Формирование задачного мировоззрения-важная педагогическая задача
Оценка 4.6

Формирование задачного мировоззрения-важная педагогическая задача

Оценка 4.6
docx
11.08.2020
Формирование задачного мировоззрения-важная педагогическая задача
Задачное мировоззрение.docx

Формирование задачного мировоззрения-важная педагогическая цель

Ягодкина О.К., к.п.н., методист МУ ДПО

«Информационно-образовательный центр»

Тутаевского МР, Ярославская обл.

 

Весь мир полон решённых задач…

Е. Гин

В самом простом определении мировоззрение – это сложившийся взгляд человека на мир. В ряд важнейших функций мировоззрения учёные положили развитие интеллекта в процессе познания и выявление вектора развития с целью дальнейшего углубления по принципу интересов, индивидуальных способностей и особенностей.  Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека, предоставляя ему ориентиры и цели для практической и теоретической деятельности.

«Задачное мировоззрение» не нашло точного научного определения, не входит в классификацию мировоззрений, но мы можем не только понять его смысл, но и оценить педагогическую целесообразность его формирования и развития у детей различного возраста. Несомненно, это, прежде всего, ТРИЗовская категория. Теория решения изобретательских задач-наука о развитии систем и об эффективном мышлении в любой области творчества.

Педагог-«ТРИЗовец» учит управлять мышлением в процессе решения задачи, он не просто тренирует мышление детей («думай»), подводя к готовому ответу, а направляет мыслительный процесс ребёнка с помощью определённых приёмов и методов к достижению поставленной цели.

         Методология получения нестандартных эффективных решений творческих задач [2] содержит методы и приёмы двух классов:

а) используемые для развития компонентов творческого воображения и мышления;

 б) позволяющие получать новые идеи путём целенаправленного преобразования исходной информации.

 Наработано достаточно большое количество упражнений, которые можно применить в качестве дидактических средств при проведении различных досуговых и конкурсных мероприятий, тестирования и т.д., тем самым способствовать формированию у детей задачного мировоззрения.

         Вся наша жизнь, начиная с самого раннего возраста, состоит из решения разнообразных задач. Важно уметь:

- понимать задачи, поставленные другими людьми;

- ставить и грамотно формулировать задачи для себя и для других;

- находить оптимальные решения различных по своей природе задач/проблем (бытовых, учебных, производственных, творческих, ...), стандартных/ нестандартных.

По сути, мы говорим о функциональной грамотности человека, основой которой служит задачное мировоззрение. Ведь функциональная грамотность определяется как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться в ней (В. Мацкевич, С. Крупник). 

         В процессе решения задач человек, как правило, осознанно или интуитивно, проходит пять основных этапов (схема 1.):

 

Схема 1. Основные этапы решения задачи

Выбор цели Поиск вариантов решения Анализ вариантов решений Оценка вариантов и выбор решения
Постановка задачи
 

 

 


        

 

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть важность педагогической цели по формированию задачного мировоззрения у обучающихся. Цель мы рассматриваем как желаемый результат, соответствующий какой-либо потребности. Современный педагог, работающий в динамичном мире с детьми Z-поколения, должен чувствовать объективную потребность в преодолении психологической инерции[1] и в реализации принципов  метапредметных основ содержания образования[2] и образовательной рефлексии[3].

         Если обратиться к таксономии Б. Блума (схема 2) и «примерить» её на метапредметную способность решать разного рода задачи, то представление о задачном мировоззрении значительно расширится. На наш взгляд, можно утверждать о его сформированности, если обучающийся «поднимается» до шестого уровня мыслительной иерархии, в которой:

- знание – выделение важной информации (принять, запомнить, распознать);

- понимание - понимание полученной информации, объяснение своими словами (объяснить, преобразовать, продемонстрировать);

-  применение - применение новых знаний в конкретных ситуациях (показать знания, решить поставленные задачи, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, инсценировать, провести эксперимент, соотнести, спланировать, решить, использовать);

- анализ - разделение информации на отдельные, связанные между собой части (разделить, обсудить, раскрыть, проанализировать, сгруппировать, сравнить, связать, упорядочить, проверить);

- синтез – обобщение информации (сгруппировать, скомбинировать, разработать, предложить, перегруппировать, установить, заменить);

- оценка - оценивание знания согласно определённым критериям (доказать, сделать выводы, обосновать, порекомендовать, суммировать, проверить, оценить).

