Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
чтение
3 кл
28.10.2018
Читательская компетентность-это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко - буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Перед современным учителем стоит чёткая цель- воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков, умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в различных ситуациях общения, деятельности.Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Формирование читательской компетенции.docx
Формирование читательской компетенции
младших школьников
на уроках в начальной школе
Читательская компетентностьэто совокупность знаний, умений и навыков,
позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию,
предоставленную в звуко буквенной форме, успешно использовать её в
общественных и личных целях. Перед современным учителем стоит чёткая цель
воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя. В
современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению
техникой чтения, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков,
умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на
протяжении всей его жизни в различных ситуациях общения, деятельности.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии
текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Компьютер и
телевизор отняли у детей время и желание читать.
Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться
нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь
книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на
последующее развитие человека?
Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Цель
уроков по литературному чтению по новым стандартам
воспитание
компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в
книге как средстве познания мира и самого себя.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это
сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному
осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня
важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько
обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие,
вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Читательская компетенция это не бегание глазами по строкам. Работа
учителя по формированию читательской компетенции реализуется по следующим
направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение
основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое,
просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного
восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой
голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие
составляющие: знание изученных произведений, представление о
литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание
книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных
хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение
читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных
обложек к произведениям авторов, книжек малышек, проведение
конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка
произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам,
авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному
направлению учащиеся работают со справочной литературой, словарями,
часто посещают библиотеки.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности,
обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку
художественного произведения как искусства слова, то есть по законам
этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения
уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с
текстом.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов
является на мой взгляд одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной
деятельности в старших классах.
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к
чтению выступают образовательные технологии:
личностно ориентированные
развивающие
деятельностно ориентированные
развивающие технологии критического мышления
игровые технологии
проблемного обучения
дифференцированного обучения
младших
На своих уроках по повышению читательской
компетентности
школьников я использую такие формы и виды работы:
Формы и виды работы с литературным произведением. На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно
поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение
проблемных вопросов.
Беседыдискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать
свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после
того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию
прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к
тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный
пример учителя, который выразительно читает художественный текст.
Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они
стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что
услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого
восприятия художественных произведений стало использование приема устного
словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают
прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и
образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и
представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при
чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования
значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов,
учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками.
Все трудные слова чаще всего выписываю перед уроком на доску или
карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они
затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре
самостоятельно.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения
использую элементы драматизации. Предпринимаем с детьми попытки ставить
маленькие спектакли по прочитанным произведениям.
Используем создание рисованных «диафильмов» по прочитанному
произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом
авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий
произведения, пересказать текст по рисункам.
Формы и виды работы
литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
ведение и изучение читательских дневников;
создание классной библиотеки;
уроки читательского мастерства;
презентации по творчеству писателей; для подготовки к урокам дополнительная литература;
тесное сотрудничество со школьной библиотекой;
проблемно поисковые ситуации;
семейное чтение.
Виды упражнений, которые я использую для совершенствования
навыка чтения:
упражнения в орфоэпическом произношении;
упражнения, вырабатывающие внимание к слову( методика по системе Эдигей);
упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные
диктанты Федоренко, жужжащее чтение);
упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;
упражнения для развития осознанного чтения;
упражнения для формирования правильности чтения;
упражнения для развития беглого чтения;
упражнения для развития выразительного чтения.
Основные виды уроков литературного чтения
Уроки изучающего чтения
урок – поиск
урок наблюдение
уроктренинг
урок исследование
Уроки литературного слушания
Библиотечные уроки
Творческие уроки
урок сказка
урок конкурс
Уроки проверки и контроля
Учимся фиксировать
картинок, условных знаков или отдельных слов
информацию, полученную в ходе чтения с помощью
Уметь читать – это
видеть,
слышать,
то, что читаешь. Приведу пример нескольких
повышения выразительности речи.
упражнений, которые я использую для
Упражнение 1.
Медленномедленнобыстро.
