Анализируя работу учащихся, мы пришли к выводу, что сильно занижено развитие навыков письма у учащихся, большие трудности они испытывают в изложении своих мыслей на бумаге. Если ученик делает высказывание в устной форме, то он делает незначительное количество ошибок, а это же самое в письменной форме, он делает большое количество ошибок как орфографического, так и грамматического плана. Возникает противоречие в процессе образования и оценка успешности обучения учащихся занижается. В итоге ученик не может грамотно и логично изложить свои мысли в процессе написания сочинения или письма. Проблема в том, что у учащихся слабо развиты навыки письма.
Первая причина в том, что существует нехватка часов, чтобы выполнять в классе письменные работы. Во-вторых, мало разработано письменных упражнений в учебниках.
Большинство методистов пришли к выводу о целесообразности развития как устной, так и письменной речи (меньшинство придерживается мнения, что говорение должно опережать письмо), и в особенности в школьном обучении, когда письменное высказывание не отличается стилевыми чертами от устного высказывания, т.е. звуковое и графическое изображение совпадают.
Формирование графических, каллиграфических и
орфографических навыков.
Анализируя работу учащихся, мы пришли к выводу, что сильно занижено развитие
навыков письма у учащихся, большие трудности они испытывают в изложении своих мыслей
на бумаге. Если ученик делает высказывание в устной форме, то он делает незначительное
количество ошибок, а это же самое в письменной форме, он делает большое количество
ошибок как орфографического, так и грамматического плана. Возникает противоречие в
процессе образования и оценка успешности обучения учащихся занижается. В итоге ученик
не может грамотно и логично изложить свои мысли в процессе написания сочинения или
письма. Проблема в том, что у учащихся слабо развиты навыки письма.
Первая причина в том, что существует нехватка часов, чтобы выполнять в классе
письменные работы. Вовторых, мало разработано письменных упражнений в учебниках.
Большинство методистов пришли к выводу о целесообразности развития как устной, так и
письменной речи (меньшинство придерживается мнения, что говорение должно опережать
письмо), и в особенности в школьном обучении, когда письменное высказывание не
отличается стилевыми чертами от устного высказывания, т.е. звуковое и графическое
изображение совпадают.
В структурной организации письма мы выделяем 4 функционально значимые стороны. Мы в
своей работе рассматриваем только первую составляющую письма, которая включает
графику, каллиграфию и орфографию.
Письмо – сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков
обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек
записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое
произведение или текст, предназначенный для прочтения.
В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана
выражения. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором
происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. В
методике письмо – это объект овладения учащимися графической и орфографической
системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его
лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, т.к.
письмо с ними тесно связано.
В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. В начале обучения овладения
графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся
языке. Далее письмо рассматривается как важное средство в изучении языка: оно помогает
прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию
навыков в чтении и устной речи. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо
может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать
буквы, овладевают орфографией слов. Сам же процесс овладения техникой письма на
иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на
развитие их памяти, волевых качеств и т.д.В настоящее время письмо на ИЯ является самостоятельным объектом обучения в школе, а
не средством, облегчающим развитие других видов речевой деятельности.
Естественно возникает вопрос: с какого класса надо приступать к обучению письму как
виду иноязычной компетенции? Многие преподаватели, учитывая объективную сложность
данного вида речевой деятельности, отодвигают эту работу на более поздние сроки.
Понашему мнению, обучение письму надо начинать на раннем этапе, когда у учащихся
высока мотивация к изучению ИЯ.
Е.Н.Соловова считает, что на различных этапах содержание обучению письму будет
различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти по принципу от
простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе
формирование письму не рассматривается в качестве цели обучению. Письмо, как
самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем завершающем
этапе. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были
сформированы базовые навыки письма как такового.
Чтобы человек научился писать на иностранном языке, он прежде всего должен научиться
писать буквы, знать их конфигурацию. Здесь обучение письму теснейшим образом
взаимодействует с обучением чтению. Установление графемнофонемных соответствии на
данном этапе идет одновременно. Письмо и чтение основаны на единой графической
системе, и именно данное положение определяет требования к обучению графике в целом, а
на начальном этапе в особенности.
В требованиях практического владения ИЯ на начальном этапе обучения гласит следующее:
Учащиеся должны приобрести навыки каллиграфического написания букв, слов, фраз и
овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных
упражнениях. Обучение английской каллиграфии имеет большое значение для правильной
постановки преподавания английскому языку, особенно на начальной ступени обучения.
Обучаясь английской каллиграфии, ученик обращает внимание на орфографические
особенности английского письма, что очень важно.
На первом этапе овладения каллиграфией – это умение, которое формируется
последовательной работой по усвоению и закреплению той или иной формы букв на письме.
Необходимые моменты в формировании каллиграфии умение, осознанность и
заинтересованность.
Перейдем к рассмотрению методики обучения письму. Сначала, рассмотрим
лингвистическое содержание обучения письму, овладение которым может обеспечить
учащимися возможность пользоваться письмом, прежде всего, как средством обучения,
вернее изучения иностранного языка. Вопервых, это графика – совокупность всех средств
данной письменности. Вовторых, к лингвистическому содержанию обучения письму
относится орфография – правописание или система правил использования письменных
знаков при написании конкретных слов. Если графика допускает несколько вариантов для
передачи звука или звукосочетания, то в орфографии всегда употребляется одно написание
для передачи определенного слова с этим звуком, которое признается правильным, а все
другие ошибочные.
Втретьих, запись. Если продуктом письменной речи всегда бывает связанное
высказывание, продуктом записи могут быть отдельные слова, словосочетания, не связанныедруг с другом предложения, план высказывания и даже сокращения. Поскольку овладение
письмом осуществляется путем усвоения букв, слов, словосочетаний, предложений,
сверхфразовых единств, то соответствующими уровнями записи выступает каждая из
указанных единиц.
Обучение письму включает: ознакомление учащихся с написанием букв, тренировку
учащихся в написании букв, усвоение орфографии слов, отработанных устно и которые
учащиеся могут прочитать, написание предложений содержащих усвоенное. Обучение
письму идет в тесной связи с обучением чтению. Так, усвоение алфавита включает знание
названий бук и их написание. Оно строится на методических принципах с использованием
таких средств обучения, как учебник, классная доска, карточки с буквами и т.д.
Обучение графике проводится в следующей последовательности:
показ буквы: прописной и строчной;
медленное изображение буквы учителем на доске с необходимыми пояснениями в целях
осознания учащимися выполнения нужных действий при ее написании;
вторичное написание буквы с заданием учащимся воспроизводить требуемые движения
ручкой в воздухе за учителем;
написание буквы детьми в тетрадях.