Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов
Оценка 4.6

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
музыка +1
Взрослым
03.03.2018
Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов
Умение читать с листа….. Что оно даёт музыканту? Очень многое. Свободное владение этим навыком существенно расширяет кругозор: хорошо читающий знает много музыки. Хорошо читающему с листа легче быстро набрать репертуар - концертный, педагогический, учебный. Особенно важен этот навык концертмейстеру. Потребная при чтении быстрота реакции, необходимость мгновенно найти нужное движение положительно сказывается на развитии техники. Наконец, умение читать с листа облегчает «вхождение» в произведение, позволяет получить о нем наиболее полное представление, когда, на первой стадии работы над ним складывается рабочая гипотеза трактовки.
Формирование и развитие навыка чтения с листа.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федоровская  детская школа искусств» Методическая разработка на тему:  Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов                                      Составила Преподаватель, концертмейстер Земцова  Наталия Валентиновна ХМАО­Югра Тюменская область  Сургутский район Пос. Федоровский 2012г. Умение читать с листа….. Что оно даёт музыканту? Очень многое. Свободное  владение этим навыком существенно расширяет кругозор: хорошо читающий  знает  много музыки. Хорошо читающему с листа легче быстро набрать  репертуар ­ концертный, педагогический, учебный. Особенно важен этот  навык концертмейстеру. Потребная при чтении быстрота реакции,  необходимость мгновенно найти нужное движение положительно сказывается  на развитии техники. Наконец, умение читать с листа облегчает «вхождение»  в произведение, позволяет получить о нем наиболее полное представление,  когда, на первой стадии работы над ним складывается рабочая гипотеза  трактовки Этому столь важному для всякого музыканта умению в учебных заведениях  всех ступеней уделяется определённое внимание. В учебных планах ДМШ  предписывается посвящать чтению с листа часть фортепианного урока или  отводить для этого специальное время. Те же рекомендации можно найти в  планах музыкального училища. В школах, училищах, консерваториях,  предусматриваются специальные проверки умения играть незнакомую музыку без подготовки. И всё же, несмотря на принимаемые меры, нельзя сказать, что выпускники  учебных заведений хорошо читают с листа. Более того, в массе своей  сегодняшние пианисты уступают в этом отношении музыкантам XVIII­XIX  веков. Чем это объяснить?  Одной из причин такого положения можно считать то  обстоятельство, что с течением времени изменилась  сама модель музыканта – представление о том, суммой каких знаний, умений, навыков должен он  владеть. Ещё в эпоху клавирного исполнительства учили, прежде всего,  музицировать, то есть изъяснять на языке музыки так же свободно, как на  родном языке: понимать его, уметь на нем разговаривать, читать и писать.  Юные музыканты хорошо разбирались в структуре музыкальной речи, без  затруднения читали с  листа, импровизировали, сочиняли. Вундеркинды,  выступая перед публикой, демонстрировали, среди других достижений,  умение свободно  играть все, что им ставили на пюпитр. В процессе занятий  сохранялся теснейший контакт с нотным текстом. Ученик играл по нотам новые для него произведения, переписывал их, записывал музыку,  сочинявшуюся им самим. Впрочем, и в XIX веке, чтению с листа уделялось особое внимание. Патриарх  французских пианистов Антуан Мармонтель считал умение читать с листа  главным умением. Брамса его педагог Э. Марксен заставлял по многу часов  играть с листа, на ходу транспонируя исполняемое в разные тональности. О  систематической тренировке этого умения в первые годы  своего обучения    ( всего по десять минут в день!) рассказывает блестящая пианистка Тереза  Карреньо. К четырнадцати годам она могла  играть без всякой подготовки  абсолютно все.  