Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность
Оценка 5

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Оценка 5
Разработки курсов
docx
экология
2 кл—4 кл
01.10.2018
Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность
Программа внеурочной деятельности социального направления "Земля- наш дом". Разработана для учащихся 2-4 классов. Предназначена для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования. Актуальность программы продиктована отсутствием программы дополнительного образования экологической направленности. Программа является модульной и состоит из 3-х модулей: "Изучаем родной край", "Творчество", "Наблюдаем, исследуем".
Проект Формирование экологической культуры через внеурочную деятельность.docx
МБОУ “Мюрюнская средняя общеобразовательная школа им.Г.В.Егорова (с углубленным изучением отдельных предметов)” ПРОЕКТ: “Формирование экологической культуры  младших школьников через внеурочную деятельность” Автор проекта: Пермякова Евдокия Олеговна, учитель начальных классов. 2018г. Всё хорошее в людях­ из детства. Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Оюоснование темы, проблемы: Судьба природы – наша судьба. Это не пустая фраза, не лозунг. Острота современных   экологических   проблем   выдвинула   перед   педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости:   воспитание   молодого   поколения   в   духе   бережного, ответственного   отношения   к   природе,   защиты   и   возобновления   природных богатств.  Успех в решении задач экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования   личности   человека,   обеспечивающие   эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию непрерывной   системы   становления   и   развития   у   человека   экологической культуры.   Экологическое   воспитание   младших   школьников   означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.  Экологическое   образование   и   воспитание   младших   школьников, согласно   ФГОС   НОО,   реализуется   через   формирование   экологической составляющей   базовых   учебных   дисциплин   во   время   уроков,   а   также   во внеурочной   деятельности.   При   этом,   именно   во   внеурочной   деятельности осуществляется   становление   основных   характеристик,   которые   выражают отношение школьников к окружающей среде. В   условиях   разностороннего   глубочайшего   экологического   кризиса усиливается   значение   экологического   образования   в   начальной   школе   как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей   задачей   создание   системы   непрерывного   всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных   средств   экологического   образования   населения.   Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости   совершенствования   всей   системы   воспитательной   работы   с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление   экологически   грамотной   личности,   способной   гармонично взаимодействовать   с   окружающим   миром   и   осознающей   свое   место   в Природе.  Актуальность  проекта  продиктована   также   отсутствием   в   теории   и практике   экологического   образования   в   начальной   школе   единой, рассчитанной   на   весь   период   обучения,   программы   дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.  Цель:  ­  Разработать программу внеурочной деятельности социального направления, создать   условия   для   формирования   ценностного   отношения   младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Задачи: Обучающие: ­дать системные знания об окружающем мире в соответствии с возрастными  способностями. ­ научить применять на практике полученные знания ­формировать представления о краеведческой работе. Развивающие: ­ повышать общий интеллектуальный уровень. ­ развивать комммуникативные способности. ­развивать творческие способности Воспитательные: ­ прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему  миру. ­ воспитывать потребность в общении с природой. ­ способствовать формированию  экологического восприятия и сознания  общественной активности. ­развивать эстетические чувства и умение любоваться красотой природы.  Возрастная группа  Программа рассчитана на детей 8­10 лет, для учащихся 2­4 классов. Сроки реализации проекта: 3 года Для   реализации   программного   содержания   используются   следующие формы   деятельности:   экскурсии,   наблюдения,   чтение   детской   литературы, конкурсы   знатоков   природы,   олимпиады,   викторины,   тематические праздники, соревнования,  индивидуальная   деятельность  отдельных  семей  и детей. Во внеурочной деятельности занятия различаем на:  Аудиторные занятия  проходят в виде бесед,олимпиад, конкурсов знатоков природы, викторин которые проводит учитель. Внеаудиторные  занятия   организованы   в   форме   прогулок,   экскурсий, походов,   практических   тренировок,   соревнований,    исследовательских   и творческих работ дома,  в природе.  Программа   внеурочной   деятельности   «Земля­   наш   дом»   предусматривает использование следующих форм и технологий:  Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определенной работы, успех   которой   зависит   от   вклада   каждого   члена   группы.   Состав   группы меняется в зависимости от цели деятельности. Игровая.  Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания   и   усвоения  экологического   опыта,   в   котором   складывается   и совершенствуется самоуправление поведением. КТД.  