Урок здоровья " Незнайка в царстве зеленых великанов"
Оценка 4.6

Урок здоровья " Незнайка в царстве зеленых великанов"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 4
2 кл—4 кл
25.04.2020
Урок  здоровья " Незнайка в царстве зеленых  великанов"
Урок здоровья для обучающихся с ОВЗ начальной школы в рамках социального проекта" Царство зеленых великанов". Проект расширяет знания учащихся о деревьях средней полосы России, их значении для человека
Незнайка в царстве зеленых великанов.docx

Тема урока: «Незнайка в царстве зеленых великанов»

(1 год обучения по адаптированной программе О.С.Гладышевой «Уроки здоровья и ОБЖ» (1-4 классы) для детей с ОВЗ».)

        Адаптированная программа О.С.Гладышевой «Уроки здоровья и ОБЖ (1-4 классы)» реализуется  в школе-интернате преподавателем-организатором ОБЖ Т.И.Комаровой   с 2010 года. Освоение программы способствовало формированию у обучающихся с умственной отсталостью основ здорового образа жизни, сознательного, гуманного отношения к себе, к своему физическому, психическому здоровью, повышению интеллектуального и творческого потенциала  детей.  В 2018-2019 учебном году уроки проводились во 2 и в 4 классах (3 класс в  школе-интернате  отсутствует). В связи с тем, что все дети, обучающиеся в 1 классе, имеют  умеренную  и тяжелую  умственную отсталость, программу первого года обучения осваивали школьники 2 и 4 классов. Для обучающихся 2 и 4 классов, в силу их психофизиологических особенностей, характерны: неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, затруднения в выделении признаков сходства и различия, трудности в выделении специальных признаков объекта, инертность мышления, «вязкость» и непоследовательность суждений, трудность формирования взаимообразных связей. Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью мыслительных процессов - анализа, синтеза, абстракции, сравнения. Умственно - отсталым школьникам свойственны узость восприятия, трудности запоминания и сохранения учебной информации, неточность воспроизведения. Наиболее интересной и   эффективной формой работы для реализации адаптированной программы «Уроки  здоровья и ОБЖ» для детей с умственно - отсталостью является обучение с использованием здоровьесберегающей технологий: технологии сотрудничества, игровой технологии «Квест по станциям», гуманно-личностной технологии, технологии «Сказкотерапия». Все здоровьесберегающие технологии делают возможным дифференцированное и, самое главное, деятельностное обучение. Данные формы организации образовательной деятельности на уроке позволяют тренировать новый и повторять, систематизировать и обобщать пройденный материал. Использование здоровьесберегающих технологий  при организации совместной образовательной деятельности обучающихся имеет ряд преимуществ. Во – первых, каждый ребенок  работает в своем режиме – кто – то быстрее, кто – то медленнее. Во – вторых, все ученики имеют возможность устранить «пробелы» самостоятельно либо с помощью своих одноклассников. В – третьих, обучающиеся с ОВЗ учатся сами оценивать свою работу и нести ответственность за свои знания. В – четвертых,  включение в урок сказкотерапии способствует решению не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), формируют учебную мотивацию (через общение со сказочным героем), тем самым способствуют развитию речи.

     Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в рамках  заключительного модуля «Хотим быть здоровыми - действуем!» программы  «Уроки здоровья и ОБЖ» (1-й год обучения)

 

Цель деятельности педагога: систематизация и расширение знаний обучающихся о разнообразии  деревьев, их значение для здоровья и жизнедеятельности  человека.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- расширять представления о разнообразии деревьев, их значении для здоровья  человека;

-учить различать деревья (по форме и окраске листьев, по наличию плодов), определять возраст деревьев по годичным кольцам;

-закреплять умение правильно  вести себя на природе (в парке, в саду);

- упражняться в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности.

- закреплять правила поведения с незнакомыми людьми;

-расширять и обогащать представления и знания детей о правилах личной и общественной гигиены.

Личностные:

-формировать умение оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности, предложенными учителем;

-формировать умение выделять эстетические достоинства объектов живой природы.

Познавательные базовые учебные действия:

- учить самостоятельно выделять познавательную цель урока и отдельного задания;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения, привлекая к ответу материал урока;

- обучать умению различать учебные задания разного типа.

