Формирование детского коллектива
Оценка 4.8

Формирование детского коллектива

Оценка 4.8
Исследовательские работы +4
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
29.04.2019
Формирование детского коллектива
Наличие развитого детского коллектива одно из условий становления и самоутверждения личности. Действующему детскому коллективу присущи общие цели, совместная деятельность, направленная на пользу общества, а также забота об общем результате. Детский коллектив отличает определенная организация, характер общения и изменяющаяся система коллективных связей. Наиболее развитые формы детского общения являются продуктом целенаправленной работы, результатом учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной и другой деятельности. Придания основным типам деятельности детей четкой целевой направленности позволяет формировать отношения детей внутри возрастных групп на единой основе.
реферат по педагогике.doc
ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации  и переподготовки работников образования» Кафедра педагогики Формирование детского коллектива Выполнила:  классный руководитель  6 «Б» класса Проверил:  Саратов Содержание Введение                                                                                                                3­7 Глава 1. Личность и коллектив в работах педагогов                                        8­17 Глава 2. Воспитательная работа по становлению детского коллектива в средней  школе                                                                                                                     18­22 Заключение                                                                                                           23 Список использованных источников и литературы                                         24 2 Введение. Наличие развитого детского коллектива одно из условий становления и самоутверждения   личности.   Действующему   детскому   коллективу   присущи общие цели, совместная деятельность, направленная на пользу общества, а также забота   об   общем   результате.   Детский   коллектив   отличает   определенная организация, характер общения и изменяющаяся система коллективных связей. Наиболее   развитые   формы   детского   общения   являются   продуктом целенаправленной работы, результатом учебной, организационно­общественной, трудовой, художественной и другой деятельности. Придания основным типам деятельности   детей   четкой   целевой   направленности   позволяет   формировать отношения   детей   внутри   возрастных   групп   на   единой   основе.   Детскому коллективу   присущи   с   одной   стороны   взаимоответственность,   с   другой   – самостоятельность,   что   оказывает   значительное   влияние   на   развитие   и воспитание   ребенка   как   самостоятельной   личности.   Максимальное   развитие самостоятельной деятельности детей является определяющим признаком уровня развития   детского   коллектива.   Как   и   любое   сообщество,   формирование   и становление   детского   коллектива   происходит   в   тесной   взаимосвязи   с окружающей средой и под влиянием среды и внешних факторов.  Исследование проблемы   формирования детского коллектива является актуальной,   поскольку   детский   коллектив,   формирующийся   в   современной общеобразовательной   школе,   представляет   собой   многоплановую   систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности   существования.     На   становление   детского   коллектива   в современной   общеобразовательной   школе   влияют   самые   разные   факторы, которые   определяют   сущность,   задачи,   цели   формирования   коллектива,   его деятельность   и   роль   в   современной   системе   образования.   Взаимосвязь   этих 3 факторов представляет собой результат целевой направленности и деятельности как самих детей, так и влияние школьной среды. Важную  роль   в  детском   коллективе   играет   характер   взаимоотношений между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, предоставляющей   им   возможность   существования   в   различных   ролевых постановках.   Перемещения   внутри   различных   объединений   предлагает   детям прохождение через положение руководителей и исполнителей, что формирует навыки лидерства и исполнительность. В одних объединениях дети приобретают умение   командовать   товарищами,   в   других   –   подчиняться   товарищам,   что создаст   внутри   детской   среды   развернутую   сеть   разнообразных   связей   и отношений. Особую   роль   в   укреплении   межколлективных   связей   занимает целенаправленное   создание   временных   объединений   для   решения   различных ограниченных по времени задач. Как правило, само существование таких групп жестко регламентирует поведение школьников, входящих в них, они находятся под   постоянным   влиянием   своих   товарищей,   воздействием   факторов, положивших   начало   существованию   этих   групп.   