Формирование эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте в гпд
Оценка 4.9
Семинары
doc
воспитательная работа
1 кл—2 кл
18.09.2019
В современном мире чаще всего успешными и востребованными становятся люди не столько обладающие яркими интеллектуальными способностями, сколько люди умеющие построить гармоничные отношения с окружающими. Люди, живущие в согласии с собой, осознающие свои чувства и эмоции и чувства окружающих. Именно это и называют развитым эмоциональным интеллектом.
Формир. эмоцион. интел. в мл. шк..doc
Формирование эмоционального интеллекта в младшем школьном
возрасте в группе продленного дня
Одним из приоритетных направлений образовательной области социально
коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта. Именно
в дошкольном и младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное
становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии, к
децентрации (умение встать на позицию партнера, учитывать его потребности и
чувства. (ФГОС)
Важным вопросом духовнонравственного развития обучающихся является
формирование нравственных представлений личности и развитие гуманных чувств.
Недостаточное развитие этой сферы влечет возникновение внутриличностных и
межличностных проблем и конфликтов: неприятию себя и других, неспособности к
управлению эмоциями, трудностям в построении отношений, неумению
взаимодействовать и работать в коллективе и др.
Формирование эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте будет
происходить успешнее, если в образовательном учреждении эта работа будет
строиться на следующих условиях:
1. совместно выработанные единые критерии по развитию эмоциональной сферы
младшего школьника между всеми участниками образовательного процесса:
учитель начальных классов, воспитатель ГПД, педагогпсихолог, родители или
законные представители ребенка;
2. учет возрастных особенностей и ведущего вида деятельности младших
школьников;
3. реализация разработанной учителем программы по формированию
эмоционального интеллекта с учетом требований ФГОС.
Для эффективного развития эмоционального интеллекта необходимо знакомить
младших школьников с эмоциональным миром – как своим, так и других людей;
научить детей распознавать и отождествлять свои переживания и чувства с
конкретными словами – названиями эмоций; формировать способность управлять
своими эмоциями, определять эмоциональное состояние других людей и адекватно
реагировать на него. Расширять и систематизировать знания младших школьников об
эмоциональных состояниях человека, о базовых эмоциях и чувствах. Организовывать
практические занятия по формированию жизненно важных навыков общения,
способствующих выработке социальноприемлемых моделей поведения в сложных
жизненных ситуациях.
Воспитательная работа в группе продленного дня это организация педагогом
различных видов деятельности младших школьников во внеучебное время,
обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка и
обладающих широкими возможностями воспитательного и развивающего
воздействия на ребенка.
С целью создания условий для формирования эмоционального интеллекта
воспитанников группы, воспитатель может использовать широкий спектр развивающих приемов и технологий:
1. организацию игр с правилами, в которых дети формируют умение выстраивать
свое поведение, подчиняя его общим интересам и, в то же время, учатся
вырабатывать стратегию успеха в игровой форме.
2. Игровые приемы могут выступать в качестве диагностических (т.к. ребенок в
игровых действиях выражает в особой символической форме бессознательные
импульсы и влечения), коррекционных, формирующих представления младших
школьников об эмоциях человека.
3. Чтение детской литературы, авторских, народных, психологических сказок,
включая в процесс обсуждение эмоций, характеров, поступков персонажей с
последующей рефлексией. Процесс «слушания» можно дополнить выполнением
иллюстраций, что позволит диагностировать состояние каждого ребенка и др.
4. Проведение игртеатрализаций с обсуждением особенностей характера каждого
героя, с воспроизведением поведения и эмоций персонажа, развивающих
эмоциональную пластичность.
5. Организация ролевых игр для формирования социально приемлемых форм
поведения детей в различных жизненных ситуациях: «посещение театра», «в гости
к другу», «посещение магазина» и др.
Описанные выше приемы и технологии, применяемые в воспитательном процессе
в группе продленного дня, позволяют уточнить и расширить представления младших
школьников о человеческих эмоциях, о значении освоения социально допустимого
поведения, о правилах общения, о своей роли в социуме; позволяют уменьшить
эмоциональную ригидность, обогатить личный эмоциональный и поведенческий опыт,
что позволит детям быть более успешными и в жизни. Поддержание связи с родителями воспитанников с целью: выработки единых
критериев воспитания, консультирования, в случае необходимости.
социальный инфантилизм, эмоциональные проблемы, фобические реакции
(страхи).
Внеклассная
Взаимодействие младших школьников во внеучебном процессе ГПД работе
воспитателя ГПД встает задача организации условий для формирования и развития
эмоционального интеллекта.
Развитие эмоционального интеллекта младших школьников в системе группы
продленного дня может быть эффективным успешным, поскольку взаимодействие
детей в ГПД носит не столько когнитивный характер, сколько специально
организованный имеет этапы как специально организовано, так и свободно
роводить работу по формированию представлений об эмоциональных состояниях
людей, обучать детей распознавать эмоции как свои, так и окружающих людей, уметь
соотносить эмоции с конкретными терминами.
В план воспитательной работы ГПД включающий мероприятия, способствующие
формированию активной жизненной позиции: индивидуальные, групповые и
коллективные работы по подготовке и оформлению помещений школы и класса
своими руками к календарным и внутришкольным праздникам («День учителя»,
«Юбилей школы», «Новый год», «Рождество» и др.), к внутригрупповым событиям
(«Дни именинников», различные викторины и др.).
В план включены мероприятия по развитию саморегуляции и эмпатии:
регулярное проведение игр с правилами, позволяющие ; выполнение домашних
заданий и чтение дополнительной литературы с само и взаимоконтролем; чтение
психологических сказок с обсуждением и иллюстрированием, способствующих
выработке социальноприемлемых моделей поведения в сложных ситуациях и
уменьшению эгоцентрической направленности воспитанников.
беседа с родителями с целью выработки единых критериев воспитания,
Формирование эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте в гпд
Формирование эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте в гпд
Формирование эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте в гпд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.