Регулятивные базовые учебные действия:

- обучать умению ставить цель задания при выполнении практических видов работ;

- формировать умение контролировать себя в ходе выполнения заданий, обнаруживать и исправлять ошибки.

Коммуникативные базовые учебные действия:

- учить работать в группе и находить общегрупповое решение учебной задачи;

-формировать умение действовать совместно с педагогом и сверстниками, осуществлять учебное сотрудничество;

-формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выражать свои мысли полным ответом.

Метапредметные связи: связь с предметами  «Язык и речевая практика», «Окружающий  природный мир».

Используемые здоровьесберегающие технологии:

·       Технология сотрудничества; 

·       Игровая технология «Квест по станциям»;

·       Гуманно-личностная технология; 

·       Технология «Сказкотерапия».

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: урок проводится  в школьном саду

Естественный сад разбит на  территории школы и представлен разными видами  деревьев  и кустарников: яблоня, черноплодная рябина, терновник, ель, сосна, клен, каштан,  береза, липа, туя и т.д. Маршрут  представлен в Приложении 1

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, семена деревьев, растущих в саду, спилы деревьев (ель, сосна, береза и д.т), два конверта с элементами для плоскостной аппликации «Напоминающий знак», корзиночка с яблоками,  сельхозинвентарь, лейка с водой, цветные карандаши, листья разных деревьев

Форма проведения: Урок - путешествие

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.

3. Комплексное применение и систематизация знаний.

4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

5. Рефлексия учебной деятельности (предметные и личностные результаты)

Ход урока

I.Организационный момент, настрой на продуктивную работу

У(учитель): Здравствуйте, ребята! За окном  хорошая погода, поют  птицы,  и солнце  дарит всем  свет и тепло.

У: А какое сейчас время года в природе? Какой месяц?

(Ответы детей)

У: Кто сможет назвать приметы весны?

(Ответы детей)

У:А какие изменения происходят  весной с деревьями?

(Ответы детей)

У: Молодцы! Вы хорошо работали на  наших уроках, и мне хочется сделать вам  сюрприз. Поднимите руки, кто любит сказки

(Дети поднимают руки)

У: А хотели бы вы  стать героями сказки?

(Дети поднимают руки)

У:Хорошо, но пообещайте мне, что будете смелыми, верными, сообразительными и добрыми. Согласны? (Дети поднимают руки)

У:А поможет нам оказаться в сказке зеленый великан Дуб. Дедушка великан, ты поможешь нам оказать в сказке?

( Просмотр видеоролика  «Говорящий дуб приглашает в сказку»)

У: Ребята, вы заметили какие - то изменения?

Д(дети): Нет

У: И я нет, давайте  внимательнее посмотрим вокруг, может что – то и прояснится. (Ребята, находят   письмо с изображениями листьев)

Приходите к нам ребята

Свежим воздухом дышать

Бегать, прыгать и играть

О зеленых великанах,

Что- то новое узнать

У: Ребята, вы догадались от кого это письмо? Кто приглашает нас на прогулку?

Д: Нас приглашают на прогулку деревья

(Ребята с учителем выходят на школьный двор)

II.Вступительная беседа

На  школьном дворе ребята видят незнакомого мальчика (Незнайка)

Н (Незнайка): Ребята, пойдемте со мной, весело проведем время.

(Мальчик приглашает ребят за территорию школы)

У: Ребята, как вы думаете, мы можем с ним пойти?

Д: Нет. Мы не знаем этого человека, а  гулять с незнакомыми людьми нельзя, т.к. это опасно.

У: Ребята,  а давайте  с  ним познакомимся, узнаем, кто он и зачем к нам пришел? А для начала,  пусть он нам  представится

Н: Меня зовут Незнайка, я живу  в Солнечном городе.  В нашем городе много цветов,  но   у нас  нет такого красивого сада, нет таких зеленых великанов (Незнайка показывает на деревья)

У: Ребята, а как называют этих великанов?

Д: Этих великанов называют деревьями

Н:  Как много у вас разных деревьев? А для чего они нужны? Мне кажется, что они только мешают. Летом они мешают погреться на солнышке; от ветра они сильно шумят.

У: Ребята, а вы согласны с Незнайкой?