Таким   образом,   поведение детей,   входящих   в   такие   объединения,   определяется   под   влиянием общественного   мнения.   Ребенок   не   может   уклониться   от   норм   поведения, которые   диктует   сообщество.   В   таких   объединениях,   как   правило,   имеется лидер, который оказывает значительное влияние на поведение товарищей и цели сообщества. Подобные объединения не отличаются многочисленностью, лидеру в таких группах легче самостоятельно осуществлять контроль над товарищами. Небольшие группы предоставляют ребенку возможность самостоятельно выбрать для себя такое место в совместной работе, где он способен показать наилучшим   образом   свои   знания,   силы   и   способности.   Таким   образом,   в немногочисленном   сообществе   осуществляется   предоставление   каждому 4 ребенку   в   наибольшей   степени   соответствующей   его   возможностям   с способностям. Любой   детский   коллектив,   сформированный   для   решения   каких­либо задач, носит на себе психологическую  окраску личностей, его составляющих. Характер, поведение лидера и его товарищей определяют сущность объединения. Соответственно, одинаковых детских коллективов не может быть. Они могут иметь общие задачи, но, как правило, у них будут разными цели, способы их достижения и система поведения. Цель   данной   работы   –   рассмотрение   и   определение   основных   этапов становления   детского   коллектива   и   изучение   их   на   примере   определенного объединения детей и общения с ними. В ходе исследования вопроса становления детского коллектива в работе был использован ряд работ, которые принадлежат известным ученым­педагогам. Среди этих работ – работа А.С. Макаренко1, педагога­новатора, одного из создателей системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско­ленинского учения. В своей работе А.С. Макаренко доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: ученик плюс учитель» 2. Данный метод по мнению   автора,   может   быть   выведен   только   из   общего   представления   об организации   школы   и   коллектива.   А.С. Макаренко   обосновал   концепцию воспитательного   коллектива,   основанную   на   гуманистических   идеалах. Педагогические   принципы,   положенные   им   в   основу   организации   детского коллектива, определили систему обязанностей и прав, отражающих социальную позицию каждого члена коллектива. 1 Макаренко А.С. О воспитании. М.,1990 2 Там же. С. 112. 5 Учение   А.   С.   Макаренко   –   система   перспективных   линий,   принцип параллельного   действия,   отношения   ответственной   зависимости,   принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить   для   него   радостное   самочувствие,   а   также   защищенность, уверенность   в   своих   силах.   Цели   детского   коллектива   по   А.С.   Макаренко  – формирование постоянной потребности в детях, движения вперед. В   работе   также   использовано   сочинение   И.П. Иванова   «Методика коммунарского воспитания»  3, посвященная проблеме становления коллектива. В ней определены основные принципы сущности коллектива. По мнению автора, коллектив   определяется   природой,   что   он   выступает,   как   средство индивидуального   развития   и   самореализации   детей.   И.П.   Иванов   выдвинул концепцию,   что   именно   коллектив   –   оптимальное   средство   для   воспитания социально значимых качеств личности. Также   была   привлечена   работа   Л.И.  Новиковой   «Педагогика   детского   посвященная   исследованию   современной   концепции коллектива» воспитательного коллектива. Автор рассматривает коллектив, как своеобразную  4, модель   общества,   отображающую   не   столько   форму   организации,   сколько присущие   ей   отношения,   отмечая,   что   они   работают   во   взаимосвязи   со свойственной   им   атмосферой,   которая   формирует   определенную   систему человеческих   ценностей.   При   этом   автор   считает,   что   детский   коллектив представляет   собой   модель,   в   которой   отражаются   отношения   внутри существующего   общества   и   тенденции   его   развития.   Для   общества   детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения определенных воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной 3 Иванов И.