Схема 2. Таксономия Б. Блума

Таксономия Б. Блума

,оценка,синтез,анализ,применение,понимание,знание
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Каким образом возможно обеспечить это продвижение? Через разработку/подбор учебных заданий в соответствии с уровнями учебных целей таксономии Б. Блума, формирующих различные навыки [1]. Так, первые три уровня таксономии – знание, понимание и применение – формируют репетитивные (репродуктивные) навыки – виды деятельности, заключающиеся в умении повторить или воспроизвести усвоенную ранее или только что полученную информацию без искажения её смысла.

Задания уровня анализа и синтеза направлены на формирование когнитивных (развивающих) навыков - виды деятельности, которые требуют познавательного умения, направленного на трансформацию явной или скрытой информации. Основой таких навыков являются знания, которые нужны для дальнейшего глубинного познания дисциплины, либо те, которые в дальнейшем преобразуются в междисциплинарные знания. Совокупность мыслительных операций, осуществляемых на данном уровне, в конечном итоге приводит к формированию творческого мышления, что крайне необходимо современному человеку 21 века.

Задания уровня оценивания нацелены на формулирование обучающимися всевозможных оценочных суждений на основе чётких критериев. Они также могут быть направлены и на формирование поведенческих навыков - внешних и внутренних форм поведения, посредством которых личность проявляет своё самовосприятие, восприятие окружающих, восприятие различных жизненных ситуаций через свою манеру реагировать и действовать. Основой таких навыков являются жизненно важные компетенции, которые доминируют в обыденной жизни, в профессиональной деятельности.

         Ещё один вариант достижения педагогической цели по формированию задачного мировоззрения у обучающихся заключается в преподавании метапредметного курса «Задача» (научная школа Ю.В. Громыко, д.пс.н.). Ниже приведён фрагмент программы метапредметного курса «Задача: на стыке наук», разработанной и апробированной в муниципальной сети профильного обучения для обучающихся 10-х классов школ Тутаевского МР Ярославской области.

Программа метапредметного курса «Задача: на стыке наук»

«Задачи играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю его жизнь. Мышление человека, главным образом, состоит из постановки и решения задач. Перефразируя Декарта, можно сказать: «Жить значит ставить и решать задачи». И пока человек решает задачи, он живёт!»

Л.М. Фридман

Пояснительная записка

            Программа метапредметного курса «Задача: на стыке наук» разработана в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования и предназначена для обучающихся 10 классов школ Тутаевского муниципального района.

Она основана на материалах:

  • метапредмета «Задача» (автор – А.А. Устиловская, к.пс.н., г. Москва);
  • пособия «Начала финансовой математики» (Г.П. Башарин, к.ф-м.н., Заслуженный деятель науки РФ);
  • популярного сайта К.Ю. Полякова, д.тех.н., учителя информатики, (со)автора серии УМК «Информатика. ФГОС» (г. С. Петербург);
  • электронных ресурсов «Психология права» и «Решение задач по Уголовному праву РФ»;
  • учебного пособия для школьников, учителей, абитуриентов «Олимпиадные (экспериментальные) задачи по физике (под ред. С.В. Турунтаева, к. ф-м.н.,

г. Ярославль);

  • методического пособия «Метапредмет «Задача» и задачная форма обучения» (автор-составитель О.К. Ягодкина, к.п.н.), разработанного в условиях реализации региональных инновационных проектов: «Внедрение метапредметных технологий в образовательный процесс современной школы», «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС».