Д: Нет, деревья  полезны и нужны человеку

Н: Ребята,  а  вы расскажите мне о деревьях, об их значения для человека? Если  деревья  мне понравятся, то  мы с друзьями в нашем Солнечном городе тоже посадим  сад.

У:   Ребята, а давайте пригласим Незнайку  с нами погулять по  школьному саду, а по дороге расскажем ему о наших удивительных деревьях

III.Основная часть.

1. Станция «Кудрявый  Клен»

У: А начнется наша прогулка по царству зеленых великанов  с дерева, которое называют  украшением садов и парков. Догадались, о каком дереве я говорю, нет,  тогда  вот вам загадка

Загадка.

Сучки рогатые,                

Плоды крылатые,            

А лист - ладошкой,          

С длинной ножкой.

Д: Это дерево клен.

-Кто готов рассказать Незнайке про  кудрявый клен?

(Один из учеников рассказывает про клен  и его  значение для человека. Эссе «Расскажи о дереве») (Приложение 2)

Н: Какое удивительное дерево, его листья похожи на ладонь,  а как мне хочется попробовать кленовый сироп!

У: Незнайка, ты   получишь кленовый сироп и узнаешь, какие еще деревья растут в нашем саду,  если  выполнишь задание «С какой ветки детка»

Н: Но я  не знаю  название деревьев и их листья

У:  Незнайка, не  печалься,  мы с  ребятами тебе поможем?

Задание №1 Дидактическая игра «С какой ветки детка?» (Приложение 3)

( Ребята помогают Незнайке  выполнить задание, называют  деревья,  растущие в  школьном саду и их листья)

У: Незнайка,  какие еще деревья растут в нашем саду?

Н: В саду растут: березы, дубы, сосны, рябины, клены.

У: Молодцы! Вместе мы справились с этим заданием. Я вижу, что нашему клену понравилась ваша дружная работа,  и он   дарит нам вкусный  кленовый сироп.

( Ребята находят кленовый    сироп)

И мы можем продолжить нашу прогулку

Н:(втягивает носом воздух): Ах! Как здесь приятно и легко дышится! Почему?

Д: Каждая зеленая часть растений постоянно забирает углекислый газ из воздуха и выделяет кислород. Тем самым растения  непрерывно очищают  воздух. В саду, в лесу,  в парке среди деревьев дышится легко  потому,  что воздух среди деревьев обогащен кислородом.

2. Станция «Девица- красавица Рябина»

У:Следующая встреча нам предстоит с  деревом, название которого напрямую связано с двумя  словами – «птица» и «ловить».

Загадка

Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.

Ребята, вы догадались, о каком дереве я говорю?

Д: Это дерево рябина.

У: О рябине нам расскажет…(Ученик рассказывает о рябине и её значении для человека .Эссе «Расскажи о дереве») (Приложение 2)

У: Незнайка, тебе понравилась наша красавица рябина?

Н: Конечно, но боюсь, что  семян этого  красивого дерева  мне не получить.

У: Незнайка, не печалься, мы с ребятами тебе поможем.

Задание № 2 Дидактическая игра «Узнай возраст дерева» (Приложение 3)

1) Назовите породу дерева, которому принадлежит  спил, определите его возраст.

2) Сложите из спилов   объект природы

У: Молодцы ребята, вы быстро справились с этим нелегким заданием. Ребята, а где находятся семена рябины?

Д: Семена рябины находятся в ягодах

У: Правильно ребята.  Незнайка, вот тебе подарок от красавицы рябины.  (Незнайка получает семена рябины и с  учениками продолжает прогулку по саду)

3. Станция «Юный богатырь»

У:  Деревом,   встреча с  которым  нам предстоит, у многих народов  является символом выносливости и стойкости.

Загадка
Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего что плод мой мелок.

У: Ребята, вы догадались, о каком дереве я говорю?

Д: Это дерево дуб.

У: Наше  дерево еще маленькое ему  всего 3 годика, но  из него  вырастет настоящий великан. О дубе нам расскажет….

(Ученик рассказывает о дубе и его значении для человека) (Приложение 2)

У: Незнайка, нравится тебе наш дубок?

Н: Конечно нравится! Ребята,  А какие семена у  этого дерева?

Д: Семенами дуба  являются желуди.

Н: Ой! Ребята, вы слышите? По- моему, кто-то плачет, послушайте, что я слышу:

Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня, зеленую,

Да все детушки, да все малые,

Во  зеленом саду гуляючи.