П. «Методика коммунарского воспитания». М., 1989 4 Новикова Л. И. «Педагогика детского коллектива». М., 1978 6 средой   его   обитания   и   получения   опыта,   накопленного   предшествующими поколениями. Кроме   того,   в   работе   были   использованы   исследования,   изучающих педагогов,   проблемы   формирования   и   развития   личности   в   коллективе, особенности становления детских сообществ в современном мире 5.   В   изменяющемся   мире   проблема   формирования   детского   коллектива является одной из наиболее сложных. Дети, рассматривая окружающий мир, под воздействием   внешних   факторов,   переносят   пример   взрослых   в   свои объединения,   разыгрывая   модель   взрослого   мира   по   ролям.   На   деятельность любого   детского   коллектива   значительное   влияние   оказывают   личности   его членов и  их взаимодействия с внешним миром. Данный   вопрос   формирования   детского   коллектива   требует   особого внимания, как со стороны преподавателей, классных руководителей, так и самих учеников, участников образовательного процесса. 5 Саенко А.С. Планирование и огранизация КТД // Классный руководитель, № 2,  2004;  Мудрик   А.В.   Коммунарство   –   социально­педагогическое   явление   //   Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, № 7, 2008; Цыбина О. Город «Надежда»: система самоуправления в классном коллективе, № 11, 2008; Барышникова С. В. Трудный выбор классного руководителя.СПб,2003; Воспитательная система школы: от А до Я. М., 2006  7 Глава 1. Личность и коллектив в работах педагогов. В   отечественной   педагогике   много   внимания   уделялось   и   уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Теория коллективного воспитания явилась достижением мировой педагогической мысли. Заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания.  Латинское   слово   «collectivus»   переводят   по­разному:   сборище,   толпа, совместное   собрание,   объединение,   группа.   В   современной   литературе употребляют   два   значения   понятия   “коллектив”.   Первое   –   под   коллективом понимается любая организованная группа людей, тогда как во втором – только высокоорганизованная   группа  6.   В   педагогической   литературе   коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной   цели,   общая   организация   этой   деятельности,   отношения   общий   выборный   руководящий   орган, ответственной   зависимости, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу. Детский коллектив – это органическая часть более сложного объединения –   воспитательного   коллектива,   включающего,   помимо   детского,   и   коллектив педагогов.   Это   автономная   система,   которой   свойственны   процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления. В данной системе, в которой строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения. 6 Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте.  М., 1972 С.6 8 Таким образом, внимание к коллективу должно быть усилено, потому, что   он   среди   других   средств   воздействия   на   личность   остается   наиболее влиятельным, а главное – управляемым. Коллектив   –   это   нередко   единственное   средство   уберечь   личность   от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Он усиливает   воздействие   всех   имеющихся   в   распоряжении   педагогов   (вожатых, воспитателей) средств личного примера и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность 7. Следует   отметить,   что   помимо   этого   процесс   становления   детского коллектива трактуется по­разному. Основополагающей является характеристика, данная А. С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива следующим образом: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти  8, сформулировал принципы его  развития, вычленил основные этапы развития коллектива. Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. На   первом   этапе   А.С.   Макаренко   считал   возможным   предъявление требований к воспитанникам со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости. На   этапе,   когда   требования   педагога   поддерживаются   частью воспитанников,   наступает   вторая   стадия   развития   коллектива,   когда   актив предъявляет требования к товарищам и самим себе. На   третьей   стадии   развития   требования   предъявляет   коллектив.   Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятельности. Общим итогом 7 Новикова Л. И. «Педагогика детского коллектива». М., 1978. С. 27 8 Макаренко А.С. О воспитании. М.,1990. С. 90 9 предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда   каждый   воспитанник   предъявляет   общественные   требования   к   себе   и соответственно им выбирает способы поведения. Путь   от   категоричного   требования   организатора   до   свободного требования   каждой   личности   к   себе   на   фоне   требований   коллектива   А.   