Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой
Оценка 4.6

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—4 кл
25.04.2018
Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой
В методических материалах из опыта работы учителя начальных классов представлены инновационные приемы, способствующие формированию читательской компетентности: литературная карта, SMS-ка другу, сочиняем сказку, иллюстрирование, игра «Помощник или вредитель?». Материалы из опыта работы помогут сделать урок или досуг ребенка увлекательным и интересным. Путешествуя по миру волшебных сказок, ученик станет настоящим исследователем. Он научится внимательно и вдумчиво читать, извлекать из текстов полезную и интересную информацию, самостоятельно выбирать книги для чтения, составлять план письменного текста и создавать письменный текст. Данные материалы предназначены для учителей начальных классов, учителей работающих с детьми с ОВЗ, могут быть использованы учителями литературы и других предметов, а так же продвинутыми родителями.Методические материалы из опыта работы учителя начальных классов
Просекова_Методические_материалы 2.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  "Курганская областная школа дистанционного обучения" ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКОЙ               (из опыта работы) Курган 2018 Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой / авт.­сост.: Р. Н. Просекова. – Курган, 2018. ­ 20 с. Автор ­ составитель: Просекова Римма Николаевна, учитель начальных классов, ГБОУ «КОШДО», высшая категория В методических материалах из опыта работы учителя начальных классов представлены   инновационные   приемы,   способствующие   формированию читательской   компетентности:   литературная   карта,   SMS­ка   другу,   сочиняем сказку, иллюстрирование, игра «Помощник или вредитель?». Материалы   из   опыта   работы   помогут   сделать   урок   или   досуг   ребенка увлекательным и интересным. Путешествуя по миру волшебных сказок, ученик станет настоящим исследователем. Он научится внимательно и вдумчиво читать, извлекать   из   текстов   полезную   и   интересную   информацию,   самостоятельно выбирать   книги   для   чтения,   составлять   план   письменного   текса   и   создавать письменный текст. Данные   материалы   предназначены   для   учителей   начальных   классов, учителей   работающих   с   детьми   с   ОВЗ,   могут   быть   использованы   учителями литературы и других предметов, а так же продвинутыми родителями. 2 ВВЕДЕНИЕ   как   фрагментарность, Сегодняшний   мир   —   другой.   Компьютер   и   телевизор   отняли   у   детей время   и   желание   читать.  Раннее   приобщение   детеи   к   визуальнои   массовои культуре, к «картинкам» и последующая работа с компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия «культурного окружения»,   неустоичивость. Закрепление таких черт затрудняет чтение в традиционном смысле, работу с печатным   словом,   требующие   внимания   и   сосредоточенности.   Малыи лексическии запас приводит к непониманию значении многих слов, а неумение и отсутствие привычки обращаться к словарям делает невозможным решение этои проблемы;  слабые   знания  и   навыки   построения  грамматических   конструкции мешают восприятию структуры предложении, особенно сложных. В результате смысл   текста   ускользает,   как   только   его   сложность   превышает   уровень простеиших высказывании.    поверхностность, Положение   дел   усугубляется   тем,   что   взрослые   члены   семеи   заняты работои настолько, что у них не остается времени на чтение и на занятия с детьми,   а   неустоичивость   финансового   положения   большинства   семеи   не способствует   формированию   хорошеи   домашнеи   библиотеки.   В   обществе доминирует   ориентация   на   «легкое»   чтение,   и   школьные   программы оказываются содержательнее, чем познания взрослых. Соответственно, семья, как правило, не может обеспечить младшим поколениям базу для приобщения к книжнои   культуре,   нужныи   уровень   читательскои   компетентности.   И   в   их обыденнои внешкольнои жизни отсутствуют стимулы приобщения к серьезному чтению.  Отсюда вытекают противоречия: ­   между   снижением   интереса   к   чтению   у   молодого   поколения   и необходимостью   поддерживать   устойчивый   эмоциональный   интерес   к литературе и чтению;  ­ между количеством часов по литературному чтению (только 4 часа в неделю) и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;  ­   между  наличием   коллекции   лучших   произведений   отечественной   и зарубежной   детской   литературы   и   возрастанием   числа   учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе. Снижение   интереса   к   чтению,   неумение   выразить   свое   отношение   к поступкам   героя,   понять   произведение,   самостоятельно   задать   вопросы, охарактеризовать героя ­ все это является актуальным. 