«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»
Оценка 4.6

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
Взрослым
23.03.2018
«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»
Графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. О формировании графических навыков письма и идет речь в данной статьеО формировании графических навыков письма и идет речь в данной статье
Формирование каллиграфических навыков письма.doc
Куксова Любовь Ивановна, учитель МБОУ СОШ № 2 г. Амурск «Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»  Куксова Любовь Ивановна,  учитель МБОУ СОШ № 2 г. Амурск Известный ученый психолог А. Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным   основанием   относится   психологией   к   наиболее   сложным   осознанным формам речевой деятельности»  Овладеть письменной речью можно «только при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов вплотную подведших его к  процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладения  идеей и техникой записи.  Учитывая тот факт, что письмо является одной из  важнейших психических функций человека, универсальным средством общения,  мышления, организации действий, опосредует такие психические процессы как  память, восприятие, воображение, возможно, утверждать, что обучение письму –  одно из главных условий полноценного развития личности ребенка» (Л. С.  Выготский, А. Р. Лурия, В. В. Давыдов и др.). Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороны  письма, необходим определенный уровень психофизиологического развития  ребенка, и не только руки, как  иногда считают, а, прежде всего мышления,  памяти, внимания, способности к зрительному восприятию объектов. История письма – это фактически, история развития человечества, есть  даже   специальная   наука   –  грамматология,  изучающая   историю   письма.   Это интересно потому, что в процессе формирования письма каждый ребенок как бы повторяет   историю   человечества   (от   передачи   мысли   и   отдельного   слова   при помощи графического изображения до сознательного выделения слов и звуков). Звукобуквенное письмо – исторически самый поздний и самый совершенный вид письма. Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических   упражнений,   переписывания.   Только   при   Петре  I  был   упрощен шрифт, но все еще был достаточно вычурным. В начале 20 века с новой остротой стал вопрос об упрощении шрифта. Потребность в дальнейшей  работе в этом направлении остается и в настоящее время. Письмо, которому учат в нашей школе – это русское курсивное письмо. Последняя реформа   (1969г.) существенно изменила способ выполнения букв, а графические формы претерпели незначительные изменения.  Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности   человека.   Для   формирования   навыка   требуется,   чтобы обучающийся   был   подготовлен   к   обучению   этому   навыку.   Письмо   –   одно   из наиболее   комплексных   умений,   которые   формируются   в   процессе   обучения. Важнейшими   элементами   обучения   являются   формирование   графического   и каллиграфического   навыков,   параллельно   с   которыми   идет   формирование орфографических навыков. Каждому   учителю   хорошо   известно,   насколько   трудно   протекает становление   у   младших   школьников   умения   писать   разборчиво,   ровно,   с соблюдением пропорций, одинакового наклона и т.д. Но не каждому педагогу известно,   что   вовремя   письма   от   ученика   требуется   умение   воспроизводить образец,   анализировать,   сравнивать,   обобщать,   синтезировать   и   только   потом осуществлять нужные движения, тонко координировать их. Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного   периода.   Если   захватывание   предметов   –   кубика,   шарика   ­ формируются у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при   еде требует более сложных координаций. К трем годам движения руки ребенка уже значительно развиты, но орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют. Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма. Методистом Е.Н.Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4 – 7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось,   что   детям   этого   возраста   легче   осуществлять   сгибание   и разгибание   большого   и   указательного   пальцев   и   труднее   –   вращательные движения этих пальцев. При этом движение пальцев, особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6 – 7 лет) сопровождаются движением губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой   регуляции,   видимо,   еще   недостаточно   дифференцирована:   движения пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны. Развитие движений  пальцев руки,  по­видимому,  задерживается   даже  при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не   закончено   окостенение   пальцев   кисти.   В   раннем   и   дошкольном   возрасте происходит и накопление опыта движений, развитие двигательного контроля. В преддошкольном   возрасте   наблюдаются   первые   движения   с   карандашом   на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки двигательной регуляции движений. В дошкольном возрасте (по данным А.В.Запорожца)   при   формировании   движений   и   двигательных   навыков   очень велика   роль   подражания,   роль   словесного   объяснения.   По   данным   Е.Н. Соколовой, у детей 4 – 5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием   пальцев   кисти,   так   что   в   результате   прямые   линии   получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым. К 6 годам движение руки   при   письме   букв  и   их   элементов   уверенные,  но   остаточный   тремор   при переходе от письма прямой линии к закруглению еще вполне возможен у многих детей.  Графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают   процесс   письменной   речи.   В   этом   специфика   и   сложность   их 2 формирования.   Они   формируются   не   изолированно,   а   совместно   с   чтением, орфографией, развитием письменной речи. Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. Занятия лепкой, конструированием,   поделками   из   бумаги   и   другие   занятия   развивают   руку, пальцы,    глаз  ребенка. Они  подготавливают   руку  и глаз   к  процессу  письма  – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспринимать ее.  Таким  образом,  к  моменту   поступления  ребенка   в  школу   глаз   и  рука  в какой­то мере уже готовы к обучению письма.  В   начале   обучения   детей   письму   с   шестилетнего   возраста   в   развитии движений, в наращивании их скорости, в управлении движениями остается много из того, что было еще в более раннем возрасте. Скорость письма за первый год обучения   не   так   быстро   увеличивается,   как   у   детей   7   лет,   так   как   мелкая мускулатура руки еще менее развита, чем более крупные мышцы.  Графические навыки   письма   сложны   и   складываются   из   различных   приемов:  приемов необходимых для письма и приемов письма. Приемы необходимые для письма:   владение инструментом письма;  соблюдение правильного положения тетради;  соблюдение правильной позы при письме;  движение руки вдоль строки во время письма. Приемы письма:   письменную;      приемы написания букв (начало, куда вести, поворот, соединение) приемы соединений букв; приемы сопоставление букв по высоте; приемы правильного наклонения букв. Таким   образом,   с   самого   начала   формирования   навыка   письма   перед обучающимися   встает   ряд   задач   по   овладению   разными   приемами.   В   первые несколько   дней   обычно   происходят   ознакомление   с   этими   приемами   и первоначальное   овладение   приемом   держания   ручки,   посадкой,   положением тетради   при   письме.   Эти   приемы,   которые   занимают   сначала   все   внимание ученика, еще будут отрабатываться в течение 2 – 3 лет. умение сравнивать образец с результатом письма; приемы   перевода   звука   в   письменную   букву   и   печатной   буквы   в В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение многих   условий   и   овладение   рядом   приемов,   при   первоначальном   овладении графическими   навыками   наблюдается   сложность   распределения   внимания ученика.   Трудности   в   распределении   внимания   при   письме   продолжаются довольно значительный период, до тех пор, пока отдельные приемы не станут осуществляться довольно легко. Достигается это в ходе постоянных упражнений на развитие внимания.  3 В первый период обучения навыка письма очень несовершенными являются зрительный   и   двигательный   контроли   над     движениями.   Ведущим   при   этом является   зрительный   контроль,  поэтому   необходимы   упражнения   на  развитие зрительной памяти. Постепенно   происходит   закрепление   однотипных   движений   при   письме одинаковых   букв,   начинает   вырабатываться   почерк.   