Бегая и  играючи…

(Дети подходят  к клумбе с цветами)

У: Да ребята, кто- то обидел растение? Давайте, ему поможем. Но что мы можем для него сделать?

Д: Мы можем  прорыхлить землю,  полить растение

Н: Но ведь могут прийти  другие ребята, которые могут   сорвать или сломать растение. Зачем тратить силы?

У: Да ребята, Незнайка в какой - то мере прав, другие люди, действительно, могут обидеть цветы с этой клумбы. Что же  нам делать?

Д: Можно поставить  напоминающие знаки  « Не ходите   по клумбам», «Не рвите цветы» и т.д.

Н: Ребята, а почему нельзя  ходить по клумбам и газонам?

Д: Если  ходить по газонам и клумбам, то  растущие там растения погибнут, а новые растения могут  так и не вырасти.

Задание №3 Дидактическая игра «Составь напоминающий знак»

Ребята получают   конверты с  цветными элементами, из которых они должны составить запрещающие  знаки.

У: Кто может  показать знаки, что  у нас получились и рассказать, что они  означают

( Ученики показывают знаки и  говорят, что они означают)

У: Молодцы ребята!  Нашему « юному богатырю» понравилось, что мы не бросили  цветы в беде, и он   поделился  своими  семенами  с  Незнайкой.

4. Станция «Колючие подружки»

У: Следующая встреча нам предстоит  с двумя  колючими  подружками.

Загадка

Что же это за девицы:

Не швеи, не мастерицы?

Ничего они не шьют,

А с иголками живут

Ребята, о каких  деревьях эта загадка?

Д: Это  загадка о хвойных деревьях

У: Чем   они отличаются от деревьев, с которыми мы уже познакомились?

Д: У хвойных деревьев вместо листьев растут хвоинки

У: Какие хвойные деревья растут в нашем саду?

Д: В нашем саду растут ели и сосны

У: О  «колючих подружках» нам расскажет…(Приложение 2)

(Ученик рассказывает о хвойных деревьях Эссе «Расскажи о дереве»)

Н: Какие  интересные деревья!  Думаю, моим друзьям из Солнечного города  такие деревья  бы точно понравились. Как можно получить семена  этих деревьев?

У:  Сосна и ель очень похожи, но у  каждой из них есть свои особенности.  Если ты  правильно   укажешь свойства ели и сосны,  то деревья поделятся с тобой своими семенами.

Н: Ребята, поможете мне выполнить это трудное задание?

Д: Да

Задание № 4Дидактическая  игра «Колючие подружки» (Приложение 4)

Разделите свойства хвойных деревьев на две группы (качества, присущие сосне,    качества  характерные  для ели).

( Ребята помогают Незнайке выполнить задание)

У: Молодцы  ребята,  вы правильно поступили, что не бросили Незнайку в беде. А вот и обещанный подарок от «колючих подружек»

5. Станция «Белоствольная красавица»

У: В нашей стране береза  является красой земли русской, в ее честь сложено немало песен, стихов. Ствол березки поэт Есенин назвал ножкой ("березке каждой ножку рад поцеловать"), листву ее называют косынкой. Многие известные художники,  такие как А. Куинджи, А.Саврасов, И.Левитан и др.  увековечили русскую красавицу на своих пейзажах. Словом, как великолепно это деревце,  к которому мы пришли в гости. Но не только своей внешней красой славится это дерево.  О его пользе и значении для человека расскажет…

 (Ученик рассказывает о березе. Эссе «Расскажи о дереве») (Приложение 2)

Н: Какое красивое и полезное дерево!

У: На Руси это дерево почитали особо. На  православный праздник «Троицу» ветки дерева украшали лентами, а  вокруг ствола березы  водили хороводы, пели песни и играли в русскую народную игру «Ручеек».

Н:Как можно получить семена березы? 

У: Давайте, и мы  повеселим нашу березку,  поиграем в ручеек.

 Н: Ребята, а вы  научите меня играть в ручеек?

Д: Да.(Ребята с Незнайкой играют в ручеек)

У: Поднимите руки,  у кого хорошее настроение? (Дети поднимают  руки)

У: Вижу у всех хорошее настроение. Думаю, что березке понравилось, как мы играли, и она даст Незнайке свои семена. Ребята, а где находятся семена березы?

