«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)
Оценка 5

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

Оценка 5
Научные работы +3
doc
чтение
1 кл—4 кл
03.03.2018
«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)
Новизна опыта состоит в подборе наиболее эффективных приемов для формирования читательских компетенций у учащихся посредством организации процесса обучения на уроках литературного чтения так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность, в свою очередь, будет испытывать потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы не только научить детей читать, но и воспитать увлечённого читателя.Опыт по формированию читательских компетенций на уроках литературного чтения может применяться учителями начальных классов и преподавателями литературы. Педагогам, которые хотят развивать у своих учеников интерес к тексту, книге, автору, к литературе как искусству слова, развивать учащихся нравственно и эмоционально, обогащать их субъектный опыт, формировать положительный интерес к чтению и создавать необходимые условия для дальнейшего изучения литературы.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА БОНДАРЬ.doc
«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы) Бондарь Оксана Сергеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №3 г. Зеленокумска» 2017 г. 2  "Читать – это еще ничего не значит.  Что и как читать – вот суть вопроса" К.Д. Ушинский Условия возникновения опыта Россия подошла к  критическому пределу пренебрежения чтением. Это очень   опасно,   поскольку   чтение   представляет   собой   важнейший   способ освоения   и   поддержания   профессионального   и   любого   другого   жизненно важного знания, ценностей и норм прошлого и настоящего,   всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры. Проблема чтения становится государственной. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется   «Национальная   программа   поддержки   и   развития   чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года. Происходящий   сегодня   процесс   модернизации   российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа,   привело   к   тому,   что   для   его   результата   стала   применяться   такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать   определённым   набором   знаний,   умений   и   навыков,   то   сегодня предлагается   новая   категория   измерения   результатов   обучения   ­ компетенция.  Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих   человеку   отбирать,   понимать,   организовывать   информацию, представленную   в   знаково­буквенной   форме,   и   успешно   её   использовать   в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые   Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   второго поколения (ФГОС). В   период   всеобщего   перехода   к   информационному   обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее   влияние   на   чтение   таких   средств   коммуникации,   как телевидение,   Интернет,   аудио   и   видеопродукция.   Диссонанс   детско­ юношеского   чтения   и   возрастающей   роли   читательской   деятельности   в модернизирующемся   российском   обществе   может   привести   к   снижению информационной,   общекультурной   компетентности   подрастающего поколения. Я   работаю   учителем   начальных   классов     с   1994   года.   И   одной   из главных   проблем   за   22   года   моей   педагогической   деятельности   стало   ­ развитие   у   современных   школьников   интереса   к   чтению,   к   книге.   Как заинтересовать ребят? Как пробудить в них желание и стремление окунуться в   мир   книг,   как   учить   чтению,   чтобы   дети   полюбили   книгу,   ведь   книга, 2 3 прочитанная   в   детстве,   остается   в   памяти   на   всю   жизнь   и   влияет   на последующее развитие человека?  В   моём   2­в   классе   всего   22   ученика.   Если   анализировать     скорость чтения то, 48% детей читают выше нормы (40 слов), 40%  читают 40 слов в минуту и 12% ­ниже нормы. Но проблема в том, что смысл прочитанного понимают   далеко   не   все   дети.   Многие   не   могут   охарактеризовать   героя прочитанного   произведения,   выразить   своё   отношение   к   поступку   героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы   по   прочитанному   тексту.   Особенно   часто   дети   затрудняются понимать смысл заданий в  проверочных и комплексных работах  по другим предметам, когда задания выполняют самостоятельно. По   плану   Минобрнауки   в   этом   году,   9   ноябре,     во   вторых   классах прошли   проверочные   работы   по   русскому   языку.   Большинство   учащихся России написали хорошо ­ на 4­5, но 75 процентов не справились с заданием, которое   предлагало   составить   из   набранных   слов   предложение.   В   моём классе­ 6 человек не справились с этим заданием, что составило 28%.      Актуальность опыта В настоящее время  необходимы новые образовательные программы и педагогические технологии, новые методы и формы обучения, которые бы отвечали   современным   запросам   общества   в   решении   проблем   развития интереса к чтению у младших школьников. Возникла необходимость формирования у учащихся начальной школы знаний,   умений,   навыков   и   способов   деятельности,   определяющих читательскую   компетентность   как   одну   из   ключевых,   которая   составляет основу умения учиться.   