Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
математика +1
Взрослым
09.12.2018
Если студент научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил студент сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. И в дальнейшем студент сможет самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении практических задач.
Цель данной методической разработки – ознакомить преподавателя с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового материала и в процессе закрепления на уроке, при выполнении творческих работ, при решении задач, при выполнении самостоятельной работы - внеаудиторно.
методические рекомендации по организации самостоятельная работа студентов.doc
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для студентов
по организации самостоятельной работы
Дисциплина: Математика
Специальность:
030912 «Право и организация социального обеспечения».
Составитель: Башкатова С. С., преподаватель физики ГБПОУ ВО «ВЮТ».
Рецензент: Санина Н.А. председатель ПЦК информационных дисциплин
Содержание
ГБПОУ ВО «ВЮТ».
Пояснительная записка
1. Общие положения о самостоятельной работе студентов по математике
1. Самостоятельная работа студентов при изучении нового материала
2. Самостоятельная работа студентов при решении задач
3. Самостоятельные работы и индивидуальные задания, тесты – виды работы,
обеспечивающей повышение уровня самостоятельной деятельности
студентов
4. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Заключение
Список использованной литературы
на методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной
Рецензия
работы по дисциплине «Математика» преподавателя
ГБПОУ ВО «ВЮТ» Башкатовой С.С.
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной
работы по дисциплине "Математика", разработанные Башкатовой С.С. составлены
в соответствии с учебной программой и позволяют не только закрепить
теоретические знания по дисциплине, но и выполнять исследовательскую работу. В
методических рекомендациях четко сформулированы задачи самостоятельной
работы, порядок ее выполнения, требования к результатам работы и критерии
оценки. В методических рекомендациях даны памятки студентам по правильному
оформлению самостоятельной работы, титульного листа и рекомендации по
составлению конспекта, что несомненно поможет студентам в организации своей
самостоятельной работы..
Представленные на рецензию методические рекомендации соответствуют
дополнительным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников среднего профессионального образования и позволяют студентам правильно организовать свою самостоятельную работу по техническим
дисциплинам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка «Самостоятельная деятельность студентов при
обучении математике» составлена в соответствии с рекомендациями по
планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных
учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ФГОС
СПО. Формирование умений самостоятельной работы студентов – важная задача
всех преподавателей, в том числе и для преподавателя физики.
На каждом уроке преподавателю наряду с планированием учебного материала
необходимо продумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы
получат на уроке студент.
Если студент научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь
учебником или какимито специально подобранными заданиями, то будет успешно
решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил студент
сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения
преподавателя. И в дальнейшем студент сможет самостоятельно ликвидировать
пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении
практических задач.
Цель данной методической разработки – ознакомить преподавателя с общими
положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой
организации самостоятельной работы студентов при изучении нового материала и
в процессе закрепления на уроке, при выполнении творческих работ, при решении
задач, при выполнении самостоятельной работы внеаудиторно.
Общие положения о самостоятельной работе студентов
по математике
Самостоятельная работа по математике – это педагогически управляемый
процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию
целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков,
опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально
волевых, нравственных качеств будущего специалиста.
Выделяют два вида самостоятельной работы :
аудиторная, выполняется на занятиях под руководством преподавателя и
по его заданию;
внеаудиторная, выполняется студентом по заданию преподавателя, но без
его непосредственного участия.
Основные виды аудиторной самостоятельной работы студентов при изучении
дисциплины «Математика»:
ответы на проблемные вопросы преподавателя;
формулировка вопросов студентам, преподавателю;
выполнение письменных заданий, тестирование; выполнение творческих работ;
выступление с сообщением по новому материалу;
конспектирование, работа с книгой
.Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при
изучении дисциплины «Математика»:
работа с учебником;
конспектирование отдельного вопроса пройденной темы;
работа со справочной литературой;
подготовка сообщений к выступлению на семинаре;
подготовка рефератов;
подготовка презентаций;
составление кроссвордов;
решение задач;
изготовление наглядных пособий;
использование Интернета.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и
навыков студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать специальную, справочную литературу,
интернет;
развития познавательных способностей и активности студентов,
ответственности и
самостоятельности,
творческой инициативы,
организованности;
формирования самостоятельности мышления,
способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских знаний.
Лимит времени для проведения самостоятельной работы студентов аудиторно
отводится преподавателем непосредственно на занятии, для каждого вида работы
определенный. Аудиторная самостоятельная работа студентов преобладает над
внеаудиторной самостоятельной работой.