Известна   зависимость качества   почерка   от   скорости   письма,   хотя   эта   зависимость   относительная.   знание   психофизических   особенностей   развития Таким   образом, каллиграфических   навыков   письма,   способствует   более   успешному формированию каллиграфических навыков у учащихся начальной школы.  При обучении   письму   учителю   так   же   важно   опираться   на  принцип   учета индивидуальных особенностей детей:   хорошо знать способности детей к письму;   учитывать особенности зрения детей;  замечать   отклонения   в   моторике   (подергивание   руки   во   время   письма, дрожание пальцев, частая смена положения тетради и руки на столе).  Учитель должен видеть каждого ученика не в общих, а в конкретных его действиях. В   период   обучения   грамоте   письмо   как   сложное   речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения.   В формировании навыка письма выделяется три этапа: 1   этап  –   аналитический   (вычленение   и   овладение   отдельными   элементами действия, уяснения содержания);   2  этап  –   условно   назван   синтетическим   (соединение   отдельных   элементов   в целостное действие);   3   этап  –   автоматизация   (фактическое   образование   собственно   навыка   как действия,   характеризующегося   высокой   степенью   усвоения   и   отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля). На первом этапе  ребенок обязательно должен осознать не только, что он должен сделать, но и как это сделать правильно в соответствии с требованиями. Объективная закономерность начального этапа – постоянный контроль, сличение, коррегирование   по   ходу   действия.   Как   показали   расчеты   психологов   и физиологов  время   движения   руки   на   начальном   этапе   практически   равно времени   паузы,   то   есть   на   осознание   действий,   определение   стратегии последующего действия необходимо такое же время,  как и на выполнение самого движения. Вот почему так медленно на начальном этапе пишут дети и их нельзя торопить.  Способность   понимать   и   различать   элементы   букв,   умение   выделять соотношение частей, понимание как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить на строке – первый шаг в обучении каллиграфическим навыкам. 4 Следующий   шаг   –   объяснение   того,   как   выполняется   движение   при написании   основных   элементов.   Основным   звеном   коррекции   на   этом   этапе обучения и в этом возрасте является зрительный контроль. Формирование чисто технического навыка можно выделить только условно, так как одновременно идет формирование других довольно сложных задач. Чисто технически важно на этом этапе   научить   видеть   строку,   ее   середину,   чувствовать   расстояние,   мысленно выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву. Для этого на первых уроках обучения грамоте и письму необходимо вводить упражнения по развитию пространственных представлений. Еще   один   вывод   можно   сделать,   основываясь   на   особенностях   первого этапа навыка письма – нельзя формировать темп, скорость письма. Психологами установлено,   что   у   шести   ­   семилетних   детей   в   течение   всего   первого   года обучения   при   требовании   «пиши   быстрее»   скорость   самого   движения   не увеличивается, а лишь сокращается время микропаузы, то есть то время, которое необходимо для осознания движения. Оптимальная скорость письма на первом этапе обучения для шестилеток – 4 – 6 знаков, для семилеток – на 2 – 4 больше. Оптимальная скорость для первого года обучения 4 – 6 знаков в минуту в начале года и 10 – 16 знаков в конце года. Во 2 классе 20 – 25 знаков, а в 3 классе – 40 – 45 знаков в минуту. Первый этап обучения (букварный период) может удлиняться, затягиваться, если   методика   обучения   не   соответствует   закономерностям   формирования навыка и возрастным особенностям ребенка. Длительность и особенность второго и третьего этапов обучения во многом зависит от того,  насколько успешно шло формирование навыка на первом этапе. Графическая   грамотность   как   один   из   показателей   сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе   перекодировки   звуковой   формы   слова   в   графическую   и   при непосредственном   воспроизведении   ее   на   бумаге.  Графические   ошибки   это пропуски,   перестановки,   разнообразные   замены   букв,   соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение   формы,   размера,   пространственного   положения   и   количества элементов в буквенном знаке.  