Известно, что сверхъестественным  даром в этом отношении обладал Лист, но и его феноменальное умение, оказывается, было, результатом  соответствующего воспитания. По свидетельству А. Буасье, «в детстве,  прежде чем развивать его музыкальное дарование в каком бы то ни было  отношении, в течение трех­четырех лет его заставляли читать с листа по  четыре часа в день. «Он утверждает, что каждый может достичь того же  результата…» (Буасье, 64­65). Другая причина, вызвавшая определенное «захирение» умения читать с листа,  связана с постепенно  установившейся манерой исполнять  публично наизусть. Еще во времена Бетховена на музыкальных академиях (авторских концертах)  было принято играть по нотам. Это рассматривалось как знак уважения к  публике: композитор выносил на ее суд свои сочинения во вполне  законченном и записанном виде. Рассказывают, что Бетховен не всегда  успевал подготовить к концерту полную запись нового сочинения, и тогда он  ставил перед собой нотные листы с эскизно набросанной музыкальной  мыслью, делая вид, что играет по готовому тексту. Чтобы закрепить музыку в памяти, ученик бесконечно повторяет ее, не глядя  в ноты. Мало того, что картина нотного текста тускнеет в его сознании, на  чтение с листа времени просто не остается. Все большее распространение  исполнительских конкурсов, требующих еще большего « запаса прочности»,  также не способствуют занятиям читкой. Правда в отдельных случаях в  конкурсную программу  включается соревнование  в чтении с листа, и  победитель получает специальный приз, но такие случаи очень редки.  Еще одну можно назвать причину­ это появление возможности знакомиться с  тем или иным произведением, минуя нотный текст, слушая музыку во все более совершенной по техническим характеристикам акустической передаче.  И вот учащиеся обращаются к звукозаписи вместо того, чтобы познавать за  роялем не только фортепианную, но и оперную, симфоническую, камерную  литературу исполняя ее в четыре руки. Глава I Научить читать с листа можно каждого, но результаты обучения будут  разными в зависимости от дарования ученика. Каковы те качества личности,  наличие которых позволяет ожидать больших успехов? Прежде всего,­ такие характеристики интеллекта как:  Сообразительность (быстро думающие в противоположность соображающим  туго) Умение концентрировать внимание, собираться. Быстро двигательная реакция Хорошо развитый внутренний слух Любознательность (желание знакомиться со все новой и новой музыкой) Качество артистизма ­ состояние особой приподнятости, увлеченности,  концентрации всех сил, блаженного ощущения «все могу». Нужна для чтения  с листа и особая смелость, или, как говорят цирковые артисты – кураж. Все эти качества не только являются предпосылками эффективности занятий  чтения с листа – они успешно развиваются в процессе самих занятий. И теперь следует определить, что понимается под чтением с листа, ибо за такое чтение  нередко принимают простой разбор нотного текста. Между тем чтение  музыкального текста и его разбор – это два разных процесса с разной целевой  установкой, с иным психологическим механизмом. Разбирать произведение – это значит играть его в посильном (обычно  медленном темпе), по фрагментам или подряд, останавливаясь и   поправляясь, нередко правой и левой рукой отдельно. Целевая установка  здесь – разобраться в музыке. Чтение с листа предполагает исполнение непрерывное, без остановок и  поправок, в должном темпе, со всеми оттенками. Целевая установка тут   другая: сыграть с первого раза пьесу так, как будто она уже освоена и выучена, воссоздать ее в ее художественной целостности,  проинтерпретировать, осуществить артистический акт. Послушайте, что говорит по этому поводу Моцарт: «…в чем состоит  искусство читать prima vista? Вот в чем: играть пьесу в правильном темпе,   передавать, как  указано, все ноты, форшлаги и т. д.; исполнять с экспрессией  и вкусом, так, чтобы казалось, будто пьесу сочинил тот, кто ее играет». В  высказывании Моцарта интересны два момента: 1. При чтении с листа предполагается, возможно, более совершенное,  законченное исполнение. 