Основной формой контроля за самостоятельной работой студента являются
семинарские, практические занятия, защита творческих работ и рефератов на
лекциях.
Контрольные работы, проводимые в соответствии с рабочей программой
дисциплины, являются важным средством проверки уровня знаний, умений и
навыков.
Массовой формой контроля являются зачеты и экзамены.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при решении задач;
обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями.
Самостоятельная работа студентов при изучении нового материала
Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное
изучение студентом нового материала, нужно начинать на занятии. Можно
предложить группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для
проведения такой работы, вопервых, преподаватель должен быть убежден, что
каждый студент готов к ней, вовторых, студент должен знать, что конкретно он
должен знать и уметь после проведения этой работы. Системой предварительных
заданий, устных и письменных упражнений преподавателю следует подготовить
необходимую базу, обеспечивающую самостоятельность в этой работе.
Специальные вопросы и задания, ориентирующие студентов и ведущие к конечной
цели данной работы, заранее можно написать на доске (или проецировать на
экран). При наличии вопросов в учебнике можно просто указать, на какие вопросы
студент должен уметь ответить, изучив данный материал. Среди вопросов к работе
можно предлагать и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике, и
поэтому требуются некоторые размышления студента. Возможно, не все студенты
сумеют ответить на них. Однако, каждая самостоятельная работа по изучению
нового материала должна обязательно завершаться проверкой понимания
изученного. Желательно, чтобы самостоятельно изученный на уроке материал был
и закреплен здесь же. В этом случае дома его придется повторять лишь отдельным
студентам, и перегрузки домашними заданиями не будет. Вопрос о том, сколько
времени придется тратить на выполнение домашнего задания, во многом зависит
от того, как понят студентом материал на уроке и как он закреплен. А это, в свою
очередь, обеспечивается наличием у студентов умений и навыков самостоятельной
работы и навыков учебного труда.
Необходимо рационально выделить материал для самостоятельного изучения
в сочетании с другими формами работы.
Самостоятельная работа студентов при решении задач
В процессе изучения математики наряду с теоретическими сведениями
студенты овладевают определенными приемами решения задач. Обычно с такими
приемами знакомит сам преподаватель, показывая решение задач нового образца.
Наиболее эффективным при этом является такой подход, при котором
преподаватель раскрывает перед студентами технологию решения задачи,
показывает, чем мотивировано применение некоторого метода решения, чем
обусловлен выбор того или иного пути.
Работа над задачей тоже может быть полностью самостоятельной работой
студентов. Она преследует несколько целей: продолжить формирование умений самостоятельно изучать текст,
который в данном случае представляет собой задачу;
обучить рассуждениям;
обучить оформлению решения задач. К тому же студенты будут знать,
что у них имеется образец рассуждений и оформления задачи, к
которому они могут обратиться при решении другой задачи или при
проверке правильности своего решения.
Непременным условием усвоения новых теоретических сведений и овладения
новыми приемами решения задач является выполнение студентами тренировочных
упражнений, в ходе которого приобретенные знания становятся полным
достоянием студентов. Как известно, существуют две формы организации такой
тренировочной работы — фронтальная работа и самостоятельная работа.
Фронтальная работа на уроках математики — это традиционная, давно
сложившаяся форма. Схематически ее можно описать так: один из студентов
выполняет задание на доске, остальные выполняют это же задание в тетрадях.
Самостоятельная работа студентов на уроке состоит в выполнении без помощи
преподавателя и товарищей некоторого задания.
Большие возможности для подготовки студентов к творческому труду и
самостоятельному пополнению знаний имеет самостоятельное выполнение
заданий. В этом случае студент без какойлибо помощи должен наметить пути
решения, правильно выполнить все построения, преобразования, вычисления и т. п.
В таком случае мысль студента работает наиболее интенсивно. Он приобретает
практический навык работы в ситуации, с которой ему неоднократно придется
сталкиваться в последующей трудовой деятельности. Вместе с тем
самостоятельная работа студентов на уроках
математики имеет и свои
недостатки. Усилия студента могут оказаться напрасными и не привести к
результату, если он недостаточно подготовлен к решению поставленной задачи.
Студент не слышит комментариев к решению, а рассуждения, которые он проводит
мысленно, могут быть не всегда правильными и достаточно полными, причем
возможности обнаружить это студент не имеет. Вообще при самостоятельном
выполнении заданий мыслительные процессы не могут быть проконтролированы
преподавателем. Поэтому даже верный ответ может оказаться случайным.