Предполагает   такую   организацию   совместной   деятельности   детей   и родителей,   при   которой   все   члены   коллектива   участвуют   в   планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Личностно­ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности. Исследовательская и проектная деятельность. В   результате   освоения   программы   курса   «Земля­   наш   дом» формируются  личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО: Личностные   результаты:  у   младшего   школьника  начнут формироваться: ­навыки   безопасного,   экологически   грамотного,   нравственного поведения в природе. ­ бережное отношение к природе, культуре родного края. ­эстетическое   восприятие   природы,   стремление   к   красоте,   желание участвовать в ее сохранении. Метапредметные результаты:  ­ оценивать свое знание и незнание, умение и неумение. ­   различать   объекты   природы   и   изделия,   объекты   неживой   и   живой природы. ­целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. ­ вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнерам по общению. Предметные результаты: ­ создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения) ­   дают   оценку   влияния   деятельности   человека   на   природу,   делают элементарные   прогнозы   возможных   последствий   воздействия   человека   на природу. ­ участвуют в мероприятиях по охране природы. ­ знать значение Красной книги. Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе: Учащиеся должны знать:  Планета Земля­ наш общий дом ­ ­ Влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов ­ Самоценность любого организма ­ Человек­существо   природнон   и   социальное;   разносторонние   связи человека с окружающей природной средой ­ Способы сохранения окружающей природы ­ Экологически сообразные правила поведения в природе Уметь: ­ Работать индивидуально и в группе ­ Отстаивать свою точку зрения ­ Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе ­ ­применять   ьеоретические   знания   в   практической   деятельности   по сохранению природного окружения ­ Ухаживать   за   комнатными   растениями   и   домашними животными(посильное участие) ­ Наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану и схеме ­ Заботиться об оздоровлении окружающей природной среды. Результативность.  Учащиеся   будут   реализовывать   свои   достижения   в выставках, акциях, проектах, олимпиадах различного уровня. Программа   является  модульной  и   состоит   из  3  модулей:    “Изучение родного края”, “Творчество”, “Наблюдаем, исследуем”, общим объемом 34 ч. Основное содержание ВУД “Земля­ наш дом”: 1   модуль   “Изучение   родного   края”.  Экологически   культурная   личность должна иметь экологические знания родного края, т.е. местные природные условия, местную фауну, птиц, рыб, водоемов, памятники культуры. Эколого­ краеведческое восптиание­ это познание живого, которое рядом с ребенком, во   взаимодействии   со   средой   обитания   и   выработка   на   этой   основе правильных форм взаимодействия с ним. 2   модуль   “Творчество”.    Процесс   воспитания   экологической   культуры младшего школьника включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, совмещая с игрой и творчеством. Он формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи   и   зависимости.   Учит   испытывать   радость   от   созидания.   Творческие работы служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно­ эстетических чувств. 3   модуль   “Наблюдаем,   исследуем”.  Глубокое   понимание   взаимосвязей внутри   природы,   между   природой   и   человеком   происходит   у   младших школьников только через деятельностный подход. Исследовательский поиск в ходе   ведения   проектной   деятельности   способствует   воспитанию экологической культуры младших школьникови создает базу для дальнейшей экологизации подрастающего поколения. Распределение часов по модулям 1 –й год реализации 2­й год реализации 3­й год реализации 2 класс 3 класс 4 класс 9ч 13ч 12ч 34ч 9ч 12ч 13ч 34ч 9ч 11ч 14ч 34ч Модули Изучение родного края Творчество Наблюдаем, исследуем Всего: Тематическое планирование 2 класс­ 1 час в неделю, 34 часа в год 1 модуль “Изучение родного края”­ 9 часов № Нименование темы Форма реализации Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 В гостях у планеты Земля. Чем мы будем заниматься? Не нарушайте тишину! Мой двор, моя улица Птицы моего двора “Загадки Мудрой Совы” Деревья твоего двора Золотая осень Беседа Беседа Беседа Презентация  К­с загадок Презентация  Экскурсия  2 модуль “Творчество”­ 13часов «Золотая   осень»   по   итогам   наблюдения осенней природы. Выставка  семейных фоторабот «Айыл5ам дьиктитин кэрэхсээн». Творческая композиция «Зимние забавы». Конкурс рисунков “Береги лес!”. Мой любимый цветок Изготовление   и   развешивание   кормушек для птиц. КТД КТД Творческая р­а К­с рисунков Творч. р­а КТД 3 модуль “Наблюдаем, исследуем”­ 12 часов Мы­юные исследователи Экологические знаки Как делать гербарий. Календарь  природы: оформляем и учимся заполнять. Наблюдаем за птичками. (на кормушке ) Выставка книг про животных.  «В мире животных: звери» Правила ухода за комнатными растениями Вводная беседа Дидактич.игра Исследов. Наблюдение  Наблюдение  Выставка Интеллект.игра Практич.