Формирование задачного мировоззрения-важная педагогическая цель
Ягодкина О.К., к.п.н., методист МУ ДПО
«Информационно-образовательный центр»
Тутаевского МР, Ярославская обл.
Весь мир полон решённых задач…
Е. Гин
В самом простом определении мировоззрение – это сложившийся взгляд человека на мир. В ряд важнейших функций мировоззрения учёные положили развитие интеллекта в процессе познания и выявление вектора развития с целью дальнейшего углубления по принципу интересов, индивидуальных способностей и особенностей. Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека, предоставляя ему ориентиры и цели для практической и теоретической деятельности.
«Задачное мировоззрение» не нашло точного научного определения, не входит в классификацию мировоззрений, но мы можем не только понять его смысл, но и оценить педагогическую целесообразность его формирования и развития у детей различного возраста. Несомненно, это, прежде всего, ТРИЗовская категория. Теория решения изобретательских задач-наука о развитии систем и об эффективном мышлении в любой области творчества.
Педагог-«ТРИЗовец» учит управлять мышлением в процессе решения задачи, он не просто тренирует мышление детей («думай»), подводя к готовому ответу, а направляет мыслительный процесс ребёнка с помощью определённых приёмов и методов к достижению поставленной цели.
Методология получения нестандартных эффективных решений творческих задач [2] содержит методы и приёмы двух классов:
а) используемые для развития компонентов творческого воображения и мышления;
б) позволяющие получать новые идеи путём целенаправленного преобразования исходной информации.
Наработано достаточно большое количество упражнений, которые можно применить в качестве дидактических средств при проведении различных досуговых и конкурсных мероприятий, тестирования и т.д., тем самым способствовать формированию у детей задачного мировоззрения.
Вся наша жизнь, начиная с самого раннего возраста, состоит из решения разнообразных задач. Важно уметь:
- понимать задачи, поставленные другими людьми;
- ставить и грамотно формулировать задачи для себя и для других;
- находить оптимальные решения различных по своей природе задач/проблем (бытовых, учебных, производственных, творческих, ...), стандартных/ нестандартных.
По сути, мы говорим о функциональной грамотности человека, основой которой служит задачное мировоззрение. Ведь функциональная грамотность определяется как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться в ней (В. Мацкевич, С. Крупник).
В процессе решения задач человек, как правило, осознанно или интуитивно, проходит пять основных этапов (схема 1.):
Схема 1. Основные этапы решения задачи
В связи с этим хотелось бы подчеркнуть важность педагогической цели по формированию задачного мировоззрения у обучающихся. Цель мы рассматриваем как желаемый результат, соответствующий какой-либо потребности. Современный педагог, работающий в динамичном мире с детьми Z-поколения, должен чувствовать объективную потребность в преодолении психологической инерции[1] и в реализации принципов метапредметных основ содержания образования[2] и образовательной рефлексии[3].
Если обратиться к таксономии Б. Блума (схема 2) и «примерить» её на метапредметную способность решать разного рода задачи, то представление о задачном мировоззрении значительно расширится. На наш взгляд, можно утверждать о его сформированности, если обучающийся «поднимается» до шестого уровня мыслительной иерархии, в которой:
- знание – выделение важной информации (принять, запомнить, распознать);
- понимание - понимание полученной информации, объяснение своими словами (объяснить, преобразовать, продемонстрировать);
- применение - применение новых знаний в конкретных ситуациях (показать знания, решить поставленные задачи, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, инсценировать, провести эксперимент, соотнести, спланировать, решить, использовать);
- анализ - разделение информации на отдельные, связанные между собой части (разделить, обсудить, раскрыть, проанализировать, сгруппировать, сравнить, связать, упорядочить, проверить);
- синтез – обобщение информации (сгруппировать, скомбинировать, разработать, предложить, перегруппировать, установить, заменить);
- оценка - оценивание знания согласно определённым критериям (доказать, сделать выводы, обосновать, порекомендовать, суммировать, проверить, оценить).
Схема 2. Таксономия Б. Блума
Каким образом возможно обеспечить это продвижение? Через разработку/подбор учебных заданий в соответствии с уровнями учебных целей таксономии Б. Блума, формирующих различные навыки [1]. Так, первые три уровня таксономии – знание, понимание и применение – формируют репетитивные (репродуктивные) навыки – виды деятельности, заключающиеся в умении повторить или воспроизвести усвоенную ранее или только что полученную информацию без искажения её смысла.