3 Цель: формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения. Задачи: ­ развивать потребность у обучающихся в самостоятельном, инициативном чтении посредством использования инновационных приемов для формирования читательской компетентности; ­       развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих работ; ­        поддержать   и   активизировать   читательскую   деятельность обучающихся;  ­       формировать исследовательские навыки. Предполагаемый результат: ­       повышение уровня сформированности читательской компетентности обучающихся; ­        повышение интереса обучающихся к чтению, создание условия для мотивации учебной деятельности; ­        активизация   творческой   и   исследовательской   деятельности обучающихся – увеличение количества обучающихся, участвующих в различных творческих проектах.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования,   в   основе   которого   лежит  системно­деятельностный подход,   предполагает   воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в   потоках   информации,   способной   конструктивно   общаться,   сотрудничать, эффективно   решать   учебные   и   познавательные   задачи   в   процессе жизнедеятельности.   Этому   может   способствовать   овладение   всеми школьниками читательской культурой.   дифференцированный В   основу   разработки   и   реализации   АООП   НОО   обучающихся   с   ОВЗ заложены  деятельностный   подходы.  Дифференцированный   подход   предполагает   учёт   особых   образовательных потребностей   обучающихся,   предоставляет   возможность   реализовать индивидуальный потенциал.  и Деятельностный   подход   основывается   на   теоретических   положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса   обучения   и   воспитания   обучающихся,   структуру   образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является   обучение   как   процесс   организации   познавательной   и   предметно­ практической деятельности обучающихся. 4 Сегодня   читательская   культура   личности   высоко   оценивается   мировым сообществом: 2003­2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. В России, как и во многих странах мира, также наблюдается снижение уровня читательской   культуры   населения.   Чтобы   преодолеть   эту   негативную тенденцию,   в   нашей   стране   в   2006   году   Российским   книжным   союзом   была разработана   и   в  настоящее   время   реализуется   «Национальная   программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет.  Особая   роль   в   изменении   сложившейся   ситуации   отводится   школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна   способствовать   формированию   читательской   компетентности школьников как основы полноценного нравственно­эстетического воспитания. Любое   новшество,   как   известно,   встречает   на   своем   пути   поддержку, одобрение   или   сопротивление.  Новизна   опыта  формирования   читательской компетентности состоит в использовании педагогических инноваций в процессе обучения   литературному   творческом   переосмыслении традиционных методов   обучения   с   учетом   педагогической   дидактики, возрастных   особенностей   и   психологии,   индивидуально­творческих возможностей и мотивов учащихся.  чтению,   Активность,   движение,   творчество   свойственны   природе   ребенка,   и поэтому я использую такие методы и приемы, которые побуждают моих детей экспериментировать,   наблюдать   исследовать   материал,   размышлять.   Дети становятся  участниками   и   героями  учебных   событий.   Важным   условием   в подборе методов и приемов было то, что среди моих воспитанников не только дети без ограничения здоровья, но и дети с ОВЗ и дети­инвалиды. Методические   материалы   из   опыта   работы   включают   в  себя:   введение,   описание   устройства   волшебной   сказки   и пояснительную   записку, инновационные   приемы,   способствующие   формированию   читательской компетентности:   литературная   карта,   SMS­ка   другу,   сочиняем   сказку, иллюстрирование,   игра   «Помощник   или   вредитель?».   В   описании   приемов указаны цели, задачи и оборудование. Прием   «Литературная   карта»   можно   использовать   для   закрепления изученного материала или в качестве домашнего задания. В ходе работы дети превращаются   в   настоящих   исследователей,   они   более   внимательно перечитывают   текст,  изучая   места   остановок   героя,  места   встреч   с   другими персонажами сказки, чтобы отметить их на своей карте. Прием «Литературная карта» заставляет задуматься: где же профанное место, а где сакральное? Детям с   ОВЗ,   которым   сложно   выполнить   рисунок,   можно   приготовить   шаблоны рисунков. Шаблоны  распределяются  на  карте, а затем  выполняются  в  цвете. Этот   прием   можно   использовать   при   работе   со   слабослышащими   детьми,   с нарушением опорно­двигательного аппарата, с нарушением развития речи. Приемы   «SMS­ка  другу»,  «Иллюстрирование»  можно   использовать   для закрепления или обобщения изученного материала.  