Формирование законопослушного поведения обучающихся
Оценка 4.7

Формирование законопослушного поведения обучающихся

Оценка 4.7
docx
28.12.2022
Формирование законопослушного поведения обучающихся
Формирование законопослушного поведения.docx

Формирование законопослушного поведения обучающихся

 

Законопослушное поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. 

Правомерное поведение – это особая  разновидность юридически значимого поведения, которое характеризуется следующим: 

     Отвечает   интересам      общества,       государства   и          граждан.        (ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

     Соответствует требованиям права, поскольку связано с осуществлением субъективных прав и юридических обязанностей.  (ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА)

     Вызывает позитивные юридические последствия. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) 

     Обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной поддержкой государства. (ПРОСВЕЩЕНИЕ)

 

Законопослушное поведение можно рассматривать как комплекс ценностей, норм и правил, которые исполняются на добровольной основе, на основе которых строится реально существующий правопорядок. Это выражается в правосознании старшеклассников, в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей правовой системе.

Возможны расхождения между правосознанием людей и их реальными поступками, которые они совершают вопреки своим собственным представлениям о правовых нормах. Юридические законы создаются для того, чтобы регулировать поведение людей в обществе.

В несовершеннолетних, как в школе, так и дома должна формироваться правовая компетентность. Правовая компетентность – это комплекс знаний, идей, ценностных представлений, определяющих выбор обоснованного законом поведения человека. Необходимым составляющим такого комплекса является правовое образование, формирование политического и правового сознания, навыков самоопределения по отношению к явлениям политической и правовой жизни общества, умение давать собственную оценку политическим и нравственным явлениям.

Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества, а также выполнение и следование всем нормам закона и права.

Можно выделить несколько важных аспектов, влияющих на формирование законопослушного поведения.

1.                  Знание закона. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать. Низкая юридическая грамотность населения – на руку мошенникам, которые могут, пользуясь ею, обманывать людей. Сейчас существует большое количество юридической литературы, включая кодексы законов и комментарии к ним. Но юридическая грамотность населения остается на крайне низком уровне.

2.                  Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами, не путем применения силы, угроз. Зачастую даже старшеклассники не доверяют прокуратуре, суду, милиции и считают бесполезным обращаться к ним за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а через применение силы.

3.                  Уважение закона. Закон в России воспринимается как приказ, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.

 

В задачи правового воспитания входит формирование:

 знаний о праве;

     внутреннего уважения к праву;

     умения применять правовые знания на практике;

     привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение. 

К формам правового воспитания относятся:

     правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

     правовая пропаганда   (правовое       воспитание    населения      в          лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

     правовое воспитание   правонарушителей            правоприменительными     органами

(правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

     юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов).

Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др. Средства правового воспитания делятся:

     на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

     устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

Усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. 

Все вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность проблемы поиска и использования эффективных механизмов для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в целях оптимальной организации системы их воспитания и оказания им психолого-педагогической поддержки. 

             Под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона.

   

Современное понимание законопослушного поведения у несовершеннолетних.

 

       В понимании современных детей и подростков законопослушное поведение – это поведение соответствующее принятым в обществе нормам и правилам. Такое поведение, с одной стороны, - требует знания этих норм, - а с другой, - их выполнения (соблюдения).

На основании жизненного опыта современных детей и подростков «законопослушное поведение» проявляется:

-  в выполнении устава и правил общеобразовательного учреждения; 

-  в соблюдении законов РФ

-  в ограничении собственного поведения - в выполнении моральных требований.

        Дети и подростки отмечают, что очень важным условием реализации законопослушного поведения является понимание и осознание собственных жизненных ценностей и нравственных приоритетов. Они в процессе работы неоднократно подчеркнули, что поведение человека связано с принятием ответственности за свое поведение и его последствия.  У несовершеннолетних особый интерес вызывает понимание причин противозаконного поведения.

 В заключение, следует отметить, что дети и подростки, говоря об основных условиях формирования законопослушного поведения, отметили, что для этого необходимы социальное благополучие в обществе, максимальное соблюдение всех конституциональных прав и осознание всеми гражданами моральных принципов и ценностей.

 

Особенности формирования законопослушного поведения у детей и подростков.

