Конспект занятия
по дополнительному образованию
экологического клуба «Друзья природы»
Раздел: «Наши друзья – животные»
Тема: «Животные степей»
Цель занятия:
1. Обучающая: Сформировать представление о природной зоне степей и животного мира
2. Развивающая: Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.
3. Воспитывающая: Прививать бережное отношение к природе
Тип занятия: Комбинированный
Оборудование: Видеофильм «Степь», иллюстрация животных степей, кора деревьев, карандаш, краски, карточки с названием животных.
План-конспект составил:
Педагог дополнительного образования
КГКП «Дом школьников»
Колганова В.А.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженое.
Даже сахар кислый! Скисло все варенье,
Потому, что кислое было настроение!
Ребята, с каким настроением вы начинаете наше занятие? Надеюсь, ваше хорошее настроение вас не покинет весь день.
Продолжите фразы:
1). Я хочу узнать …
2). Я буду на заняти…
3). Я желаю ребятам…
2. Объявление темы и цели занятия
Ваша цель определить тему урока. Просмотр ролика о степи.
-Как вы думаете какова тема нашего занятия?
-Можно ли утверждать, что мы живем в данной природной зоне?
-Что хотите узнать сегодня на занятии?
( познакомиться с животным миром степей, узнать особенности животного мира степей)
3. Беседа по теории прошлого занятия
- Ребята, с какими животными мы познакомились на прошлом занятии?
- Какие особенности у этих животных?
- Что мы называем лесом?
4. Объяснение нового материала
В степи очень мало деревьев, можно сказать их нет совсем. Они встречаются редко кое-где по берегам водоемов. Эти деревья низкорослые, т.к. солнечного света для них вполне достаточно. В основном на плодородной почве степи растут травы. Зима холодная со снегопадами. В степной зоне преобладают самые плодородные почвы – черноземы. Часто дуют сильные ветры – суховеи.
Корсак – очень мелкий, похожий на лисицу, серый, неброский зверек; для лисы он ближайший родственник, из того же рода семейства Псовых. Он меньше лисицы, уши большие, широкие в основании, к концам заостренные. Особенность строения головы – широкие скулы. Длинные ноги, короткая шерсть. Зимний мех длинный и пышный, светлый, красивый. Зубы как у лисицы, но более мелкие. Длина тела – 50-60 см, хвоста - 25-35 см; высота холка до 28-30 см. Вес около 2,5-5- кг. Питается в основном мелкими млекопитающими: зайчатами, молодыми сурками, грызунами (полевками, хомяками, тушканчиками). Летом охотится на птиц, насекомых, пресмыкающихся. Растительные корма почти не употребляет. При недостатке пищи ест падаль, подбирает останки сайгаков, джейранов и других животных, растерзанных волками. Может долго обходиться без воды.
Физминутка
– Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места)
Сайгак – мигрирующее копытное животное. Существует пять главных популяций вида, три из которых находятся в Казахстане, одна в России (Калмыкия) и одна в Монголии. Некоторые сайгаки зимуют в Узбекистане. Монгольские сайгаки относятся к подвиду Saigatataricamongolica, остальные популяции - к подвиду Saigatataricatatarica.
По внешнему облику сайгак напоминает крупную овцу. Глаза большие. Ноги тонкие. Голову в спокойном состоянии держит горизонтально и только при сильном возбуждении поднимает выше холки. Рога лировидной формы есть только у самцов. Хвост и уши короткие.
В летнее время цвет животных желтовато-рыжий, зимой - очень светлый, почти белый. Летом шерсть короткая, всего 1,5-2 см, зимой -до 7 см. Вес крупных самцов достигает 50 кг, средний вес самцов-40-45 кг, вес самок - почти до 40 кг, в среднем около 30 кг, длина тела взрослых животных 110-150 см. Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет. В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака. Из-за интенсивной охоты его численность сильно уменьшилась. Число сайгаков в Казахстане за 10 лет - с 1992 по 2003 г. - сократилось в 50 раз, с почти 1 млн до чуть более 20 тысяч особей. С 2004 г. благодаря мерам, принимаемым по охране вида, численность постепенно растет, и в 2012 г. составила около 130 тысяч.
Манул — представитель диких кошек, получивший широкую известность сравнительно недавно. Иногда можно услышать и второе название этого животного — палласов кот, которое он получил в честь своего первооткрывателя натуралиста Палласа. В семействе кошачьих, к которому принадлежит манул, он состоит в группе так называемых малых кошек, его родственниками являются камышовые, дикие лесные коты и степные кошки. Манул похож на крупную домашнюю кошку, длина тела составляет 52-65 см, вес 2-5 кг (чаще 3-4 кг). Как видно вес у манула не такой уж и большой, но внешне он кажется гораздо крупнее из-за длинной и очень густой шерсти, которая своеобразной шубой обволакивает тело кота. Шерсть манула самая густая в семействе кошачьих — на 1 см² кожи растет до 9000 тысяч волосков! Есть у него и другие отличительные особенности. Во-первых, это укороченный хвост, во-вторых, широко расставленные короткие уши, почти утопающие в шерсти. Голова манула тоже относительно небольшая и немного уплощенная. Шерсть манула формирует однородный, плотный покров и только на щеках она чуть длиннее и создает «бакенбарды», впрочем, они не всегда хорошо заметны. Окраска манула рыжевато-серая, спина исчерчена едва заметными поперечными полосами, на щеках и хвосте они хорошо заметны, на макушке головы расположены мелкие темные пятна, кончик хвоста черный. Половой диморфизм не выражен, самцы лишь немного крупнее самок.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. Огромный вред степи наносят пожары. Нужно быть предельно осторожным с огнем в степи. Большую опасность для путешественников в степи представляют клещи. Их огромное множество. Распространяют их больные животные. При укусе клеща запрещается удалять его самостоятельно, нужно срочно обратиться к врачу. Так же поступают при укусе змеями.
5. Практическая часть
1. Подвижная игра «Найди животное степей». Игроки делятся на две команды. На столе лежат карточки с названием животных. Задача каждой команды, выбрать животное которое живет в степи.
2. Практическая работа. Рисование на заранее собранной и приготовленной коре дерева. Каждый учащийся рисует все, что захочет ( цветок, бабочка, природа).
6. Итог занятия
РЕФЛЕКСИЯ
Сигналы – фиксаторы расскажут мне о вашем настроении в конце занятия.
Продолжите фразы:
Занятие было…..
Я узнал…..
Было интересно….
Я работал(а) ……..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.