Исправление ошибок, допущенных при самостоятельной работе, происходит в
ходе ее проверки по окончании всей работы. Поэтому, выполняя упражнение
самостоятельно, студент, не усвоивший материал, может повторять одну и ту же
ошибку от примера к примеру и невольно закрепить неправильный алгоритм.
Самостоятельные работы и индивидуальные задания, тесты – виды
работы, обеспечивающие повышение уровня самостоятельной деятельности
студентов Наиболее распространенной формой работы, обеспечивающей повышение
самостоятельной деятельности студентов, являются самостоятельные работы и
индивидуальные задания.
По своему дидактическому назначению самостоятельные работы и
индивидуальные задания можно разбить на два основных вида: обучающие и
контролирующие.
В нашем техникуме по математике разработан ряд самостоятельных работ и
индивидуальных заданий разных видов. Они составляют дидактические материалы,
которые являются составной частью комплексного методического обеспечения
дисциплины.
Тесты обеспечивают информацию по ряду качественных характеристик
знаний и умений студентов. Тестовые задания удобно использовать при
организации самостоятельной работы в режиме самоконтроля, при повторении
учебного материала. Тестовые задания с выбором ответов особенно ценны тем, что
каждому студенту дается возможность четко представить себе объем
обязательных требований к овладению знаниями по теме (нескольким темам, всей
дисциплине), объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для
дополнительной и индивидуальной работы.
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов
оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов.
Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема
приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины,
проводится на практических занятиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов «отлично» студент получает, если:
• обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
• дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
• может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
• правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью
выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «хорошо» студент получает, если:
• неполно, но правильно изложено задание;
• при изложении были допущены 12 несущественные ошибки, которые он
исправляет после замечания преподавателя;
• дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
• может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
• правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью
выяснить степень понимания студентом данного материала.
Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:
• неполно, но правильно изложено задание;
• при изложении была допущена 1 существенная ошибка; допускает неточности
• знает и понимает основные положения данной темы, но
в формулировке понятий;
• излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
• затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:
• неполно изложено задание;
• при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не
удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду
работы.
Заключение
Самостоятельная работа всегда завершается какимилибо результатами. Это
выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения,
заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.
Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы,
побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь
важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его
стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература по всем разделам:
1. Баврин И.И. Математический анализ: учебник.– М.: Высш.шк., 2006.
2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. М.: Высшая школа,
2008.
3. Богомолов, Н. В. Математика : учеб. Для ссузов. М.: Дрофа, 2008.
4. Григорьев В.П. Элементы высшей математики: учебник. М.: Высш.шк., 2007.
5. Григорьев С.Г. Математика: учебник для студ. Сред. Проф. учреждений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005.
6. Партыка Т.Л., Попов И.И. Математические методы. М.: Форум, 2005.
Дополнительные источники:
1. Богомолов, Н. В. Сборник задач по математике. М.: Дрофа, 2007.
2. Выгодский М.Я Справочник по высшей математике. – М.: Наука, 2007.
3. Данко П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах. Ч.1: Учеб. пособие
для студентов втузов/ П.Е. Данко, А.Г.Попов, Т.Я. Кожевникова. – М.: Высшая
школа. – 1980.
4. Данко П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах. Ч.2: Учеб. пособие
для студентов втузов/ П.Е. Данко, А.Г.Попов, Т.Я. Кожевникова. – М.: Высшая школа. – 1980.
5. Омельченко, В. П. Математика. Ростов на Дону: Феникс, 2008.
6. Филимонова Е.В. Математика: учебное пособие для средних специальных
учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
7. Щипачев В.С. Математический анализ. – М.: Высшая школа, 2007.
8. Щипачев В.С. Задачи по высшей математике. – М.: Высшая школа, 2007.
Интернетресурсы:
1. http://siblec.ru – Справочник по высшей математике.
2. http://matclub.ru – Высшая математика, лекции, курсовые. примеры решения
задач,
производная и
интегралы и производные.
первообразная, электронные учебники.
3. www.newlibrary.ru – Новая электронная библиотека.
4. www.mathnet.ru – Общероссийский математический портал.
5. www.edu/ru Федеральный портал российского образования. www. matburo.ru
– Матбюро: решение задач по высшей математике.
дифференцирование,
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.