 

В современной отечественной педагогике и психологии регуляция поведения человека чаще всего рассматривается в контексте его ценностно-смысловой сферы. Нравственная регуляция определяется как высшая форма саморегуляции поведения человека и выражается в таких формах как нормы-заповеди, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, долга, ответственности (О.Г. Дробницкий).                                                      

            Очевидно, что в процессе специально организованной деятельности (воспитательной) необходимо включать ребенка в различные ситуации жизненного выбора и учить его делать собственный выбор, способствуя тем самым формированию его осознанного законопослушного поведения.

В педагогической литературе в последнее десятилетие особо актуальным стал вопрос о нравственно-правовом воспитании детей и подростков. Законопослушное поведение личности рассматривается в качестве результата такого воспитания. 

Нравственно-правовое воспитание – это целенаправленный процесс, включающий в себя просвещение и превращение нравственно-правовых знаний детей и подростков в их личные убеждения, а также формирование на основе этого ответственного отношения к собственным делам и поступкам, к поведению в целом.

            Для формирования законопослушного поведения личности необходимо помнить, что данное поведение функционирует на трех уровнях:

-                     Когнитивный (Знание) уровень. Представляет собой правовые знания описательного характера, нормативные и оценочные знания. Эти знания выражают систему оценочных суждений личности, опирающихся на представления о существе правовой действительности.

-                     Эмоциональный уровень представляет собой эмоциональное отношение личности к своим обязанностям, к необходимости соблюдения правил, законов, прав другого. На этом уровне формируется правовая установка на соблюдение норм права.

  - Поведенческий уровень проявляется в поступках, действиях личности в различных жизненных ситуациях. Этот уровень включает в себя готовность выполнять правовые требования. Поведенческий уровень наиболее четко проявляет ценностно-правовую ориентацию личности и отражает ее индивидуальное правосознание.

       Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что эти уровни являются взаимосвязанными компонентами, обусловливающими целостное поведение личности, отражающими ее гражданско-правовую позицию. Следовательно, процесс нравственно-правового  воспитания человека должен быть ориентирован не на отдельные уровни личности (например, только на знания), а на всю личность человека в целом. 

Особого внимания заслуживает тот факт, что при формировании законопослушного поведения особую роль играет детская и подростковая субкультура, в рамках которой и возникают неформальные объединения. Неформальными объединениями называются официально незарегистрированные стихийно образующиеся группы молодежи на основе общего типа поведения, образа жизни и ценностных установок.

Причинами вступления подростков в неформальные объединения, по мнению психологов, выступают: психологическое неблагополучие в семье, неорганизованный досуг, реализация потребности во взрослости, бюрократизм и формализм в работе государственных и молодежных общественных организаций.

Так можно выделить несколько групп: 

-   музыкальные неформальные молодежные объединения (эмо, реперы, группы рокеров: ska-панки, металлисты, готы), фан-клубы звезд популярной музыки); 

-   объединения, сформировавшиеся благодаря хобби (брейкеры, паркур, граффити, скейтеры); 

-   объединения, выделяемые по общественным и политическим убеждениям (хиппи, антифашисты, растаманы); 

-   объединения с антисоциальной направленностью (скинхеды, гопники, панки, сатанисты, футбольные хулиганы);

-   объединения с социально-позитивной направленностью (группы экологической защиты, охраны памятников и окружающей среды); 

-   объединения технической направленности (байкеры, компьютерщики); 

-   объединения, основанные на кино, мультипликации (отаку – поклонники аниме (японской мультипликации). 

   

        Работа специалистов с неформальными молодежными объединениями – важная составляющая профилактики противоправного поведения учащихся.  Необходимо:

-   поддерживать творческие социально-позитивные молодежные объединения (например, предоставлять места для танцевальных занятий брейк-дансом, хип-хоп и др.);

-   вести целенаправленные профилактические беседы, информирующие подростков о пагубном влиянии на личность асоциальных неформальных объединениях, создавать установки отторжения данных групп;

-   оказывать психологическую помощь подростку в налаживании взаимоотношений с учебным коллективом;

-   осуществлять коррекционную психолого-педагогическую работу с подростками, участвующими в деструктивных объединениях;

-   вовлекать подростков в позитивные, социально полезные организации, в учреждения дополнительного образования;

-   предоставлять подростку пространство взросления (интересная не формализованная социальная деятельность), где он может выстраивать взаимоотношения, чувствовать свою сопричастность к значимым делам, проявлять свою индивидуальность. 