р­а 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 2 2 3 1 1 2 2 2 1 2 1 3 класс­ 1 час в неделю, 34 часа в год 1 модуль “Изучение  родного края”­ 9 часов № Нименование темы Форма реализации Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Зимующие птицы родного края.  «Подснежник» символ весны Алас “Мюрю”­. Правила поведения в лесу. По заповедным местам природы День Земли. Весна­краса. Народные приметы. беседа беседа беседа беседа викторина игра прогулка беседа 2 модуль “Творчество”­12 часов  «Чудеса из лесных материалов».  “Причуды природы”.  «Красавица снежинка» Работа   «Зимнее   дерево»   по   итогам наблюдений зимнего леса. “Подснежник” из различных материалов Чудо­овощи Практич­я р­а Конкурс фото Творч­я работа Творч­я работа КТД выставка 3 модуль “Наблюдаем, исследуем”­ 13 часов Операция “Озеленение” «В царстве снежной королевы».    «Найди   одинаковые»:   наблюдение   за снежинками. Почему у Красной книги цвет красный?. Проектная работа «Исчезающее животное Якутии». Вопросы деда Всеведа.  «Знатоки природы» олимпиада. Игра «В мире животных: птицы» Посадка рассады цветов Практич.р­а Экскурсия наблюдение  беседа проект викторина олимпиада выставка практич.наблюд 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 1 2 4класс­ 1 час в неделю, 34 часа в год 1 модуль “Изучение родного края”­ 9 часов № Нименование темы Форма реализации Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наши четвероногие друзья. Реки и озера нашей местности. Операция «Зеленый ковер» Костер­ лесу враг. (беседа) Наши обычаи и традиции. Достопримечательности Якутии Беседа Беседа Трудовая деят Беседа Беседа Виртуальная экскурсия 2 модуль “Творчество”­ 11 часов “Мой друг­ питомец” “Красота вокруг нас” Поделка из природных материалов. Кроссворды про природу Экологическая сказка. Плакат “Береги природу” КТД К­с фоторабот Творч.р­а Игра сочинение к­с рисунков 3 модуль “Наблюдаем, исследуем”­ 14 часов  Красная книга России Экологическая почта. «Сохраним чистоту наших рек и озер» “Еда живая и мертвая” Поможем друзьям меньшим Источники загрязнения аласа “Мюрю” Игра «В мире животных: рыбы» Олимпиада по окружающему миру Загадочный мир природы Презентация Ролевая игра Проект Проект Проект Исследов.р­а Интеллект.игра Олимпиада Презентация  1 1 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 1 2 2  Результативность реализации проекта: Результаты опроса учащихся “Любимая ВУД”  по итогам учебного года. 0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100% 120% 100% 80% 60% 40% 20% 0% Мониторинг качества знаний  по предмету “Окружающий мир” 100% 100% 100% 94% 100% 94% 2 класс 3 класс 4 класс Итоги ВПР по окружающему миру  2018г. Ряд 1 успеаемость качество Столбец1 Оценки 1 6 8 количество " Количество " Количество " Количество " Участие учащихся в НПК, творческих конкурсах, олимпиадах по окружающему миру. Уровень Результат  Конкурс “Осенний дизайн” Выставка­ ярмарка “Осенний урожай Школьный 3 место Номинация “Чудеса родной природы” ”Интеллектуальная игра  “Знатоки природы”­Коллектив 3 “б” класса. Олимпиада по математике­ Черепанов Олег “Самый зеленый класс”­  коллектив 3 “б” класса Олимпиада по окружающему  миру­ Кириллин Саша, Анисимова Авелина Коллектив 4 “б” Фольклор­ Чабырҕах “Айылҕаны харыстааҥ” 3 место 1 место 1 место 2 место 3 место 2 место 2 место 1 2 3 4 5 6 7 8 Год  2014 2017 2016 2017г 2016г 2018 2018 2018 2017 1 2 1 2 3 4 5 6 7 Конкурс рисунков “Берегите Сертификаты Муниципальный лес от пожара!” Акция “Покормите птиц”­ коллектив 2 “б” класса. участия 2 место Республиканский 2 республиканские НПК “ Даниловские чтения”: Анисимова Авелина, Назарова Айыллана, Давыдова Эльвира. Кириллин Саша Андросов Сеня 2­ые песпубликанские НПК “Окно в науку”: Давыдова Эльвира Кириллин Саша Республиканская НПК “Е.Д.Макаров­ Үөкүйэ Дьөгүөр ааҕыылара”:  Стручков Алик, Андросов Сеня 2 место 1 место 1 место 2 место 3 место Сертификаты участника 2015 2016 2018 2018 2018 2018 2018 2017 Заключение Формирование   у   детей   ответственного   отношения   к   природе   – сложный   и   длительный  процесс.   Его   результатом   должно   быть   не   только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости,   улучшать, облагораживать   природную   среду.   Ученики,   получившие   определенные экологические   представления,   будут   бережнее   относиться   к   природе.   В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем селе, районе, республике и в стране.    умение   и   желание   активно   защищать, Младшие школьники находятся в том возрасте, который благоприятен для   формирования   элементарных   экологических   понятий.   Чтобы   научить ребенка сопереживать и размышлять, мы, педагоги, должны приложить все силы и использовать все доступные способы и методы. Список литературы 1 Экологическая доктрина Республики Саха (Якутия). Редакционно­ издательский отдел аппарата Государственного Собрания (Ил Түмэн),  Якутск,2018 2 Плешаков А.А., великан на поляне или первые уроки экологической  этики.­ М.: Просвещение,2009. 3 Энциклопедия. Чтотакое. Кто такой.­ М.Педагогика­ пресс, 1993 4 Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. –  М., 1996. 5 Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе  экологического образования младших школьников.// НШ. ­ 1999. ­ №1. 6 Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. ­  1998. №6. 7 Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. ­ 2000. №6. 8 Интернет ресурсы.

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018