С. Макаренко считал основным путем в развитии советского детского коллектива9. Л.   И   Новикова,   А.   Т   Куракин   и   другие   ученые­педагоги,   продолжая изучение проблем коллектива, рассматривают его как инструмент воспитания, в котором вычленяются три стадии развития. На первой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов,   стремящихся   превратить   ту   или   иную   организационную   единицу (класс, кружок, пионерское звено, комсомольскую группу и т. п. объединения) в социально­психологическую   общность,   где   отношения   детей   опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где есть условия, обеспечивающие совпадение взглядов, оценок, переживаний детей. О   наступлении   такого   состояния   можно   судить   по   действенности организационной структуры коллектива, увлеченности школьников совместной деятельностью, их реакциями на нарушения установившихся норм коллективной жизни, по развитости внешних связей коллектива. На второй стадии развития детский коллектив выступает как инструмент целенаправленного   формирования   определенных   качеств   личности.   На   этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его   членов   независимо   от   групповой   принадлежности   к   реализации коллективных   целей.   Коллектив   становится   способным   требовать   от   своих членов соблюдения определенных норм поведения. 9 Макаренко А.С. О воспитании. М.,1990. С. 91 10 Меняется и характер внешних связей и отношений коллектива. Если на предыдущем этапе эти связи помогали главным образом объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознания «мы — коллектив», то теперь их воспитательный смысл изменился. На их основе детский коллектив осознает не только свою целостность, но и принадлежность к более широкому коллективу школы, пионерской и комсомольской организациям, к обществу в целом.   У   детей   начинает   формироваться   сознание   коллектива   как   ячейки общества.   В   этих   условиях   отрицательные   влияния   микросреды,   будучи воспринятыми   через   призму   коллективного   сознания,   вызывают   критическое отношение   учащихся   относительно   мещанских   взглядов,   обывательских настроений и прочих дурных влияний. Вместе с тем все хорошее, что приходит от   внешней   среды   в   коллектив,   усваивается   всеми   учащимися   и   ведет   к взаимному обогащению личности каждого. На этом этапе основная цель педагогов — в максимальном использовании возможностей детского коллектива в реализации тех воспитательных функций, ради которых коллектив создается. Педагоги призваны продолжать укреплять детский коллектив за счет совершенствования его структуры, при которой все входящие в него группы становятся носителями коллективных ценностей. На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях   корректировки   социального   опыта   и   развития   творческой индивидуальности   каждого   отдельного   ребенка.   На   этой   стадии   возникает атмосфера   доброжелательности   каждого   по   отношению   к   каждому,   высокий уровень   требовательности,   социальных   ожиданий,   стимулирующих   раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию. Вычленение в едином процессе развития и управления коллективом трех стадий   условно,   ибо,   создавая   детский   коллектив,   организуя   его 11 жизнедеятельность,   педагог   одновременно   регулирует   возникающие   в   среде детей отношения. На каждой из трех стадий развития ученического коллектива характер управления им со стороны воспитателей будет различным. Стадии   развития   коллектива   в   целом   и   входящих   в   него   первичных коллективов   могут   и   не   совпадать.   Так,   в   развитом,   сплоченном   коллективе школы, проявляющем заботу о воспитании каждого из своих членов, могут быть классные коллективы, находящиеся в процессе первоначального сплочения. В то же   время   и   в   неорганизованном,   несплоченном   коллективе   может   быть первичный   коллектив,   обладающий   ^признаками   высокого   развития.   