МБОУ Черемуховская СОШ Новошешминского муниципального района РТ
«Формирование универсальных учебных действий, как средство реализации ФГОС ООО»
Горбунова В.А, учитель физики и математики, 1 кв. категории
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу)
Выступая на форуме педвузов России, Андрей Фурсенко в 2011 г огласил новую роль школьного учителя, который, по его словам, должен не просто передавать знания ребятам, а являться наставником и методистом, обучающий структурировать полученные знания и использовать их в жизни. Другими словами, задача учителя – помочь ребенку найти себя в современном мире, научить его самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь правильно ставить вопрос и находить на него ответ, быть уверенным в себе и адекватным к окружающей действительности.
Для сельской школы это особенно актуально в силу нахождения в более замкнутом пространстве. После окончания школы многие из детей продолжают учебу в городе, меняют место жительства. Основная трудность – сориентироваться в новых обстоятельствах жизни. Поэтому наша задача – подготовить максимально мобильного человека, способного к социализации.
Как учитель, я стараюсь, прежде всего, убедить ребенка учиться, чтобы он захотел получать знания.
Для этого я
• Стараюсь стимулировать учащихся к познанию.
• Делаю материал достоянием личного опыта ребенка, учу применять его в новой ситуации, иногда нестандартной.
• Развиваю творческий потенциал ученика. Сделать это можно только в условиях любви к детям: осуждение подавляет творческое начало в ребенке, а любовь, забота поощряют его творческую активность.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Важными чертами современного педагога являются: самосовершенствование, самокритичность, постоянное самообразование, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями. И самое главное - современный педагог должен шагать в ногу со временем.
Сегодня на страницах периодической печати, на форумах, в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях активно обсуждается «Профессиональный стандарт педагога», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.
Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности. В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции. Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия». В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, с ограниченными возможностями здоровья, социально запущенными и теми, «для кого русский язык не является родным». Уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий»,— вести «проектную деятельность», а также организовывать экскурсии и походы. Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видеопрезентации, разбирается в социальных сетях.
Помимо трудовых действий учителя, в стандарте представлен перечень необходимых умений и знаний для осуществления педагогической деятельности. К необходимым умениям учителя основного и среднего общего образования относятся следующие: «применять современные образовательные технологии, включая информационные; проводить учебные занятия; планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных программ и обеспечивать ее выполнение; организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий» и др.
Опыт - важное, но не единственное условие профессионального роста учителя, он остаётся таковым, пока учится сам. И чтобы побудить творческие способности учащихся, научить самостоятельно решать поставленные задачи, превратить деятельность учащихся в «самодеятельность», мне приходится постоянно учиться тому или иному виду деятельности.
Моя методика преподавания основывается на активных методах обучения: проблемных, поисковых, практических - ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной и творческой деятельности. На каждом уроке – работа в парах, четвёрках. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
Руководствуюсь китайской мудростью:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай мне сделать самому – и я научусь.
Я стараюсь учить детей так, чтобы им было интересно, для этого необходимо использовать различные формы и методы деятельности. Это нестандартные уроки, викторины, доклады, логические задачи. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса я использую загадки, ребусы, задание «Исключи лишнее».
Уроки провожу с учетом знания возрастных и психологических особенностей учащихся, создаю доброжелательную деловую атмосферу, тем самым обеспечиваю творческое сотрудничество: учитель-ученик, ученик – ученик, ученик - учитель. На уроках использую компьютерные средства обучения. Применяю дифференцированный подход к слабым учащимся, использую методы частично- поисковый, исследовательский.
Коллективный способ обучения (КСО) - обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по-своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:
· Отмечают успехи друг друга;
· Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
· Обсуждают изучаемый материал совместно;
· Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы - рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
· Приобретают положительный опыт совместной работы;
· Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.
Современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. В связи с переходом на ФГОС встает вопрос о необходимости формирования у школьников универсальных учебных действий.
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
Универсальные учебные действия- это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД:
ü обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
ü создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Для успешного обучения у школьников должны быть сформированы четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. При формировании познавательных и регулятивных УУД большая роль отводится математике. В первую очередь она развивает такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое и пространственное мышление, способность к конструктивно-математической деятельности. На уроках математики одновременно формируются практически все виды универсальных учебных действий.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий.
На уроках математики работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели. Для этого предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений (таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью). В уроки включаются проблемные ситуации.
Уже в 5-6 классах надо использовать проектную деятельность как в учёбе, так и вне учёбы. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Учитель в данном случае является консультантом.
В формировании регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
Ø «преднамеренные ошибки»;
Ø поиск информации в предложенных источниках;
Ø взаимоконтроль
Ø «ищу ошибки»
Задание №1. «Преднамеренные ошибки»
Найти ошибки и исправить их. Объясните, незнание, какого материала их повлекло.
|
То есть, мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
Формирование познавательных универсальных учебных действий.
Широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия.
В формировании познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
Ø «найди отличия» (можно задать их количество);
Ø поиск лишнего;
Ø упорядочивание;
Ø «цепочки»;
Ø работа с разного вида таблицами;
Ø составление и распознавание диаграмм.
Задание № 2
Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест.
Виды Прыжки в длину Метание
Маша 185 см 0,01 км
Катя 19 дм 1200 см
Оля 1 м 7 дм 6 см 135 дм
Отсюда следует, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач).
Можно предложить следующие виды заданий:
Ø составь задание партнеру;
Ø отзыв на работу товарища;
Ø групповая работа по составлению кроссворда;
Ø «отгадай, о ком говорим;
Ø «объясни» и т.д.
Коммуникативные УУД:
Ø 1) учимся слушать и понимать других;
Ø 2) учимся строить речевое высказывание;
Ø 3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;
Ø 4) учимся работать в паре.
Задание № 3.Кроссворд на тему «Треугольник».
Класс делится на группы. Задача каждой группы - составить кроссворд на тему «Треугольник». Кроссворд должен содержать как можно больше слов по заданной теме. Также при оценивании будет учитываться оригинальность формы кроссворда. Вывод: не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
Типовые задания, нацеленные на формирование личностных УУД.
Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах.
Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
Для формирования личностных универсальных учебных действий учащимся можно предлагать следующие задания:
Ø участвовать в проектах;
Ø подводить итоги урока ;
Ø выполнять творческие задания;
Ø давать самооценку событию, происшествию
Задание №4. Пол комнаты, имеющей форму квадрата со стороной 8 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 5 см и 20 см. Сколько потребуется таких дощечек?
Задание №5. Подведение итогов урока. Обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Отсюда следует вывод: главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.
Какова же роль учителя в формировании УУД на уроках?
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов. Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Ну, а самое главное, в своей работе я руководствуюсь словами К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Литература:
1. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание).
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
4. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами математических упражнений . - 2011. - №5. - С.74-81.
5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.