Программа метапредметного курса «Задача: на стыке наук» носит полипредметный развивающий характер. Её содержательное ядро состоит из мира задач по физике (кинематика), информатике (различные способы решения задач на моделирование), праву (задачи открытого типа уголовно-правовой направленности, детективные задачи), математике (финансовая грамотность). Выбор темы «Кинематика» обусловлен её значимостью в школьном курсе физики. Нахождение кинематических величин в ходе решения задач, имеющих практическое и познавательное значение, позволяет понять и запомнить основные законы и формулы физики, создаёт представление об их характерных особенностях и границах применения, расширяет возможности развития мыслительной деятельности обучающихся.

            При реализации курса предусматривается использование мыследеятельностного подхода к организации профильного обучения, методов креативной педагогики. Преподавание осуществляется по субъектно-ориентированному типу педагогического процесса, что предполагает возможность построения обучающимися в рамках данного курса индивидуальных/групповых маршрутов с учётом своих потребностей и интересов. Подбор материала по математике преследует несколько целей: с одной стороны, создание базы для развития способностей обучающихся, с другой – восполнение некоторых пробелов основного курса, с третьей – подготовка к заданию 17 единого государственного экзамена по математике профильного уровня.

           Цель курса – развитие у школьников базовых способностей (понимания, воображения, коммуникации, схематизации, моделирования, рефлексии) посредством решения (реш-А-ния) широкого спектра задач.

            Задачи курса:

1.        расширить представление школьников о понятии «задача»;

2.        научить преобразовывать проблемные ситуации в задачи;

3.        содействовать освоению обучающимися обобщенных способов решения

 различных типов задач;

4.        оказать помощь старшеклассникам в подготовке к ЕГЭ по обществознанию, физике, информатике, математике (задание №17-профильный уровень).

           Метапредметный курс «Задача: на стыке наук» может быть включён в школьный банк программ внеурочной деятельности и (или) курсов по выбору.

          Изучение содержания предлагаемого курса в полном объёме рассчитано на 42 учебных часа. Фактический объём рабочих программ курсов, создаваемых на основе данной программы, вариативен.

Планируемые результаты освоения курса «Задача: на стыке наук»

1.                  Личностные результаты

Ученик получит возможность сформировать/развить:

-учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению в средней школе;

-умение ставить и решать учебные и жизненные задачи;

-готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-реалистическое отношение к миру, включая навыки ведения финансовых расчётов, оформления кредитов, извлечения материальной выгоды;

-готовность и способность к отстаиванию собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к определённым событиям;

-осознанное восприятие своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

-готовность противостоять негативным социальным явлениям;

-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в обществе;

-готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности.

2.                  Метапредметные результаты

Ученик получит возможность:

-сформировать/развить базовые способности: понимания, воображения, коммуникации, схематизации, моделирования, рефлексии; а также способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

-закрепить навыки по ориентации в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;

-развить умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

-сформировать или развить способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-стремиться оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

-спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с          использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, избегать личностных оценочных суждений.

 

3.                                                                                                                     Предметные результаты

Ученик научится:

-понимать текст задач из различных предметных областей;

-отличать «закрытые» задачи от открытых;

-знать и понимать уравнения кинематики и решать задачи на применение изученных законов;

-представлять математические понятия как важнейшие математические модели, позволяющие описывать и изучать разные процессы и явления в жизни.

Ученик получит возможность:

-подготовиться к выполнению задания 17 ЕГЭ по математике (профильный уровень), ряда заданий ЕГЭ по информатике, физике и обществознания.

За счёт осуществления межпредметных связей курса с математикой, физикой, информатикой, литературой, обществознанием, правом и др. предполагается повышение мотивации учеников к изучению этих учебных предметов и, соответственно, достижение положительных результатов в различных предметных областях знаний.

Содержание программы

1.      Метапредмет «Задача» (8 час.)

1.1. Задача: краткий обзор существующих понятий. Мир задач (1 час.).