В   таких случаях возникают противоречия, преодолевая которые коллектив продвигается вперед в своем развитии, достигая более высокого его уровня. Противоречия   могут   возникнуть   между   коллективом   и   отдельными детьми   или   группами   детей,   опережающими   в   своем   развитии   требования коллектива   или,   наоборот,   отстающими   от   этих   требований;   между   и   перспективными перспективами, устремлениями   отдельных   его   членов,   между   нормами,   установившимися   в   стоящими   перед   коллективом, коллективе, и нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах, между группами детей с различными ценностными ориентациями 10. Таким   образом,   развитие   ученического   коллектива   —   сложный   и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогический управляемый процесс. Его эффективность зависит от знания принципов развития коллектива и закономерностей его развития. Полноценная жизнь коллектива — динамичный, непрерывно развивающийся процесс. В основе его   лежит   интенсивная   деятельность   учащихся,   направленная   на   совместный поиск, совершенствование форм сотрудничества и результатов деятельности. 10 Воспитательная система школы: от А до Я. М., 2006. С. 94. 12 Движение   коллектива   и   развитие   личности   —   взаимообусловленные процессы. Тем не менее, существует другое восприятие формирования детского коллектива.   Согласно   исследованиям   А.Н.   Лутошкина   выделяется   четыре основных этапа развития коллектива: 1) «Песчаная россыпь» . Начальная стадия формирования коллектива. Характеризуется   тем,  что   коллектив   еще   не   создан,  нет   единого   целого,  нет общения, но задатки коллектива все же имеются. 2) «Мягкая глина» ­ следующий этап развития коллектива, при котором идет начальное становление коллектива. Между членами группы есть какие­то связи, но от легкого дуновения ветерка все может разрушиться. 3) «Мерцающий   маяк»   ­   стадия,   на   которой   наблюдается   сплочение коллектива. Путь выбран правильно, но для полноценного коллектива отношения и связи не стабильны. 4) «Алый парус». На этой стадии коллектив, как сплоченный орган уже создан. Курс взят правильно. Он плывет, когда ветер, и если есть общая цель, то такой коллектив со временем укрепляется сильнее, но если нет подпитки, то он может погибнуть 11. Главное, по мнению автора, на всех стадиях правильно выбрать цель и  воспитательные методы. Тем   не   менее,   несмотря   на   разные   трактовки   и   этапы     становления детского сообщества, многие авторы выделяют признаки и функции коллектива. В частности, на основе концепции возникновения детского коллектива   А. С. Макаренко,  Л. И. Маленков выделяет признаки коллектива: 1. Общественнозначимая   цель.   Коллективы   по   своему   целевому назначению   разнообразны:   трудовые,   ученические,   досуговые,   свободного общения и другие. 11 Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986. С. 45. 13 2. Общественнозначимая   деятельность.   Межличностное   общение   детей развивается в разнообразных видах деятельности. 3. Отношение   ответственной   зависимости.   А.С.   Макаренко   говорил   о «взаимной   ответственности   и   взаимном   подчинении».   Формальная   и неформальная   структура   коллектива.   Это   актив   и   органы   самоуправления, система поручений и обязанностей. 4. Идея защищенности свободы личности. Суть состоит в том, чтобы дети и воспитатели ставили на первое место ту свободу и ту раскованность, которые освобождают человека духовно, которые создают предпосылки  для рождения страстной увлеченности серьезным делом. 5.   Единая   для   всех   система   требований.   Во   всех   сферах   жизни   и деятельности коллектива: четкость и организаций каждого вида деятельности. 6.   Традиции   в   коллективе:   праздники   рождения,   вечера   встречи, новогодний КВН. 7.   Связь   с   другими   коллективами.   При   этом   существуют   две   линии взаимодействия: с одной стороны – коллектив берет для себя что­то, а с другой – отдает что­то другим. 8.   Наличие   истории   развития   коллектива.   Движение   от   низших   форм существования   к   высшим,   это   движение   от   первого   к   четвертому   уровню развития   коллектива,   от   состояния   авторитарного   руководства   педагога   до полного самоуправления 12. Руководство   классным   коллективом   включает   в   себя:   деятельность классного руководителя по определению общей цели, для достижения которой создается   коллектив;   создание   доброжелательной   атмосферы,   формирующей потребность в общении и единении; развитие органов самоуправления в классе; 12 Барышникова С. В. Трудный выбор классного руководителя.СПб,2003. С. 152­ 153. 14 разрешение   возникающих   в   коллективе   конфликтов;   решение   в   процессе жизнедеятельности разнообразных воспитательных задач 13. Воспитательные   задачи   могут   быть   многообразны,   но   все   педагоги,   в частности И.П. Иванов, говорят о том, что коллективные дела сближают детей, общая забота 14. Особенно учеба и творческие дела, то есть совместная работа. Только   в   творческой   деятельности   ребята   вырастают,   не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя 15.  