При использовании данных приемов учитель должен показать, что  гаджеты можно использовать не только 5 для развлечения: онлайн­игры, музыка, фильмы.  Это еще и инструменты для работы   на   уроке,   для   получения   знаний.  Пересказав   сказку   в   формате   смс­ сообщения, дети учатся выделять ключевые слова для запоминания изученного произведения. Особенно актуальны эти приемы для детей с нарушением опорно­ двигательного   аппарата.   Когда   ученик   не   может   написать   текст   с   помощью ручки,   набирает   его   в   текстовом   редакторе   на   компьютере   или   смартфоне. Рисунок может выполнить в программах  Bamboo Dock или Paintbrush. Прием   «Сочиняем   сказку»   носит   творческий   характер   и   требует длительного   времени   на   выполнение.   Его   можно   использовать   как   домашнее задание после предварительной работы на уроке. Игру   «Помощник   или   вредитель?»   хорошо   применить   для   групповой работы.   Она   поможет   расширить   читательскии   горизонт   обучающихся, обменяться опытом чтения разных сказок. Обучающиеся в ходе игры делают открытия, что сказочный герой в одной сказке может быть помощником, а в другой вредителем. Таким образом, данные приемы помогают пробуждать у детей интерес к чтению,   способствуют формированию читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.    сделать   урок   увлекательным   и   интересным, Без сказки ­ живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка ­ невозможно представить детское мышление и детской речи как определенной ступени   человеческого   мышления   и   речи.   Дети   находят   глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что­то новое. В сказочных образах ­ первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только   познает,   но   откликается   на   события   и   явления   окружающего   мира, выражает   свое   отношение   к   добру   и   злу.   В   сказке   черпаются   первые представления о справедливости и несправедливости. Опыт   является   универсальным,   соответствует   требованиям государственного   стандарта.   Разработанные   и   апробированные   мною   приемы работы по формированию читательской компетентности младших школьников могут   быть   использованы   учителями   начальных   классов,   учителями, работающими с детьми с ОВЗ на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности,   учителями   разных   предметов   для   развития   читательской компетентности.  ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (как устроена волшебная сказка) Те, кто любит читать волшебные истории, знают, в какои удивительныи и 6 порои странныи мир можно попасть уже с самои первои страницы. В сказках герои летают по небу, спускаются в недра земли, разговаривают с диковинными животными   и   сражаются   с   могучими   волшебниками.   Но,   каким   бы фантастическим   ни   был   сюжет   сказки,  он   всегда   строится   по   определенным правилам и подчиняется строгим законам. Любая волшебная сказка устроена так, чтобы ее можно было пересказывать всякии раз, из поколения в поколение, и не потерять целостности повествования. Что же нужно для того, чтобы рассказать волшебную сказку? Ну   конечно,   нам   понадобится   герои   и   история,   которая   с   ним приключилась: странствия и испытания, и, конце концов, награда, достоиная его. Сказок   на   свете   огромное   количество   и   кажется,   что   все   они   разные:   разве спутаешь «Русалочку» с «Крошечкои­Хаврошечкои»? Но если присмотреться повнимательнее и сравнить устроиство волшебных сказок, можно наити в них удивительное   сходство.   Великии   ученыи   Владимир   Яковлевич   Пропп   описал волшебную сказку с точки зрения ее строения: что за чем идет в истории, какие герои там встречаются. Он открыл любопытному читателю дверь в мир сказки: с тех пор мы можем не просто читать разные сказки по отдельности, но и увидеть их секреты и объяснить, что и почему там происходит. Помните, что сказка – древнеишии жанр фольклора, она связана с обрядами первых племен, поэтому и очередность   событии   в   сказке   всегда   четкая   и   не   подлежит   изменению. (Представьте,  что   в   сказке   сначала   дурак   женится   на   царевне,   а  потом   уже отправляется на поиски Жар­птицы – вся история навыворот.)  Итак,   у   нас   есть   герои   и   события.   Что   еще   делает   волшебную   сказку особеннои?  Во­первых,   чудеса:   без   волшебного   предмета   или   сверхъестественного существа сказки не бывает. Вспомните, как много удивительных предметов мы встречаем в сказках: и шапка­невидимка, и ковер­самолет, и горшочек, которыи не устает варить вкусную кашу, и меч­кладенец – прямо жаль становится, что в нашем мире их не наити! Здорово было бы наити волшебную палочку, правда? Во­вторых,   для   хорошеи   сказки   нужно   знать,   где   и   когда   эти   чудеса происходят. Читая сказку мы движемся по своему маршруту. Как настоящие туристы, мы обращаем внимание на все, что происходит вокруг: нам важен ход солнца,   растительность   и   рельеф   здешнеи   местности,   удобные   места   для остановок,   подходящее   место   для   привала.   