2 Моцарт подчеркивает, что должны быть переданы «все ноты, форшлаги  и т. д.». Эта ремарка великого музыканта ценна тем, позволяет размежевать  чтение с листа и игру также без подготовки и без остановки, но с  намеренными упрощениями. Именно опуская незначительные подробности и  упрощая фактуру, пианисты играют обычно клавиры опер и балетов. Умение  схватить главное – это особое умение, которому специально учат в классах  концертмейстерского мастерства. Чтение же с листа предполагает полноценную передачу музыки во всех ее  подробностях. Поскольку внимание играющего направлено при этом на самую суть музыки, стремление при первом же исполнении раскрыть ее образный  смысл позволяет на время забыть о технических трудностях.  « Что я хочу  сказать» ведет за собой «Как я это сделаю?» «Что» вытесняет «Как» на  периферию сознания. Поглощенный музыкой, играющий включает все  имеющие  у него  интеллектуальные и эмоциональные ресурсы и нередко с  удивлением обнаруживает, что при чтении с листа начинает получаться то,  что обычно представляет для него трудность. Чтение с листа – это сложный психофизиологический процесс, синтетический навык, состоящий из ряда компонентов.  В комплексном навыке чтения с  листа можно выделить две стороны: 1 Восприятие (прочтение) нотного текста 2 Двигательная реакция Восприятие нотного текста  Вид нотного текста мгновенно включает внутренний слух (способность  слышать музыку внутри себя, без опоры на реальное звучание), и музыкально ­ слуховые представления, которые у инструменталиста всегда теснейшим  образом связаны («сплавлены») с представлениями двигательными, тотчас же  воплощаются в игровые движения. При этом, чем ярче эти представления, тем с большей легкостью реализуются они в пианистических движениях.  Трудности, которые поджидают учащегося при восприятии нотного текста: Ноты на добавочных линейках Случайные знаки Игра в тональностях с большим количеством ключевых знаков Частая смена ключей Требующие мгновенной расшифровки мелизмы Многозвучные аккорды Пассажи сложной интервальной структуры Прихотливые ритмы, в том числе полиритмия Фактура полифонического типа Навык  вертикального чтения Для скрипачей, духовиков, вокалистов и представителей других музыкальных специальностей, которые имеют дело с записью музыки на одной строке,  процесс чтения не представляет большой сложности. Подобно  тому, как при  восприятии словесного текста глаз легко схватывает сразу целую строчку,  скрипач или певец легко прочитывает нотную строку. Не то у пианиста,  который должен охватить взглядом сразу две строки, а  иногда и более  (вспомним о трех ­ и даже четырехстрочной  записи  фортепианной музыки у  Листа, Рахманинова, Дебюсси и других композиторов). Пианисту необходимо  развить навык вертикального чтения. Американский музыкант и известный педагог Сидней Лоуренс видит в  вертикальном чтении суть процесса игры с листа. В  проведенном им  эксперименте приводятся следующие результаты:  Если прочесть фразу из 6 слов по горизонтали, написанную на листе бумаги,  то на это потребуется 3 секунды. Например: ТИМОТИ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В РАЗНЫХ ПРОДЕЛКАХ Затем если прочитать текст по вертикали, то на прочтение уже потребуется 9  секунд: П    С     М     О    А    У О    Д     А     Ш    Й   Ш Н    Е      Д     И     Р    Л Я    Л      Л     Б     И    А В    А      Е     К     Н        Н     Н     И        Н     О        Ы     Й        Е Помимо навыка вертикального чтения пианисту нужно еще одно самое важное умение – взглянув на нотный текст, мгновенно постичь основную  музыкальную мысль, содержание достаточно крупного куска музыки. Для  этого нужно уметь охватить взглядом этот кусок, то есть не задерживаться на  звучащем моменте, а смотреть на несколько тактов вперед. При чтении словесного текста смысл появляется на уровне как минимум  СЛОВ или даже целых предложении. Вот что происходит при грамотном восприятии нотного текста: НЕ ИЕЕМТ ЗАНЧНЕИЯ, В КОКАМ ПРЯОКДЕ РСАПОЖОЛЕНЫ БКУВЫ В СОЛВЕ. ГАЛВОНЕ, ЧОТБЫ  ПРЕАВЯ  И  ПСЛОЕНДЯЯ БКВУЫ БЛЫИ НА МСЕТЕ. ОСАТЬЛЫНЕ БКУВЫ МГОУТ СЕЛДОВТАЬ В ПЛООНМ  БСЕПОРДЯКЕ, ВСЕ РВАНО ТКЕСТ ЧТАИТСЕЯ БЕЗ ПОБРЕЛМ.  