюю роль здесь сыграло то, что отвечая на вопросы журналистов: Видели ли они на Луне « падающие звёзды»? Ответили: Нет.
Вопросы к кейсу:
- Кто из них прав?
- Можно ли наблюдать « падающие звёзды» на Луне? Почему?
При проведении эстафеты учитель физической культуры Сергей Владимирович, предупредил учащихся, что нельзя скользить быстро вниз по шесту или канату. Можно обжечь руки. Некоторые ослушались.
Вопросы к кейсу:
- Прав ли бы учитель?
- Почему при быстром скольжении можно обжечь руки?
- Как нужно было поступить?
Кейсы активизируют работу на уроке, развивают память, смекалку у учеников. Формируют метапредметные умения.
Мои ученики участники олимпиады « Физический чемпионат».
Работа над заданиями олимпиад позволит достичь не только предметных, но и метапредметных результатов:
– умения ставить цели и формулировать задачи в познавательной деятельности;
– выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
– определять способы действий в рамках предложенных условий;
– определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
– классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Олимпиады «Физический чемпионат» стали прекрасным компонентом внеурочной деятельности школьников, оказывают влияние на формирование личности учащихся.
Чтобы выполнить задания, учащимся потребуются наблюдательность, догадка, сообразительность и терпение. Каждый ребенок должен развиваться не только интеллектуально, но и творчески. Добавим к этому умение работать с литературой, навыки работы с компьютером, умение нестандартно мыслить и изобретать и получим современного человека, обладающего ключевыми компетенциями.
Цели и задачи школы кардинально меняются, мы уходим от чисто знаниевой парадигмы к личному развитию ребенка. И поэтому должны не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться
Сложившаяся система работы по разным направлениям, позволяет формировать универсальные учебные действия. В целом же, делать окончательные выводы можно будет лишь через некоторое время, когда развитые компетенции помогут выпускнику реализовать себя в различных сферах деятельности человека. Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, связанными с физикой. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию - он добьется успеха, независимо от выбранной им профессии.
В качестве отслеживания результатов преподавания применялись следующие формы предметного мониторинга:
- индивидуальные ответы у доски;
- индивидуальная работа с раздаточным материалом;
- домашние экспериментальные задания и их защита;
- физические диктанты;
- самостоятельные работы;
- лабораторные работы;
- зачеты;
- тестовые работы;
- контрольные работы.
Используемая мною структура процесса обучения позволяет формировать универсальные учебные действия. Работу в этом направлении я не считаю законченной. Есть возможности совершенствования в применении различных технологий на уроках, необходима разработка психолого-педагогического инструментария для определения уровней сформированности УУД.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.