Так   и   в   волшебнои   сказке:   вся история происходит в местах, на которые мы можем и не обратить внимание, но которые   очень   важны   для   сказочного   мира:   сараи   или   дворец,   дупло   или избушка на курьих ножках – видите разницу?   Поскольку «где» не бывает без «когда», ученые изобрели специальныи литературныи   термин,   которыи   обозначает   неразрывность   пространства   и времени   –   хронотоп.   Слово   «хроното́п»   происходит   от   древнегреческого χρόνος, «время», и τόπος, «место».  В   дословном   переводе   это   означает   «время­пространство»,   то   есть 7 нераздельное   слияние   пространства   и   времени   в   сюжете.   Каждое   событие обязательно   происходит   в   свои   срок,   в   конкретном   месте.   Поэтому пространство не мыслится отдельно от времени. Это довольно сложно бывает понять   ребенку,   поэтому   оставляем   этот   вопрос   в   стороне.   Рассказ   о   связи времени и пространства остается на усмотрение педагога.  В литературных произведениях вообще и в сказках в частности время и пространство принято разделять по ряду признаков. Время: ­ суточное (день, ночь, вечер);  ­ календарное (неделя, месяц, лето или зима); ­ биографическое (детство, юность, старость); ­ историческое (во времена царя Гороха, давным­давно). Пространство: ­ замкнутое (дом, изба, дворец, замок, темница, башня, баня); ­ открытое (равнина, дорога, тропинка); ­ близкое (сад, скамеика под яблонеи); ­ удаленное («за тридевять земель»); ­ пустое («чисто поле»); ­воображаемое (мираж, видение, «Тридесятое царство») и другие виды. Иными словами, в сказке с героем может случиться что­то, характерное только   для   этого   времени   и   места.   Например,   случаиная   встреча   героя   с недругом может произоити только в дороге, в лесу, в поле – но они не могут встретиться во дворце, где герои родился.  Мир, в котором происходит сказочное деиствие, делится на два особых пространства: «свои» и «чужои». В науке эти два мира и места, находящиеся в них, называют профанными и сакральными.  Профанные места – это те, где жизнь идет своим чередом. Там не живут волшебные существа, не случаются чудеса, зато там очень часто рождаются и проживают   сами   герои   сказок.   Герои   и   связывают   воедино   два   мира,   когда отправляются в потустороннии мир и попадают в сакральные места.  Сакральные   места  –   те,   где   происходит   волшебство.   Но   что   такое волшебство   для   древнего   человеку,   первого   сказителя?   Это   проявление загробного   мира:   волшебная   сказка   рассказывает   о   том,   что   существует   за пределами нашеи жизни. И у Бабы Яги костяная нога, а кожа – словно еловая кора от того, что Баба Яга – мертвая. Решаите сами, рассказать ли об этом детям – это зависит от их возраста и зрелости. Однако невозможно обсуждать законы волшебнои сказки, делая вид, что все в неи – фантазия. Поскольку корни волшебнои сказки растут из обряда инициации, герои обязан побывать в мире мертвых и вернуться назад – так он переходит в новое состояние, достигает зрелости.  Существуют ли классические, закрепленные в культуре сакральные места? Ответ   на  этот   вопрос   мы  сможем  найти   работая  со   сказкой.  Чтение  разных сказок покажет, что одно и то же место может быть как обыденным, так и 8 волшебным:   дворец   или   замок,   сад   и   колодец,   тропинка   и   роща   –   все   они наделяются разными своиствами. На это в большои степени влияет природа и архитектура местности, где проживает народ, к которому относится сказка.  ПРИЕМ  «ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА» Цель:  создание   условия   для   вдумчивого,   внимательного   чтения   и   для пересказа текста. Задачи: ­   развивать   навык   осознанного   чтения   и   перевести   уровень   понимания волшебных сказок с «наивного» на уровень осознанного чтения; ­ развивать исследовательские навыки; ­ создать красочную литературную карту, помогающую понять содержание текста и пересказать его. Оборудование: текст выбранной сказки, лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры. Скажите, чего не хватает на взрослых географических картах? Вы видели на   них   страну   великанов,   ущелье   дракона   или   зачарованный   лес?   Пора восполнить   этот   пробел:   мы   составим   карту   волшебных   мест,   которые встречаются в разных культурах мира. Даже если вы никогда не занимались картографией, то уж точно держали в руках карты, составленные взрослыми: планы вашего или чужого города, карты страны и даже целого мира. Но как по ним попасть в волшебный мир? Такой карты просто нет! Придется нам с вами помочь взрослым и начертить свои, волшебные карты. Для этого, как и подобает исследователям, нужно совершить путешествие в мир волшебной сказки и хорошо запомнить дорогу. Сначала вводим ребят в курс дела относительно устройства пространства волшебной сказки. Можно интересно рассказать о том, как устроена волшебная сказка и привести по ходу примеры. Или же рассказать сказку, сопровождая ее объяснениями   по   поводу   организации   пространства.   