Современное   качество   образования   по   литературному   чтению   в начальной школе определяется   уровнем   овладения учащимися ключевыми компетентностями   –   способностями   к   самостоятельной   деятельности   в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для:  высказывания   оценочных   суждений   о   прочитанном произведении;   самостоятельного чтения книг; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;  работы   с   разными   источниками   информации   (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях). 3 4 Формирование читательской компетентности у детей младших классов является,   на   мой   взгляд,   одним   из   слагающих   дальнейшей   продуктивной учебной деятельности в старших классах. Актуальность исследования обусловлена противоречиями:  ­   снижением   интереса   к   чтению   у   молодого   поколения   и необходимостью  поддерживать  устойчивый  эмоциональный   интерес  к литературе и чтению;  ­ наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе; Наиболее ярко существующие противоречия видны в начальной школе. В современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно   внимания   вопросам   организации   самостоятельного   детского чтения. Сам предмет "Внеклассное чтение" исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей начальных классов выводить занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО  второго поколения.  К  тому  же, сегодня утрачены или почти  забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения. Поэтому, как никогда, сегодня особенно актуальны слова К.Д. Ушинского: "Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса" Психологическая проблема:    кризис читательского развития. В возрасте 7­9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников;  возросло число семьей, где родители мало заинтересованы   воспитанием ребёнка, развитием духовно­нравственной личности. изменение позиции    взрослого к совместной читательской деятельности   с   детьми,   поступившими   в   первый   класс   (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое  и полноценное общение с детьми в первые  годы обучения).  4 5 Цель работы: создать условия для формирования основ читательских   уроках   литературного   чтения. компетенций   учащихся   на Задачи:        изучить   психолого­педагогическую   и   методическую   литературу по проблеме исследования; выявить   и   проектировать   оптимальные   психолого­ педагогические   условия,   способствующие   формированию     основ читательской   компетенции   младших   школьников,   развивающих творческое   и   логическое   мышление   обучающихся   в   работе   с информацией, формирующие навык осознанного чтения; выделить технологии обучения,   методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений;  развивать увлечённость чтением, потребность в регулярном чтении   посредством   использования   разнообразных   форм     урочной, внеурочной, внеклассной деятельности; создать   единое   читательское   пространство   на   основе взаимодействия: ученик­учитель ­ родитель­  библиотекарь; определить пути использования данного опыта в развитии   раскрытии   их   природных личностного   роста   обучающихся, способностей.   . Принципы реализации опыта:  Природосообразности  –   учета   типологических психологических особенностей детей 7­10 лет;  преемственности   и   перспективности,   подчеркивающий пропедевтическое   значение   чтения   и   интереса   к   нему   для формирования   готовности   к   дальнейшему   обучению   и   реализующий межпредметные и внутрипредметные связи; интеграции теоретических сведений с деятельностью  по их   практическому   применению,   что   определяет   практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;   коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников   представлений   о   возможностях   литературы   как   науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, норм общения, осознанное оперирование ими;  5 6   интеграции   обучения,   развития   и   воспитания, определяющий   необходимость   использования   средств   литературного чтения   для   социализации   школьника,   развития   его   социальной культуры, а также соответствующих практических навыков; вариативности,  предполагающий   развитие   у   младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных.   Теоретическая база опыта: деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина); идея   учета   возрастных   особенностей   в   обучении   чтению   и   развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова); теория речевого   общения, речевой  деятельности  (А.А.  Бодалев,  Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев); теория ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников (Б.Г.   Ананьев,   А.В.   Запорожец,   М.И.   Лисина,   В.А.   Петровский,   С.Л. Рубинштейн); методологические и теоретические   исследования   процесса чтения и особенностей   его   развития   в   начальной   школе   (И.Т.   Федоренко,   Д.Б. Эльконин,   Л.С.   Выготский,   А.Н.   Леонтьев,   К.Д.   Ушинский,   В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); технологии   формирования   навыка   беглого,   осознанного   чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева). Новизна  опыта Новизна   его   состоит   в   подборе   наиболее   эффективных   приемов   для формирования   читательских   компетенций   у   учащихся   посредством организации процесса обучения на уроках литературного чтения так, чтобы чтение   способствовало   развитию   личности,   а   развитая   личность,   в   свою очередь,   будет   испытывать   потребность   в   чтении   как   в   источнике дальнейшего развития.  Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы не только научить детей читать, но и воспитать увлечённого читателя.  Технология опыта Что такое читательская компетентность и читательские компетенции? 6 7 Компетенции – это набор видов деятельности, которые осуществляет ученик на уроке. Они являются важным результатом образования, поэтому должны быть сформулированы у всех обучающихся; Компетентность   ­   это   совокупность   качеств   развитой   личности, сформированных знаний, умений и навыков, в нашем случае, в чтении детской литературы, которые ученик реализует в практике. Выделены   три   основные   компетенции,   составляющие   основу читательской компетентности, ­ это: познавательная, ценностно­смысловая и коммуникативная. Ценностно­смысловая   компетенция   определяется   наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях,   авторах,   темах   и   жанрах   детского   чтения   и   полноценного восприятия   литературных   произведений,   а   также   научно­познавательных текстов. Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров   произведений,   умение   отвечать   на   вопрос   «о   чем   произведение», последовательно   передавать   сюжет   произведения,   характеризовать   героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль самостоятельно, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.   компетенция     определяется Познавательная читательской самостоятельностью в работе с книгой и, сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно­ познавательных   текстов.   Читательские   умения   направлены   на:   умение работать   с   книгой,   ставить   цель   чтения,   пересказывать   текст   полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять   аннотацию,   называть   мотивы   чтения,   проявлять   читательскую самостоятельность;   владение   основными   видами   речевой   деятельности, способностью   к   написанию   сочинений   разных   типов   и   литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение   ставить   цели   и   пересказывать   текст,   формировать   идейный   смысл произведения. Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов   чтения   и   качественного   навыка,   направленного   на   овладение основными   способами   чтения   и   качеством   навыка   чтения:   правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью. Формирование   данных   компетенций   происходит   в   процессе   анализа художественных произведений. В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные  технологии: ­личностно – ориентированные; ­развивающие; ­деятельностно­ ориентированные; ­развивающие технологии критического мышления; 7 8 ­игровые технологии; ­проблемного обучения; ­дифференцированного обучения; ­технология   формирования   типа   правильной   читательской деятельности.    На   уроках   литературного   чтения   я   использую  технология формирования   типа   правильной   читательской   деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской.  Технология включает в себя три этапа работы с текстом. Первый   этап:  работа   с   текстом   до   чтения   ­   антиципация   определение   смысловой, (предугадывание   предстоящего   чтения), тематической, эмоциональной направленности текста. Второй этап: работа во время чтения текста. После   первичного   чтения,   выявление   совпадений   первоначальных предположений   учащихся   с   содержанием   и   эмоциональной   окраской прочитанного. При  повторном  чтении  выделение  ключевых   слов, ведение диалога  с автором через текст, комментирование чтение. Третий этап: работа с текстом после чтения. Коллективное обсуждение     прочитанного,   дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями. Творческие     задания,     опирающиеся   на   какую­нибудь   сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы). Технология групповой работы. Применение групповой работы на уроках чтения, по ­ моему  мнению, удачно   можно   использовать   в   инсценировании   произведений.   Группам раздаются   отрывки   из   изучаемых   произведений.   Учащиеся   самостоятельно готовят костюмы, выступление. Формы и виды работы с литературным произведением На  уроках литературного чтения необходимо создавать   проблемно­ поисковые   ситуации,  настраивающие   всех   детей   на   активное   участие   и решение проблемных вопросов.   Беседы­дискуссии  научат     детей   размышлять   о   прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа. 8 9 Достижению   положительных   результатов   работы   способствует     и личный пример учителя, который  выразительно читает   художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает   детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано». Хорошей   основой   для   накопления   учащимися   личного   опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема  устного  словесного рисования.  В ходе словесного рисования дети воображают  прочитанное и как бы видят  его наяву, усматривают  за словами картины и образы, без труда не только называют   тему любого эпизода или ситуации, но и представляют  детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства. Большое внимание на уроках уделять  словарной работе, особенно при чтении   сложных   текстов.   