Формирование языковой грамотности младшего школьника

  • docx
  • 30.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование языковой грамотности младшего школьника.docx

 

 

 

 

Тема:

Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе

 

 

 

 

 

Подготовил учитель

МБОУ Лицей №8

Шибинская Инна Юрьевна

 

 

 

г. Кисловодск

 

 

 

 

«Успешность»: для кого?

·        Для ученика?

·        Для его родителей?

·        Для учителя начальной школы?

·        Для учителя средней школы?

Скорее всего, этот вопрос актуален для родителей ученика, но не для самого ученика, т.к.  в 11 лет ему трудно представить свое будущее.

Для учителя начальных классов важно, чтобы дети были успешными при переходе в пятый класс. А учитель средней школы будет рад получить грамотных успешных детей.

УСПЕШНОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ – СФОРМИРОВАННЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

         Понять задание, вопрос.

         Уметь задать вопрос о том, что не понял.

         Знать, где самостоятельно найти ответ на

         Вопрос (словари, справочники, интернет).

         Уметь контролировать себя.

Если эти действия сформированы, то учитель средней школы получит ребят, которые умеют учиться.

Это минимум, без которого грамотным быть нельзя.

А раздел «Уметь контролировать себя»-показатель хорошо сформировавшегося ученика.

Что ожидает учитель средней школы от выпускника  начальной школы?

В            С          Ё

 

Конечно, так не бывает, так как каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности:

               Внимание

               Восприятие

               Усидчивость

               Мыслительные способности

               Умение трудиться

Что понимать под «языковой грамотностью» для учеников начальной школы?

         Первоначальные сведения о системе языка (фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис).

         Владение элементарными навыками грамотного письма.

         Устная и письменная речь в стадии формирования.

         Соблюдение норм ударения, произношения и формообразования (ограниченный перечень слов).

В начальной школе дети приобретают первоначальные сведения о системе языка (фонетика, лексика), а в среднем звене идет углубленное изучение этих разделов.

Следует обратить внимание на соблюдение норм ударения, произношения. Эта тема должна быть хорошо отработана, в начальной школе. Существует «Словарь ударений», который помогает учащимся запоминать и правильно произносить трудные слова. На уроках отводится определенное количество времени для этой работы.

ФОНЕТИКА И ГРАФИКА

Различать звуки и буквы.

Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие.

Выделять в слове ударный слог и определять количество слогов.

Это необходимые знания, умения, навыки, с которыми ученик идет в пятый класс-это база. Учитель использует разные приемы и виды работ на уроке: это орфографические разминки, длительные упражнения по характеристике звуков русского языка, развивает умение анализировать слово с фонетической стороны. От того, как будут сформированы азы фонетики на начальном этапе обучения, зависит успех детей в среднем звене.

 

ЛЕКСИКА

·                   Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

·                   Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью школьного толкового словаря.

·                   Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

·                   Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Этот раздел расширяет, пополняет словарный запас детей. Синонимы обогащают речь делают ее интересной и разнообразной. В своей работе учитель начальных классов использует «Толковый словарь» и на уроках побуждает детей уточнять значение слов с помощью словаря.

 

Состав слова (морфемика)

·        Различать изменяемые и неизменяемые слова.

·        Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

·        Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

С помощью разнообразных упражнений и заданий учитель развивает умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять ту часть слова, которая необходима на данном этапе.

Самое трудное для детей – выделение окончаний. Без изменения слова по вопросам эту проблему решить нельзя.

Задача учителя-научить учащихся при письме останавливаться, задумываться, проверять себя и тогда ученик обретет чувство уверенности и успешности.

Существует «Морфемно-словообразовательный Словарь». Знакомство с этим словарем оживит восприятие детьми данного раздела.

 

Морфология

·                   Определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж. Устанавливать склонение имён существительных в форме единственного числа.

·                   Определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж.

·                   Определять грамматические признаки глаголов – вид, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени), изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать).

·                   Распознавать личные местоимения.

·                   Находить предлоги вместе с именами существительными и личными местоимениями, к которым они относятся.

·                   Распознавать союзы и, а, но.

·                   Находить частицу не при глаголах.

Весь этот раздел необходимо знать выпускнику в той мере, насколько это возможно для каждого обучающегося. Определять грамматические признаки имен существительных-род, падеж, склонение и спряжение глаголов – это основа для успешного обучения в пятом классе.

 

Синтаксис

·        Различать слово, словосочетание, предложение.

·        Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

·        Классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

·        Определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения.

·        Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

·        Выделять предложения с однородными членами.

Здесь главную роль играет то, как учитель в начальной школе должны читать предложение. Оно читается эмоционально с интонацией, т. К. обучающиеся затрудняются при определении вида предложений и при постановке запятых.

