Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Нижнетроицкий
«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ»
Автор работы: Каптелинина Ольга Павловна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ села Нижнетроицкий
Стаж работы: 33 года
2017 год
Тезисы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Нижнетроицкий Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан,
«Формирование гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды», Каптелинина Ольга Павловна
«В мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранять свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией», - сказал глава государства В.В. Путин, выступая с посланием к Федеральному Собранию[1].
Цель данной работы – изучить методику формирования идентичности личности в условиях школы, разработка системы педагогических условий, которые могут обеспечить формирование личности, готовой к самореализации и решению жизненных ситуаций на уроках истории и обществознания, а также в воспитательной работе школы
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности формирования гражданской идентичности личности;
- рассмотреть условия успешной реализации гражданской идентичности в практике школьного воспитания;
- описать методику формирования гражданской идентичности личности
В своей работе я предлагаю следующие методы:
- теоретический (сравнительный исторический анализ) и практический (описание, методы конкретных социологических исследований).
Объект исследования: система воспитания гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды.
Предмет исследования: учебный и воспитательный процессы, формирующие гражданскую идентичность через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной работе.
Я выдвигаю гипотезу: Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе.
Содержание
№ п/п |
Содержание |
Страницы |
1 |
Тезисы |
2 |
2 |
Введение |
5 |
3 |
Глава 1. Понятие «Гражданская идентичность» |
5 |
4 |
Глава 2. Компетентностный подход к формированию гражданской идентичности |
7 |
5 |
Глава 3. Роль внеурочной работы в формировании гражданской идентичности |
8 |
6 |
Глава 4. Роль школьного Музея в формировании гражданской идентичности |
9 |
7 |
Глава 5. Работа с ветеранскими организациями школы и района |
10 |
8 |
Глава 6. Нравственное и патриотическое воспитание – залог успеха в формировании гражданской идентичности |
11 |
9 |
Заключение |
12 |
10 |
Список использованной литературы |
13 |
11 |
Приложения |
14 |
«Быть человеком трудно, стать человеком – большая работа»
Э. Межелайтис
Введение
В Госстандартах нового поколения предусматривается воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правовых знаний, воспитание толерантности, ценностей, гарантированные в Конституции РФ, формирование системы УУД, которые определяют способности личности учиться, сотрудничество в изучении окружающего мира.
В связи с этим появляется проблема формирования гражданской идентичности учащихся.
Мы можем определить качества, которые составляют гражданственность: это – патриотизм, доверие к государственной власти, умение отвечать за свои поступки, добросовестное отношение к окружению, гармоничное сочетание патриотизма, интернационализма.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы непосредственно в практике школьного преподавания истории и обществознания и в воспитательной работе школы.
Новизна и актуальность: формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно - воспитательного процесса.
В документах, определяющие социально – экономическое развитие России, в частности, «Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года» говорится о необходимости поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, гражданской идентичности.
Почему вопрос о гражданской идентичности актуален в школе? Ответ прост. Возраст учащихся, особенно подростков, это очень важный этап формирования готовности личности к самоопределению, выработке ценностных ориентаций.
Глава 1. Понятие «Гражданская идентичность».
Формирование гражданской идентичности – это очень сложный процесс.
Для получения нужных результатов очень важно применение форм и методов деятельностного подхода в обучении и воспитании подростков. Самое главное в данном подходе – это деятельность самих учащихся, участие в делах школы – в школьном самоуправлении, выполнение норм и требований школьной жизни, конкретных действий школьников в общественной и школьной жизни с учетом социально – исторических, политических и экономических условий.
Каковы же основные требования общества к образовательной системе?
Конечно же, это:
- формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России;
- формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
- духовно – нравственное развитие личности в процессе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;
- формирование правовой культуры и социально - политической компетентности;
- формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно – политической системой государства;
- воспитание патриотизма;
- воспитание толерантности;
Гражданская идентичность:
- сознательность и ответственность личности;
- свобода выбора;
- творческая направленность;
- активная жизненная позиция;
- рефлексивно – критическое отношение к действительности;
- стремление быть в согласии с самим собой;
- осознание принадлежности к сообществу граждан нашего государства.
