Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей
Оценка 4.8

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Оценка 4.8
Разработки курсов +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.12.2017
Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, классе. Необходимо учить детей замечать прекрасное вокруг себя.
развитие творческих способностей. статья.docx
Формирование   эстетического   вкуса   у   школьников   и   особенности развития творческих способностей Развитие   мышления.    В   процессе   учения   очень   заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе   предметов,   изменение   характера   и   форм   учебной   деятельности формируют   и   развивают   у   него   способности   активно,   самостоятельно мыслить,   рассуждать,   сравнивать,   делать   глубокие   обобщения   и   выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.  Основная   особенность   мыслительной   деятельности   подростка   ­ нарастающая   с   каждым   годом   способность   к   абстрактному   мышлению, изменение   соотношения   между   конкретно   –   образным   и   абстрактным мышлением в пользу последнего.  Конкретно   –   образные   (наглядные)   компоненты   мышления   не   исчезают,   а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре   мышления.   Поэтому   при   однообразии,   односторонности   или ограниченности   наглядного   опыта   тормозится   вычисление   абстрактных существенных признаков объекта. Значение конкретно – образных компонентов мышления сказывается и в то,   что   в   ряде   случаев   воздействие   непосредственных   чувственных впечатлений   оказывается   сильнее   воздействия   слов   (текста   учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение  того или иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но   несущественные   признаки.   Случайно   запечатлевшиеся   иллюстрации   в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного фильма. Развитие наблюдательности, памяти, внимания.   В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико – синтетическому восприятию   (наблюдению)   предметов   и   явлений.   Восприятие   становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже  не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает  поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может  смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным. Существенные   изменения   в   подростковом   возрасте   претерпевают память   и   внимание.   Развитие   идет   по   пути   усиления   их   произвольности, нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. В   подростковом   возрасте   замечается   значительный   процесс   в запоминании   словесного   и   абстрактного   материала.   Развитие   внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте   формируется   устойчивое,   произвольное   внимание.   С   другой   ­ обилие   впечатлений,   переживаний,   бурная   активность   и   импульсивность подростка   часто   приводит   к   неустойчивости   внимания,   и   его   быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке (нелюбимом), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь работать на другом (любимом) уроке. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание   и   логика   изучаемых   предметов,   характер   усвоения   знаний   у подростков   требуют   опоры   на   способность   самостоятельно   мыслить, сравнивать,   делать   выводы   и   обобщения.   С   переходом   к   подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают  как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной  деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации,  иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и  представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в  плане постепенного перехода от преобладания наглядно – образного  мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления  в понятиях (у старших подростков). Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно – следственные связи. Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным,   всесторонне   развитым   человеком.   Надо   поддерживать убеждение подростка в том, что только образованный человек может быть по – настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино,   создают   у   подростков   повышенный   эмоциональный   тонус   и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное   отношение   к   существующим   учебным   предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении темы или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные   эмоции   и   нежелание   выполнять   трудное   закрепляется отрицательное отношение к предмету. Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.  В   подростковом   возрасте   активно   совершенствуется   самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному  образцу, а затем – процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.      Особую   роль   в   речевом   развитии   образует   та,   которая   связана   с соединением и взаимопроникновением мышления и речи. В   изучении   формируется   общие   интеллектуальные   способности, особенно   понятное   теоретическое   мышление.   Это   происходит   за   счет усвоения   понятий,   совершенствования   пользоваться   ими,   рассуждать. Создается хорошая база для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы. В   общении   формируются   и   развиваются   коммуникативные   способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться   их   расположения   и   взаимопонимания,   достигать   поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.   Формирование эстетического вкуса у школьников. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения   искусства,   посвящает   себя   поэзии,   живописи   или   музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое   отношение   человека   к   действительности   обязано   своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда  как   игры   физических   и   духовных   сил,   как   явления   возвышенного, облагораживающего,   прекрасного,   составляют   фундамент   эстетического развития личности . Для   того,   чтобы   детский   труд   не   превращался   в   тягость   и   обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений. Есть и   своя   эстетика   в   искренних,   человечных   взаимоотношениях   между учащимися   и   учителем,   между   старшими   и   младшими   школьниками. Примитивные, черствые отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляя след на всю жизнь. В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Важно   пробудить   у   школьников   стремление   утверждать   красоту   в школе,  дома, всюду, где они проводят  свое  время,  занимаются  делом или отдыхают.   Детей   следует   шире   привлекать   к   тому,   чтобы   они   создавали эстетическую обстановку в школе, классе. Необходимо учить детей замечать прекрасное вокруг себя. Природа   –   ничем   не   заменимый   и   самый   доступный   источник прекрасного.   «А   воля,   а   простор,   прекрасные   окрестности   городка,   а   эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» ­ писал К.Д.Ушинский. «Зовите меня варваром   в   педагогике,   но   я   вынес   из   впечатлений   моей   жизни   глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Формирование   эстетической   культуры   –   это   процесс   целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у младших подростков   воспитывается   стремление   и   умение   вносить   элементы прекрасного   во   все   стороны   бытия.   Воспитание   эстетического   вкуса   у школьников,   умение   замечать   прекрасное   в   окружающем,   способствует развитию у них творческой активности. Особенности развития творческих способностей у школьников. Развитие творческих способностей школьника – одна из важных задач педагогической   теории   и   практики   на   современном   этапе.   Одно   из эффективных   средств   для   этого   –   творческая   деятельность   детей   в учреждениях   дополнительного   образования.   Создавая   что   –   либо   своими руками ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его   представления   об   окружающем   мире   (быт,   природа,   произведения искусства); в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, овладевать запоминать   их   характерные   особенности   и   детали, изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятие   творчеством   способствует   разностороннему   развитию   ребенка.   Об этом   писали   и   выдающиеся   педагоги   прошлого   –   Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци,   Ф.Фребель   –   и   многие   отечественные   исследователи. Поэтому   очень   важно   широко   включать   в   педагогический   процесс разнообразные занятия художественной и творческой деятельностью. В   книге   С.Н.Николаевой   говорится:   «Воспитание   творчества   – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость,   настойчивость),   чувство   (любовь   к   красоте,   увлечение   образом, мыслью)». Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того,   чтобы   успешнее   развивать   в   нем   творчество.   Обогатить   ум   ребенка разнообразными   представлениями,   некоторыми   знаниями   –   значит   дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное .   И.Я.Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:  самостоятельный   перенос   ранее   усвоенных   знаний   в   новую ситуацию;  видение новой функции предмета (объекта);  видение проблемы в стандартной ситуации;  видение структуры объекта;  способность к альтернативным решениям;  комбинирование   ранее   известных   способов   деятельности   с новыми; И.Я.Лернер утверждает, творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Специалисты выделяют три группы средств, цель которых – повысить уровень   эстетического   воспитания:   искусство   во   всех   видах,   окружающая жизнь,   включая   природу,   художественно   –   творческая   деятельность. Благодаря этим взаимосвязанным средствам ребенок активно приобщается к опыту творческой деятельности взрослых. Однако эффективное руководство возможно при условии, которые лежат в основе детского творчества, и что самое главное, систематически развивает их. Итак,   очевидно:   для   развития   творчества   детям   необходимы определенные знания, умения и навыки, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых овладеть не могут. Речь идет о целенаправленном обучении.

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей

Формирование эстетического вкуса у школьников и особенности развития творческих способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2017