Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области «Академия социального управления»
Кафедра информационно-коммуникационных технологий
Практическая работа №4
Система задач в рамках курса информатики, направленная на формирование знаково-символических универсальных учебных действий
по курсу кафедрального инварианта
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя информатики (в условиях реализации ФГОС ОО)"
2022г.
Система задач в рамках курса информатики, направленная на формирование знаково-символических универсальных учебных действий.
Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные
способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования,
выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Это
действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую
или знаково-символическую);
- преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи. В основе формирования общего умения решать задачи лежит прием моделирования, который является основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий. Для успешного обучения в школе должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
— кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
— декодирование/считывание информации;
— умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;
— умение строить схемы, модели и т. п.
В состав учебного моделирования входят следующие этапы или компоненты:
— предварительный анализ текста задачи;
— перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
— построение модели;
— работа с моделью;
— соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Моделирование осуществляется для того, чтобы получить новые данные о реальности или ее описании. Из практики известно, что учащиеся после решения задачи так или иначе проверяют свои ответы для доказательства того, что они удовлетворяют условиям и требованиям задачи. Принципиа-льно важным при проверке ответов решения задачи является не столько выявление правильности (точности), сколько соотнесение данных, получен-ных на модели, с ее описанием в тексте. При моделировании задачи могут
быть использованы самые разные знаково-символические средства (отрезки, иконические знаки, графы (простейшие математические модели).
При создании различного типа моделей очень важно определить, какая информация должна быть включена в модель, какие средства (символы, знаки) будут употребляться для каждой выделенной составляющей текста, какие из них должны иметь одинаковую символику, а какие — различную. В процессе построения модели и работы с ней проводится анализ текста и его перевод на математический язык: выделяются известные и неизвестные объекты, величины, отношения между ними, основные и промежуточные вопросы.
Один из подходов к моделированию при решении задач предложен Ж. Верньё. Для анализа текста задачи он использовал следующие две категории: состояния объекта и трансформации. Под состояниями объекта понимается описание в тексте задачи тех ситуаций, в которых действует объект. Различают начальное, конечное и промежуточное состояния (или ситуации). Трансформации — это те изменения в объектах (или с объектами), которые происходят при переходе их от одного состояния к другому. Трансформация приводит к новому типу отношений между состояниями объекта. В схемах, предложенных Ж. Верньё, для анализа и решения задач данные обозначаются в виде геометрических фигур: объекты — квадраты; отношения между сос-тояниями объектов — линии, стрелки, на которых указывают направленность отношений; отношения между величинами состояния объекта — круги. Заданные числовые значения величин объекта и отношений между величи-нами указываются соответствующими числами, знак при которых фиксирует характер отношения величин (разностное, кратное, равенство, целое/часть).
Наряду с описанными выше способами также используется табличный способ представления содержания задачи. Он чаще всего применяется для задач с разнородными величинами, когда часть из них является перемен-ными, связываемыми постоянной величиной. Это, как правило, задачи на «процессы». При создании таблицы фактически реализуются те же этапы учебного моделирования.
Разработать систему задач в рамках курса информатики я постараюсь используя тему «Алгоритмы»:
В 5 -7 классах по курсу «Информатика и ИКТ» мы знакомим учащихся с понятием «Алгоритм», способами записи алгоритмов и с видами алгоритмов.
Учитель объясняет детям, что каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач. Одни из них мы решаем автоматически не задумываясь, а другие требуют усилий для поиска их решения, чтобы достичь поставленную цель.
Задача №1 Алгоритм «Посадка деревьев». Составить словесный алгоритм и блок-схему.
Решение:
Словесный алгоритм |
Блок-схема |
1. Выкопать ямку в земле; 2. Опустить в ямку саженец; 3. Засыпать ямку с саженцем землей; 4. Полить саженец водой. |
|
Таких задач в школьной или повседневной жизни можно придумать много: «Вычислить периметр прямоугольника при известных его сторонах а и в», «Вычислить площадь квадрата при известной его стороне а», «Найти НОД двух натуральных чисел», «Поездка в театр», «Сдача экзамена» и т.п.
При этом для одной и той же задачу можно составить как линейный так и разветвленный, и циклический алгоритмы.
Задача №2: Алгоритм « Выполнить последовательность действий нахождения значения следующего выражения:
(5,88+5,52)-2,8:(5*0,103-0,015)».
Составить словесный алгоритм и блок-схему.
Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную. Это правило может быть представлено в идее формулы или подобного плана действий. Рассмотрим некоторые математические задачи:
|
а > b в 2 раза
|
Решение:
Словесный алгоритм |
Блок-схема |
1.Ввести сторону а; 2. Вычислить сторону в через а; 3. Вычислить периметр прямоуголь-ника; 4. Вывести периметр прямоугольника. |
|
Аналогичные задачи: «Вычислить площадь прямоугольника, если известно, что ширина меньше его длины на 3 см.», «Вычислить периметр прямоугольного треугольника, если известны его катеты а и b» и т.п.
Задача №4 В треугольнике АВС АВ=15см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС?
Решение:
Периметр треугольника равен сумме длин всех сторон: Р=АВ+ВС+АС. Найдем ВС=15-3=12 (см), АС=15:3=5 (см). Вычисляем Р = 12+15+5=32(см).
Можно схематично показать решение этой задачи:
Таким образом, в результате преобразования исходных данных по известным нам правилам (изученным ранее) мы получили новую информацию о том, чему равен периметр треугольника.
Задача №5 Исполнитель Вычислитель умеет выполнять только две команды:
- умножить на 2;
- прибавить один.
Составьте для Вычислителя наиболее короткую программу получения из числа 1 число 50.
Эту задачу можно решать схематично или с помощью таблицы:
Команда |
Результат |
Взять число 1 Умножить на 2 Прибавь 1 Умножить на 2 Умножить на 2 Умножить на 2 Прибавь один Умножить на 2 |
1 1*2=2 2+1=3 3*2=6 6*2=12 12*2=24 24+1=25 25*2=50 |
Аналогичная задача только с другими командами: Исполнитель Вычислитель забыл одну из старых команд, но зато усвоил новую команду и теперь его СКИ имеет вид:
- умножить на 2;
- стереть последнюю букву.
Составьте для Вычислителя наиболее короткую программу получения из числа 68 числа 136 и 6.
Эту задачу также можно решать схематично или с помощью таблицы.
Можно предложить учащимся простейшие задача следующего содержания:
Задача №6 Придумайте пример линейного алгоритма, который можно записать с помощью следующей блок-схемы:
Такие задания можно придумать и на алгоритм с ветвлением, и на циклический алгоритм.
Одним из подходов к моделированию можно рассмотреть «Решение логических задач с помощью таблиц». Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.
Задача №7 В одном доме живут Воронов, Павлов, Журавлев, Синицын. Один из них математик, другой художник, третий писатель, а четвертый – баянист. Известно, что:
1) Ни Воронов, ни Журавлев не умеют играть на баяне;
2) Журавлев не знаком с Вороновым;
3) Писатель и художник уезжают на дачу к Павлову;
4) Писатель собирается написать очерк о Синицыне и о Воронове.
Требуется определить, кто есть кто.
|
Воронов |
Павлов |
Журавлев |
Синицын |
Математик |
|
|
|
|
Художник |
|
|
|
|
Писатель |
|
|
|
|
Баянист |
|
|
|
|
Надо помнить, что при заполнении таблицы «0» и «1» каждая ячейка должна быть заполнена так, чтобы в одной строке и в одном столбце может записана только одна «1», а все остальные «0».
Аналогично заполняются такие таблицы «+» и « - ».
При изучении темы «Программирование» учащиеся сталкиваются со следующими заданиями:
Задача №8 Построить блок-схему по программе, записанной на языке Паскаль:
var
x,y: real;
begin
writeln (‘введите x=’);
readln (x);
if x<=10 then y:=210 else y:= x*x*x;
writeln (‘при x=’, x, ‘y=’ y)
end.
Задача №9 Дана блок-схема. Написать программу по блок-схеме:
К этой же теме можно добавить множество заданий по кодированию информации (азбука Морзе, флажковая азбука и т.п.) из рабочей тетради
Л. Босовой.
Именно тексты, представленные на естественных языках (русском, английском и т. д.), чаще всего подвергаются кодированию. Существуют три основных способа кодирования текста:
1) графический — с помощью специальных рисунков или значков;
2) символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст (шифр Цезаря);
3)
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
В настоящее время обработкой текстовой информации всё чаще занимается компьютер. При вводе в память компьютера текстовой информации осуществляется ее двоичное кодирование.
Присвоение символу конкретного кода — это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. Кодовая таблица — это представление символов в компьютере. Во всем мире в качестве стандарта принята таблица ASCII.
http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-2079 при решении текстовых задач
http://edu.convdocs.org/docs/28/index-6921.html?page=5 знаково-символьные УУД
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.