Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии
Оценка 4.7

Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
биология +1
6 кл—11 кл
07.07.2017
Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии
В настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходимо формировать этническую толерантность. Уроки географии и биологии дают широкий круг возможностей для активного поликультурного воспитания школьников. Воспитание толерантности возможно на учебном материале, который представлен в статье
Власова ИА Формирование этнического компонента на урках.docx
Власова Ирина Анатольевна. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 г.Комсомольск­на­Амуре, Россия  В   настоящее   время   объективная   реальность   заставляет   больше   внимания   уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходимо формировать     этническую   толерантность,   которая   предполагает   воспитание   уважения   к своему народу, гордости за его историю, традиции, ценности и достижения, и в то же время – постижение   многообразия   культурного   и   этнического   мира,   отказ   от   противоположности «меньшинство – большинство», принятие другого вне зависимости от его национальности и вероисповедания. Задача  педагога –  постоянно  и  целенаправленно  работать  над формированием  таких качеств  личности,  как  уважение,  принятие  и правильное  понимание  многообразия  мира при   сохранении   своей индивидуальности. Эту работу надо проводить системно. Урок за уроком нести   идеи   терпимости,   гибкости   и   компромисса,   способности   с уважением относиться к ценностям других людей. Уроки   географии   дают широкий круг возможностей для активного поликультурного воспитания   школьников.   Предмет   «География»       обеспечивает   развитие   понимания     и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. Урочная работа, предполагающая   изучение   учащимися   национально­регионального   и   страноведческого содержания, построена на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей [3].            Воспитание толерантности возможно на следующем учебном материале (табл.1) Таблица 1. Возможности формирования этнической толерантности  на уроках географии Возможности формирования толерантности на уроках. Тема школьного  курса  «Географии» «Великие  географические  открытия» Включение в  рассказ    роли и значения великих географических  открытий   и наших выдающихся соотечественников    и  зарубежных исследователей, которые   способствовали освоению  природных богатств и просторов не только своих стран, но и всей  Земли.   Они служили на благо своих стран и всего человечества. «Население и стран   Эта тема встречается при изучении географии 7,   10­11 классов. и  регионов мира» «Историко­ культурные районы  мира» «Население России» «Хозяйство  экономических  районов  России» «Политическая  карта мира» «Глобальные  проблемы  человечества» «Литосфера. Земная кора и рельеф» Знакомство  с различными народами мира, их традициями,  обычаями, вероисповеданием,  историей этого этноса. Учащиеся  получаю очень многообразную информацию о разных народах. Возможность   показать   и   различия   районов   по   культурному признаку, и  их своеобразие,  уникальность и ценность в мировой культуре, что это нельзя забыть, потерять, уничтожить. Знакомство  с различными народами, проживающими на  территории России, изучение их обрядов и обычаев, традиционных  промыслов разных народов. При рассмотрении темы поднимаются  острые вопросы причин и последствий миграции разных видов.  Хозяйственная   деятельность   любого   экономического   района начинала формироваться, прежде всего, с тех народных промыслов и традиционных типов хозяйства, которые подсказывали народам природные условия и ресурсы, поэтому знакомство с экономикой района   логично   начинать   с   традиционных   видов   деятельности народов, населяющих этот район. Влияние международных отношений на формирование  политической карты мира. Демонстрация карты «Горячие точки  планеты» и объяснение возникновения очагов напряженности. Для решения этих проблем требуется объединение усилий всего  человечества, независимо от принадлежности к этносу,  вероисповеданию  и другим различиям. Проблемы всегда общие. В ходе объяснения последствий землетрясений в разных точках  Земли, предлагается обратить  внимание на то, как многие  правительства разных стран мира и простые граждане приходят на  помощь пострадавшим людям, оказывают им посильную помощь и  выражают искреннее сочувствие.                 