Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одна из важнейших компетентностей, формируемая в современной школе, - коммуникативная. Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному язык – коммуникативную. Добиться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям. Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определённые сведения. В устной форме это осуществляется в виде монолога « Расскажи о себе» (сложность высказывания возрастает с переходом из класса в класс) и диалогической речи. Дети определяют социальные роли и ведут диалог по разным темам: «За столом» (гость - хозяин), «В магазине» (Продавец – покупатель), «На улицах города» (приезжий – местный житель). Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально – трудовая компетенция направляет это умение в сферу общественной и социально – трудовой деятельности. Поэтому вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, - важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку. Основной способ - сюжетная ролевая игра. Ролевая игра обладает большими обучающими, воспитывающими и развивающими возможностями. Её можно рассматривать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно- побудительного плана. Общение невозможно без мотива, который психологи называют «запусковым механизмом» всякого высказывания (И.А.Зимняя). Ролевые игры практикуют устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, позволяет детям проявить творческое мышление и способствует формированию компенсаторской компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. В письменной речи о сформированности коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию, написать письмо.
Иконка файла материала Формирование ключевых компетенций на уроке иностранного.doc
Формирование ключевых  компетенций  на уроке иностранного языка.  Современная   школа   должна   формировать   целостную   систему универсальных   знаний,   умений   и   навыков,   а   также   самостоятельной деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся,   то   есть   ключевые компетентности,   определяющие   современное   качество   образования.   Эти подходы   нашли   свое   отражение   в   новых   государственных   образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.  В   качестве   общего   определения   такого   интегрального   социально­ личностно­поведенческого  феномена как результата образования и выступает понятие «компетенция, компетентность». Важным звеном такого   образования является   изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Каким   хочет   видеть   выпускника   учебных   заведений   современный работодатель? Анализ   вакансий,   размещённых   на   специализированных     порталах   сети Интернет,   показал:   помимо   традиционных   требований,   связанный   с   опытом работы   и   уровнем   образования,   в   ряде   вакансий   специально   обозначены позиции, связанные с проявлением ключевых компетенций: коммуникабельность, умение вести переговоры (коммуникативной); нацеленность   на   результат,   умение   решать   проблемы,  умение   принимать решение в зависимости от ситуации (проблемной); умение работать в команде (кооперативной); обучаемость,   презентовать     умение   (информационной).   результат   деятельности Таким   образом,   ключевые   компетенции   становятся   общеобязательным минимумом требований работодателей. Конечно, вряд ли дело школы – обучать знаниям об особенности работы курьера   или   формировать   умение   принимать   решение   об   обналичивании банковского  счёта. Скорее,  школа может формировать знание  о том, откуда почерпнуть ту или иную информацию, в том числе об особенностях какой­либо работы, а также умение принимать самостоятельное и ответственное решение в любых жизненных ситуациях.  Одна из важнейших компетентностей, формируемая в современной школе, ­ коммуникативная. Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному   язык   –   коммуникативную.   Добиться   формирования коммуникативной   компетенции   возможно,   последовательно   и   системно продвигаясь по следующим направлениям.Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя,   сообщить   о   себе   определённые   сведения.   В   устной   форме   это осуществляется в виде монолога « Расскажи о себе» (сложность высказывания возрастает с переходом из класса в класс) и диалогической речи. Дети определяют социальные роли и ведут диалог по разным темам: «За столом» (гость ­ хозяин), «В магазине» (Продавец – покупатель), «На улицах города»   (приезжий   –   местный   житель).   Овладение   коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально – трудовая   компетенция   направляет   это   умение   в   сферу   общественной   и социально   –   трудовой   деятельности.   Поэтому   вести   диалог,   руководствуясь своими   общественными   ролями,   ­   важное   умение,   которое   формируется   на протяжении всего процесса обучения иностранному языку. Основной способ ­ сюжетная     ролевая   игра.   Ролевая   игра   обладает   большими   обучающими, воспитывающими и развивающими возможностями. Её можно рассматривать как самую   точную   модель   общения.   Ведь   она   предполагает   подражание действительности в её наиболее существенных чертах. Ролевая игра обладает большими   возможностями   мотивационно­   побудительного   плана.   Общение невозможно без мотива, который психологи называют «запусковым механизмом» всякого высказывания (И.А.Зимняя).   Ролевые игры практикуют устную речь вообще   и   речевые   клише   социокультурной   направленности   в   частности, позволяет детям проявить творческое мышление и способствует формированию компенсаторской   компетенции   –   умения   выходить   из   положения   в   условиях дефицита   языковых   средств   при   получении   и   передаче   информации.   В письменной  речи   о  сформированности   коммуникативной   компетенции   можно говорить,   когда   учащийся   способен   заполнить   анкету,   сообщив   о   себе необходимую информацию, написать письмо.   На старшей ступени условия заданий усложняются. Теперь ученик умеет не только сообщить о себе, но и подобрать те сведения, которые интересны его собеседнику.   Учащиеся   осваивают   форму   составления   резюме,   после   чего пробуют   силы   в   составлении   деловых   писем.   Такая   практика   даёт старшеклассникам шанс обдумать профессиональную пригодность. Обучение   иностранному   языку   –   взаимосвязанная   система   начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является   для   ребёнка   стрессом.   Учащиеся   с   удовольствием   учат   язык, поскольку   в   процессе   работы   находят   применение   своим   талантам   и склонностям, потребности общаться, изучать окружающий мир, проявлять себя художником или мыслителем, попробовать ранее незнакомые роли. У каждого есть возможность реализовать себя.

Посмотрите также