К  причинам  возникновения   графических   ошибок   следует   отнести, недоразвитие   у   детей   звуковой   стороны   языка,   то   есть   фонематического слуха   и   культуры   звукопроизношения,   несовершенство   зрительного восприятия   и   двигательного   восприятия   на   бумаге   буквенных   знаков   и   их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению. Следующий показатель сформированности графического навыка является каллиграфическая   четкость   и   устойчивость   письма.  Этот   критерий характеризуется   умением   пишущего   соблюдать   установленную   высоту, ширину   и   угол   наклона   букв   и   их   элементов.   Каллиграфические   ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся.  Погрешности   в   письме   могут   быть   вызваны   самыми   различными 5 причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради,   руки,   ручки   и   т.   д.),   перенапряжением   руки,   отсутствием необходимой   пространственной   ориентации,   несовершенством   регуляции движений   и   так   далее.  Соблюдение   требований   каллиграфического   письма легко определить на глаз или использовать линейку и карандаш, приложив их к строке, или за единицу измерения брать букву  и  (все буквы русского алфавита имеют   одинаковую   ширину   с   буквой  и,  пробелы   между   словами   равняются ширине двух букв и). Связанность письма – важный показатель сформированности графического навыка. При соблюдении норм безотрывного письма почерк учащегося становится четким и устойчивым, а темп письма ускоренным. Для улучшения этого критерия я использую  методику письма вслепую: детям предлагаю воспроизвести букву, слог,   слово,   контролируя   себя   лишь   на   основе   двигательных   ощущений.   При проведении не сообщаю детям истинной цели задания, предупреждаю, что нельзя исправлять написанное, зачеркивать, дописывать. При письме вслепую становится очевидным,     сформировались   ли   в   памяти   ученика   точные   зрительно­ двигательные   образы   буквы,   знает   и   выполняет   ли   установленные   правила соединения букв. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае, когда говорится   о   его   технической,   сугубо   каллиграфической   стороне,   это   обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особо велика  роль интеллекта  на этапе становления навыка письма. От ученика   требуется   умение   воспринимать   образец,   анализировать,   сравнивать, обобщать,   синтезировать   и   только   потом   осуществлять   нужные   движения, координировать их.  Важно   целенаправленно   способствовать   поднятию   на   новый   уровень наглядно­образного   и   отвлеченного   мышления   первоклассников.   Наглядно­ образное   и   отвлеченное   мышление   необходимо   ребёнку   для   восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана   правильных   движений   при   письме.   А   также   совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм; становлению умения ориентироваться   в   пространстве   места,   легко   определять пространственные   отношения   между   элементами   букв;   развитию   умения самостоятельно   управлять   всей   сложной   системой   действий   пишущей   руки. Безусловно,   каллиграфический   навык   можно   сформировать   и   без   опоры   на интеллект   как   сугубо   предметное,   имитационное   действие.   Но   тогда   процесс обучения,   во­первых,   будет   длительнее,   а   во­вторых,   в   результате   получим сформированный   почерк   ребенка,   но   не   внесем   желательных   изменений   в личность ученика: у него не появится способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их и так далее.   В книге Л.С. Выготсгого   «Мышление   и   речь»   сказано,   что   понятие   образуется,   когда   строки, 6 сформируются ощущения, развитие мускульной памяти (трафареты), тактильной памяти (создание в памяти ребенка образца буквы, соединения букв). Дети не очень любят уроки русского языка. «Это трудно», ­ говорят они. Но уроки письма, которые содержат развивающие упражнения, не вызывают у детей отрицательных эмоций. Дети работают творчески, проявляя интерес на каждом этапе урока. Они не просто копируют, а сами создают букву, что способствует развитию   творческого   мышления,   пространственных   представлений,   развитию моторики руки.  