«Формирование ключевых компетенций
на уроках математики на основе
применения приемов критического
мышления через чтение и письмо»
Тихонова Е.А.,
учитель математики МОУ
«Бронцевская средняя
общеобразовательная школа» д.
Бронцы 2015 г.
Формирование ключевых компетенций на уроках математики
на основе применения приемов критического мышления через
чтение и письмо
Каким образом ключевые и предметные компетенции могут быть включены в систему
планирования уроков ?
Как должны формулироваться при этом цели урока?
Как обеспечивать на уроке реальное развитие компетентностей учащихся?
Развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в
учебный процесс новых предметов обучения требуют от нас, педагогов, нового
подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной
образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных
направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в
свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков
от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить
учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать
свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на
этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из
условий решения современных задач образования является формирование
ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом
отводится математике.
Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на
коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком
распоряжаться и поэтому передо мной стала проблема формирования ключевых
компетенций и научить умению применять.
Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере
профессиональной и общественной деятельности, и в том числе и в личной жизни. В науке термин «компетенции» на сегодняшний день не имеет строгого
определения. Компетенции широкого спектра использования, обладающие
определенной универсальностью, получили название ключевых. Формирование
ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной
деятельности.
Определено следующее толкование понятия компетенция,
как структурной единицы образовательной компетентности в школе:
Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте,
склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это
знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что
они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру
обучения относят ключевые компетенции, которые являются «ключом»,
основанием для других, более конкретных и предметноориентированных.
Использование компетентностного подхода в школьном образовании
должно решить проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо
овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в
деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных
задач или проблемных ситуаций. При этом одну из проблем компетентностного
подхода в современной школе многие исследователи связывают с разработкой
системы оценивания сформированности компетенций.
Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые
образовательные компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция,
общекультурная компетенция,
учебно-познавательная компетенция,
информационная компетенция,
коммуникативная компетенция,
социально-трудовая компетенция,
компетенция личностного самосовершенствования .
Образовательная компетенция — это совокупность
взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений,
навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы
осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную
деятельность по отношению к реальной действительности.
Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для ученика — это образ его
будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него
формируются те или иные составляющие таких «взрослых»
компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но
и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки
зрения.
Образовательные компетенции относятся не ко всем видам
деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый
специалист, а только к тем, которые включены в состав
общеобразовательных областей и учебных предметов.
Такие компетенции отражают предметно-деятельностную
составляющую общего образования и призваны обеспечивать
комплексное достижение его целей.
К примеру, ученик осваивает компетенцию гражданина, но в
полной мере использует её компоненты уже после окончания
школы, поэтому во время учёбы эта компетенция фигурирует в
качестве образовательной.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции
конкретизируются на уровне образовательных областей и
учебных предметов для каждой ступени обучения.
Перечень ключевых образовательных компетенций
определяется на основе главных целей общего образования,
структурного представления социального опыта и опыта
личности, а так же основных видов деятельности ученика,
позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать
навыки жизни и практической деятельности в современном
обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями
являются следующие:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в
сфере мировоззрения, связанная с ценностными
представлениями ученика, его способностью видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль
и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения
ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и
программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых
ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и
опытом деятельности. Это особенности национальной и
общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы
жизни человека и человечества, отдельных народов,
культурологические основы семейных, социальных,
общественных явлений и традиций, роль науки и религии в
жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и
культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными
способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность
компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с
реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и
умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик
овладевает креативными навыками продуктивной деятельности:
добыванием знаний непосредственно из реальности, владением
приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими
методами решения проблем. В рамках этой компетенции
определяются требования соответствующей функциональной
грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение
измерительными навыками, использование вероятностных,
статистических и иных методов познания.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных
объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер,
принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и
видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются
умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовать, преобразовать,
сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки
деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных
предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция включает знание
необходимых языков, способами взаимодействия с
окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки
работы в группе, владение различными социальными ролями в
коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе,
фиксируется необходимое и достаточное количество реальных
объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика
каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого
предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовая компетенция означает владение
знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности
(выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,
представителя), в социально-трудовой сфере (права
потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области
семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и
права, в профессиональном самоопределении. В эту
компетенцию входят, например, умения анализировать
ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной
и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и
гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально
необходимыми для жизни в современном обществе навыками
социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования
направлена в тому, чтобы осваивать способы физического,
духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную
саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь
выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в
собственных интересах и возможностях, что выражается в его
непрерывном самопознании, развитии необходимых
современному человеку личностных качеств, формировании
психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о
собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств,
связанных с основами безопасной жизнедеятельности .
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ
Формирование компетентностей учеников обусловлено
реализацией не только обновленного содержания образования,
но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих
методов и технологий является довольно широким, их
возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно
очертить основные стратегические направления, определив при
этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.
Потенциал, например, продуктивных методик и технологий
очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого
результата обучения, как компетентность.
Выделяют основные задачи:
– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде
всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он
должен помнить нижеприведенные правила:
1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы
формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей
деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний
активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно
познавательной деятельности, учите иx учиться. .
4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить
причинно: понимание причинноследственных связей является обязательным
условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на
практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем;
познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте
творческие задачи. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные
особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные
подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,
особенности развития.
12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений
по своему предмету.
13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность
ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения
задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него
жизненной необходимостью.
15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни,
если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова
искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифруем ключевые слова в характеристике компетенций применительно
к системе образования математики в 5 классе:
искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать
информацию;
думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими
событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию,
предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать
позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать
социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей
средой; оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать
разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые
на себя обязанности;
приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в
группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность;
организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и
моделирующими приборами;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и
коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Эти полезные правиласоветы – только небольшая часть, только вершина
айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего
педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им,
руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить
учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития
личности.
Этому может способствовать использование педагогической технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Её применение позволяет развивать
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное,
решать проблему.
Способность к самосовершенствованию.
Умение дать адекватную самооценку.
Быть ответственным.
Условия,
развивающие критическое мышление Учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в
критическом мышлении.
Учащиеся должны поощряться в ходе учебного процесса.
Должны быть приняты разнообразные идеи и мнения.
В классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии
( над чьим – либо мнением) .
Проблемы
(возникающие при использовании этой технологии)
Дефицит времени.
Не все учащиеся пока ещё достаточно активны, сохраняется желание
остаться в стороне.
Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё
ответственности за своё обучение.
Результаты
применения данной технологии
Учащиеся при ответе на поставленный вопрос проявляют способность
доказывать свою точку зрения.
Могут дать адекватную самооценку и оценить работу своего товарища.
Третья часть учащихся может выделить главное из полученной информации.
Учащиеся владеют навыками работы в паре и группе.
Дети не боятся высказывать своё мнение, будь оно верное или ошибочное,
т.к.принимаются все мнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природа наделила человека двумя особенностями, свойственными только
человеку: способностью мыслить и передавать свои мысли посредством речи.
Способность чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать
свои мысли в настоящее время необходимы каждому. Ключевые компетенции – это важные компетенции, которые
используются в повседневной жизни. В частности, математическая
компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию),
вычленять математические отношения, создавать математическую модель
ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные
результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося
способствует адекватному применению математики для решения
возникающих в повседневной жизни проблем.
Введение и использование в учебном процессе понятий ключевые
компетенции и компетентностный подход в системе непрерывного
образования позволяют повысить эффективность результатов обучения, как в
общеобразовательной школе, так и в системе профессиональной
педагогической подготовки.
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.