ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Оценка 4.9

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
математика
Взрослым
28.10.2018
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В статье раскрываются возможности учебного предмета математики по формированию основных групп компетентностей учащихся. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Формирование ключевых компетентностей.doc
«Технология формирования ключевых компетентностей в условиях современной школы» Беркес Инна Александровна, директор Лисиченской   ОШ  I­IIIступеней,   учитель   высшей   квалификационной математики, категории  ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Аннотация:   В   статье   раскрываются   возможности   учебного   предмета математики по формированию основных групп компетентностей учащихся. Ключевые слова: Компетентность, пути формирования. Главная задача современной системы образования ­ создание условий для качественного обучения. Внедрение   компетентностного   подхода   ­   это   важное   условие повышения качества образования. Под   понятием   “компетентностный   подход”   имеют   ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого   процесса   будет  формирование  общей  компетентности   человека,   что является   совокупностью   ключевых   компетентностей,   интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе   обучение   и   содержать   знание,   навыки,   опыт   отношений,   опыт деятельности. Компетентностный   подход   в   образовании   связан   с   личностно­ ориентированным   и   действующим   подходами   к   образованию,   поскольку касается   личности   ученика   и   может   быть   реализованным   и   проверенным только   в   процессе   выполнения   конкретным   учеником   определенного комплекса действий. Систему   компетентностей   в   образовании   составляют:   ключевые,   т.е. надпредметные   (межпредметные)   компетентности,   которые   определяются как   способность   человека   выполнять   сложные   полифункциональные   виды деятельности,   эффективно   решая   проблемы;   общеотраслевые   ­   их   ученик приобретает вовремя освоения содержания той или другой образовательной области; предметные ­ их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета. Компетентность ­ это не специфические предметные умения и навыки, даже   не   абстрактные   умственные   действия   или   логические   операции,   а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния. Предметное   обучение   ­   это   только   основа   для   формирования компетентностей   как   интегрированного   результата   учебной   деятельности учеников. Но наши учебные программы были и являются предметными; они регламентируют   содержание   материала,   список   требований   к   усвоению предмета.   Преподаватель   может   формировать   компетентность   учеников. Как это можно реализовать? Интерес   широких   слоев   учащихся   к   математическим   знаниям   за последние десятилетия заметно снизился. Одна из основных причин в том, что уроки математики не дают достаточно убедительного ответа на вопрос: зачем всё это нужно? Обещание благ в отдалённой перспективе  не способствует усвоению абстрактных знаний. В то же время роль математики в самых разнообразных сторонах жизни общества  сейчас резко возросла  и, несомненно, будет возрастать и далее. Между   учебным   предметом   и   математикой,   применяемой   на   практике, возникла определённая пропасть. Мостом между ними и должно послужить существенное усиление прикладной направленности курса математики. Под прикладной направленностью обучения математике мы понимаем формирование   у   учащихся   знаний,   умений   и   навыков,   необходимых   для приме­   нения   математики   в   других   учебных   дисциплинах,   в   трудовом процессе, в быту и т. п., а в идеале — и в развитии  .  Внедряемые новые стандарты   образования   указывают   на   то,   что:   обществу   требуются высокообразованные,   инициативные,   энергичные,   деловые   и   находчивые молодые   люди,   способные   творчески   реформировать   наше   общество, значительно   повышать   интеллектуальный   потенциал  общества  ­   возродить духовную культуру. Выпускники нашей школы должны быть готовы к новым общественным отношениям, должны быть социально защищенными, морально   готовыми   к   встрече   с   трудностями   в   условиях устойчивыми, конкурентности,   и,   главное,   должны   быть   способными   к   саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию своей личности. Выполнить   эти   задачи   в   условиях   традиционного   образования невозможно. Сейчас разработаны стратегические мероприятия по развитию образования. Задумалась над тем, что нового необходимо внести в учебный процесс,   чтобы   учащиеся   были   заинтересованы   моим   предметом   ­ математикой. Работа   над   новыми   образовательными   стандартами   вызывает необходимость   пересмотреть   некоторые   подходы   в   обучении   учащихся, проанализировать   факторы,   которые   тормозят   повышению   качества образования.   