Существуют   известные     методы   обучения   письму:   копировальный, линейный,  ритмический,  генетический,  метод   Карстера   и  др.  Напомню   вам некоторые из них.  Копировальный   (стиграфический)  ­     обведение   букв,   напечатанных   в специальных тетрадях или написанных учителем от руки.  Линейный   метод  ­     письмо   букв   и   слов   по   вспомогательной   сетке определяющей высоту буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между   элементами   (сетка   вредна   для   зрения,     лишает   детей самостоятельности, сковывает движение рук).   Генетический – буквы разбиты на группы по составу сходных элементов по нарастающей   графической   сложности   (чаще   применяется   для   отработки формы букв в послебукварный период).   Тактический (ритмический) – письмо под счет,  в одинаковом для всех учащихся   темпе   (повышает   интерес   к   занятиям,   развивает   уверенность, плавность, но при ограниченном применении).    Метод Карстера  –  обучение   письму   путем   прописывания   специальных упражнений   для   развития   движений   руки:   пальцев,   кисти,   предплечья (способствует   овладению   умением   пользоваться   направлением, пространством листа). Обучение   письму   –   одно   из   главных   условий   полноценного   развития личности ребенка. Поэтому формирование графического навыка  должно сегодня работать на решение общей задачи обучения – на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него психофизиологических способностей.  Предлагаю   вам   игры   и   упражнения,   направленные   на   интеллектуальное развитие ребенка. 7 Игры и упражнения, направленные  на интеллектуальное развитие ребенка 1. Логическое развитие О каких буквах идет речь на уроке? Вот буква в виде шалаша. Неправда  ль буква хороша! И хоть она проста на вид,  А начинает алфавит. Удобная буква! Удобно в ней то,  Что можно на букву  Повесить пальто. На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. Алфавит продолжит наш  Буква Л – лесной шалаш. Собери буквы. Буква Р вдали видна. Передохни шофер немного  Стоянка здесь разрешена. Н надела поясок,  Й надела поясок. Буква Н надела ровно. Буква Й наискосок. Словно букву В Алена, Держит трубку телефона. Вот стоит дымок пуская,  Буква Д – труба печная. С этой буквой на носу Филин прячется в лесу. 8 2. Развитие внимания и памяти необходимое на первоначальном овладении графическими навыками, для восприятия конфигурации букв, сходства и различия знаков По   команде   внимание   нужно   в   течение   3   секунд   рассмотреть   и   запомнить картинку,   затем   ее   воспроизвести   в   тетради.   За   1   игру   показывается   6   –   8 картинок. С каждой новой игрой фигуры усложняются.  1                                                                                                                                                    9    5  9 6    А Назвать несколько предметов одного цвета Назвать по памяти как можно больше предметов похожих на круг,  треугольник, квадрат и т. Д. 10 Игра «Слова». Записать как можно больше слов относящихся к определенной теме. Игра «Запоминаем рисуя». Ведущий называет слово (до 20 слов), после каждого названного слова считает до  трех. За это время ученики знаком зарисовывают слово. В конце игры они должны назвать все слова по порядку. Игра «Посмотри и запомни» На столе раскладываются карточки с написанными буквами (позже словами).  Дается время для запоминания букв. Дети отворачиваются, а учитель меняет  карточки местами или убирает несколько. Затем просит сказать, что изменилось. Какие спрятались слова в словах? Лапки, первоклассник, съежился, Владимир, Антонина, колобок, простокваша.          3. Развитие пространственных представлений способствует развитию умений мысленно оперировать образами предметов, ориентации в пространстве,  необходимо для предупреждения каллиграфических ошибок, для  определения пространственного отношения между буквами. Психологи   выделяют   три   основные   линии   в   развитии   пространственных представлений:  переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно;  переход от наглядных изображений к условно – схематическим и обратно; 11  переход от фиксированной в себе точки отсчета к свободно выбранной или произвольно заданной.  Кто что увидит? Опиши положение  учеников на фотографии класса, с позиции какого­нибудь ученика.  Посмотри на рисунки. Раскрась фон красным цветом, а фигуры синим.  Разверни листок бумаги. Покажите   детям   квадратный   лист   цветной   бумаги.   