ПИЧРИОНЙ ЭГОТО ЯЛВЯТЕСЯ ТО, ЧТО МЫ ЧИАТЕМ НЕ КДАУЖЮ  БКУВУ ПО ОТДЛЬЕНОТСИ, А ВСЕ СОЛВО ЦЛИКЕОМ. Чтение с листа требует умения увидеть в тексте семантически значимые  отрезки хотя бы на уровне мотива («музыкального слова»), а затем все более и более крупных структур. Для результативного чтения с листа необходимо научиться структурировать музыкальную речь, то есть расчленять ее на  синтаксические единицы, являющиеся носителями определенного смысла. По­ французски процесс чтения с листа передается глаголом dechiffrer, что  означает «дешифровать», «расшифровывать», в переносном значении –  «распутывать», «разгадывать». То есть отыскивать за условными значками  смысл.  В музыкальном тексте разбивка базируется на выявлении  мелодических и гармонических оборотов, ритмических комплексов,  фактурных, жанровых формул, то есть узнавании знакомых, стереотипных,  отложившихся в сознании в виде некой целостности блоков, моделей,  интонационных единств. Понимание логики развития музыкальной мысли  позволяет предугадывать, что последует дальше, существенно облегчая  процесс чтения с листа. Восприятие нотного текста – интеллектуальный процесс, требующий  напряженной работы сознания, но, согласно определению чтения с листа как  артистического, художественного акта, оно должно обязательно  сопровождаться и  эмоциональным переживанием. Нужны  заинтересованность, эмоциональная  вовлеченность в процесс чтения, полная  погруженность в это занятие. Одним словом, восприятие должно быть  активным. Состояние эмоционального подъема, напряжения всех душевных и  физических сил во время чтения с листа делает этот процесс особенно  результативным. Второй составляющей сложного навыка чтения с листа является  двигательное воплощение того, что играющий вычитывает в нотной записи.  Успех здесь обеспечивает следующие три момента: 1) владение основными  техническими формулами; 2) уверенная осязательная ориентировка на  клавиатуре; 3) умение применить при чтении рациональную аппликатуру.  1.  Чем больше в техническом арсенале пианиста, по выражению Листа,  «основных (фундамельных) формул», являющихся ключом ко всему, тем с  большей легкостью будет он играть с листа, используя их в качестве готового  материала. Это гаммы, арпеджио трезвучий и доминантсептаккордов с  обращениями, последования двойных нот, кадансовые обороты в аккордовом  изложении, основные типы гармонических фигураций, ритмоформулы и т.п и  т.д.  Владеющий этими «ключами» пианист с легкостью отомкнет незнакомый  текст. 2. Осязательная ориентировка на клавиатуре предполагает способностью  играть не глядя на руки (клавиатуру), что, в свою очередь, требует ясного  представления топографии клавиатуры. Приучать к такой манере исполнения  надо с первых шагов фортепианного обучения. Кто, играет по нотам,  ежесекундно переводит взгляд с нот на руки и обратно, делая при этом  характерное движение – кивки («клевки») головой, никогда не научится   читать с листа. Надо постоянно напоминать ученику, что играть следует почти не отрывая  глаз от нотной страницы, а при игре наизусть научиться смотреть не на руки, а перед собой. Если эти рекомендации не помогают и ученик по­прежнему не  отводит взгляда от клавиатуры, можно прикрыть её, слегка наклонив крышку  иди подержать над клавишами в горизонтальном положении нотную тетрадь.  Тем, кто постарше, полезно время от времени играть без света, в темноте  (такой совет давал, кстати говоря, ещё Ф.Э. Бах). Этим тренируется только  навык игры вслепую: игра без освещения развязывает соображение, дает волю  фантазии, позволяет не отвлекаться уже ничем. Чтобы научится играть, не глядя на руки, полезно давать читать с листа  произведения с позиционным типом изложения. Играя, скажем, «Пьесы для  пяти пальцев»  Стравинского, нет нужды смотреть на клавиатуру, потому что  партия правой руки излагается здесь в пределах пятипальцевой позиции.  