ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 28.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье раскрываются возможности учебного предмета математики по формированию основных групп компетентностей учащихся. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Иконка файла материала Формирование ключевых компетентностей.doc
«Технология формирования ключевых компетентностей в условиях современной школы» Беркес Инна Александровна, директор Лисиченской   ОШ  I­IIIступеней,   учитель   высшей   квалификационной математики, категории  ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Аннотация:   В   статье   раскрываются   возможности   учебного   предмета математики по формированию основных групп компетентностей учащихся. Ключевые слова: Компетентность, пути формирования. Главная задача современной системы образования ­ создание условий для качественного обучения. Внедрение   компетентностного   подхода   ­   это   важное   условие повышения качества образования. Под   понятием   “компетентностный   подход”   имеют   ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого   процесса   будет  формирование  общей  компетентности   человека,   что является   совокупностью   ключевых   компетентностей,   интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе   обучение   и   содержать   знание,   навыки,   опыт   отношений,   опыт деятельности. Компетентностный   подход   в   образовании   связан   с   личностно­ориентированным   и   действующим   подходами   к   образованию,   поскольку касается   личности   ученика   и   может   быть   реализованным   и   проверенным только   в   процессе   выполнения   конкретным   учеником   определенного комплекса действий. Систему   компетентностей   в   образовании   составляют:   ключевые,   т.е. надпредметные   (межпредметные)   компетентности,   которые   определяются как   способность   человека   выполнять   сложные   полифункциональные   виды деятельности,   эффективно   решая   проблемы;   общеотраслевые   ­   их   ученик приобретает вовремя освоения содержания той или другой образовательной области; предметные ­ их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета. Компетентность ­ это не специфические предметные умения и навыки, даже   не   абстрактные   умственные   действия   или   логические   операции,   а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния. Предметное   обучение   ­   это   только   основа   для   формирования компетентностей   как   интегрированного   результата   учебной   деятельности учеников. Но наши учебные программы были и являются предметными; они регламентируют   содержание   материала,   список   требований   к   усвоению предмета.   Преподаватель   может   формировать   компетентность   учеников. Как это можно реализовать?Интерес   широких   слоев   учащихся   к   математическим   знаниям   за последние десятилетия заметно снизился. Одна из основных причин в том, что уроки математики не дают достаточно убедительного ответа на вопрос: зачем всё это нужно? Обещание благ в отдалённой перспективе  не способствует усвоению абстрактных знаний. В то же время роль математики в самых разнообразных сторонах жизни общества  сейчас резко возросла  и, несомненно, будет возрастать и далее. Между   учебным   предметом   и   математикой,   применяемой   на   практике, возникла определённая пропасть. Мостом между ними и должно послужить существенное усиление прикладной направленности курса математики. Под прикладной направленностью обучения математике мы понимаем формирование   у   учащихся   знаний,   умений   и   навыков,   необходимых   для приме­   нения   математики   в   других   учебных   дисциплинах,   в   трудовом процессе, в быту и т. п., а в идеале — и в развитии  .  Внедряемые новые стандарты   образования   указывают   на   то,   что:   обществу   требуются высокообразованные,   инициативные,   энергичные,   деловые   и   находчивые молодые   люди,   способные   творчески   реформировать   наше   общество, значительно   повышать   интеллектуальный   потенциал  общества  ­   возродить духовную культуру. Выпускники нашей школы должны быть готовы к новым общественным отношениям, должны быть социально защищенными, морально   готовыми   к   встрече   с   трудностями   в   условиях устойчивыми, конкурентности,   и,   главное,   должны   быть   способными   к   саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию своей личности. Выполнить   эти   задачи   в   условиях   традиционного   образования невозможно. Сейчас разработаны стратегические мероприятия по развитию образования. Задумалась над тем, что нового необходимо внести в учебный процесс,   чтобы   учащиеся   были   заинтересованы   моим   предметом   ­ математикой. Работа   над   новыми   образовательными   стандартами   вызываетнеобходимость   пересмотреть   некоторые   подходы   в   обучении   учащихся, проанализировать   факторы,   которые   тормозят   повышению   качества образования.   