1.2. Задача в теории деятельности. Подчиняемся обстоятельствам или преодолеваем их? (1,5 час.). Преобразование проблемных ситуаций в задачи на основе работы с текстами:

-рассказов о преодолении людьми жизненных трудностей;

-биографий учёных, общественных или политических деятелей.

1.3. Зачем нужно решать задачи? Функции решения задач (0,5 час.).

1.4. Процесс выработки решения. РешАние и решЕние задач (1 час.). Рассказы И.Я. Депмана для школьников о решении задач. Любимая задача Л.Н. Толстого. Задача из рассказа А.П. Чехова «Репетитор». Рассказ А. Аверченко «Экзаменационная задача».

1.5. Понимание и моделирование в процессе выработки решения (2 час.).

1.6. Задачи открытого типа – средство для развития креативности. Сравнительные характеристики тренировочных и творческих задач (2 час.).

2.      Практикум для решателей интересных задач (34 час.)

2.1. Задачи правовой направленности (5 час.)

2.2. Основы финансовой математики (9 час.)

2.3. Моделирование в информатике (8 час.)

2.4. Кинематика (12 час.)

Примерные варианты компановки рабочих программ

Модули

Задача: для гуманитариев

Задача: на стыке

точных наук

Метапредмет «Задача»

8

5

Задачи правовой направленности

5

 

Основы финансовой математики

 

9

Моделирование в информатике

 

8

Кинематика

 

12

Объём (час.)

13

34

Примечание: Возможны и другие варианты компановки рабочих программ в зависимости от места курса в учебном плане учреждения, количестве часов на его освоение и образовательных потребностей обучающихся.

            Вторая часть программы может быть дополнена другими предметными модулями. Целесообразность какого курса мы видим в том, что перед обучающимися достаточно широко и целостно раскрывается мир задач. Через призму «Задача» они смотрят не только на содержание учебных дисциплин, но и на различные сферы человеческой деятельности, формируя тем самым задачное мировоззрение, которое поможет им стать успешными людьми.

 

Библиографический список

1.     Мурзагалиева А.Е., Утегенова Б.М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума /А.Е. Мурзагалиева, Б.М. Утегенова. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,

     Центр педагогического мастерства, 2015 – 54 с.

2.     Утёмов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Психологическая инертность - привычка к стандартным действиям в типовых ситуациях/упорное стремление думать и действовать в соответствии с выработанными привычками и представлениями

 

[2] Принцип метапредметных основ содержания образованияоснову содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.

 

[3] Принцип образовательной рефлексииобразовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

 

Формирование задачного мировоззрения-важная педагогическая цель

Формирование задачного мировоззрения-важная педагогическая цель

По сути, мы говорим о функциональной грамотности человека, основой которой служит задачное мировоззрение

По сути, мы говорим о функциональной грамотности человека, основой которой служит задачное мировоззрение

Схема 2. Таксономия Б. Блума

Схема 2. Таксономия Б. Блума

Задания уровня оценивания нацелены на формулирование обучающимися всевозможных оценочных суждений на основе чётких критериев

Задания уровня оценивания нацелены на формулирование обучающимися всевозможных оценочных суждений на основе чётких критериев

Олимпиадные (экспериментальные) задачи по физике (под ред

Олимпиадные (экспериментальные) задачи по физике (под ред

Ученик получит возможность сформировать/развить: -учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению в средней школе; -умение ставить и решать учебные и жизненные задачи; -готовность и способность вести…

Ученик получит возможность сформировать/развить: -учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению в средней школе; -умение ставить и решать учебные и жизненные задачи; -готовность и способность вести…

Предметные результаты Ученик научится: -понимать текст задач из различных предметных областей; -отличать «закрытые» задачи от открытых; -знать и понимать уравнения кинематики и решать задачи на…

Предметные результаты Ученик научится: -понимать текст задач из различных предметных областей; -отличать «закрытые» задачи от открытых; -знать и понимать уравнения кинематики и решать задачи на…

Метапредмет «Задача» 8 5

Метапредмет «Задача» 8 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2020