Полагаясь только на тактильные ощущения, нетрудно играть также гаммы,  арпеджио трезвучий, аккорды либо этюды с их однотипными техническими  формулами. Полезны и специальные упражнения в слепой игре. Вот, к примеру, что  означает К. Херманн: 1. Занести с колен не глядя руки на клавиатуру, на квинты до – соль в  малой и первой октавах. Можно помочь себе, нащупать средними  пальцами черные клавиши. К. Херманн метко подмечает естественность этого движения: приступая к еде, мы берем таким синхронным  движением обеих рук нож и вилку. 2. Также не глядя, поставить руки на пять черных клавиш от до­диеза и,  исходя из этой позиции и постоянно возвращаясь на нее, играть  близлежащие трезвучные аккорды (трезвучия, секстаккорды,  квартсекстаккорды, уменьшенные трезвучия). 3. Взяв любым пальцем любую клавишу, скачком того же пальца брать не  глядя следующий звук, отстоящий от первого (вверх или вниз) на  интервал секунды, затем терции, кварты и т.д., вплоть до октавы. 4. Пройтись по клавиатуре, сохраняя руку определенной интервальной  позиции (терции, кварты, квинты и т.п.). 5. Играть ряд трезвучий в хроматическом порядке, снимая каждый раз  руку с клавиатуры.  3. При чтении с листа важно уметь мгновенно подобрать нужную  аппликацию. Тут также надо обратить внимание на два момента:  на владение  аппликатурным стереотипом и на умение от него отойти, молниеносно  реагируя непривычные мелодические, гармонические, фактурные обороты. Замечу только, что чтение с листа помогает развить аппликатурную ловкость,  «приспособляемость»  к любым ситуациям. Посмотрим теперь, какова наиболее целесообразная последовательность  действий при чтении с листа на уроке.  Начинается все с того, что ученик под  руководством педагога приступает к «разглядыванию» текста. Вместе  обсуждается название пьесы, её жанр, принимается к сведению обозначения  темпа и размера, определяется тональность. Выясняется форма произведения, характер музыки, осознается основной метроритмический рисунок, тип  фактуры, динамический план, артикуляционные приемы. Выявляются границы фраз, их интонационный рельеф. Опознаются уже знакомые ученику элементы текста, опора на которые облегчает процесс чтения. Особое внимание  обращается на моменты изменений: на смену ключей, регистров, фактуры, на  модуляции, на связки – переходы, на вариативную трансформацию материала. Надо заботиться и о выборе единицы пульсации – той счетной единицы,  которая может не совпадать со стоящим в ключе размером, но создает  комфортные условия для чтения. В быстрых темпах  такая единица может  быть длительностью более крупной, чем та, что обозначена на ключе, в  медленных же темпах она  обычно бывает более дробной. Замечу, что пульс  вовсе не должен быть неизменным на протяжении всего произведения:  в  зависимости от типа изложения единица пульсации может изменяться. Теперь, хорошенько рассмотрев и обдумав, можно приступать к игре. Перед  её началом нужно помочь ученику снять мышечное напряжение, приняв  свободную, нескованную позу, удобно сесть за инструментом. Читать произведение с листа желательно не менее трех раз. После первого  раза педагог вместе с учеником анализирует его игру. Уточняются отдельные  моменты, на которых  тот застревал, а затем пьеса играется ещё два раза. Как  показывает опыт, наиболее удачными бывают первое и последнее  проигрывание. Первое – потому что оно производится с максимальной  концентрацией сил и внимания. Последнее – оттого, что после двух  повторении пьеса оказывается уже более или менее знакомой. Во время  второго прочтения ученик бывает несколько растерян от сложности  стоящей перед ним задачи, и в исполнении появляется особенно много  шероховатостей. Что касается материала для чтения, бытует мнение, будто он должен быть на  два  порядка легче, чем  пьески из репертуара ученика, над которыми он в  данный момент работает. Например, пятикласснику нужно давать читать с  листа пьески для третьего класса, семикласснику – для пятого и т.