Д: Семена у березы находятся в сережках (Ребята находят семена  березы)

Н: А как здесь красиво! Надо оставить о себе метку на память, чтобы дерево не забыло, что  мы приходили к нему в гости. Нацарапаю я на его белом стволе свое имя…

У: Незнайка, ребята хотят тебе, что – то сказать.

Д: Если весной поранить дерево, то из ранок  потечет прозрачный сок, который  уже не попадет в листья, цветы, плоды. Поэтому раненное  растение будет хуже  расти. Кроме того, в ранках размножаются микробы, а также насекомые - вредители. Все это  может привести к гибели  растения. Поэтому все растения надо беречь и не причинять им вред.

6. Станция «Хозяюшка Яблоня»

У: Нас ждет встреча с деревом, которое можно назвать хозяйкой  этого сада. Ребята, вы догадались, о каком дереве я говорю?

Д: Это дерево яблоня.

У: О хозяйке нашего сада нам расскажет…

Ученик рассказывает о яблоне. Эссе «Расскажи о дереве») (Приложение 2)

Н: Ребята, а где находятся семена этого удивительного дерева?

Д: Семена яблони находятся в её плодах яблоках.

У:  Во многих сказках волшебная сила «наливного яблочка на золотом блюдечке» открывала тайны сказочных царств и неведомых земель.

«Катись-катись яблочко наливное, по  блюдечку, по серебряному, Покажи нам  города и поля, покажи нам леса, и моря, Покажи нам гор высоту и небес красоту...» Но сказать волшебные слова не достаточно, нужно чтобы яблоко двигалось по кругу. Предлагаю нам потренироваться

Задание № 5 Игра на развитие координации движений «Яблочко на тарелочке»

 Дети берут в руки  тарелку (или неглубокую миску)  и стараются поворачивать ее так, чтобы яблоко, лежащее в ней, описывало круг.

У: Ребята, вы хорошо  справились   и с этим заданием.  Думаю,  нашей яблоне нравится, как вы  его выполняете.

(Ребята, под деревом  находят  корзину с яблоками)

Н: Как аппетитно выглядят яблоки! Ребята, давайте их попробуем!

У: Ребята,  А можем мы их сейчас есть?

Д:  Нет.

У: Почему?

Д: Яблоки, грязные. Яблоки нужно помыть.

У: Молодцы   ребята! Яблоки мы с вами попробуем позже, после прогулки, когда помоем руки и фрукты.(Ребята продолжают путешествие по саду)

7. Станция «Тетушка Липа»

У: Следующая встреча нам предстоит с  деревом,  листья  которого похожи на сердечки. Загадка:

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается,

 А цветок – на медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

У: Ребята, вы узнали дерево?

Д: Это дерево липа

У: О липе нам расскажет…

( Ученик рассказывает о липе Эссе «Расскажи о дереве») (Приложение 2)

Н:  А можно мне попробовать липовый мед?

У: Я думаю, что и ребятам хочется его попробовать? Но чтобы его получить от тетушки липы, надо выполнить задание.

Задание № 6 Дидактическая игра   «Составь пословицу» (Приложение 3)

Соедините  левую и правую часть пословиц, записанных  на асфальте.

У: Молодцы ребята! Вы правильно  выполнили задание. Тетушка липа  поделилась с нами липовым медом, который   мы попробуем после занятия вместе с другими гостинцами от зеленых великанов.  

У: Ну вот ребята,  наша прогулка по саду заканчивается.  Незнайка,   понравились ли тебе  наши деревья?

Н: Деревья мне очень понравились! А еще  у меня есть  семена удивительных  зеленых великанов.  И я спешу  в Солнечный  город к своим друзьям, чтобы  как можно быстрее посадить   их в землю. Ребята, большое спасибо, что вы мне  рассказали о деревьях и помогли  получить их семена.

У: Ребята, давайте попрощаемся с  Незнайкой, мы будем ждать тебя с друзьями в гости.(Незнайка уходит)

IV. Заключительная часть. Паспорта деревьев. Рефлексия.

У: Сегодня на занятии мы рассказали Незнайке о значении разных пород деревьев  для человека. Но мне бы хотелось, чтобы мы  поближе познакомились с деревьями, растущими в нашем школьном саду: определили их возраст; толщину ствола; ширину кроны и т.д. А  для этого нам нужно на следующем занятии произвести  измерения и занести полученные данные в  паспорта деревьев (Приложение 5).   