Для развития этих тем учитель подбирает эффективные целенаправленные упражнения, проводит умело самостоятельные работы, прививает навыки самопроверки и самоконтроля. Эти действия со стороны ученика создают успешность в среднем звене.

 

УПРАЖНЕНИЕ. 

Запиши словосочетания. Во всех ли словосочетаниях главное слово управляет зависимым? Объясни почему.

Образец: вошел в комнату – В. П.

Вспомнил о встрече; опоздали на урок; будем провожать бабушку; помогала подруге; узнали новости; звонили по телефону; вкусный кофе; ценим дружбу; вырастил дерево.

Проверь себя: управления нет в двух словосочетаниях.

Это фоновые знания для успешного обучения ребенка. Такие упражнения позволяют нам закрепить падежи, определить главное слово, зависимое, кроме того, найти два словосочетания, где нет управления.

 

Правописание.

·        Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки (в объёме изученного) в собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля.

·        Безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов.

·        Писать под диктовку тексты объёмом 75 –80 слов с учётом изученных правил правописания.

·        Орфографическая грамотность – эта составная часть общей языковой культуре, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. Для развития орфографической зоркости нужны, прежде всего, упражнения в выделении орфограмм, и тогда объяснения написаний станет намного эффективнее. Этот навык может достигнуть высокого уровня у ребят, которые имеют интерес к урокам русского языка.

УПРАЖНЕНИЕ.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1. Запиши в два столбика:

-Слова с мягким знаком,

-Слова без мягкого знака.

Письменно объясни написание слов.

Образец: настежь (наречие), колюч (кр. прил.)

Реч.., крыш.., замуж.., клеиш.., лож.., хочеш.., крепыш.., хорош.., мелоч.., проч..(материал), линюч.., борщ.., мяч.., невмоч.., утеш..ся, (много) рощ.., трескуч.., вскач.., дышиш.., жеч.., встреч.., горюч.., настеж.., (быстро) стеч.., не плач..

Такие упражнения требуют знаний сразу нескольких правил, развивают внимательное отношение к слову, заставляют задумываться над написанием каждого слова.

Н. С. Рождественский написал: «Чем развитее ребенок, тем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание»

 

УПРАЖНЕНИЕ.

Найди в тексте орфографические ошибки, письменно исправь их.

Многие жесты издавна вошли в жизнь людей. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей. Лапландцы при встрече трутся носами. Жест приветствия египтян напоминал жест, которым военные отдают честь: ладонь прикладывалась ко лбу. Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой придерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.

Проверь себя: в тексте четыре орфографические ошибки.

Дан текст авторский или созданный вами, а дети должны найти указанное число ошибок. Это для более сильных детей. Возьми словарь и проверь. Дети, ориентированные на изучение родного языка, будут успешны.

 

Устная и письменная речь.

·        Строить текст по заданному плану.

·        Создавать небольшие тексты для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, записки и др.).

·        Письменно излагать содержание прослушанного или прочитанного текста объёмом 70 – 90 слов.

Это, пожалуй, самый трудный раздел. Учитель начальных классов учит детей писать письма, открытки, записки и т.д., но сначала должен быть образец, составленный коллективно.

Трудность по развитию речи в том, что многие дети мало читают, из речь ограничена и бедна, им трудно выражать свои мысли. Другие дети успешны в изложении своих мыслей. В их речи звучат образные сравнения, выражения, они используют синонимы, стараются украсить свою речь яркими красками. Это приведет к успеху в среднем звене.

 

УПРАЖНЕНИЕ.

Прочитай текст.

Вышли все на берег моря, головы подняли и смотрим в небо. А небо над нами как цветной шатер. Над самой головой, кажется, черная дыра, а от нее во все стороны – и к западу, и к югу, и к северу, и к востоку – розовые лучи расходятся. Северное сияние!

Луна стала тусклой, окружилась янтарными кольцами. Звезды пропали, только самые крупные красным огнем горят, как огни на мачтах. А небо по розовому вдруг то желтым, то зеленым подергивается.

- К холоду это, - сказали рыбаки. – К непогоде!

В этом тексте описание северного сияния сменяется выводом – приметой, которую вспоминают рыбаки. Вспомни народные приметы и попробуй составить подобный текст: в первой части –описание, а затем- вывод, основанный на примере.

Можно пользоваться дикторским текстом. Но задание выполняют вместе. Нельзя выносить это на уровень контроля. Развитие речи продолжается и формируется всю жизнь.

 

НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи (в объёме изученного) и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников

·        ЗАПОМИНАТЬ

·        ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЁМ

·        ОБРАЩАТЬСЯ ЗА СПРАВКОЙ НА ПОРТАЛ ГРАМОТА. РУ