Задания уровня анализа и синтеза направлены на формирование когнитивных (развивающих) навыков - виды деятельности, которые требуют познавательного умения, направленного на трансформацию явной или скрытой информации. Основой таких навыков являются знания, которые нужны для дальнейшего глубинного познания дисциплины, либо те, которые в дальнейшем преобразуются в междисциплинарные знания. Совокупность мыслительных операций, осуществляемых на данном уровне, в конечном итоге приводит к формированию творческого мышления, что крайне необходимо современному человеку 21 века.
Задания уровня оценивания нацелены на формулирование обучающимися всевозможных оценочных суждений на основе чётких критериев. Они также могут быть направлены и на формирование поведенческих навыков - внешних и внутренних форм поведения, посредством которых личность проявляет своё самовосприятие, восприятие окружающих, восприятие различных жизненных ситуаций через свою манеру реагировать и действовать. Основой таких навыков являются жизненно важные компетенции, которые доминируют в обыденной жизни, в профессиональной деятельности.
Ещё один вариант достижения педагогической цели по формированию задачного мировоззрения у обучающихся заключается в преподавании метапредметного курса «Задача» (научная школа Ю.В. Громыко, д.пс.н.). Ниже приведён фрагмент программы метапредметного курса «Задача: на стыке наук», разработанной и апробированной в муниципальной сети профильного обучения для обучающихся 10-х классов школ Тутаевского МР Ярославской области.
Программа метапредметного курса «Задача: на стыке наук»
«Задачи играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю его жизнь. Мышление человека, главным образом, состоит из постановки и решения задач. Перефразируя Декарта, можно сказать: «Жить – значит ставить и решать задачи». И пока человек решает задачи, он живёт!»
Л.М. Фридман
Пояснительная записка
Программа метапредметного курса «Задача: на стыке наук» разработана в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования и предназначена для обучающихся 10 классов школ Тутаевского муниципального района.
Она основана на материалах:
г. Ярославль);
Программа метапредметного курса «Задача: на стыке наук» носит полипредметный развивающий характер. Её содержательное ядро состоит из мира задач по физике (кинематика), информатике (различные способы решения задач на моделирование), праву (задачи открытого типа уголовно-правовой направленности, детективные задачи), математике (финансовая грамотность). Выбор темы «Кинематика» обусловлен её значимостью в школьном курсе физики. Нахождение кинематических величин в ходе решения задач, имеющих практическое и познавательное значение, позволяет понять и запомнить основные законы и формулы физики, создаёт представление об их характерных особенностях и границах применения, расширяет возможности развития мыслительной деятельности обучающихся.
При реализации курса предусматривается использование мыследеятельностного подхода к организации профильного обучения, методов креативной педагогики. Преподавание осуществляется по субъектно-ориентированному типу педагогического процесса, что предполагает возможность построения обучающимися в рамках данного курса индивидуальных/групповых маршрутов с учётом своих потребностей и интересов. Подбор материала по математике преследует несколько целей: с одной стороны, создание базы для развития способностей обучающихся, с другой – восполнение некоторых пробелов основного курса, с третьей – подготовка к заданию 17 единого государственного экзамена по математике профильного уровня.
Цель курса – развитие у школьников базовых способностей (понимания, воображения, коммуникации, схематизации, моделирования, рефлексии) посредством решения (реш-А-ния) широкого спектра задач.
Задачи курса:
1. расширить представление школьников о понятии «задача»;
2. научить преобразовывать проблемные ситуации в задачи;
3. содействовать освоению обучающимися обобщенных способов решения
различных типов задач;
4. оказать помощь старшеклассникам в подготовке к ЕГЭ по обществознанию, физике, информатике, математике (задание №17-профильный уровень).
Метапредметный курс «Задача: на стыке наук» может быть включён в школьный банк программ внеурочной деятельности и (или) курсов по выбору.
Изучение содержания предлагаемого курса в полном объёме рассчитано на 42 учебных часа. Фактический объём рабочих программ курсов, создаваемых на основе данной программы, вариативен.