У: Ребята, Незнайке понравились все деревья нашего сада, о которых мы сегодня  ему рассказали. А какие деревья понравились вам и почему?

(Ответы детей)

- Я  предлагаю каждому  выбрать дерево, паспорт которого он будет составлять.

(Ответы детей)

- Что нового и интересного вы узнали?(Ответы детей)

- О чем еще хотелось бы узнать? (Ответы детей)

А сейчас я предлагаю  нам пойти в столовую и полакомиться  подарками, которые мы сегодня получили, от наших зеленых друзей.

 

Приложение 1

 

Приложение 2

Эссе «Расскажи о дереве»

Клен.

В России растёт более 20 видов клёна. Листья клёна крупные,  с большими острыми выступами по краю. Дерево вырастает  до 30 м высотой. Ствол покрыт серой корой в мелких трещинках. Клён цветёт весной, его цветы имеют зеленовато- жёлтую окраску.  Все цветки содержат нектар и охотно опыляются пчёлами. Клён - один из лучших медоносов. Плоды клена созревают в сентябре. Плод этого дерева состоит из двух крылатых плодиков, торчащих в разные стороны. Эти плоды называют крылатками. Осенью ни одно дерево не кажется таким красивым и нарядным, как клён. Клён имеет довольно ценную древесину. Из нее делают музыкальные инструменты. Из древесного сока клена делают кленовый сироп. Он улучшает работу сердца, укрепляет стенки сосудов,  повышает иммунитет. 

Рябина.

Рябина – это невысокое дерево или древовидный кустарник. Обычно  рябина вырастает в высоту около 10 метров. Существует около 80 видов рябины. Цветет рябина в конце весны – начале лета. При цветении цветочки имеют белый, розовый или кремовый окрас и сложены в зонтики. Плоды созревают в начале осени. Ягоды  окрашены в ярко-красный или ярко-оранжевый цвет. Рябина  содержит большое количество витаминов А, В, С, а также минеральных веществ. Плоды рябины употребляют в пищу в свежем, в сушеном и в маринованном виде. Из ягод делают лекарства, пастилу, мармелад, сиропы, компоты, добавляют в чай, а также из них варят повидло, джемы и варенья. Ягоды рябины представляют основу корма для птиц и животных.  Упругую древесину рябины с давних пор используют  для изготовления столярных изделий.

Дуб.

Дуб – крупное дерево с могучей кроной и мощным стволом. Крона дуба густая, раскидистая, с толстыми ветвями. Кора Дуба толстая, прочная, у взрослого дерева морщинистая, тёмного цвета. Листья Дуба продолговатые с большими округлыми зубцами. Цветы Дуба собраны в длинные свисающие серёжки 2-3 см длиной. Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому, что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. По прочности древесина дуба считается одной из лучших. В старину из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома, делали мебель, двери, колеса. В наше время  дубовые вещества входят в состав  зубных паст, ополаскивателей для полости рта. Особо ценится мореный дуб. Дерево, которое  долгое время находилось (морился) под водой. Мореный дуб  обладает удивительно красивым цветом древесины, из него делают резные украшения, мебель для дворцов.

Сосна и ель.

Сосна и ель - это вечнозеленые хвойные растения. Сосна очень любит солнечный свет, поэтому в лесу среди своих собратьев ствол тянется ввысь. Сосновые леса растут в разных условиях:  на песчаных почвах, болотах, голых скалах. В отличие от сосны, ель теневынослива. В густом еловом лесу всегда сумрачно, прохладно. Крона ели почти не пропускает света, задерживает порывы ветра. Ель растёт медленно. Растениям в полтора-два метра лет двадцать, а то и больше. Все дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает  ветки. Известно около 40  видов  елей.Хвойные растения непрерывно выделяют в воздух большое количество веществ, убивающих  вредные организмы. Поэтому в хвойных лесах размещают санатории и больницы для людей с заболеваниями дыхательной системы. Смолу хвойных растений широко используют в медицине для лечения ран, ожогов.  Из древесины хвойных деревьев  делают музыкальные инструменты, получают древесный уксус, деготь и активированный уголь.