Первый раз прочитайте скороговорку медленно, второй раз – быстрее, третий раз –
очень быстро.
Три сорокитараторки
Тараторили на горке.
Упражнение 2.
Тихогромко.
Первый раз прочитайте стишок тихо, второй раз громче, третий раз очень громко.
Гусь гнездо своё чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
Упражнение 3.
Читаем с разной интонацией.
Сообщая новость
Подошла к ручью напиться.
Осторожная лисица
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Удивлённо
Все эти упражнения направлены на развитие умений и навыков
использования в процессе чтения разнообразных средств выразительности,
отражающих смысл текста и его эмоциональную окраску. Средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются в
упражнениях по технике речи. Сюда входят упражнения на дыхание, отработку
дикции и владение голосом.
Например:
Чтобы научиться читать выразительно, необходимо правильно дышать.
«Покатился карандаш».
Присядь на корточки около стола, положи перед собой карандаш и подуй на него
так, чтобы он покатился.
«На одном вдохе».
На одном вдохе прочитай гласные.
И
→ → → → →
У Ы
Э
А
О
К каждому гласному звуку прибавь любой согласный звук и прочитай на
одном выдохе.
Упражнения сначала выполняются под мои руководством, а затем можно
предложить учащимся выполнять их самостоятельно.
Учащиеся III IV классов уже приобрели некоторый читательский опыт,
их жизненный багаж стал значительнее. Воображение этих учащихся достаточно
развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если
для его описания использованы освоенные языковые средства.
У учащихся, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание
автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию
автора.
Виды Памяток,
компетентности:
которые мне помогают в повышении читательской
ПАМЯТКА.
Правила чтения и обращения с книгой.
Не берите книги грязными руками.
Читайте, сидя за удобным столом.
Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.
Не делайте пометок в книге ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.
Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
1.
2.
3.
4.
5. 6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Не читайте на ходу и при движении транспорта.
Не читайте до усталости. Через 20–30 минут делайте перерыв в чтении.
Храните книги на закрытых полках.
Как надо готовить чтение.
Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых
допущены ошибки.
Прочитайте несколько раз эти слова.
Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у
взрослых.
Прочитайте текст повторно, перескажите его.
Учитесь читать правильно.
Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
Старайтесь понять то, о чем читаете.
При чтении будьте внимательны к каждому слову.
Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
Выработка умения отвечать на вопросы
по прочитанному тексту.
Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно
читали текст).
Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте
места, важные для ответа на вопросы).
Найдите в тексте ответ на каждый вопрос. (Вопрос следует отметить
галочкой.)
Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.
Выработка умения составлять рассказ о герое
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии).
Прочитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к
данному действующему лицу (событию).
Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить
(поставьте порядковые номера).
Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные
отрывки.
Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
Составьте рассказ про себя.
Проверьте себя, не упустили ли вы чтонибудь важное.
Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным
планом. Выделение главной мысли рассказа.
Внимательно прочитайте рассказ.
Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или
задайте вопрос о том, что вам непонятно.
Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
Определите главную мысль рассказа.
Работа над сказкой.
Как называется сказка? Кто ее сочинил?
Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая,
юмористическая?
Кто в сказке действует? Какие это герои?
Какие события описываются в сказке?
Побеждает ли ктонибудь в сказке и почему?
Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
Работа над басней.
.Как называется басня? Кто ее автор?
Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
Кто действует в басне?
Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
Что осуждается в басне?
Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он
относится к действующим лицам?
Что должен понять из этой басни читатель?
Какое выражение басни стало крылатым?
Работа над стихотворением.
Назовите стихотворение и его автора.
Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные
картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под
этими картинками?
Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе
природу и героев произведения?
Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
Что вам понравилось в стихотворении?
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Работа над лирическим стихотворением.
Прочитайте стихотворение.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1. 2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?
Работа над рассказом
Назовите рассказ и его автора.
Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем
описывается.
Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц
понравился вам и чем именно?
О чем вы думали, читая рассказ?
Работа над эмоциональнопсихологическим содержанием и выразительным
чтением сказки.
Как в сказке называют того или иного персонажа и почему?
Выражает ли имя героя отношение к нему народасказочника? Какие
средства для этого используются?
