Формирование читательской компетенции младших школьников
Оценка 4.9

Формирование читательской компетенции младших школьников

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—4 кл
18.02.2019
Формирование читательской компетенции  младших  школьников
Данный материал представляет собой некоторые выдержки из опыта работы по формированию читательской компетенции младших школьников. Исследования доказывают прямую связь между успешностью развития личности ребенка и его читательской компетентностью. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Составляющие чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий. В статье приведены формы и приемы работы по формированию читательской компетенции.
МОЕ Формирование читательской компетенции младших школьников.docx
Формирование читательской компетенции младших школьников                             Степанова Л.И., учитель начальных классов                                                     МБОУ «ООШ №43», г. Новокузнецк         Принимая детей в первый класс, на протяжении многих лет отмечаю, что количество детей умеющих читать сокращается, нет интереса к чтению, книге, слабо развита речь. Так в последнем наборе из двадцати трех обучающихся, только трое владели навыками чтения по слогам.      Исследования  доказывают  прямую  связь  между  успешностью  развития  личности   ребенка   и   объемом   чтения.     Как   установили   ученые,   на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения,   который   гораздо   сильнее   влияет   на   успеваемость,   чем   все   вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен  хорошо читать. Это становится необходимым условием успешной  работы с информацией.    А в   настоящее   время   социуму   необходим   человек,   умеющий   добывать  самостоятельно   новые   знания   и   применять   их   в   разнообразной  деятельности.   Все   эти   знания   может   дать   нам   правильно   подобранный  источник   информации,   одним   из   которых   является   книга.   Научиться  работать  с  книгой  —  прежде  всего,  значит,  приобрести  хорошие  навыки  и   умения   в   самостоятельном   изучении   учебных   материалов. Чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.  Составляющие   чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:   в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в   регулятивные   УУД   –   принятие   учеником   учебной   задачи,   произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в   коммуникативные   УУД   –   умение   организовать   и   осуществить сотрудничество   и   кооперацию   с   учителем   и   сверстниками,   адекватно передавать   информацию,   отображать   предметное   содержание   и   условия деятельности в речи.                Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений   и   навыков,   понимать, организовывать информацию, представленную в знаково­буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. [Так определяют читательскую компетентность ФГОС]   позволяющих   человеку   отбирать, 1 Читательская компетентность младших школьников – это  сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному  осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.  Читательская компетентность определяется: — владением техникой чтения, — приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, — знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, — сформированностью духовной потребности в книге как среде познания  мира и самопознания.      Формированием читательской компетентности младших школьников я  начинаю  с первых дней ребенка в школе. Сложился определенный опыт  работы по теме «Формирование читательской компетентности». Вот  некоторые моменты  из моего опыта.     В   процессе   работы   я   заметила,   что   интерес   к   чтению,   желание   читать самостоятельно   возникает   в   том   случае,   когда   ученик   свободно   владеет осознанным чтением и у него  развиты учебно­познавательные мотивы. Одним из   способов   повышения   качества   чтения   в   первом   классе   я   выбрала целенаправленное   управление   обучению   технике   чтения.   Эффективной оказалась   система   специальных   упражнений   и   разнообразных   вариантов действий, влияющих на основные параметры чтения. Для совершенствования навыка чтения, начиная с периода обучения грамоте,  использую следующие виды упражнений: ­ упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки); ­   упражнения,   вырабатывающие   внимание   к   слову   и   являющиеся предпосылкой правильного чтения; ­ упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение); ­ упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя. С   целью   выработки   навыка   правильного   и   беглого   чтения     и   развития артикуляции   при   выполнении   данных   упражнений   применяю   различные элементы техники игрового обучения[2]: «игра в прятки»; чтение за «диктором»; синхронное чтение «буксиром»; «подскажи словечко». Для поддержания интереса  к чтению обязательно использую: ­ наглядные пособия; ­ демонстрационные картины; ­учебные таблицы; ­иллюстрационный материал для словарно­логических упражнений, альбомы сюжетных картинок; ­занимательный материал; 2 ­книги; ­электронные презентации.     В своей работе широко использую приёмы по формированию читательской компетентности,   предложенные   В.Ф.   