Творчество в детском коллективе – это явление и педагогическое и психологическое 16.  Коллективные   творческие   дела   становятся   мощной   силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительный   эмоциональный   настрой,   гарантированная   ситуация   успеха высвобождают добрые чувства, сопереживающие всем 17.  В   структуре   детского   коллектива   большую   роль   играют   органы самоуправления.   Эти   органы   и   “лидеры”   считаются   формальными   или официально   оформленными   (избранными,   назначенными).   Помимо   этих “формальных” структур существуют “неформальные”, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и   общественное   мнение.   Их   принято   называть   “малыми   группами”   и “неофициальными лидерами”. Формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, а в основе неформальных “малых групп” и “лидерства”   отдельных   ребят   лежат   отношения   психологические   –   личная 13 Там же. 14 Иванов И.П. «Методика коммунарского воспитания». М., 1989. С. 38. 15 Цыбина О. Город «Надежда»: система самоуправления в классном коллективе, № 11, 2008. С. 11. 16 Мудрик А.В. Коммунарство – социально­педагогическое явление // Журнал  заместителя директора школы по воспитательной работе, № 7, 2008. С. 116. 17 Саенко А.С. Планирование и огранизация КТД // Классный руководитель, № 2,  2004. С. 19. 15 симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В любом коллективе   независимо   от   возраста   его   членов   и   их   сплоченности   есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно­ образных связей, отношений.  Особое   место   в   креплении   межколлективных   связей   занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность   детей   в   небольших   группах,   которым   поручается   выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что  школьник  в таком  объединении, насчитывающем  обычно  всего   несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Но   главное   состоит   в   том,   что   только   в   небольших   группах   каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором   он   способен   приложить   все   свои   знания,   силы   и   способности,   т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям 18. Таким   образом,   формирование   детского   коллектива   –   многоплановый процесс,   который   включает   в   себя   много   компонентов,   которые   составляют единое целое. Это не только совместное коллективное планирование классных часов,   коллективные   творческие   дела   и   создание   органов   самоуправления, которые   помогают   сплочению   коллектива   общими   делами,   но   и   работа   с 18 Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. – М., 1997. С. 65. 16 родителями по вопросу становления личности в коллективе, но и к этому же относится и такая деятельность, как и внеурочная деятельность – посещение культурных мест. Главная задача учителя и педагога заключается в том, чтобы выбрать правильную ветвь в воспитательной работе. 17 Глава 2. Воспитательная работа по становлению детского коллектива в средней школе. Как   уже   говорилось   –   формирование   детского   коллектива   достаточно сложный и многоплановый процесс, который требует достаточно внимания со стороны учителя. Поэтому     свою работу по созданию коллектива в классе я начала с заочного   знакомства с детьми, когда они учились еще в начальной школе. Первоначально   произошло   знакомство   с   биографией   детей, особенностями их развития и адаптации их в классе.  Ввести их без особых трудностей в среднее звено школы в числе прочего помогла   социометрическая   диагностика.   Такая   диагностика   была   проведена совместно с психологом в конце сентября и в текущем учебном году. В итоге было установлено, что отношения между детьми в классе вышли на начальную стадию формирования коллектива. Выявлены референтные группы, состоящие из детей, которых сближает место проживания, общие интересы или взаимные симпатии. Определились при этом и ученики с задатками лидерских качеств. Рекомендации психолога помогли должным образом планировать и проводить воспитательную   работу,   советы   психолога   стали   подспорьем   в   работе   над формированием   классного   коллектива.   