Выделите в тексте части, для которых характерна повествовательная
интонация.
Где в сказке вы слышите интонацию сожаления? Тревоги? Удивления? И т. д.
Представьте себе образ героя сказки и, читая его слова, передайте его
характер при помощи интонации и тембра голоса.
Передайте с помощью интонации и тембра голоса изменения в речи и
поведении героев, связанные с сюжетными событиями.
Найдите в тексте слова, на которые падает логическое ударение, выделите
их голосом при чтении.
Постарайтесь спеть песенку голосом персонажа, который исполняет ее в
сказке. Сумейте передать характер песни и характер персонажа.
9. Чистоговорки направлены на развитие органов артикуляционного аппарата
и помогают отработке произношения, какого – то звука при регулярном их
повторении.
10.Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя
каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по
губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества
произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом,
стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с
такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст
вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить
фразы с разжатыми зубами. 11.Чистоговорки.
Б
Бабаба,бабаба Мама, мама, вон
труба!
Ж
Жужужу, жужужу
В зоопарк пришли к моржу
Бубубу,бубубу Ты и мне купи
трубу!
Жажажа, жажажа
Бебебе,бебебе потрубил я на трубе.
Испугались мы моржа.
Бабаба,бабаба не нужна уже труба!
Жежеже, жежеже
В
Вививи, виви Только много их не
рви!
Сидят птички на морже.
Жужужу, жужужу
Из окошка видит Вова:
Подошла к пруду корова.
И нахмурил брови Вова,
Глаз не сводит он с пруда:
Выпьет воду всю корова
Где купаться мне тогда?
Ближе подошли к моржу.
Жижижи, жижижи
Повернулись к нам моржи.
Жужужу, жужужу
Рыбку бросили моржу.
Жижижи, жижижи
Очень мирные моржи.
Г
Гагага,гагага Хочешь, Галя пирога?
З
зизизи,зизизи обезьянку привези!
Гугугу,гугугу есть их больше не
могу.
зязязя,зязязя обезьянам здесь нельзя.
Гигиги,гигиги не нужны мне пироги.
Гугугу, гугугу и я тоже не могу.
Гагага, гагага где же оба пирога?
зизизи,зизизи раз нельзяне привози.
***
Зазаза,зазаза здесь привязана коза.
Зызызы,зызызы мало травки у козы. ***
Зузузу,зузузу отвязали мы козу.
Гигиги, гигиги испекли мы пироги.
Зазаза,зазаза залезает в сад коза.
Д
Дадада,дадада не ходи, Вадим,
туда!
Дудуду,дудуду Все равно туда
пойду.
Зузузу,зузузу привязали мы козу.
К
Какака,какака вот течет река Ока,
Кококо,кококо там рыбак недалеко.
Дидиди,дидидиТы ж одетый, не
ходи!
Кекеке,кекеке ловит рыбу на Оке.
Кукуку,кукуку нет удачи рыбаку.
Дадада,дададаОй! Холодная вода!
Дедеде,дедедеВот беда! Вадим, ты
где?
Дыдыды,дыдыды Только слышно
из воды.
Кикики, кикики помогите,рыбаки!
Кукуку,кукуку вот подмога рыбаку.
Кококо,кококо рыба ловится легко.
Какака,какака есть улов у рыбака.
Т
Татата – у нас дома чистота.
Титити – кашу съели всю почти.
Л
Ляляля,ляляля но от них в пуху
земля.
Ляляля,ляляля все мы любим
тополя.
Ф
Фуфуфу – вот купили мы софу.
Афафаф – а ещё купили шкаф.
Люлюлю,люлюлю тополя и я
люблю.
Х
Хихихи – сочиняем мы стихи.
***
Хахаха – где же рифмы у стиха?
Лилили,лилили тополя видны
вдали.
Ц
Цецеце – царь с царицей во дворце.
Лелеле,лелеле много их у нас в селе.
Ецецец – шла принцесса под венец.
Лелеле,лелеле веселей от них в
селе.
Щ
Ощощощ – мы готовим вкусный борщ.