Рассмотрим   несколько сказок,   на   примере   которых   можно   объяснить   устроиство   сказочного хронотопа, не называя это понятие детям:  Снежная королева  (Ганс Христиан Андерсен): город, в котором живут Каи и Герда, место профанное: волшебства в нем не происходит. Сакральные (волшебные)   месте,   где   творится   волшебство:   цветник   старушки,   умевшеи колдовать;   дворец   принца   и   принцессы,   где   живут   говорящие   вороны; Лапландия,   где   обитает   говорящии   северныи   олень   и   женщины,   наделенные магическими силами (лапландка и финка); чертоги Снежнои королевы.  Синюшкин колодец (Павел Бажов): Зюзельское болото – место обитания Синюшки, волшебнои бабки, которая может одарить золотом и самоцветами и обернуться краснои девицеи.  Холодное   сердце  (Вильгельм   Гауф):   деиствие   сказки   происходит   в 9 Швабии, в Шварцвальде, а волшебство встречается на пути героя на Еловои горе.  Спящая красавица  (Шарль   Перро):   королевскии   дворец,  где  родилась принцесса, является сначала самым обычным профанным местом, хоть туда и приходят феи. А вот когда принцесса уколет себе палец в загородном замке, и вокруг замка вырастет дремучии лес, охраняющии спящии королевскии двор, этот загородныи замок становится сакральным местом – ровно на сто лет.  Все эти сказки имеются в свободном доступе в библиотеке и в интернете. Эта   часть   задания   нужна   для   того,   чтобы   дать   теоретическую   основу   для дальнеишеи работы.  Затем  читаем   сказку,   на   основе   которои   будем   рисовать   карту.   Герои сказки в постоянном движении. Поэтому на карте должна появиться дорога. Дорога может быть прямой или извилистой. Может появиться дом, где живут герои, другие строения. На карте могут быть отмечены леса, поля, реки. Герои делают остановки, встречаются с кем­нибудь в пути и это тоже должно быть отмечено на карте. Конечно, извилистая дорожка приключении героя даст более запутанныи и сложный маршрут, а коротенькая сказка с одним испытанием – простую карту. Здесь   следует   оценить   готовность   детеи.   Из   самои   длиннои   на   свете   сказки может выити очень сложныи для восприятия рисунок, а короткая история на одну страничку – как «Гуси­лебеди», например, даст прекрасныи материал для красивои и богатои фольклорным материалом карты.  При   чтении   и   обсуждении   выбраннои   сказки,   детям   нужно   составить список   мест,   которые   появятся   на   карте.   Все   отмеченные   места   нужно охарактеризовать   по   принципу   сакральное/профанное   и   записать   в   таблицу (табл.1) Профанные Сакральные Таблица 1 Когда таблица заполнена, ребята получаются задание нарисовать карту в соответствии с правилами: черно­белыми сделать профанные места и цветными –   сакральные   места.   Для   примера   рассмотрим   литературную   карту   к   сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос» (рис.1).  10 Рис.1. Литературная карта к сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос» Сакральные места сказки:  ­ Дом старухи (на кухне Якоб превращается в карлика); ­  Большой старый каштан в саду за озером около замка герцога  (под ним растёт волшебная травка “чихай на здоровье”); ­ Замок герцога – в конце сказки (в замке Карлик Нос понюхал волшебную травку “чихай на здоровье” и снова стал красавцем Якобом); ­  Остров Готланд, где живёт волшебник Веттербок отец гусыни Мими (он расколдовал свою дочь и она снова стала красавицей). Профанные места сказки: ­  Дом  Якоба, где  он  жил  с отцом  сапожником   Фридрихом  и  матерью Ханной; ­ Базар, где торговала мать Якоба овощами и кореньями; ­ Дом цирюльника Урбана, где Якоб увидел себя впервые карликом; ­ Церковная лестница, где Якоб переночевал; ­ Дворец герцога – в начале сказки, где Карлик Нос служил поваром; ­ Каштаны в саду герцога, озеро. Прием рисования литературной карты можно использовать не только при работе   со   сказкой,   но   и   при   работе   с   другими   художественными произведениями. Например, рассказ В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел» (рис. 2).   При работе с художественными произведениями можно нарисовать 11 карту не в соответствии с правилами: черно­белыми сделать профанные места и цветными   –   сакральные   места.   