Формирование законопослушного поведения обучающихся
Законопослушное поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона.
Правомерное поведение – это особая разновидность юридически значимого поведения, которое характеризуется следующим:
• Отвечает интересам общества, государства и граждан. (ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
• Соответствует требованиям права, поскольку связано с осуществлением субъективных прав и юридических обязанностей. (ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА)
• Вызывает позитивные юридические последствия. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
• Обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной поддержкой государства. (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
Законопослушное поведение можно рассматривать как комплекс ценностей, норм и правил, которые исполняются на добровольной основе, на основе которых строится реально существующий правопорядок. Это выражается в правосознании старшеклассников, в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей правовой системе.
Возможны расхождения между правосознанием людей и их реальными поступками, которые они совершают вопреки своим собственным представлениям о правовых нормах. Юридические законы создаются для того, чтобы регулировать поведение людей в обществе.
В несовершеннолетних, как в школе, так и дома должна формироваться правовая компетентность. Правовая компетентность – это комплекс знаний, идей, ценностных представлений, определяющих выбор обоснованного законом поведения человека. Необходимым составляющим такого комплекса является правовое образование, формирование политического и правового сознания, навыков самоопределения по отношению к явлениям политической и правовой жизни общества, умение давать собственную оценку политическим и нравственным явлениям.
Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества, а также выполнение и следование всем нормам закона и права.
Можно выделить несколько важных аспектов, влияющих на формирование законопослушного поведения.
1. Знание закона. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения – на руку мошенникам, которые могут, пользуясь ею, обманывать людей. Сейчас существует большое количество юридической литературы, включая кодексы законов и комментарии к ним. Но юридическая грамотность населения остается на крайне низком уровне.
2. Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами, не путем применения силы, угроз. Зачастую даже старшеклассники не доверяют прокуратуре, суду, милиции и считают бесполезным обращаться к ним за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а через применение силы.
3. Уважение закона. Закон в России воспринимается как приказ, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.
В задачи правового воспитания входит формирование:
• знаний о праве;
• внутреннего уважения к праву;
• умения применять правовые знания на практике;
• привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
К формам правового воспитания относятся:
• правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
• правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
• правовое воспитание правонарушителей правоприменительными органами
(правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
• юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов).
Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др. Средства правового воспитания делятся:
• на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
• устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
Усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось.
Все вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность проблемы поиска и использования эффективных механизмов для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в целях оптимальной организации системы их воспитания и оказания им психолого-педагогической поддержки.
Под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона.
Современное понимание законопослушного поведения у несовершеннолетних.
В понимании современных детей и подростков законопослушное поведение – это поведение соответствующее принятым в обществе нормам и правилам. Такое поведение, с одной стороны, - требует знания этих норм, - а с другой, - их выполнения (соблюдения).
На основании жизненного опыта современных детей и подростков «законопослушное поведение» проявляется:
- в выполнении устава и правил общеобразовательного учреждения;
- в соблюдении законов РФ
- в ограничении собственного поведения - в выполнении моральных требований.
Дети и подростки отмечают, что очень важным условием реализации законопослушного поведения является понимание и осознание собственных жизненных ценностей и нравственных приоритетов. Они в процессе работы неоднократно подчеркнули, что поведение человека связано с принятием ответственности за свое поведение и его последствия. У несовершеннолетних особый интерес вызывает понимание причин противозаконного поведения.
В заключение, следует отметить, что дети и подростки, говоря об основных условиях формирования законопослушного поведения, отметили, что для этого необходимы социальное благополучие в обществе, максимальное соблюдение всех конституциональных прав и осознание всеми гражданами моральных принципов и ценностей.
Особенности формирования законопослушного поведения у детей и подростков.
В современной отечественной педагогике и психологии регуляция поведения человека чаще всего рассматривается в контексте его ценностно-смысловой сферы. Нравственная регуляция определяется как высшая форма саморегуляции поведения человека и выражается в таких формах как нормы-заповеди, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, долга, ответственности (О.Г. Дробницкий).
Очевидно, что в процессе специально организованной деятельности (воспитательной) необходимо включать ребенка в различные ситуации жизненного выбора и учить его делать собственный выбор, способствуя тем самым формированию его осознанного законопослушного поведения.
В педагогической литературе в последнее десятилетие особо актуальным стал вопрос о нравственно-правовом воспитании детей и подростков. Законопослушное поведение личности рассматривается в качестве результата такого воспитания.
Нравственно-правовое воспитание – это целенаправленный процесс, включающий в себя просвещение и превращение нравственно-правовых знаний детей и подростков в их личные убеждения, а также формирование на основе этого ответственного отношения к собственным делам и поступкам, к поведению в целом.
Для формирования законопослушного поведения личности необходимо помнить, что данное поведение функционирует на трех уровнях:
- Когнитивный (Знание) уровень. Представляет собой правовые знания описательного характера, нормативные и оценочные знания. Эти знания выражают систему оценочных суждений личности, опирающихся на представления о существе правовой действительности.
- Эмоциональный уровень представляет собой эмоциональное отношение личности к своим обязанностям, к необходимости соблюдения правил, законов, прав другого. На этом уровне формируется правовая установка на соблюдение норм права.