Здесь   используются     разнообразные   приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов,   учебных   картинок,   работа   с   синонимами   и   антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются  перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят  объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно. Чтобы   повысить   интерес   к   чтению,   на   уроках   литературного   чтения использовать    элементы   драматизации.  Предпринимать   попытки   ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям. Использовать создание  рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам. Формы и виды работы: ­литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;  ­ведение и изучение читательских дневников; ­создание классной библиотеки;  ­уроки читательского мастерства; ­презентации по творчеству писателей;  ­для подготовки к урокам дополнительная литература;  ­тесное сотрудничество со школьной библиотекой; ­проблемно ­ поисковые ситуации; ­ семейное чтение.   Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:  ­ упражнения в орфоэпическом произношении; 9 10 ­упражнения, вырабатывающие внимание к слову(методика по системе Эдигей); ­упражнения,   развивающие   оперативное   поле   зрения   и   память ( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение); ­упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя; ­упражнения для развития осознанного чтения; ­упражнения для формирования правильности чтения; ­упражнения для развития беглого чтения; ­упражнения для развития выразительного чтения.  Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, на уроках литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат  приемы технологии   развития   критического   мышления   через   чтение   и   письмо (далее ТРКМ). (Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит.) В своей работе  использую следующие приемы ТРКМ Приемы активного чтения:   Прием   «Чтение   с   пометами».  Во   время   чтения   текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "V" – это я знаю "+" – это новое для меня "­" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало и др.  Прием «Толстые и тонкие вопросы» (для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы,   на   которые   можно   дать   однозначный   ответ   (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы  ­ это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).  Прием «Чтение с остановками». Данный прием содержит три стадии: 1   стадия   ­   вызов. На   данной   стадии,   на   основе   лишь   заглавия   текста   и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.  2 стадия ­ осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является   и   стадией   вызова   для   знакомства   со   следующим   фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"  10 11 3 стадия ­ рефлексия.  Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет   единое   целое.   Формы   работы   с   учащимися   могут   быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст,   выявлять   связь   отдельных   элементов   (темы,   образы,   способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Приемы активизации ранее полученных знаний:   Прием  «Ассоциация».  Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: ­ О чем может пойти речь на уроке? ­ Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «­­­­»?   Учащиеся   перечисляют   все   возникшие   ассоциации,   которые учитель также записывает на листе бумаги или доске  Прием  «Ключевые слова». После объявления темы урока учащимся   предлагается   составить   предложение   или   мини­рассказ   из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.  Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех. «Да ­ нетка» учит: ­ связывать разрозненные факты в единую картину; ­ систематизировать уже имеющуюся информацию; ­ слушать и слышать соучеников. Приемы графической организации учебного материала:   Прием     «Составление   кластера».   Кластер   может   быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования   мыслительной   деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии     – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.    Прием   «Перепутанные   логические   цепочки».  На   доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и   поставить   знак   “+”   там,   где   они   считают,   что   высказывание правильное и знак “­” там, где по их мнению оно неверно. Приемы, требующие творчества учащихся:   Прием   «Синквэйн»   и     «Диаманта».  Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее   использовать   в   конце   урока   или   в   качестве   домашнего   11 12 задания   для   осмысления   изученного   на   уроке.   В   своем   классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.  Прием   «Цветопись».  Приемы   психорисунка   дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир   через   зрительные   образы.   Можно   дать   задание   нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.  Прием   «   Пятиминутное   эссе».  Этот   вид   письменного задания   применяется   в   конце   урока,   чтобы   помочь   ученикам подытожить   свои  знания   по   изучаемой  теме.  Смысл   этого  приема можно   выразить   следующими   словами:   «Я   пишу   для   того,   чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Методы и приемы, используемые при групповой работе:   Метод  «Шесть шляп критического мышления»   Прием «Учебный мозговой штурм»   Прием «Письмо по кругу»           Маркировочные таблицы:   Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».   