Планируемые результаты освоения курса «Задача: на стыке наук»
1. Личностные результаты
Ученик получит возможность сформировать/развить:
-учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению в средней школе;
-умение ставить и решать учебные и жизненные задачи;
-готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-реалистическое отношение к миру, включая навыки ведения финансовых расчётов, оформления кредитов, извлечения материальной выгоды;
-готовность и способность к отстаиванию собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к определённым событиям;
-осознанное восприятие своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
-готовность противостоять негативным социальным явлениям;
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в обществе;
-готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности.
2. Метапредметные результаты
Ученик получит возможность:
-сформировать/развить базовые способности: понимания, воображения, коммуникации, схематизации, моделирования, рефлексии; а также способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
-закрепить навыки по ориентации в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;
-развить умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-сформировать или развить способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-стремиться оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
-спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, избегать личностных оценочных суждений.
3. Предметные результаты
Ученик научится:
-понимать текст задач из различных предметных областей;
-отличать «закрытые» задачи от открытых;
-знать и понимать уравнения кинематики и решать задачи на применение изученных законов;
-представлять математические понятия как важнейшие математические модели, позволяющие описывать и изучать разные процессы и явления в жизни.
Ученик получит возможность:
-подготовиться к выполнению задания 17 ЕГЭ по математике (профильный уровень), ряда заданий ЕГЭ по информатике, физике и обществознания.
За счёт осуществления межпредметных связей курса с математикой, физикой, информатикой, литературой, обществознанием, правом и др. предполагается повышение мотивации учеников к изучению этих учебных предметов и, соответственно, достижение положительных результатов в различных предметных областях знаний.
Содержание программы
1. Метапредмет «Задача» (8 час.)
1.1. Задача: краткий обзор существующих понятий. Мир задач (1 час.).
1.2. Задача в теории деятельности. Подчиняемся обстоятельствам или преодолеваем их? (1,5 час.). Преобразование проблемных ситуаций в задачи на основе работы с текстами:
-рассказов о преодолении людьми жизненных трудностей;
-биографий учёных, общественных или политических деятелей.
1.3. Зачем нужно решать задачи? Функции решения задач (0,5 час.).
1.4. Процесс выработки решения. РешАние и решЕние задач (1 час.). Рассказы И.Я. Депмана для школьников о решении задач. Любимая задача Л.Н. Толстого. Задача из рассказа А.П. Чехова «Репетитор». Рассказ А. Аверченко «Экзаменационная задача».
1.5. Понимание и моделирование в процессе выработки решения (2 час.).
1.6. Задачи открытого типа – средство для развития креативности. Сравнительные характеристики тренировочных и творческих задач (2 час.).
2. Практикум для решателей интересных задач (34 час.)
2.1. Задачи правовой направленности (5 час.)
2.2. Основы финансовой математики (9 час.)
2.3. Моделирование в информатике (8 час.)
2.4. Кинематика (12 час.)
Примерные варианты компановки рабочих программ
Модули |
Задача: для гуманитариев |
Задача: на стыке точных наук |
Метапредмет «Задача» |
8 |
5 |
Задачи правовой направленности |
5 |
|
Основы финансовой математики |
|
9 |
Моделирование в информатике |
|
8 |
Кинематика |
|
12 |
Объём (час.) |
13 |
34 |
Примечание: Возможны и другие варианты компановки рабочих программ в зависимости от места курса в учебном плане учреждения, количестве часов на его освоение и образовательных потребностей обучающихся.
Вторая часть программы может быть дополнена другими предметными модулями. Целесообразность какого курса мы видим в том, что перед обучающимися достаточно широко и целостно раскрывается мир задач. Через призму «Задача» они смотрят не только на содержание учебных дисциплин, но и на различные сферы человеческой деятельности, формируя тем самым задачное мировоззрение, которое поможет им стать успешными людьми.
Библиографический список
1. Мурзагалиева А.Е., Утегенова Б.М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума /А.Е. Мурзагалиева, Б.М. Утегенова. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,
Центр педагогического мастерства, 2015 – 54 с.
2. Утёмов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Психологическая инертность - привычка к стандартным действиям в типовых ситуациях/упорное стремление думать и действовать в соответствии с выработанными привычками и представлениями
[2] Принцип метапредметных основ содержания образования - основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.
[3] Принцип образовательной рефлексии – образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.