В результате включения данного материала на уроках создаются условия для:  1) понимания важности толерантного отношения к представителям различных наций и  национальностей;  2) формирования  позитивного отношения к различным конфессиональным течениям, к  представителям различных вероисповеданий; 3) развития   навыков межкультурного общения и терпимости к разным мнениям на одни  и те же события.           Хочется отметить, что формирование этнической толерантности возможно и на других уроках любого предмета школьной программы, в том числе   и на биологии (казалось бы, необщественной науке).  Анализ содержания школьного курса биологии показывает, что он содержит обширный и разнообразный материал, позволяющий продемонстрировать примеры и дающий   возможность   сформировать   навыки   толерантного   поведения   школьников.  Так, например,   изучение   биологического   разнообразия,   раскрытие   взаимоотношений   между различными   видами   дает   возможность   показать   школьникам,   что   все   живые   организмы существуют между двумя крайностями (оптимум­минимум) и вынуждены приспосабливаться к совместному существованию. Только это позволяет им выжить. Мы тоже живые существа и если не научимся искать компромисс, то в итоге это может привести нас к катастрофе [1].             Предлагаю ряд тем по биологии, при изучении которых может быть рассмотрен вопрос толерантности (табл.2): Таблица 2. Возможности формирования этнической толерантности  на уроках биологии  Тема школьного курса  Возможности формирования толерантности на уроках. «Биология»   Строение и свойства живых  организмов Организм и среда Человек. Пищеварительная  система. Человек. Кровеносная   система. Человек. Индивидуальные  особенности личности. Генетика человека. Антропогенез. Биосфера и человек. В строении всех  живых организмов разного уровня много  общих свойств и черт. Формируется представление о  единстве происхождения живого, в том числе и  о единстве  человека со всеми живыми существами планеты.  Природное  сообщество и экосистема – это сосуществование и разных, и одинаковых особей, между ними возникают  взаимосвязи разных направленностей (в первую очередь,  симбиоз) и организмы находят возможность взаимовыгодно  существовать в природе Изучая строение пищеварительной системы, можно в  качестве примера взять особенности национальной кухни у  разных народов в связи с их образом жизни и национальными  праздниками, а это в свою очередь несет коррективы в  строение и функции пищеварительного тракта. У народов, живущих в разных климатических условиях,  например, горных районах, несколько изменен состав крови.   Особенности темперамента у разных народов, знание  которых позволит выработать единую стратегию поведения  при взаимодействии. Решение генетических задач, где рассматриваются вопросы  передачи расовых признаков при смешанных браках.  Составление генеалогического древа, что позволяет детям  обнаружить свои многонациональные корни [2].      Сравнение понятий “раса” и “национальность” позволяет  сделать вывод, что “чистых” рас уже не существует, а вот  национальные особенности существуют [2].      Рассматривая пути решения экологических проблем,  возможно проанализировать и обобщить опыт разных народов мира         Таким образом, примеры, приведенные выше, позволяют формировать осознание  необходимости мирного сосуществования разных организмов, чувство ответственности за состояние окружающей среды, уважение к уникальности культуры каждого народа, принятие  самобытности каждого народа, сохранение исторических культурных ценностей.   1. Будко М.В. Формирование толерантного поведения на уроках биологии. .  Библиографический список [Электронный ресурс]. URL   :http://festival.1september.ru/articles/630219/ 2. Моритоева Г.В. Вопросы толерантности в школьном курсе "Биология». . [Электронный ресурс]. URL:   http://festival.1september.ru/articles/569380/ 3. Трунина М.Н. Воспитание толерантности на уроках географии. [Электронный ресурс].   ://   pedportal  .  net    /  starshie    ­  klassy    /  raznoe    /  vospitanie    ­  tolerantnosti    ­  na   ­  urokah  ­       URL: https geografii    ­391494.

Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии

Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии

Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии

Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии

Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии

Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии

Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии

Формирование этнического компонента на уроках биологии и географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2017