В качестве конкретных средств для формирования законопослушного поведения детей и подростков мы могли бы рекомендовать мероприятия, которые проводились бы в режиме активного обучения (групповые дискуссии, фокус-группы, тренинги и т.д.). Например, это могут быть:

-   лекции, дискуссии, тренинги, направленные на формирование ненасильственной модели поведения, воспитание полноценной личности; 

-   классные часы на тему: «Права и обязанности ребенка», «Конвенция ООН о правах ребенка»; неделя права;

-   работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в форме групповых дискуссий;

-   беседы на тему: «Главные ценности моей жизни», «Знаю ли я свои права и обязанности?»;

-   участия в общественно – полезных делах;

-   индивидуальные беседы с родителями на тему: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей»; «Воспитание без насилия»; 

-   профилактические рейды, направленные на выявление и оказание своевременной социальной помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-   тематические встречи родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения;

-   социально – педагогическая и психологическое консультирование родителей;

-   выступления на педагогическом совете по теме: «Этика учителя», «Право и нравственность» и т.п;

-   оформление и постоянное обновление в образовательных учреждениях информационноконсультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов);

-   круглые столы по актуальным вопросам нравственно-правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

-   викторины, дискуссии, классные часы по проблемам нравственности и правового поведения: «Всеобщая декларация прав человека»;  «Я и закон»;  «Права человека»; «Мои права и права других людей, мои обязанности» и т.п;

-   родительские собрания по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

-   конкурс рефератов «Что значит быть законопослушным гражданином»;

-   конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право»;

-   беседы «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»; «Твоя уличная компания»; «Человек в мире правил»; «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»; «Что такое закон? Главный закон страны»; «Твои права и обязанности»; «Что делать, если ты попал в милицию» и т.п.

 На наш взгляд, проведение подобных мероприятий в форме методов активного обучения будет способствовать формированию у детей и подростков законопослушного поведения.

 

Таблица 1

Некоторые критерии сформированности законопослушного поведения

 

Возрастная категория

Когнитивный уровень (знание)

Поведенческий уровень (умения, навыки)

старшекл ассники , студенты

-смысл, значимость, ценности собственной жизни и жизни общества; -особенности построения партнерских отношений с людьми;

-основные нравственные нормы о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

-свои права и обязанности, основные положения Декларации прав человека.

-осознавать смыслы и ценности своей жизни и жизни общества;

-строить равноправные партнерские отношения;

-иметь собственные нравственные взгляды и убеждения, негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

- отстаивать свои права в различных жизненных ситуациях.

 

Список литературы:

1.  Коверкин А.М. Особенности государства и права в современной России. //Наука и общество в современных условиях. – 2014. – С. 26.

2.  Морозова Л.А.Теория государства и права. // М.: Юристъ, 2002.-С.114

3.  Сапрыгина М.В. Проблемы формирования правовой культуры старшеклассников Социальногуманитарные знания. – 2013. - № 4. – С. 208. 


 

4. 

Формирование законопослушного поведения обучающихся

Формирование законопослушного поведения обучающихся

В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а через применение силы

В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а через применение силы

Современное понимание законопослушного поведения у несовершеннолетних

Современное понимание законопослушного поведения у несовершеннолетних

Когнитивный (Знание) уровень.

Когнитивный (Знание) уровень.

В качестве конкретных средств для формирования законопослушного поведения детей и подростков мы могли бы рекомендовать мероприятия, которые проводились бы в режиме активного обучения (групповые дискуссии,…

В качестве конкретных средств для формирования законопослушного поведения детей и подростков мы могли бы рекомендовать мероприятия, которые проводились бы в режиме активного обучения (групповые дискуссии,…

Всеобщая декларация прав человека»; «Я и закон»; «Права человека»; «Мои права и права других людей, мои обязанности» и т

Всеобщая декларация прав человека»; «Я и закон»; «Права человека»; «Мои права и права других людей, мои обязанности» и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2022