Тогда   карта   получится   красочной   и   более интересной. Рис. 2. Литературная карта к рассказу В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел» Дети, которым сложно выполнить рисунок, можно приготовить шаблоны с изображениями профанных и сакральных мест. Изображения распределяются на карте, а затем сакральные места раскрашиваются. Этот прием использую при работе с детьми с ОВЗ (со слабослышащими детьми, с нарушением опорно­двигательного аппарата, с детьми с нарушением развития речи). ПРИЕМ «SMS­ка ДРУГУ» Цель: выделение ключевых слов для запоминания содержания изученного произведения. Задачи: 12 ­   сближение   обыденнои   речи   (письменныи   разговорныи   жанр   смс­ок   и обиходное содержание) с литературными текстами; ­отработка композиционных умении и навыков; ­   актуализация   сказок,   перевод   их   из   области   «забытого»   или   «детского»   в настоящее   время,  в  сегодняшнии   лексикон,  в  формат   общения   с  родными   и близкими. Оборудование:  текст сказки, лист бумаги и ручка (можно использовать мобильный телефон или компьютер). А   вы   знаете…   Аргентинский   писатель   Фабиан   Негрин   однажды попробовал   уместить   несколько   самых   любимых   своих сказочных   сюжетов   в формат sms. И, представьте себе, у него это получилось! В результате на свет появилась книга «Волшебные sms­сказки». Может и мы когда­нибудь создадим свою   собственную   книгу   волшебных   sms­сказок,   подумала   я   и   решила использовать этот приём на уроке. Ребята должны пересказать сказки в формате смс­сообщения, уложив их в 140   знаков.   Подсчёт   знаков   легко   выполнить   на   компьютере,   набравSMS­ сообщение.   Рекомендую   предварительно   обсудить   с   ними   одну­две   сказки, обратив   внимание   на   сюжетную   структуру   и   идею   сказки:   что   именно пересказывать? что можно пропустить? как формулировать фразы?  После разбора однои сказки ребята приступают к индивидуальнои работе. Каждыи   пишет   собственную   смс­сказку,   а   учитель   отвечает   на   вопросы   и консультирует сомневающихся.  Рассмотрим для примера сказку Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди». ­   Представим,   что   Вы   прочитали   очень   интересную   книгу   и   хотите пересказать   ее   другу,   который   живет   далеко.   Пересказать   сказку   нужно   в формате SMS­сообщения. Это примерно 140 знаков. Мачеха выжила детей из дома. Сыновья – лебеди, дочь – уродлива. Молчание. Труд. Готовы рубахи из крапивы. Сестра спасла братьев. Учащиеся учатся выделять ключевые слова для запоминания содержания изученного   произведения.   Особенно   актуален   этот   прием   для   детей   с нарушением опорно­двигательного аппарата. Когда ученик не может написать текст с помощью ручки, набирает его в текстовом редакторе на компьютере. ИГРА «ПОМОЩНИК ИЛИ ВРЕДИТЕЛЬ?» Эта   игра   посвящена   особому   типу   персонажей   волшебной   сказки.   Это второстепенные персонажи, но без них сказка уж точно не состоится. Именно эти   существа   творят   волшебство,   помогают   герою   пройти   испытание   или, наоборот, мешают ему изо всех сил.  13 Цель:  развитие   умения   ориентироваться   в   мире   детской   литературы   и самостоятельно давать характеристику героя. Задачи:  ­ сформировать представление о системе персонажеи волшебнои сказки: герои,   родители,   царевна   и,   самое   главное   для   игры,   волшебныи   помощник (даритель) и волшебныи противник (антагонист или вредитель); ­ проверить читательскии багаж учеников во время игры;  ­  расширить   читательскии   горизонт,  обменяться   опытом   чтения   разных сказок.  Оборудование:  лист   бумаги   с   таблицей,   карточки   с   персонажами, ножницы, клей. Раздать   детям   карточки   с   персонажами   и   попросить   угадать,   кто изображен на картинке, к какому народу (стране) относится это существо, в каких сказках оно встречалось. Затем попросить детей охарактеризовать персонажеи с точки зрения их функции   в   известных   сказках:   добрыи   он   или   злои,   что   конкретно   делает   в сказке, в каких отношениях с героем. Важно обратить внимание, что многие персонажи   амбивалентны:   они   могут   быть   и   положительными,   и отрицательными. В некоторых сказках персонаж совмещается в себе добрые и злые черты и может выступить и дарителем, и вредителем в разное время. Надо подтолкнуть   детеи   к  этои   мысли.  Надо  ответить   с  ними   на  вопрос:   от   чего зависит   характер   персонажа   в   сказке?   В   каких   случаях   персонажи   с переменчивым характером могут быть добрыми, а в каких случаях – злыми?  Затем   разрезать   карточки   по   пунктирным   линиям   (рис.   3),   наклеить   в таблицу (табл. 2) и заполнить её. Рассмотрим пример  работы с персонажем и оформление таблицы (рис.4). 14 Рис. 3. Карточки для наклеивания в таблицу  Таблица 2 Карточка Кто это? В фольклоре каких народов встречается? В каких сказках Это помощник или встречается? вредитель? Карточка Кто это? каких народов Пример работы с персонажем В каких сказках В фольклоре Гуси­лебеди встречается? Русские народные сказки встречается? Сказка «Гуси­ лебеди» Это помощник или вредитель? Вредители: они крадут братца героини и уносят его в избушку Бабы­Яги. Рис.  4. Пример работы с персонажем ПРИЕМ «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ» Цель:  развитие   устной   и   письменной   речи,   творческих   способностей учащихся. Задачи:  закрепить   знания,   полученные   в   ходе   чтения   и   обсуждения волшебных (сюжетная и композиционная структура сказки, система персонажеи волшебнои сказки, организация времени и пространства, «местныи колорит»), а также отработать умение создавать сказочные истории и коллективно создавать тексты определенных жанров.  