Яблоня.

Яблоня - это  наиболее  известное плодовое  растение. Яблоня - мощное дерево высотой до 10 метров с сильной корневой системой и широко разветвленной кроной. Живут яблони до 80 лет. Весной цветовые почки распускаются и дерево наряжается в белый или розово-белый наряд из цветов. Опыляются цветки с помощью насекомых. Цветущая яблоня считается  одним из самых красивых деревьев. Яблоня обладает  вкусными и полезными плодами – яблоками, в которых находятся семена.  Яблоки  обычно имеют округлую форму. Употребление яблок приносит огромную пользу организму человека:

- укрепляется иммунная система;

- укрепляются кости, зубы и ногти;

- улучшается состояние кожи;

- омолаживается организм.

В английской пословице говориться: «В день по яблоку и врач не нужен».

Кроме того, что яблоки вкусны и полезны, из них делают повидло, мармелад, сок, пекут пироги с яблоками. Использует человек и древесину яблони:  из нее делают   мебель.

Береза.

Берёза — лиственное дерево.  Средняя высота берёзы составляет около 12 метров. Кора березы, покрывающая ствол, может быть белой, желтоватой, с розовым или бурым оттенком. Из березовой коры на Руси плели лапти, древесину использовали для освещения и обогрева домов, из нее делали украшения, ложки, посуду, кузовки, короба, корзины для сбора ягод, грибов, игрушки для детей. В настоящее время  её  используют для изготовления  фанеры, лыж, мелких резных игрушек. Береза  обладает лекарственными свойствами. Листья березы используют при кашле, авитаминозе.
 Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии  как противовоспалительное средство. Березовые почки — мочегонное средство. Березовый сок  замечательный оздоровительный поливитаминный напиток.

Липа.

Липа – стройное дерево с густой кроной. Липы всегда растут прямо и достигают 40 метров.  В отличие от многих деревьев липа цветет довольно поздно – в конце июня – начале июля. Цветочки у нее желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья.  Люди  с давних времен  используют  это дерево. В старину  из  липовой древесины делали лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще  разные поделки и игрушки. В наше время из липовой древесины делают мебель и музыкальные инструменты. Цветы  липы выглядят малопривлекательно, зато выделяют большое количество нектара. Липа – лучший медонос.  Липовый  мед считается одним из самых лучших и полезных. Он лучше многих лекарств лечит  простуду.  Отвары или настои цветов липы применяют при простудных  заболеваниях, кашле, ангине, как успокаивающее и болеутоляющее средство. Свежие измельченные листья  прикладывают  к ранам и ожогам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Задание №1 Дидактическая игра «С какой ветки детка?»

Назовите  деревья и  листья, изображенные на рисунках. Соедините  дерево с его  листом.

Задание № 2 Дидактическая игра «Узнай возраст дерева»

1) Назовите породу дерева, которому принадлежит  спил, определите его возраст?

2) Сложите из спилов   объект природы (Ребятам  предлагаются спилы трех деревьев: сосна,  береза, рябина.Обучающиеся  по коре на спилах должны определить  породу дерева, которому принадлежит спил, а   по годичным кольцам -   его возраст.)

Задание № 6 Дидактическая игра   «Составь пословицу»

Соединителевую и правую часть пословиц, записанных  на асфальте, объясните их значение.

Дерево по плодам,                                              а вырастить — годы

От хорошего дерева                                           при любой погоде.

Сломить дерево — секунда,                              а человек по делам познается.

Хороша природа                                                  — хороший плод.

 

 

Приложение 4

Задание № 4 Дидактическая  игра «Колючие подружки»

Разделите свойства хвойных деревьев на две группы (качества, присущие сосне,  качества  характерные  для ели).

Ribbon: Tilted Up: ЕльRibbon: Tilted Up: Сосна

 

 

Ветви опущены вниз,

Длинная  мягкая хвоя

Сдвоенные хвоинки

Темный цвет хвои

Удлиненные шишки

Ветви направлены вверх

Ветви закрывают ствол

Округлые шишки

Более светлый цвет хвои

Одиночные хвоинки

Ветви не закрывают ствол

Короткая  острая хвоя

Приложение 5

Паспорта деревьев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Литература

1.   Гладышева О.С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни: программа интегрированного курса (начальная школа) / О.С. Гладышева - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 1998. – 19 с.