Сверните   его   пополам   и вырежьте   ножницами   из   середины   прямоугольник.   Не   разворачивая   лист, попросите детей нарисовать, как он будет выглядеть, если его развернуть. Графические диктанты. Проведи линию на 2 клетки вверх, на 3 вправо, на 1 клетку вправо, на 1 вниз по диагонали. Эти   упражнения   выполняются   ежедневно   в   течении.   Ломаные   линии   должны содержать не более 12 – 15 отрезков. Отгадай и нарисуй. Например: стоит Антошка на одной ножке (гриб) и т.д. 12 4.   Развитие   зрительного   восприятия   способствует   предупреждению графических ошибок Дорисовать половинку изображения предмета (буквы или предметы)  Рисуем жгутиками пластилина. На доске записано 11 значков: П  *  #           &              +  X  ^  O+  $   Дети работают на листе бумаги выполняя задание учителя: (показывая значок) нарисуйте этот значок (П) в верхнее левом углу листа; его же в верхнем правом углу; О+ в центре листа;                ­ в нижнем левом углу; $  ­ так, чтобы он был между * и П; #  ­ так, чтобы он стоял ниже Х и между              ; & ­ правее #;     ­ левее * и ниже $; + стоял выше О+; ^ ­ выше *  и правее & Упражнения Ли Кларка. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки,  выделено жирным шрифтом: вол/ мол вул вол волк столб болт вол тол вот мак/ маг мат мак мал смак бак мак лак мак рак гак  ручка/ тучка кучка рубка ручка рюмка речку ручка маска/ манка марка каска пасха маска миска Сколько на рисунке кругов, квадратов, треугольников и т.п.   Допиши буквы, прочитай. МЫШАТА МЕШАЛИ, В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ. 13 Радуга дугой над горой. Определить длину отрезков на глаз. Узнай лишний элемент, фигуру. 5.  Упражнения на развитие мышления. Подбери слово. Учитель задает первый слог, а ученики должны подобрать другие слоги, чтобы получились слова. Например:  ро// бот                                  ка  // бан, зак, лач, мень. мин, рась          ла           за                                         по // года, беда, суда, чва, ком, рог         дник          дина          са Составь слова.  Учитель дает детям слово, из букв которого можно составить много других слов: топор, первоклассник, Владимир, конституция, человек и др. Используя предложенные  буквы нужно  составить  как можно больше слов. Например: т, у, ш, а, к; о, к, т; а, а, к, н, б; о, о, е, л, е, к. К предложенным согласным подобрать гласные и составить слова.  Например:  м, к, л; в, г, д; ж, к, л; ж, ц; б, р, щ; р, д; ф, х и т.д. Выбери   главное.  На   доске   записаны   ряды   слов:   первые   слова   прописными буквами, остальные строчные и в скобках. Ученики должны подобрать по два слова   из   скобок,   которые   являются   наиболее   существенными   для   данного предмета. Например:   УЧИТЕЛЬ   (ученики,   парта,  объяснение,   мел,   доска).   САД (растение, садовник, собака, забор,  земля).  ГОРОД (автомобиль,  здания, толпа,  делимое,   карандаш, делитель,   бумага).   ЧТЕНИЕ   (глаза,   книга,   картинка,   печать,   слово). БОЛЬНИЦА (помещение, операция,  врач, радио,  больные). РЕКА (берег,  улица,   велосипедист).   ДЕЛЕНИЕ   (класс, 14 рыболов,   тина,  вода).   КОЛЬЦО   (диаметр,  алмаз,   проба,  круглость, печать). БИБЛИОТЕКА (город,  книги, полки,  читатели, библиотекарь). ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы). КНИГА (картинка,  слово, бумага,  стадион,  победа, соревнования,   музыка).   КОМПЬЮТЕР   (экран,   клавиатура,   считает, выполняет команды). ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключен к компьютеру)  читатель,   библиотека).   СПОРТ   (медаль, Найди  в   названии   каждого   предмета   звук   указанный   цифрой,   напиши   букву, которая обозначает этот звук.                                       3                            1 4                                                  2   6.   Развитие   словесно   –   логического   мышления   (выделение   существенных признаков). Четвертый лишний.  Процессы обобщения, установление закономерностей. 10 листов с наклеенными на них по 4 картинки. Ученик должен определить, какая из них лишняя, дать объяснение, назвать остальные 3 одним словом. Примерный набор картинок: мак, ромашка роза, лук. Чашка, блюдце, суп, тарелка.  