Одеговой   в   пособии   «Педагогические условия формирования читательской компетенции младших школьников»:  Игра «Оттолкни звуки» Выделение нового звука «Торопись да не ошибись» Решение анаграмм. Чтение слов и предложений в зеркальном изображении. Чтение в парах. Ритмичное чтение в заданном темпе по образцу учителя и др. [3]     Со второго класса начинаю целенаправленную работу над формированием смыслового чтения.   На уроках чтения важную роль отвожу беседе. Чаще всего   формой   беседы   становится   дискуссия.   В   ходе,   которой   учащиеся обмениваются своими мнениями, впечатлениями. В результате таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются»   мыслями   автора.   Учатся   определять   и   отвечать   на   вопрос «Что хотел сказать автор?».        С  учетом специфики произведений  большое внимание на уроках уделяю словарной   работе,   приемы   инсценировки   и   устного   словесного   рисования, проблемно   –   поисковые   вопросы.   Хорошей   основой   для   накопления учащимися   личного   опыта   творческого   восприятия   художественных произведений  считаю использование приема устного словесного рисования. Этот прием с успехом использую на уроках окружающего мира. На данном этапе   обязательно   включаю   работу   с   различными   видами   словарей.   Все трудные слова чаще всего выписывались перед уроком на доску или карточку.         Главное   условие   всей   работы   –   стимулировать   деятельность   ученика, терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе. Каждый,   пусть   даже   самый   маленький   успех   ученика,   стараюсь   отметить. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела дети  работают заинтересованно, увлеченно.         Прежде   чем   начать   процесс   обучения   чтению,   обязательно   провожу входную   диагностику   для   выявления   состояния   учебной   и   мыслительной деятельности школьника. Систематический анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы как учителя. Диагностирование провожу для того , чтобы получить, по возможности,   реальную   и   наглядную   картину   развития   ребенка,   его способности,   умение   наблюдать,   анализировать,   обобщать,   сравнивать, классифицировать. 3 В   середине   сентября   провожу   обследование   состояния   речевой деятельности ребенка (входная диагностика), делаю выводы о развитии речи детей, фонематическом восприятии.       После проведенного обследования анализирую результаты диагностики и намечаю практические пути по обучению детей чтению. Определяю способы обучения чтению, используя индивидуальный и дифференцированный подход.      В первые  учебные дни проверяю готовность первоклассников к усвоению обучения   чтению,   уровень   актуального   развития   в   конкретном   виде деятельности.            Изучив   индивидуальные   особенности   каждого   ребенка,   материал   подбираю   дифференцированно.   Задания   составляю   таким   образом,   что   к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.       Могу отметить, что положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой. Они  способствуют повышению интереса к самостоятельному   чтению   и   выбору   книг.   Эффективному   развитию читательского   интереса   младших   школьников   способствуют   условия, включающие   в   себя   системное   использование   разнообразных   форм внеклассных   занятий,   работы   с   учреждениями   культуры,   работы   с родителями. Активно  использую внеурочные занятия: выставки рисунков по мотивам   прочитанных   книг;   литературные головоломки;   конкурс   чтецов;     реклама   книги;     литературный   праздник; литературная игра; проба пера.     Во втором классе обязательно включаю в работу ведение  «Читательского дневника».  Цель ведения читательского дневника – это не только развитие навыков чтения,  любви к книге,  это и развитие творческих способностей. Ученики   записывают   фамилию   автора   и   название   книги,   чтобы   у   них получился перечень книг, им прочитанных. Записывают тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности легче было вспомнить содержание книги.   Учащимся,   более   сильным,     рекомендую   делать   выписки понравившихся мест. Вся описанная работа, несомненно, поднимает интерес учащихся   к   книге,   развивает   желание   учиться.   Как   результат   повышения качества образования.           Своевременный и тесный контакт с родителями обучающихся позволяет обрести  в их  лице  необходимых  и  надежных  помощников,  углубляющих  у детей интерес к чтению. Использую следующие формы работы с родителями: коллективная   (родительское   собрание   по   темам   «Превратим   чтение   в удовольствие», «Семейное чтение») и конечно индивидуальная: консультация, помощь. Список использованных источников:       1. ФГОС НОО [Текст]: https://clck.ru/FDZ68       2.  Техника быстрого чтения./  ­ М.: Просвещение, 2013.– 87с.   коллективное   чтение;  3.Одегова В.Ф.  Педагогические условия формирования читательской компетенции  младших школьников. Нижегородское образование.  №1­ 2015. 4 5

Формирование читательской компетенции младших школьников

Формирование читательской компетенции  младших  школьников

Формирование читательской компетенции младших школьников

Формирование читательской компетенции  младших  школьников

Формирование читательской компетенции младших школьников

Формирование читательской компетенции  младших  школьников

Формирование читательской компетенции младших школьников

Формирование читательской компетенции  младших  школьников

Формирование читательской компетенции младших школьников

Формирование читательской компетенции  младших  школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019