***
Лылылы,лылылы забивали мы
голы.
Лулулу,лулулу возле окон на полу.
Лалала,лалала не заметили стекла.
Лулулу,лулулу мы не били по
стеклу.
Щащаща – все отведают борща.
Щёщёщё – вкуснотища! Мне ещё!
Р
Рарара,рарара во дворе у нас гора.
Руруру,руруру собирайте детвору.
Рырыры,рырыры покатаемся с горы.
Рарара,рарара очень рада детвора
лалала,лалала только нет в окне
стекла.
Н
Нононо – светит солнышко в окно.
ОнОнОн – вот такой купил батон.
ЗС
Зазаза –уходи скорей гроза.
Сасаса – после дождика роса.
Зузузу – моем Катю мы в тазу.
Сусусу – Кате вымоли косу.
М
Мемеме – конец зиме.
Мимими – пальто сними.
Мумуму пальто сниму.
Момомо – емэскимо.
Амамам – тебе не дам.
.
Приложение 2.
Упражнения «Слог и слово» помогают учащимся перейти к чтению целыми
словами и отработать навык быстрого тения. Слог и слово.
Н
ОНОНАОНИ
М
МОЛМЕЛМУЛМАЛ
НОСНОТЫНОРА
ЛОМДЫМУМНАЛИМ
С
СОНСЫНСОСНА
ОСИОСЫОСА
К
КОТКИТКИНО
З
ЗОНТЗЕБРАЗУБЗИМА
РОЗАВАЗАЗОВЛОЗА
Б
БАКБЫКБЕГБИНТ
СОКМАКОКНО
ЛОБХЛЕББОБКРАБ
Т
ТУКТИКТАКТОМАТ
Д
ДАРДУБДЕЛОДОМ
РОТКИТКАНАТ
РОДПЛОДПЛЕДЛАД
Л
ЛАКЛИСЛОВ
БАЛВЫЛВОЛ
Р
РОТРАКРОГРИС
Г
ГОДГИДГУЛГОРОХ
ДОГМАГЛУГПОРОГ
Ч
ЧАСЧИЖЧАНЧУМ
СОРТУРТИРСЫР
МЯЧСЫЧВРАЧЛУЧ
В
ВОЛВАТАВИДВОДА
Ш
ШАРШИНАШУБАШОРОХ
ЛОВСЛИВОВАЛТРАВА
ШИШКАЧАШАНОШАКАША
П
ПОЛПЕНАПАРКПИЛА
Ж
ЖУКЖАЛОЖИЛЫЖИР
ЛАПАЛУПАКЛОПКРУПА
УЖЛЫЖИЛУЖИЧИЖ
Х
ХОРХЕКХАТАХЛЕБ
Ц
ЦАРЬЦЕХЦИРКЦЕНА ЗАПАХВОРОХЭХОСМЕХ
ЗАЯЦПЕРЕЦЦЕПЬОВЦА
Щ
ЩИТЩЕПКАЩЁТКАЩЕЛЬ
Ф
ФАРАФУРАФЕНФИЛЕ
ЛЕЩОВОЩЯЩИКВЕЩЬ
КОФЕРИФЫЛИФТКАФЕ
ЩУКАЯЩЕРИЦАЩИ
Используемая литература
1. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к
чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 8892.
2. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ О.А.Кузнецов,
Л.Н.Хромов М.: Просвещение, 1983.– 87с.
3. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями
«Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение,
1998.– 135с.
4. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития
познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.6164.
5. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я.
Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная
библиотека, 2004
6. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями
«Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение,
1998.– 120 с.
7. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития
познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – С.6165.
8. Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево
Никулино 2006 № 3(23), март – С.1014.
9.
Быстров Н. «Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся
досуговыми центрами» /Я читаю Настоящее 2006 № 14 (39.4) С. 616
Используемые
ресурсы: www.festival.1september.ruwww.referats.net
Nachalka.
www.erudites.ruwww.sch549.edusite\programma.html
http://www.edb.rin.ruwww.ezhva
источники
Интернет
www.referats.comwww,
Comwww.hrportal.ruwww.clubook.ru
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.