Исходя   из   этого,   используется индивидуальная,   групповая,   дифференцированная   работа,   работа   в   парах, преследуя единственную цель – воспитание ребенка. Так, при индивидуальной работе   есть   возможность   воспитать   в   ребенке   самокритичность,   привычку   к объективной оценке своих поступков. С этой целью часто дается каждому из детей задание оценить свою работу на уроке и дома, советую ученикам сделать это привычкой. На одном уроке формируются смешанные группы «сильных» и «слабых» детей с той целью, чтобы слабоуспевающие дети могли тянуться за «сильными», на другом уроке группы образуют только «сильные» или только 18 «слабые»   ученики.   Каждая   группа   получает   дифференцированные   задания. Формируются   группы,   стараясь   объединить   в   них   детей   по   интересам   и склонностям.   Когда   ученики   работают   коллективно,   мы   постоянно   учим   их взаимодействовать друг с другом через распределение ролей в группе. Когда дети работают в парах,  всякий раз напоминается им о пользе быть терпимыми, сопереживать друг другу, ладить друг с другом, при необходимости помогать напарнику   и   в   то   же   время   учиться   честно   и   непредвзято   оценивать   работу товарища. С удовлетворением отметим: работа в этом направлении дала положительные результаты. Дети становятся более ответственными, доброжелательными, в меру самокритичными.   Мы   пришли   к   выводу,   что   в   классе   наиболее   приемлема именно групповая форма работы с учащимися. Как никакая другая она способна формировать   у   них   уважение   к   труду,   к   окружающим,   к   своим   личным   и общественным   обязанностям.   В   дружном   и   сплоченном   коллективе   система отношений   определяется   разумным   сочетанием   личных   и   общественных интересов,   умением   членов   коллектива   сознательно   подчинять   личное общественному.   Воспитание   детей   в   коллективе   и   через   коллектив,   кроме прочего,   позволяет   ребенку   не   только   проявлять,   но   и   должным   образом развивать и закреплять положительные качества характера, сполна реализовать свои   наклонности.   Так,   используя   групповую   форму   работы   на   уроках отмечается, что дети не только с интересом относятся к работе одноклассников, но и заинтересованы в том, чтобы она была успешной.  Помимо   того,  групповую   работу   можно   использовать   при   подготовке различных праздников, например, Новогодний КВН. В прошлом  учебном году, когда   класс   учился   в   5   классе.   Это   мероприятие   было   организовано   нашим классом,   но   соревновались   здесь   и   еще   два   класса   из   параллели.   К   нашему сожалению, первое место наш класс не занял, но впечатления и опыт у нас все же 19 появился. Класс с удовольствием участвовал в подготовке номеров, очень часто дети   самостоятельно   репетировали,   придумывали   шутки.   В   результате   этой деятельности класс больше сплотился в совместной деятельности.  Роль   учителя   при   формировании   коллектива   велика   –   включение каждого ученика в систему коллективных отношений, хотя нередко этот процесс оказывается сложным, даже противоречивым. Работая в школе, мы убедилась, насколько каждый ее ученик отличается от других, на первый взгляд, таких же детей, как он, отличается состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями и массой других черт, качеств и особенностей. Естественно поэтому, что дети входят в систему коллективных отношений   каждый   по­своему,   вызывая   далеко   не   одинаковую   реакцию   со стороны товарищей и по­разному влияя на коллектив.  Проводя некоторые исследования и делая выводы, мы понимаем, что не только от здоровья, темперамента, интереса к учебным предметам зависят в коллективе отношения   личности,   но   и   от   самого   коллектива.   Как   подтверждает педагогический опыт, нормальные межличностные отношения в детской среде складываются   там,   где   коллектив   учащихся   уже   достиг   высокого   уровня развития и представляет собою силу, основанную на традициях, подкрепляемую общим   мнением   по   тому   или   иному   вопросу,   силу,   имеющую   известный авторитет.  Например, 6 «Б» класс находится на стадии сплочения коллектива, но это   такое   трудное   время   для   класса,   поскольку   подростковый   возраст переступить нельзя, приходится подстраиваться под обстановку, вносить только хорошее в отношения ребят в классе. Так, например, прошлой зимой в нашем классе была введена традиция – каждое воскресенье мы с ребятами ходили на каток и  совместно катались  на  коньках. Это нравилось  абсолютно  всем нам. После каждого посещения катка было столько незабываемых впечатлений, ведь 20 не только вместе катались, но и учили кататься на коньках тех ребят, которые становились на коньки впервые, или после катка дружно шли на горку, где также приятно проводили время. Уже   осенью   этого   учебного   года   была   попытка   сходить   опять   всем классом   на   площадь   покататься   на   роликах,   ребятам   очень   понравилось.   