В   практике   моей   работы   возникла   необходимость   в   новой образовательной   позиции:   на   место   ЗУНовских   стандартов   стали   понятия компетентности   и   компетентностного   подхода   в   обучении   математики.   На практике убедилась, что в данных условиях компетентностный подход наиболее оптимальный,  так   как   он   допускает   выход   за   границы   конкретных   ЗУНов   и содержательное включение в рефлексию тех процессов, которые обеспечивают условие для самореализации каждой личности, способной к творчеству. Я как учитель должна помочь своим ученикам в овладении технологий творчества,   создать   условия   на   уроках   математики   для   развития   потенциала самопознания, самооценки, самореализации, самоконтроля, интеграции в социо­ культурное пространство. Я   считаю,   что   только   компетентностный   подход   в   обучении   призван преодолеть пропасть между образованием и жизнью, так как компетентное отно­ шение личности к жизни означает: ­ потребность в самопознании, самореализации в разных видах творческой деятельности; ­ овладение   научными   знаниями   про   сущность   «Я»,   принципами   и   ме­ тодами жизнедеятельности; ­ осознание, организация своего жизненного пути, личностного развития; ­ проблемное видение своей жизни; ­ высокую культуру потребления; ­ ответственное отношение к своей жизни, здоровью; ­ культуру физического развития; ­ философское и эстетическое осознание своей жизни. Внедряя в практику своей работы программу компетентностно ориенти­ рованного   подхода   в   обучении   математики,   я   руководствуюсь   цикличностью образовательного процесса Цель обучения ­­­­­­­­►учебно­воспитательный процесс­­­­  ► результаты  ► анализ, диагностика, рефлексия Жизненным кредо для меня стали слова Платона: «Если Вы спросите,  ► новые цели обучения в чем польза образования, ответ будет прост, ­ образование делает хороших людей, а эти хорошие люди совершают благородные поступки» Цель обучения: Мой   выпускник   средней   школы   ­   это человек   знающий,   социально   подготовленный, творческий,   физически   усовершенствований   и культурный   (Модель   выпускника   средней школы,   которую   мы   разработали   с   коллегами моей   школе)а   выпускника   старшей   школы   ­ человека достигшего успеха в жизни, правильно выбравшего   будущую   профессию   с   моей помощью,   семьи   и   общества   (смотри Модель   выпускника   старшей   школы   III ступени). Оптимизация учебно­воспитательного процесса   ­   одно   из   условий   повышения эффективности качества обучения. В школе учитель является центральной фигурой. Он обязан   сегодня   сделать   шаг   в   делах   ее реформирования,   учителя   призывают использовать   новые   педагогические   технологии,   оптимизировать   учебно­ воспитательный процесс, находить доходчивые приемы обучения и воспитания. Учителя убеждают в том, чтобы он работал над усовершенствованием своего педагогического мастерства, умел делать научные открытия, так как в этом суть педагогического процесса. Для того чтобы добиться цели в учебном процессе использую современные образовательные технологии обучения: ­ Технология развивающего обучения ­ Технология проблемного обучения ­ Технология уровневой дифференциации ­ Технология учебного проекта ­ Технология критического мышления ­ Технология креативного развития «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню, То, что я делаю, я понимаю»     Конфуций Новые   компьютерные   технологии   обучения   позволяют   повысить эффективность   занятий.   Использование   компьютерных   программ   на   уроках математики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность   их   самостоятельной   работы   и   учебного   процесса   в   целом, позволяет   решить   задачи   индивидуализации   и   дифференциации   процесса обучения. Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся. При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление материала. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к: развитию новых педагогических методов и приемов. С целью развития познавательного интереса, творческого и критического мышления учащихся использую следующие методы обучения: ­ Объяснительно­иллюстративный   (усвоение   информации   на репродуктивном уровне) ­ 5 класс тема «Натуральные числа» ­ эвристический (решение проблемы, выдвижение собственной гипотезы), 11 класс тема «Многогранники», чтобы «оживить» изучение не очень интересного материала, использую ­ исследовательский  (самостоятельное  исследование), например, 6 класс тема «Геометрические фигуры». Считаю,   что   урок   должен   быть   разножанровым.   Интерактивные технологии позволяют обеспечить глубину изучения содержания. Применение электронных учебников и программ. ЭУ   часто   дополняет   обычный,   а   особенно   эффективен   в   тех   случаях, когда   он:   обеспечивает   практически   мгновенную   обратную   связь;   помогает быстро   найти   необходимую   информацию   (в   том   числе   контекстный   поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом   ­   показывает,   рассказывает,   моделирует   и   т.д.   (именно   здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа­технологий) позволяет быстро,   но   в   темпе   наиболее   подходящем   для   конкретного   индивидуума, проверить знания по определенному разделу. Конструктор уроков по алгебре и геометрии 7­9 кассы Применение   этого   программного   продукта  активизирует познавательный интерес обучающихся. Например, при изучении геометрии в 7 классе   темы   «Углы»   или   в   10   классе   при   изучении   тем   «Графики тригонометрических функций». Компьютер предоставляет возможность ученику или учителю активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя,   по   мере   необходимости,   изучаемый   материал,   управлять   и моделировать процессы, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора, или с помощью проектора необходимую информацию и т.п. Например, на уроке новый материал изучается, основываясь на программу под   руководством   учителя   соотносят   полученные   знания   с   формулой параграфа. В   рамках   комбинированного   урока   с   помощью   электронного   учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15­17мин.). В   рамках   применения   информационных   технологий   использую дифференцированный подход к обучению ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как   он   усвоил   учебный   материал,   при   этом   он   может   посмотреть,   какие структурные   единицы   им   усвоены   не   в   полной   мере,   и   впоследствии дорабатывать  этот  материал. Таким  образом, ученик  в какой­то  мере  может управлять процессом учения. На   уроках   стараюсь   вводить   межпредметные   связи.   Математические понятия остаются в памяти учащихся не только с цифрами и буквами, а также ассоциируются   с   историческими   событиями   или   явлениями,   которые   их касаются ­ во   время   изучения   в   6   классе   темы   «Окружность.   Круг,   основное свойство   пропорции»   Применяю   задачи,   связанные,   с   биологией   (задачи   о животных, птицах ­ см. урок № 5), с географией, украинознавством (развивает в учащихся   чувство   патриотизма,   помогает   глубже   познакомиться   с   историей, обычаями и традициями своего народа, края). Стараюсь не отставать от требований времени. На своих уроках применяю интерактивные технологии: индивидуальные; групповые; в парах; фронтальные. Хорошее начало урока ­ половина успеха. И поэтому во время конструи­ рования   урока   думаю,   как   заинтересовать   учащихся,   создать   определенное эмоциональное настроение, переключить внимание ребят на этот предмет. Ежедневно   имею   дело   со   сложнейшими,   постоянно   изменяющимися, имеющими бесчисленное количество связей и влияний объектами ­ личностями детей и детскими группами, поэтому свой творческий потенциал направляю на повышение качества знаний учащихся. Постоянно нахожусь в поиске, пробую разные варианты, простые, доступным и понятные детям. Считаю, что лучшей оценкой   моей   работы   являются   успехи   моих   учеников:   все   больше   ребят   с каждым   годом   успешно   сдают   экзамен   по   математике,   успешно   сдают вступительные экзамены по математике в высшие учебные заведения (Донецкий университет   им.   Туган   Барановского),   ибо   как   говорил   А.П.   Макаренко: «Колокольчики в душах детей выдают диво мелодии ­ ответную реакцию детей на работу учителя...» Литература 1 И.В. Родыгина "Компетентностно ориентированный подход к обучению" 2 Т.Б. Волобуева "Методологическая компетентность учителя" "Современные образовательные инновационные системы" 3 Н. Бухлова "Как научить учиться" 4   Региональная   программа   "Внедрение   компетентностно ориентированного подхода в учебно­ воспитательный процесс"

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018