- Поведенческий уровень проявляется в поступках, действиях личности в различных жизненных ситуациях. Этот уровень включает в себя готовность выполнять правовые требования. Поведенческий уровень наиболее четко проявляет ценностно-правовую ориентацию личности и отражает ее индивидуальное правосознание.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что эти уровни являются взаимосвязанными компонентами, обусловливающими целостное поведение личности, отражающими ее гражданско-правовую позицию. Следовательно, процесс нравственно-правового воспитания человека должен быть ориентирован не на отдельные уровни личности (например, только на знания), а на всю личность человека в целом.
Особого внимания заслуживает тот факт, что при формировании законопослушного поведения особую роль играет детская и подростковая субкультура, в рамках которой и возникают неформальные объединения. Неформальными объединениями называются официально незарегистрированные стихийно образующиеся группы молодежи на основе общего типа поведения, образа жизни и ценностных установок.
Причинами вступления подростков в неформальные объединения, по мнению психологов, выступают: психологическое неблагополучие в семье, неорганизованный досуг, реализация потребности во взрослости, бюрократизм и формализм в работе государственных и молодежных общественных организаций.
Так можно выделить несколько групп:
- музыкальные неформальные молодежные объединения (эмо, реперы, группы рокеров: ska-панки, металлисты, готы), фан-клубы звезд популярной музыки);
- объединения, сформировавшиеся благодаря хобби (брейкеры, паркур, граффити, скейтеры);
- объединения, выделяемые по общественным и политическим убеждениям (хиппи, антифашисты, растаманы);
- объединения с антисоциальной направленностью (скинхеды, гопники, панки, сатанисты, футбольные хулиганы);
- объединения с социально-позитивной направленностью (группы экологической защиты, охраны памятников и окружающей среды);
- объединения технической направленности (байкеры, компьютерщики);
- объединения, основанные на кино, мультипликации (отаку – поклонники аниме (японской мультипликации).
Работа специалистов с неформальными молодежными объединениями – важная составляющая профилактики противоправного поведения учащихся. Необходимо:
- поддерживать творческие социально-позитивные молодежные объединения (например, предоставлять места для танцевальных занятий брейк-дансом, хип-хоп и др.);
- вести целенаправленные профилактические беседы, информирующие подростков о пагубном влиянии на личность асоциальных неформальных объединениях, создавать установки отторжения данных групп;
- оказывать психологическую помощь подростку в налаживании взаимоотношений с учебным коллективом;
- осуществлять коррекционную психолого-педагогическую работу с подростками, участвующими в деструктивных объединениях;
- вовлекать подростков в позитивные, социально полезные организации, в учреждения дополнительного образования;
- предоставлять подростку пространство взросления (интересная не формализованная социальная деятельность), где он может выстраивать взаимоотношения, чувствовать свою сопричастность к значимым делам, проявлять свою индивидуальность.
В качестве конкретных средств для формирования законопослушного поведения детей и подростков мы могли бы рекомендовать мероприятия, которые проводились бы в режиме активного обучения (групповые дискуссии, фокус-группы, тренинги и т.д.). Например, это могут быть:
- лекции, дискуссии, тренинги, направленные на формирование ненасильственной модели поведения, воспитание полноценной личности;
- классные часы на тему: «Права и обязанности ребенка», «Конвенция ООН о правах ребенка»; неделя права;
- работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в форме групповых дискуссий;
- беседы на тему: «Главные ценности моей жизни», «Знаю ли я свои права и обязанности?»;
- участия в общественно – полезных делах;
- индивидуальные беседы с родителями на тему: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей»; «Воспитание без насилия»;
- профилактические рейды, направленные на выявление и оказание своевременной социальной помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- тематические встречи родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения;
- социально – педагогическая и психологическое консультирование родителей;
- выступления на педагогическом совете по теме: «Этика учителя», «Право и нравственность» и т.п;
- оформление и постоянное обновление в образовательных учреждениях информационноконсультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов);
- круглые столы по актуальным вопросам нравственно-правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
- викторины, дискуссии, классные часы по проблемам нравственности и правового поведения: «Всеобщая декларация прав человека»; «Я и закон»; «Права человека»; «Мои права и права других людей, мои обязанности» и т.п;
- родительские собрания по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;
- конкурс рефератов «Что значит быть законопослушным гражданином»;
- конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право»;
- беседы «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»; «Твоя уличная компания»; «Человек в мире правил»; «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»; «Что такое закон? Главный закон страны»; «Твои права и обязанности»; «Что делать, если ты попал в милицию» и т.п.
На наш взгляд, проведение подобных мероприятий в форме методов активного обучения будет способствовать формированию у детей и подростков законопослушного поведения.
Таблица 1
Некоторые критерии сформированности законопослушного поведения
Возрастная категория |
Когнитивный уровень (знание) |
Поведенческий уровень (умения, навыки) |
старшекл ассники , студенты |
-смысл, значимость, ценности собственной жизни и жизни общества; -особенности построения партнерских отношений с людьми; -основные нравственные нормы о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма; -свои права и обязанности, основные положения Декларации прав человека. |
-осознавать смыслы и ценности своей жизни и жизни общества; -строить равноправные партнерские отношения; -иметь собственные нравственные взгляды и убеждения, негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы; - отстаивать свои права в различных жизненных ситуациях. |
Список литературы:
1. Коверкин А.М. Особенности государства и права в современной России. //Наука и общество в современных условиях. – 2014. – С. 26.
2. Морозова Л.А.Теория государства и права. // М.: Юристъ, 2002.-С.114
3. Сапрыгина М.В. Проблемы формирования правовой культуры старшеклассников Социальногуманитарные знания. – 2013. - № 4. – С. 208.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.