Но главная проблема заключалась в том,     не каждого ребенка есть ролики, что осложняет процесс взаимодействия учителя – ученика. Организация полезных дел закономерно заставляет ребенка включаться в те или иные отношения с другими людьми. В процессе этих отношений в классе складываются   самые   разные   ситуации,   диктующие   определенные   поступки, ведущие   к   принятию   решений,   к   выбору   конкретной   линии   поведения.   В процессе этих же отношений сравнительно простые формы поведения и черты личности становятся основой более сложных поведенческих комплексов.  Система   целенаправленной   воспитательной   работы   с   детским   и родительским   коллективами   не   может   не   дать   определенных   результатов.   С удовлетворением можно констатировать следующее: − коллектив класса изменился (дети стали дружнее, они активно включаются в различные дела, у них появилось стремление проявить инициативу и действовать самостоятельно); −   в   коллективе   появились   выборные   органы   (орган   самоуправления   в  классе «Солнечный город»: староста класса, учебный сектор, редакционная коллегия,   культмассовая работа, спортивный сектор, цветовод, главный по дежурству,   хозяйственная работа); −  каждый   ребенок,  выполняя   то  или  иное  поручение,  занимает   в  коллективе определенное место; − в поле зрения коллектива – каждый ученик класса; 21 −   в   жизни   коллектива   создана   ситуация   успеха,   что   способствует   его положительному влиянию на отдельных членов коллектива; −   увеличение   роли   ученического   самоуправления   с   выходом   на   участие   в школьной детской организации. Анализируя работу, можно  сказать, что  дети сделали маленький шаг к управлению самими собой. Главное, что необходимо научить детей сотрудничать не   только   внутри   своего   классного   коллектива,   но   и   с  коллективами   других классов.  Каждый   коллектив   в   детской   организации   школы   представляет   собой одно из звеньев единой цепи воспитательного процесса, обеспечивая  в школе естественное   течение   воспитательного   процесса.   Современные   подходы   к воспитанию зиждутся на новых приемах и методах работы, а отличительными признаками   развития   детского   коллектива   можно   правомерно   считать   его постоянную   готовность   к   действию,   ощущение   собственной   значимости, сплоченность и активность. 22 Заключение   Формирование личности человека­коллективиста   организации системы многопланового   детского   коллектива,   системы,   а   не   конгломерата   классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей   каждого   конкретного   коллектива   решению   общих   социально   значимых задач.   Необходимо   подчеркнуть,   что   воспитание   детей   в   коллективе,   основу которого составляет система просоциальной деятельности ­ это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности. Современный   школьный   коллектив   представляет   собой   органическое единство двух коллективов — педагогов и учащихся. Их функционирование — взаимообусловленный   процесс:   ученический   коллектив   не   может   успешно развиваться   без   целенаправленного   воздействия   педагогов,   педагогический коллектив,   как   и   каждое   производственное   объединение,   достигает   цели   по результату, в данном случае — сплочению учащихся.  Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно образных связей, отношений. В частности общешкольный коллектив обеспечивает  единство, дружбу, товарищество, которое являются главными ценностями человека.  23 Список использованных источников и литературы 1. Барышникова С. В. Трудный выбор классного руководителя.СПб,2003 2. Воспитательная система школы: от А до Я. М., 2006 3. Иванов И.П. «Методика коммунарского воспитания». М., 1989 4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986 5. Макаренко А.С. О воспитании. М.,1990 6. Мудрик А.В. Коммунарство – социально­педагогическое явление // Журнал  заместителя директора школы по воспитательной работе, № 7, 2008  7. Новикова Л. И. «Педагогика детского коллектива». М., 1978 8. Саенко А.С. Планирование и организация КТД // Классный руководитель,   № 2, 2004 9. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. – М., 1997 10. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте.  М., 1972 11.   Цыбина   О.   Город   «Надежда»:   система   самоуправления   в   классном коллективе, № 11, 2008 24

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива

Формирование детского коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019