В   практике   моей   работы   возникла   необходимость   в   новой образовательной   позиции:   на   место   ЗУНовских   стандартов   стали   понятия компетентности   и   компетентностного   подхода   в   обучении   математики.   На практике убедилась, что в данных условиях компетентностный подход наиболее оптимальный,  так   как   он   допускает   выход   за   границы   конкретных   ЗУНов   и содержательное включение в рефлексию тех процессов, которые обеспечивают условие для самореализации каждой личности, способной к творчеству. Я как учитель должна помочь своим ученикам в овладении технологий творчества,   создать   условия   на   уроках   математики   для   развития   потенциала самопознания, самооценки, самореализации, самоконтроля, интеграции в социо­ культурное пространство. Я   считаю,   что   только   компетентностный   подход   в   обучении   призван преодолеть пропасть между образованием и жизнью, так как компетентное отно­ шение личности к жизни означает: ­ потребность в самопознании, самореализации в разных видах творческой деятельности; ­ овладение   научными   знаниями   про   сущность   «Я»,   принципами   и   ме­ тодами жизнедеятельности; ­ осознание, организация своего жизненного пути, личностного развития; ­ проблемное видение своей жизни; ­ высокую культуру потребления; ­ ответственное отношение к своей жизни, здоровью; ­ культуру физического развития; ­ философское и эстетическое осознание своей жизни. Внедряя в практику своей работы программу компетентностно ориенти­ рованного   подхода   в   обучении   математики,   я   руководствуюсь   цикличностью образовательного процессаЦель обучения ­­­­­­­­►учебно­воспитательный процесс­­­­  ► результаты  ► анализ, диагностика, рефлексия Жизненным кредо для меня стали слова Платона: «Если Вы спросите,  ► новые цели обучения в чем польза образования, ответ будет прост, ­ образование делает хороших людей, а эти хорошие люди совершают благородные поступки» Цель обучения: Мой   выпускник   средней   школы   ­   это человек   знающий,   социально   подготовленный, творческий,   физически   усовершенствований   и культурный   (Модель   выпускника   средней школы,   которую   мы   разработали   с   коллегами моей   школе)а   выпускника   старшей   школы   ­ человека достигшего успеха в жизни, правильно выбравшего   будущую   профессию   с   моей помощью,   семьи   и   общества   (смотри Модель   выпускника   старшей   школы   III ступени). Оптимизация учебно­воспитательного процесса   ­   одно   из   условий   повышения эффективности качества обучения. В школе учитель является центральной фигурой. Он обязан   сегодня   сделать   шаг   в   делах   ее реформирования,   учителя   призывают использовать   новые   педагогические   технологии,   оптимизировать   учебно­ воспитательный процесс, находить доходчивые приемы обучения и воспитания. Учителя убеждают в том, чтобы он работал над усовершенствованием своего педагогического мастерства, умел делать научные открытия, так как в этом суть педагогического процесса. Для того чтобы добиться цели в учебном процессе использую современныеобразовательные технологии обучения: ­ Технология развивающего обучения ­ Технология проблемного обучения ­ Технология уровневой дифференциации ­ Технология учебного проекта ­ Технология критического мышления ­ Технология креативного развития «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню, То, что я делаю, я понимаю»     Конфуций Новые   компьютерные   технологии   обучения   позволяют   повысить эффективность   занятий.   Использование   компьютерных   программ   на   уроках математики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность   их   самостоятельной   работы   и   учебного   процесса   в   целом, позволяет   решить   задачи   индивидуализации   и   дифференциации   процесса обучения. Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся. При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление материала. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к: развитию новых педагогических методов и приемов. С целью развития познавательного интереса, творческого и критического мышления учащихся использую следующие методы обучения: ­ Объяснительно­иллюстративный   (усвоение   информации   на репродуктивном уровне) ­ 5 класс тема «Натуральные числа» ­ эвристический (решение проблемы, выдвижение собственной гипотезы), 11 класс тема «Многогранники»,чтобы «оживить» изучение не очень интересного материала, использую ­ исследовательский  (самостоятельное  исследование), например, 6 класс тема «Геометрические фигуры». Считаю,   что   урок   должен   быть   разножанровым.   Интерактивные технологии позволяют обеспечить глубину изучения содержания. Применение электронных учебников и программ. ЭУ   часто   дополняет   обычный,   а   особенно   эффективен   в   тех   случаях, когда   он:   обеспечивает   практически   мгновенную   обратную   связь;   помогает быстро   найти   необходимую   информацию   (в   том   числе   контекстный   поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом   ­   показывает,   рассказывает,   моделирует   и   т.д.   (именно   здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа­технологий) позволяет быстро,   но   в   темпе   наиболее   подходящем   для   конкретного   индивидуума, проверить знания по определенному разделу. Конструктор уроков по алгебре и геометрии 7­9 кассы Применение   этого   программного   продукта  активизирует познавательный интерес обучающихся. Например, при изучении геометрии в 7 классе   темы   «Углы»   или   в   10   классе   при   изучении   тем   «Графики тригонометрических функций». Компьютер предоставляет возможность ученику или учителю активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя,   по   мере   необходимости,   изучаемый   материал,   управлять   и моделировать процессы, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора, или с помощью проектора необходимую информацию и т.п. Например, на уроке новый материал изучается, основываясь на программу под   руководством   учителя   соотносят   полученные   знания   с   формулой параграфа. В   рамках   комбинированного   урока   с   помощью   электронного   учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15­17мин.).В   рамках   применения   информационных   технологий   использую дифференцированный подход к обучению ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как   он   усвоил   учебный   материал,   при   этом   он   может   посмотреть,   какие структурные   единицы   им   усвоены   не   в   полной   мере,   и   впоследствии дорабатывать  этот  материал. Таким  образом, ученик  в какой­то  мере  может управлять процессом учения. На   уроках   стараюсь   вводить   межпредметные   связи.   Математические понятия остаются в памяти учащихся не только с цифрами и буквами, а также ассоциируются   с   историческими   событиями   или   явлениями,   которые   их касаются ­ во   время   изучения   в   6   классе   темы   «Окружность.   Круг,   основное свойство   пропорции»   Применяю   задачи,   связанные,   с   биологией   (задачи   о животных, птицах ­ см. урок № 5), с географией, украинознавством (развивает в учащихся   чувство   патриотизма,   помогает   глубже   познакомиться   с   историей, обычаями и традициями своего народа, края). Стараюсь не отставать от требований времени. На своих уроках применяю интерактивные технологии: индивидуальные; групповые; в парах; фронтальные. Хорошее начало урока ­ половина успеха. И поэтому во время конструи­ рования   урока   думаю,   как   заинтересовать   учащихся,   создать   определенное эмоциональное настроение, переключить внимание ребят на этот предмет. Ежедневно   имею   дело   со   сложнейшими,   постоянно   изменяющимися, имеющими бесчисленное количество связей и влияний объектами ­ личностями детей и детскими группами, поэтому свой творческий потенциал направляю на повышение качества знаний учащихся. Постоянно нахожусь в поиске, пробую разные варианты, простые, доступным и понятные детям. Считаю, что лучшей оценкой   моей   работы   являются   успехи   моих   учеников:   все   больше   ребят   скаждым   годом   успешно   сдают   экзамен   по   математике,   успешно   сдают вступительные экзамены по математике в высшие учебные заведения (Донецкий университет   им.   Туган   Барановского),   ибо   как   говорил   А.П.   Макаренко: «Колокольчики в душах детей выдают диво мелодии ­ ответную реакцию детей на работу учителя...»Литература 1 И.В. Родыгина "Компетентностно ориентированный подход к обучению" 2 Т.Б. Волобуева "Методологическая компетентность учителя" "Современные образовательные инновационные системы" 3 Н. Бухлова "Как научить учиться" 4   Региональная   программа   "Внедрение   компетентностно ориентированного подхода в учебно­ воспитательный процесс"