Регулярно используемые приёмы:   ведение   читательских   дневников,   тетрадей   по   чтению,   изготовление собственных   обложек   к   произведениям   авторов,   книжек   ­   малышек, проведение   литературных   викторин   и   праздников,   инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок. Виды уроков литературного чтения:                  уроки изучающего чтения;  урок – поиск; урок­ наблюдение; урок­тренинг;  урок­ исследование;  уроки литературного слушания; библиотечные уроки; творческие уроки; 12 13    урок – сказка; урок­ конкурс; уроки проверки и контроля. Результативность 1)   Формирование   первоначальных   основ   читательской   компетенции второклассников, которая определяется умениями: ­   осмысленного   чтения   (понимание   читаемого   с   помощью   вопросов, воссоздание   литературного   образа   по   совокупности   его   признаков, определение   темы   текста,   нахождение   его   главной   мысли,   сравнение произведений на основе содержательно­тематических особенностей); ­ правильного чтения (чтение осознанное, правильное, целыми словами, с соблюдение логических ударений, пауз и интонаций);  ­ беглого чтения (с техническим показателем на конец учебного года – не менее 65  слов в минуту);   ­   выразительного   чтения   (интонационное   оформление   предложений разных   типов,   передача   основного   эмоционального   тона   произведения, освоение приёмов чтения по ролям). 2)   Развитие   читательской   активности   обучающихся   и   воспитание позитивного отношения к себе как к читателю. 3) Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников. Критерии и показатели оценивания:  Положительная   динамика   формирования   первоначальных основ   читательской   компетенции   второклассников:   наблюдается повышение   уровня   развития     навыков   беглого,   осмысленного, выразительного чтения.  чтения   итогового анкетирования.   Изменение отношения родителей к организации семейного   в   положительную   сторону   по   результатам   входящего   и   Повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность.   Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы   формирования   читательской   компетенции:   участие   во внеклассных   мероприятиях,   родительских   собраниях,   организации совместной досуговой деятельности. 13 14 Развитие   литературно   ­   творческих   способностей   детей: участие   и   победа   в   конкурсах   чтецов,   интернет­олимпиадах, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям,  Устойчивая   позитивная   динамика   осознанного   выбора   обучающимися     книг в соответствии с возрастом. Таким образом, по данным проведенной диагностики прослеживается эффективность   моего   педагогического   проекта.   Теоретически   обосновав проект, используя имевшиеся технологии и методы работы по формированию читательской  компетентности  у младших  школьников,  я старалась внести что­то свое, новое.   В своей работе я достигла наибольших результатов при наименьших затратах материальных, временных и психологических. Адресная направленность опыта Опыт   по формированию   читательских   компетенций   на   уроках литературного   чтения   может   применяться   учителями   начальных   классов   и преподавателями литературы. Педагогам,   которые хотят развивать у своих учеников интерес к тексту, книге, автору, к литературе как искусству слова, развивать учащихся нравственно и эмоционально, обогащать их субъектный опыт,   формировать   положительный   интерес   к   чтению   и   создавать необходимые условия для дальнейшего изучения литературы.  Конечно, представленные технологии и стратегии развития чтения лишь некая часть того, что разработано и применяется мною сегодня. Для кого­то, возможно,   они   все   станут   практическим   пособием,   кто­то   воспользуется рекомендациями некоторых авторов, кому­то они покажутся спорными или просто неприемлемыми и подтолкнут к раздумьям, к собственным поискам. Как отмечал К.Д. Ушинский «Опыт перенять нельзя, перенять можно лишь идею». Главное понять, что чтению надо учиться и чтению надо учить.  Используемая литература: 1. Быстров Н. «Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми центрами» /Я читаю Настоящее ­ 2006 ­ № 14 (3­9.4) ­ С. 6­ 16 2. Быстров   Н.   «Работа   трудная,   но   очень   нужная»/   Вести   Тропарево­ Никулино ­ 2006 ­ № 3(23), март – С.10­14. 3. Евдокимова   Н.Ф.   Как   кроссворды   помогают   развитию   интереса   к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88­92. 14 15 4. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов ­ М.: Просвещение, 1983.– 87с. 5. Ладанов   И.Д., Розанова  О.А.  Практическое  пособие   с  упражнениями «Техника   быстрого   чтения»/   И.Д.Ладанов,   О.А.Розанова   –   М.: Просвещение, 1998.– 135с. 6. Решетникова   С.В.   Формирование   навыка   чтения   на   основе   развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61­64. 7. Тихомирова   И.И.   Психология   детского   чтения   от   А   до   Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004 Используемые ресурсы сети Интернет:  http://www.edb.rin.ruwww.ezhva­  Формирование   читательской компетенции как основа развития младших школьников.     15

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)

«Формирование  читательской компетенции младшего школьника  на уроках литературного чтения» (Из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018