Дифференцированный подход классного руководителя по направлению формирования законопослушного поведения обучающихся
Законопослушное поведение: понятия и установки.
Законопослушное поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона.
Правомерное поведение – это особая разновидность юридически значимого поведения, которое характеризуется следующим:
• Отвечает интересам общества, государства и граждан. (ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
• Соответствует требованиям права, поскольку связано с осуществлением субъективных прав и юридических обязанностей. (ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА)
• Вызывает позитивные юридические последствия. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
• Обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной поддержкой государства. (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
Законопослушное поведение можно рассматривать как комплекс ценностей, норм и правил, которые исполняются на добровольной основе, на основе которых строится реально существующий правопорядок. Это выражается в правосознании старшеклассников, в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей правовой системе.
В несовершеннолетних, как в школе, так и дома должна формироваться правовая компетентность. Правовая компетентность – это комплекс знаний, идей, ценностных представлений, определяющих выбор обоснованного законом поведения человека. Необходимым составляющим такого комплекса является правовое образование, формирование политического и правового сознания, навыков самоопределения по отношению к явлениям политической и правовой жизни общества, умение давать собственную оценку политическим и нравственным явлениям.
Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества, а также выполнение и следование всем нормам закона и права.
Можно выделить несколько важных аспектов, влияющих на формирование законопослушного поведения.
1. Знание закона. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения – на руку мошенникам, которые могут, пользуясь ею, обманывать людей. Сейчас существует большое количество юридической литературы, включая кодексы законов и комментарии к ним. Но юридическая грамотность населения остается на крайне низком уровне.
2. Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами, не путем применения силы, угроз. Зачастую даже старшеклассники не доверяют прокуратуре, суду, милиции и считают бесполезным обращаться к ним за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а через применение силы.
3. Уважение закона. Закон в России воспринимается как приказ, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.
В задачи правового воспитания входит формирование:
• знаний о праве;
• внутреннего уважения к праву;
• умения применять правовые знания на практике;
• привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
К формам правового воспитания относятся:
• правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
• правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
• правовое воспитание правонарушителей правоприменительными органами
(правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
• юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов).
Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др. Средства правового воспитания делятся:
• на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
• устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
Усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось.
Все вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность проблемы поиска и использования эффективных механизмов для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в целях оптимальной организации системы их воспитания и оказания им психолого-педагогической поддержки.
Под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.