Но в тоже время мы видим, что обществу требуются личности общекультурные, готовые осознавать себя гражданами своего государства со всеми вытекающими последствиями, имеющими определенный личностный смысл, готовые к саморазвитию, но многим обучающимся готовности недостаточно.
В формировании гражданской идентичности очень важна мотивация.
Мы только начинаем изучать уровень мотивации учащихся нашей школы, но результаты показали, что уровень сформированности черт гражданской и культурной идентичности учащихся в 6-9 классах – 41%, а в 10-11 классах – 52%. Проблема формирования внутренней мотивации, формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно – политической системой государства актуальна для учащихся нашей школы.
Глава 2. Компетентностный подход к формированию гражданской идентичности.
В одиночку школа не сможет правильно формировать гражданскую идентичность, только во взаимодействии с другими учреждениями возможно полноценное формирование граданско – патриотической идентичности. Для нашей школы это взаимодействие с такими учреждениями, как:
• Администрация сельского поселения Нижнетроицкий сельский совет
• Управление образования Туймазинского района
• Совет ветеранов села Нижнетроицкий
• Центр Детского и юношеского творчества города Туймазы
• Совет ветеранов Туймазинского района
• Совет ветеранов школы
• Краеведческий Музей города Туймазы
• Сельский Дом культуры
• Краеведческий Музей села Нижнетроицкий
• Детская музыкальная школа с. Нижнетроицкий
Для формирования гражданской идентичности важен также и компетентностный подход к обучению и воспитанию.
Это такие компетенции, как:
- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно – политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях; Основные знания по данному направлению учащиеся получают на уроках истории, обществознания, ОДНРК, литературе, географии.
– деятельностный (поведенческий) - участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно – политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятие решения, действия и их последствия. Данная компетенция формируется в ходе проведения в первую очередь внеклассных мероприятиях.
– ценностно – ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влдияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества.
– эмоционально – оценочный – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно – политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения. Формированию данной компетенции способствует участие наших учащихся в НПК различных уровней.
Глава 3. Роль внеурочной работы в формировании гражданской идентичности.
Важную роль в формировании гражданской идентичности играет внеурочная работа, ведь внеурочная деятельность формирует чувство гражданской идентичности, воспитывает патриотизм, социальную активность, формирует стремление к познанию, развивает умение общаться, критическое мышление, толерантность.
Цель внеурочной работы по формированию гражданской идентичности заключается в создании условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для разностороннего развития и самореализации каждого учащегося в свободное от учебы время.
Организаторам внеурочной работы очень важны принципы добровольности, креативности, практической значимости и направленности.
Как формирование гражданской идентичности проходит в нашей школе?
Основные направления:
- Центр правового просвещения
Понимая, что воспитание Гражданина и Патриота невозможно без правовой основы, в сентябре 2010 года мной был создан в школе Центр правового просвещения.
Как говорится в Стандартах второго поколения по духовно - нравственному воспитанию «Современный период в Российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90 – е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально – политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку»[2].
Создание Центра обусловлено нуждами как самих учащихся, так и запросами общества по развитию взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса; поднятием законодательной и управленческой инициативы среди молодых людей.
Глава 4. Роль школьного Музея в формировании гражданской идентичности.
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение и в организации школьных Музеев.
Организация школьного музея – одна из лучших форм общественно - полезной работы юных краеведов – историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Что дает нам создание школьного Музея?
Во-первых, приобретение учащимися глубоких знаний по истории села Нижнетроицкий, Республике Башкортостан и России; умение свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
Во – вторых, воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, выпускниками и учителями родной школы.
В – третьих, достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея - выработка этих умений в процессе поиска, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Основная работа нашего музея – пропаганда боевых и трудовых традиций односельчан, изучение и пропаганда замечательной истории Нижнетроицкой школы - ПЕРВОЙ В РАЙОНЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. Эта работа помогает расширить знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, нашего села, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории, а самое главное, работа по истории школы поднимает престиж профессии УЧИТЕЛЬ!
Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно – патриотической работы, духовно-нравственного развития.
Я убеждена, что музей – это связь поколений, взгляд в историю, в прошлое своего народа. Понимание настоящего невозможно без знания прошлого. Это делает человека человеком! А проводником между прошлым, настоящим и будущим является Хранитель Древностей – руководитель Музея!