2.   Исмагилова Н.И., Комарова Т.И. О реализации программы «Уроки здоровья и ОБЖ» с детьми с ОВЗ//Практика школьного воспитания. – 2018. - №3. – С. 50-54.

3.   Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников: пространство проектных инициатив: методическое пособие по социальному проектированию/– М.: ООО «Русское слово- учебник», 2015.

4.     Петрова Е. А. Социально - экологический проект как средство интеграции детей с разными образовательными возможностями - Журнал «Начальная школа» №7, 2007. 

5. Новицкая В.А., Римашевская Л.С., ХромцоваТ.Г.Правила  поведения в

      природе для дошкольников: Методическое пособие./.  – М.:

      «Педагогическая  литература», 2011.

6.  Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном

развитии.       Учебное пособие. Красноярск, 2006.
7.  Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в

       развитии: практическое пособие / Маллер А. Р. М. : [б.и.], 2000.  
8.Селевко Г.К.  Технологии воспитания и обучения детей с проблемами.

        М.:  НИИ школьных технологий, 2005.

9.https://www.maam.ru/detskijsad/neposredstveno-obrazovatelnaja-dejatelnost-v-ramkah-realizaci-proekta-tainy-zelenyh-velikanov-dary-zelenyh-velikanov.html

https://infourok.ru/vneklassnoe-zanyatie-po-okruzhayuschemu-miru-lesnie-velikani-619885.html

10.https://infourok.ru/instruktivnaya-karta-dlya-sostavleniya-pasporta-dereva-2646538.html


Скачано с www.znanio.ru

Тема урока : « Незнайка в царстве зеленых великанов » (1 год обучения по адаптированной программе

Тема урока : « Незнайка в царстве зеленых великанов » (1 год обучения по адаптированной программе

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний в рамках заключительного модуля «Хотим быть здоровыми - действуем!» программы «Уроки здоровья и

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний в рамках заключительного модуля «Хотим быть здоровыми - действуем!» программы «Уроки здоровья и

Метапредметные связи : связь с предметами «Язык и речевая практика», «Окружающий природный мир»

Метапредметные связи : связь с предметами «Язык и речевая практика», «Окружающий природный мир»

Дети поднимают руки) У: А хотели бы вы стать героями сказки? (Дети поднимают руки)

Дети поднимают руки) У: А хотели бы вы стать героями сказки? (Дети поднимают руки)

Н: Ребята, а вы расскажите мне о деревьях, об их значения для человека?

Н: Ребята, а вы расскажите мне о деревьях, об их значения для человека?

У :Следующая встреча нам предстоит с деревом, название которого напрямую связано с двумя словами – «птица» и «ловить»

У :Следующая встреча нам предстоит с деревом, название которого напрямую связано с двумя словами – «птица» и «ловить»

Н: Конечно нравится! Ребята,

Н: Конечно нравится! Ребята,

У: Какие хвойные деревья растут в нашем саду?

У: Какие хвойные деревья растут в нашем саду?

Н: А как здесь красиво! Надо оставить о себе метку на память, чтобы дерево не забыло, что мы приходили к нему в гости

Н: А как здесь красиво! Надо оставить о себе метку на память, чтобы дерево не забыло, что мы приходили к нему в гости

Весной растет, летом цветет,

Весной растет, летом цветет,

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2 Эссе « Расскажи о дереве »

Приложение 2 Эссе « Расскажи о дереве »

Сосна и ель. Сосна и ель - это вечнозеленые хвойные растения

Сосна и ель. Сосна и ель - это вечнозеленые хвойные растения

В настоящее время её используют для изготовления фанеры, лыж, мелких резных игрушек

В настоящее время её используют для изготовления фанеры, лыж, мелких резных игрушек

Приложение 3 Задание №1 Дидактическая игра «С какой ветки детка?»

Приложение 3 Задание №1 Дидактическая игра «С какой ветки детка?»

Приложение 4 Задание № 4 Дидактическая игра «Колючие подружки»

Приложение 4 Задание № 4 Дидактическая игра «Колючие подружки»

Приложение 6 Литература 1.

Приложение 6 Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020