Чашка, кастрюля, тарелка, стакан. Коза, курица, корова, овца. Машина, самолет, автобус, троллейбус. Яблоко, персик, огурец, груша. Помидор, баклажан, перец, слива. Молоко, сметана, каша, сыр. Чайник, стул, стол, шкаф. Карандаш, портфель, тетрадь, шляпа. Ученику зачитывается 4 слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно «лишнее». Предлагается найти лишнее слово и объяснить свое решение. Книга, портфель, чемодан, кошелек. Дедушка, учитель, папа, мама. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор. Минута, час, секунда, вечер. Часы, очки, весы, термометр. 15 Обобщение.  Рассмотрите рисунки и подберите к каждому подходящие по смыслу слова. 16 1. Больше 2. Выше 3. Легче 4. Меньше 5. Младше 6. Тоньше 7. Ниже 8. Слева 9. Тяжел 10.Справа 11.Старше 12.Толще           Укажи номера слов соответствующих рисунку а); рисунку б).                                                                                                   Задания на выделение существенных признаков понятия. Чем отличается:  Окно от двери. Указка от карандаша.  Круг от овала. Лист березы от листа клена. Чем похожи слова каждой группы?  Как можно, одним словом назвать каждую из предложенных групп? а) Шоссе, дорога, тропинка. б) Город, деревня, поселок.  в) Сложение, деление, вычитание. Найди и обведи кружком одинаковых жуков, бабочек, пчел.  Какие  признаки помогли вам их отыскать? Выпиши буквы, имеющие в своем составе данный элемент (буквы даны  письменным шрифтом): А, Л, М, Я, Р, Г, У, И Выдели у букв общий элемент (письменные строчные):  м, я, н, у                             а, б, в, д, ю              ц, и, ч, л, ш с, х, ж 7. Ребусы. 8.   Прием   творческого   моделирования  учит   видеть   строку,   её   середину, чувствовать   расстояние   мысленно,  выделять   для   каждой   буквы   её  клетку, располагать в ней букву. Смысл данного приема заключается в том, чтобы дать   учащимся   построить   в   своем   воображении   идеальную   модель, материалом для которой послужил бы, прежде всего витагенный опыт детей. 9. Логические задачи.  Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что       а) я сидел слева от папы, а мама слева то меня; б) папа сидел слева от меня и справа от мамы;      в) папа сидел справа от меня и слева от мамы.          Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?  На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку. Взрослый  и  ребенок  сели  в лодку  и  поехали   ловить  рыбу.  Взрослый говорит   ребенку:   «Ты   мне   сын,   но   я   тебе   не   отец».   Кем   приходится взрослый ребенку? Кем приходится ребенок взрослому? В семье несколько детей. Один ребенок говорит, что у него есть один брат   и   одна   сестра.   Другой   говорит,   что   у   него   нет   ни   одной   сестры. Сколько детей в семье? Сколько мальчиков, девочек? По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть? Термометр показывает 30 градусов мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра? Зажгли 7 свечей. 2 из них погасли. Сколько осталось свечей? (2) Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? В  пакете   лежат   конфеты  2  сортов.  Какое   наименьшее   число   конфет нужно вытащить из пакета, чтобы среди них было хотя бы две одинакового сорта? (3)         В   корзине   лежало   пять   яблок.   Как   разделить   их   между   пятью девочками, чтобы каждая получила по одному,  и одно осталось лежать в корзине? Назови имена мальчиков, если Вася ниже Коли, а Коля не выше Толи. (Толя, Коля, Вася) Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг такого же мяса? Сколько в комнате кошек, если в каждом из 4 углов комнаты сидят по одной кошке, а против каждой кошки сидит по три кошки?(4) На   столе   5   стаканов   с   вишней.   Костя   съел   один   стакан   с   вишней. Сколько стаканов на столе осталось? Какая буква в ряду лишняя? Р А Б Ж М Щ  Леня на дорогу из дома в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой? В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли первые три места. Какое   место   занял   каждый   ребенок,   если   Гриша   занял   не   второе   и   не третье место, а Толя не третье? (1место – Гриша, 2 – Толя, 3 ­ Юра) Использование   таких   упражнений   способствуют   активизации мыслительной   деятельности,   пробуждает   интерес   к   учению,   положительно влияют на формирование каллиграфических навыков письма школьников.

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»

«Формирование каллиграфических навыков письма через развитие интеллектуальных способностей учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018