Материалы Музея наши учащиеся активно используют на уроках истории, географии, литературе, на внеклассных мероприятиях в 1-11 классах. Так, на НПК учащихся различных уровней были представлены работы об учителях Китовой Люмиле Александровне, Васильевой Валентине Федоровне, Советникове Викторе Антоновиче, писателях и поэтах Солодовникове Эдуарде Иосифовиче, Чернове Константине Александровиче, об истории школы, о трудовом и боевом подвиге наших земляков во время Великой Отечественной войны.
Вот уже последние 7 лет мы проводим в школьном Музее истории школы и села Нижнетроицкий Уроки Добра для первоклассников и выпускников перед выпускным балом. В доступной форме, наглядно мы говорим с ребятами об общечеловеческих ценностях, таких, как ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОТЕЧЕСТВО, ТРУД, ЗНАНИЯ, КУЛЬТУРА, ЗЕМЛЯ, ТВОРЧЕСТВО. В конце Урока первоклассники рисуют Добро, а выпускники обязательно берутся за руки, потому что они понимают, что все вместе они последний раз.
Глава 5. Работа с ветеранскими организациями школы и района.
С формированием гражданской идентичности связана и работа с ветеранскими организациями.
В 2012 году в школе был создан Совет ветеранов работников школы, принят Устав, и одним из направлений работы в 2013 году стало Содружество Добрых дел.
Что же это такое? В данной организации у нас 27 ветеранов. Мы выбрали 5 ветеранов, которые активно занимаются садоводством, закрепили за ними по 2 класса. В течение лета учащиеся ходили к своим «подопечным», изучали, что и как можно выращивать на огородах. Ветераны охотно делились своими секретами, дали очень много полезной информации. Нина Васильевна Сотская познакомила ребят с лекарственными травами, а Александрова Анна Павловна рассказала все о клубнике, с удовольствием угостила ребят, Галина Константиновна Никулушкина показала свои бахчевые культуры, а Любовь Григорьевна Макарова поделилась секретами выращивания винограда, Любовь Федоровна Советникова показала и рассказала много нового и интересного о цветах.
Целью акции «Содружество Добрых дел» было не просто показать свои огороды учащимся, а научить правильно выращивать урожай, а впоследствии - поделиться семенами для школьного огорода. Кстати, виноград, которым поделилась Любовь Григорьевна Макарова, уже прекрасно прижился на школьном огороде.
В октябре 2016 года в школе прошло выездное заседание Президиума Туймазинского Совета ветеранов. Встреча наших школьников с ветеранами прошла в очень теплой и дружеской обстановке. Итогом встречи стала совместная посадка голубых елей на территории Обелиска павшим односельчанам.
В марте 2017 года в школе прошел районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе. Были показаны 2 классных часа : в 4 классе – «Улочки – закоулочки» - по материалам исследовательских работ учащихся о родном селе, в 9 классе – классный час по Профориентации, проведен Мастер – класс «21 обязательное качество Лидера». Участниками Семинара была дана высокая оценка организации Семинара.
Глава 6. Нравственное и патриотическое воспитание – залог успеха в формировании гражданской идентичности.
Мощное направление в гражданско – патриотическом воспитании в Год Сочинской зимней олимпиады - КТД «Урок Олимпийской славы», проведенный 7 февраля 2014 года – в день открытия XX зимней олимпиады в Сочи. Урок Олимпийской славы - это только часть большого коллективного дела, проводимого в школе.
Наша школа давно славится успехами в лыжных соревнованиях. В 2014 году ученик 8 класса Андрияшин Максим стал стипендиатом главы Администрации, участником Кремлевской елки в Москве. Вопрос: «Почему именно он?» Андрияшин Максим – лучший спортсмен нашей школы. Во время Урока Олимпийской славы именно Максиму было доверено пронести «олимпийский» огонь, зажженный в нашей школе. Рассказывая о достижениях наших школьных спортсменов, мы видели Гордость в их глазах, в первую очередь, за свою школу. И Добрин Сергей, который не отличался отличным поведением, был первым помощником во время Урока Олимпийской славы, помогал в оформлении Олимпийского дневника.