Оборудование:  лист   бумаги,   ручка,   карточки   с   персонажами,   списки: распространенных   сказочных   ситуации,   действующих   лиц   сказки,   порядок сказочных ситуации в волшебных сказках (примеры историй). 15 Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку, они создают её. Педагог тысячу   раз   убеждался,   что,   населяя   окружающий   мир   фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без   сказки,   без   игры   воображения   ребёнок   не   может   жить,   без   сказки окружающий мир превратится для него в красивую, но всё же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить. Ребята выбирают одного персонажа из предложенных на карточках (рис. 3), и сочиняют вместе волшебную сказку с его участием. В помощь ребятам предлагается   список   распространенных   сказочных   ситуации,   список действующих   лиц   сказки,   порядок   сказочных   ситуации   в   волшебных сказках(примеры историй). Сказочные ситуации: 1. Герои добывает волшебныи предмет (кольцо, меч, шапка­невидимка). 2. Герои находит волшебныи предмет. 3. Герои похищает волшебныи предмет. 4. Герои теряет волшебныи предмет. 5. Герои проходит испытание. 6. Возвращение героя. 7. Герои отправляется в путь. 8. Герои получает запрет и нарушает его. 9. Пространственное перемещение героя (через море, через лес и т.д.). 10. Вредитель в разведке, ему выдают сведения о главном герое. 11. Герою вредят (убивают, сажают в темницу и т.д.). 12. Герои встречает волшебного помощника (говорящего волка и др.). 13. Герои встречает дарителя волшебного средства (Бабу Ягу). 14. Герои встречает обладателя волшебного предмета (заморского царя). 15. Ложныи герои проваливает испытание. 16. Герои получает задание. 17. Ложныи герои получает задание. 18. Герои встречает царевну. 19. Герои теряет царевну. 20. Герои получает задание вернуть царевну. 21. Герои борется с вредителем (Кощеи Бессмертныи и др.). 22. Герои побеждает. 23. Герои возвращает царевну. 24. Герои возвращает волшебныи предмет. 25. Герои возвращается домои. 26. Героя преследует вредитель. 27. Герои получает трудную задачу и решает ее. 28. Герои спасается неузнанным. 29. Героя узнает вредитель. 16 30. Героя узнает царевна. 31. Героя узнает отправитель (отец, мать и др.). 32. Притязание ложного героя. 33. Герои превращается (из медведя в принца и т.д.). 34. Наказание ложного героя и вредителя. 35. Свадьба. Список деиствующих лиц сказки: 1. Герои. 2. Вредитель – им может быть и зверь, и волшебное существо.  3. Даритель волшебных средств герою сказки. 4. Волшебныи помощник (чаще всего это говорящии зверь).  5. Царевна или ее отец.  6. Отправитель (родители героя). 7. Ложныи герои (братья героя, мнимые друзья героя). Порядок   сказочных   ситуации   в   волшебных   сказках   (примеры историй): Пример 1: ­ герои получает запрет и нарушает его; ­ герои теряет царевну; ­ герои получает задание вернуть царевну; ­ пространственное перемещение героя; ­ герои встречает волшебного помощника; ­ герои борется с вредителем; ­ герои возвращает царевну. Пример 2: ­ герои отправляется в путь; ­ герои проходит испытание; ­   герои   встречается   с   волшебным   помощником,   добывает   волшебныи предмет; ­ герои возвращается. Пример 3: ­ герои встречается с отправителем; ­ герои встречается с волшебным помощником; ­ герои получает трудную задачу и решает ее; ­ герои получает в награду волшебныи предмет; ­ герои возвращается домои. Пример 4: ­ свадьба; ­ вредитель в разведке, ему выдают сведения о главном герое; ­ герою вредят; ­ пространственное перемещение героя; ­ встреча с волшебным помощником; 17 ­ герои сражается с вредителем и побеждает, возвращается домои. Созданную в итоге сказку ребята записывают в «Тетрадь сказок». ПРИЕМ «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ» Иллюстрирование используется не для создания красивых рисунков, не для того, чтобы ребенок поработал художником.  Цель  иллюстрирования для более тонкого, глубокого проникновения в текст, чтобы ребенок увидел в тексте то, что могло бы пройти мимо его внимания.  Задачи: Оборудование:  тексты   сказок   и   считалок,   цветные   карандаши, фломастеры;   белый   лист   бумаги   к   сказке   Г.Х.Андерсена   «Принцесса   на горошине; узор к считалке Зайчика и узор к считалке Медвежонка к считалке; листы­раскраски с фигурками Буратино и Пиноккио к сказкам А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и Карло Коллоди «Пиноккио. В данном методическом приеме есть такой термин «умолчание». Объясню его на примере работы со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». В сказке   нет   описания   героя,   его   возраста,   цвета   волос   и   т.