д. Но это  ошибочное мнение, нужно заниматься чтением с листа с самого начала, как  только освоена нотная грамота и выбран  материал, который  будет разве что  чуть легче, чем основной  репертуар ученика (особенно в отношении его  технической трудности), особой проблемы с чтением не будет. Примем во внимание и вот такое обстоятельство. В начале обучения дети  быстро схватывают музыку и с ходу запоминают её. Впечатление, что ученик  играет по нотам, бывает обманчивым: на самом деле он играет по слуху и «с  рук» педагога. Чтобы малыш не отрывался на этой стадии обучения от  нотного текста, важно постоянно давать ему читать с листа. Начинать чтение можно с одноголосных мелодий, а затем  переходить к  пьескам, изложенным по принципу чередования рук, когда каждый  данный  момент читаешь только одну нотную строчку. Примером такой фактуры  может служить Маленький этюд из «Альбома для юношества» Шумана.  Следующий шаг – пьесы, где мелодия дана в обеих руках в октаву, а также  такие, в которых сопровождение к мелодии представляет собой бурдонный  бас (скажем, в виде квинты) либо остинатную фигуру. После этого можно  перейти к чтению несложных канонов, мелодий с простейшим  аккомпанементом, пьесок с фактурой хорального типа. Дальнейшее  усложнение музыкального текста в описании не нуждается. Что следует брать для чтения?  Да все, что угодно, но есть такие  произведения, которые особенно хороши для этой цели. Во­первых, это  материал, выбираемый по принципу аналогии. К примеру, начинающий учение разучивает пьеску, где мелодия звучит на фоне квинт. После того, как она  освоена, полезно дать прочесть с листа другую пьеску  того же склада. Такие  однотипные сочинения легко найти в хрестоматиях и школах для первых лет  обучения. Во – вторых, удобным материалом для чтения являются этюды. Здесь также  можно действовать по аналогии. Разучив этюд, где основная техническая  формула дана, скажем, в партии левой руки, ученик прочитывает с листа аналогичный этюд, где та же формула поручена правой руке. Этюды удобны  для чтения с листа и потому, что  основаны, как правило, на повторении  однотипных технических формул. Наконец, читая с листа инструктивный  этюд, можно позволить себе избрать удобный для себя темп: художественный  образ в таких этюдах выражен неявно. В – третьих, отличным материалом для чтения может служить музыка эпохи  барокко в силу характерной для неё позиционности изложения, позволяющей  играть не глядя на руки. В – четвертых, навык чтения хорошо развивается в ансамблевой игре,  особенно с более сильным партнером (педагогом или подвинутым учеником).  Ведущий  ведет за собою слабого, обеспечивая непрерывность исполнения и  единого темпа. Надо также иметь в виду, что легче читать уже знакомую музыку, которая,  как говорится, на слуху. Звуковой образ произведения во внутреннем слухе  играющего значительно облегчает игру без подготовки. Само собой,  разумеется, читать с листа следует то, что ученику интересно.  Ведь интерес  ­ это мощный стимул, который обостряет внимание, мобилизует духовные и физические силы играющего. «…Хорошее чтение с листа – дело наживное, требующее не только таланта, но и упражнения и опыта. Решает здесь, конечно, интерес и любовь к музыке».  (Нейгауз,1987,49) Список использованной литературы 1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. ­ Москва,1978. 2. Брянская Ф. Формирование  и развитие навыка игры с листа в первые  годы пианиста: Методические материалы. ­ Москва,1971. 3. Коган Г. Работа пианиста.­ Москва, 1963.  4. Корыхалова Н. За вторым роялем. Работа над музыкальным  произведением в фортепианном классе. ­ Санкт­Петербург, 2006. 5. Корыхалова Н. Уроки Листа.  Вступительная статья и комментарии Н.  Корыхаловой. ­ Санкт­Петербург ,2002.

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов

Формирование и  развитие навыка чтения с листа в фортепианном классе в детской школе искусств у учащихся младших классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018