На основании рекомендаций Управления образования МР Туймазинский район по проведению Акции «Россия – Крым: мы вместе». В школе были организованы фотовыставки «Россия и Крым: мы вместе», проведены круглые столы (9-11 классы), классные часы (5-8 классы). Каждый класс получил задание подготовить определенный материал о Крыме, и в итоге получилась интересный альбом, который использовался на классных часах и мероприятиях.
- Патриотическое воспитание - это не разовые мероприятия . Только тогда оно будет эффективным, когда это - система работы, которая включает в себя такие очень важные пункты , как : День призывника, Связь с воинскими частями, в которых служат наши выпускники, Работа в Зоне Детского Внимания, Исследовательская работа, Акция «Живая Память», Создание экспозиций, посвященных военным людям (годы ВОВ и современное время).
В школе создана экспозиция «Память», где помещены материалы о наших выпускниках и учителях - участниках Великой Отечественной войны, а также отражен вклад нашего села, нашей суконной фабрики в Великую Победу.
Большое значение для наших ребят, будущих воинов имеет участие в Почетном карауле. Такой чести добиваются лучшие парни нашей школы.
Пример нашей школы показывает, что воспитывать хороших людей и настоящих патриотов можно и при неблагоприятной ситуации в семье, недостатке должного надзора за детьми со стороны родителей, в нормальных семьях. Конечно, для этого нужны средства, заинтересованность власти и, самое главное, неравнодушие педагогов.
А в нашей школе такие учителя есть! Они всегда с нами – и на Конкурсах, и на Зарнице, на спортивных мероприятиях, в Смотрах художественной самодеятельности и на Фестивале военной песни, на Вахте Памяти и в Зоне детского внимания!
Очень важный фронт работы для учащихся – поисковая деятельность. Ребята активно работают на сайтах Мемориал, Бессмертный полк, Солдат.ру.
Гордостью нашей школы является активное участие в Акции «Бессмертный полк» . К 69-й годовщине Великой Победы над фашизмом было оформлено 60 транспарантов - 06 мая наши учащиеся были в г.Уфа, В 2015 году было подготовлено в Бессмертный полк 150 транспарантов, а уже в 2016 году - 160 транспарантов, в 2017 году – 165 транспарантов.
Титоров Андрей. Это имя на мемориальной доске на стене нашей школы . Он погиб при исполнении воинского долга в Чечне.
Заключение.
Главным результатом нашей работы в гражданско – патриотическом воспитании стало 1 место в Республиканском Конкурсе на лучшую организацию гражданско – патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях «Растим сынов Отечества» в 2014 – 2015 учебном году и вручение Свидетельства об общественно – профессиональном признании нашей школы, как лучшей в Республиканском Конкурсе «Растим сынов Отечества».
Социокультурная образовательная среда школы - основа здоровой социокультурной среды общества.
Разработка и внедрение комплекса программ формирования гражданской идентичности личности актуальна, социально значима и является отражением изменившейся парадигмы образования – от получения знаний к развитию личности обучающегося как гражданина России.
Гражданско – патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родная страна.
Я рада, что в такой очень важной работе, как формирование гражданской идентичности учащихся, есть мой большой вклад . И , самое главное, что все, чем я занимаюсь, я делаю с огромным удовольствием!...
Моя гипотеза – Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе - полностью подтверждается.
Работа по формированию гражданской идентичности в нашей школе проходит планомерно, есть хорошие результаты, но работа продолжается.
Список использованной литературы:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты на официальном сайте Министерства образования и науки РФ
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» . Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
3. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/ авт.-сост. В.В. Гордеева- Волгоград: «Учитель»,2007.
4. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков/ авт.-сост. Е. А. Мавлютова.-Волгоград: Учитель, 2009
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ Серия «Стандарты второго поколения»/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А./ Москва, Просвещение, 2010
6. Материалы интернета: http://sch-mousosh13.narod.ru/index/0-44
http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/48541/
http://sh2-krkam.edusite.ru/p108aa1.html
http://all-books.biz/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik/sotsialnaya-otvetstvennost-ponyatie.html
Скачано с www.znanio.ru
[1] http://sch-mousosh13.narod.ru/index/0-44
[2] Федеральные государственные образовательные стандарты на официальном сайте Министерства образования и науки РФ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.