Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Оценка 4.8

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
биология
5 кл—11 кл
27.08.2019
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Смысловое чтение позволяет более полно понять содержание текста. Оно является залогом развития речи ребенка. Приемы, которые способствуют формированию смыслового чтения, могут быть самыми разнообразными. Это могут быть: работа с текстом учебника, выбрать правильные утверждения. задать вопрос, метод исключения и т.д.
Ткаченко С.docx
«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии.» Ткаченко С.Г.­ учитель географии и биологии  МОУ «СОШ п Нива Питерского района  Саратовской области»                                                                     «Читать – это ещё ничего не значит.  Что читать и как понимать прочитанное –  вот в чём главное». К.Д. Ушинский В   свете   требований   стандарта   нового   поколения   к   формированию   универсальных учебных действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее   значение.   Отсутствие   навыков   осмысленного   чтения,   особенно   явно обнаруживающееся при проверке письменных экзаменационных работ (в том числе и ЕГЭ),   резко   снижает   интеллектуальный   уровень   школьников   и   качество   обучения. Неумение осмысленно, с пониманием, критично читать учебный текст, приводит к тому, что значительная часть изучаемого материала остается за пределами понимания школьника и не усваивается им. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию   устной   речи   и,   как   следствие,   —   письменной   речи,   а   в   целом   ­ продуктивному обучению.        Формирование навыков чтения учебных текстов – работа несомненно сложная и длительная. не каждый учебный текст заслуживает того, чтобы уделять много времени на   работу   с   ним.   Наиболее   эффективными   с   этой   точки   зрения   являются   тексты, содержащие   определенные   противоречия,   мысли   вызывающие   сомнения,   неясности. Как   правило,   в   биологии   это   тексты,   объясняющие   механизмы   биологических процессов, закономерностей, действия биологических законов.  Для достижения успеха в процессе обучения биологии  мною используются известные и широко применяемые  педагогические технологии: ­ продуктивного чтения; ­ развития критического мышления; ­ работа с текстом, смысловое чтение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а затем письменная. Цель смыслового   чтения   –   максимально   точно   и   полно   понять   содержание   текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это   внимательное   углубленное   вчитывание   и   проникновение   в   смысл   с   помощью анализа текста. Результатами   смыслового   чтения   будут:   общая   ориентация   в   тексте,   глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету  «биология»,   при   изучении   которого   ученики   работают   с   научно­познавательными текстами. Результаты работы показывают, что у учащихся имеются проблемы в чтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом. Ведь отличительной   особенностью   научного   текста,   является   то,   что   в   нем   содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета и ролей. Приемы работы с научно­ познавательным текстом отличаются от работы с художественным текстом. Приемы,   которые   способствуют   формированию   смыслового   чтения,   могут   быть самыми разнообразными. Приемы работы с текстом  Прием «Сконструируй определение». Цель:   сформировать   умение   преобразовывать   текстовую   информацию   для дальнейшего   использования.   Учащиеся   сами   конструируют   понятия,   сопоставив информацию   из   нескольких   предложений   текста   (   например,   «плодовое   тело», «фотосинтез»). Прием «Развернутый ответ» Например, в курсе биологии 8 класс, в теме «Пищеварение»   предлагаю следующее задание:   Внимательно прочитайте предложенный текст. Пользуясь информацией, полученной из текста, дайте развернутый ответ на вопросы.  «В желудке, хотя он отнесен к органам пищеварения, содержимое не подвергается обработке, как при варке в кастрюле. Там не происходит ни нагревание до нужной температуры, ни измельчение, как при работе мясорубки. В этом нет необходимости. Все   более   просто   и   сложно:   пищевые   массы   в   желудке   хранятся   и   при   этом перемешиваются, видоизменяются. В частности, переводятся в полужидкое состояние, эвакуируются с помощью продольных и циркулярных мышечных волокон. Благодаря тонусу   мышц   содержимое   изгоняется   по   направлению   к   выходному   отверстию. Каждые 20­25 секунд по стенкам желудка пробегают волны эвакуации, которые не только плотно охватывают желудка, но и выжимают его внутренним слоем желудка является слизистая оболочка. Ее площадь велика, да еще оснащена железами, одни из которых   ежедневно   вырабатывают   от   полутора   до   трех   литров   желудочного   сока, другая слизь. Ближе к началу желудка слизистая обеспечивает его содержимому резко кислую   среду,   а   в   области   перехода   в   12­перстную   кишку   –   щелочную.   Соляная кислота   и   образующаяся   слизь   губительно   действуют   на   микробов.   Внутренняя оболочка   желудка   способна   противостоять   любому   грубому   содержимому, химическим   веществам,   антигенным   воздействиям.   Очень   интересно   устроены запирательные   аппараты   желудка.   Открытие   и   закрытие   выходного   отверстия   (по окружности   имеется   специальная   мускулатура)   не   происходят   механически,   а регулируются специальными нервными окончаниями, реагирующими на концентрацию ионов   водорода   в   12­перстной   кишке.   На   входном   отверстии   нет   специального анатомически выраженного сфинктерного (сжимающего) устройства, и несмотря на это, противоестественный ход содержимого (рвота) очень редко.»   понимать   информацию,   содержащуюся   в   тексте, Прием «Верные и неверные утверждения».   сравнивать   и Цель: противопоставлять   информацию   разного   характера,   критично   оценивать   ее достоверность Например,   при   изучении   новой   темы   или   при   обобщении   темы   учитель   дает задания учащимся, установить верные утверждения, обосновывая свой ответ. «Зоны корня». Выбери номер правильного утверждения: 1. Основная функция корня – минеральное питание растения. 2. Снаружи верхушка корня покрыта корневым чехликом. 3. В корневом чехлике откладываются запасные питательные вещества. 4. В зоне проведения корневые волоски отсутствуют. 5. За счет корневых волосков происходит увеличение всасывающей поверхности корня. Прием «Исключение». Даются   слова: камбий,   древесина,   прилистник   ,сердцевина. Необходимо   указать лишнее слово и обосновать свой выбор «Прилистник, т. к. не является частью стебля».  Прием «Задай вопрос». Цель:   сформировать   умения   целенаправленно   читать   текст,   преобразовывать текстовую информацию. Учащиеся   получают   задание   прочитать   фрагмент   текста,   задать   к   нему   вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.           Подобные   задания,   прорабатываемые   ежеурочно,   позволяют   диагностировать уровень   сформированности   следующих   умений:   использовать   естественнонаучные знания в ситуациях, выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание (выбор средств первой медицинской помощи при химическом ожоге), делать выводы на основе полученных данных (оказание первой медицинской помощи пострадавшему при   химическом   ожоге   на   основе   естественнонаучных   знаний),   а   самое   главное, позволяют учащимся лучше подготовиться к результативной сдаче ГЭ и ГИА. Заключение Разнообразие приемов дает учителю возможность выбирать подходящий при работе с конкретным текстом. Все приведенные приемы работы с текстом отработаны мной на  практике. Результаты  их применения  демонстрирует  успешное  формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии.  Список использованной литературы  1982. ­176 с. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.,  32 с. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. –  2011, ­№6, ­ 2011, с.28­34. Лернер Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /Биология в школе,­  текста. ­ М., 2006. Мосунова   Л.   А.   Структура   и   развитие   смыслового   понимания   художественного

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019