д.   Дети   этого   не замечают, но об этом знает учитель. Задание в конце работы со сказкой: ­ Нарисуйте портрет принцессы, как описал его автор. Дети перечитывают сказку и удивляются – описания нет. Учитель удивляется вместе с учениками – это их открытие. Автор дает возможность додумать образ принцессы. ­ Как же художники изображают принцессу? Рассмотрите иллюстрации. ­ Художники изобразили принцессу по­разному. Рассматривается выставка портретов принцессы разных художников. С помощью иллюстрирования можно создать учебную интригу. Задание ученикам: ­ Сегодня будем рисовать узоры к считалкам. На   самом   деле   преследуем   цель   –   познакомить   с   ритмом   при   чтении считалок. ­ К считалке «Тара­бара, домой пора ­ коров доить. Тебе водить!»  Зайчик выполнил такой узор (рис. 5). 18 Рис. 5. Узор к считалке Зайчика  ­ Мишке   этот   узор   показался   скучным.   Он   поменял   местами несколько листочков и ягод (рис. 6).  Рис. 6. Узор к считалке Медвежонка  ­ Но Зайчик, Белочка и Лисичка не согласились с Мишкой. ­ Как вы думаете, кто из зверей прав? Почему?        Можно детям самим предложить нарисовать узор к считалочкам. Сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и сказка Карло Коллоди «Пиноккио».Задание ученикам: ­ Сегодня будем раскрашивать фигурки Буратино (рис. 7) и Пиноккио (рис. 8) так, как их описали авторы. Рис. 7. Буратино                                                    Рис. 8. Пиноккио На самом деле преследуем цель – работа цвета в тексте. В результате работы   обнаружили,   что   Буратино   раскрасили   одинаково,   а   вот   Пиноккио остался   не   раскрашенным   или   раскрашен   не   одинаково.   Дети   столкнулись   с учебным событием: 19 ­ Почему Буратино раскрашен одинаково, а Пиноккио по­разному? ­ У А.Н. Толстого есть описание героя, а у Карло Коллоди нет описания. ­ Может писатель забыл раскрасить героя? ­ Нет, у А.Н. Толстого всегда описание костюмов, пейзажей. У Коллоди описания нет. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мелетинский,Е. М. Герой волшебной сказки / Е. М. Мелетинский. ­ М­СПб: Академия исследований культуры, Традиция, 2005. — 242 с. 2. Мелетинский,Е. М. Исследования по фольклору и мифологии Востока. /      Е. М. Мелетинский. ­ М. : Наука, 2000. – 407 с. 3. Мелетинский,Е. М. Структура волшебной сказки / Е. М. Мелетинский. – М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2001. — 234 с.  4. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки: научная редакция / В. Я. Пропп; текстологический комментарий И. В. Пешкова. — М.  : Лабиринт, 2001. ­ 192 с. 5.     Пропп,   В.   Я.   Морфология   «волшебной»   сказки.   Исторические   корни волшебной   сказки:   собрание   трудов   /   В.   Я.   Пропп;   комментарии   Е.   М. Мелетинского, А. В. Рафаевой; текстологический комментарий И. В. Пешкова. —М.  : Лабиринт, 1998. — 512 с. 6.   Сухомлинский,   В.  А.   Сердце   отдаю   детям   /   В.  А.   Сухомлинский.   –  М.  : Концептуал, 2016. – 320 с. 7. Троицкая, Т. С. Проблемы детской художественной словестности: учебное пособие для студентов Института детства – Троицкая Т. С. ­ М: Прометей, 2016. ­ 252 с. 8. Фабиан Негрин. Волшебные  sms­сказки / Фабиан Негрин. – М. : Самокат, 2012. – 32 с. Электронные источники: ГлобалЛаб (Глобальная школьная лаборатория) – безопасная онлайн­среда  [Электронный ресурс]. ­ https://globallab.org/ru/#.WnxgYpIVEnU. ­  (дата  обращения: 14.11.2017). ГлобалЛаб (Глобальная школьная лаборатория) – профиль Просековой Р.Н. [Электронный ресурс].  ­https://globallab.org/ru/user/profile/pro7ekova_67.html#.WpqtFZIVEnV. ­(дата  обращения: 14.11.2017). Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс].  ­https://royallib.com/book/suhomlinskiy_v/serdtse_otdayu_detyam.htm. ­(дата  обращения: 14.11.2017). 20 СОДЕРЖАНИЕ Введение                                                                                         3                      Пояснительная записка                                                                  4 Волшебная сказка: Что? Где? Когда? (как устроена волшебная сказка)                                                 6 Прием “Литературная карта”                                                        8 Прием «SMS­ка другу»                                                                12 Игра «Помощник или вредитель?»                                             13 Сочиняем сказку                                                                            15 Иллюстрирование                                                                           18 Список литературы                                                                         19 21

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой

Формирование читательской компетентности обучающихся на примере работы с волшебной сказкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018