«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
Оценка 5

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

Оценка 5
Педсоветы
docx
математика
5 кл—9 кл
25.03.2018
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
ключевые компетенции.docx
«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо» Тихонова Е.А.,                  учитель математики МОУ  «Бронцевская средняя  общеобразовательная школа»               д.  Бронцы 2015 г. Формирование ключевых компетенций на уроках математики  на основе применения приемов критического мышления через  чтение и письмо                  Каким образом ключевые и предметные компетенции  могут быть включены в систему       планирования уроков ?             Как должны формулироваться при этом цели урока?                    Как обеспечивать на уроке   реальное развитие компетентностей учащихся? Развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в  учебный процесс новых предметов обучения требуют от нас, педагогов, нового  подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся. В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной  образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных  направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в  свою очередь,   подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности учащегося самостоятельно ставить  учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать  свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из  условий решения современных задач образования является формирование  ключевых образовательных компетенций  учащихся. Большая роль при этом  отводится математике. Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком  распоряжаться и поэтому передо мной стала проблема формирования ключевых  компетенций и научить умению применять. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере  профессиональной и общественной деятельности, и в том числе и в личной жизни. В науке термин «компетенции» на сегодняшний день не имеет строгого  определения.   Компетенции широкого спектра использования, обладающие  определенной универсальностью, получили название ключевых. Формирование  ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной  деятельности. Определено  следующее толкование понятия компетенция,  как структурной единицы образовательной компетентности в школе: Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте,  склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это  знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что  они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру  обучения относят ключевые компетенции, которые являются «ключом»,  основанием для других, более конкретных и предметно­ориентированных.            Использование   компетентностного подхода в школьном образовании  должно  решить проблему,  типичную для школы, когда ученики могут хорошо  овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных  задач или проблемных ситуаций. При этом   одну из проблем компетентностного  подхода в современной школе многие исследователи связывают с разработкой  системы оценивания сформированности компетенций. Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции: - ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования . Образовательная компетенция — это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности. Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. К примеру, ученик осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует её компоненты уже после окончания школы, поэтому во время учёбы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной. Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: 1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 2. Общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. 3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. 5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. 6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена в тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности . ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует. Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.    Выделяют основные задачи: – создание условий для развития и самореализации учеников; – усвоение продуктивных знаний, умений; – развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.    Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде  всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он  должен помнить нижеприведенные правила: 1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы  формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей  деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний  активный ученик – завтрашний активный член общества. 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно­ познавательной деятельности, учите иx учиться. . 4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить  причинно: понимание причинно­следственных связей является обязательным  условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на  практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем;  познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте  творческие задачи. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные  особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные  подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,  особенности развития. 12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений  по своему предмету. 13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность  ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения  задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. 14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него  жизненной необходимостью. 15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни,  если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова  искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.     Расшифруем ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе образования математики в 5 классе: ­искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать  информацию; ­думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими  событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию,  предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать  позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать  социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей  средой; оценивать произведения искусства и литературы; ­сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать  разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; ­приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в  группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность;  организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и  моделирующими приборами; ­адаптироваться: использовать новые технологии информации и  коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Эти полезные правила­советы – только небольшая часть, только вершина  айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего  педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им,  руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить  учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития  личности. Этому может способствовать использование педагогической технологии  «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Её применение позволяет развивать ­Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, ­решать проблему. ­Способность к самосовершенствованию. ­Умение дать адекватную самооценку. ­Быть ответственным.                                                   Условия,                       развивающие критическое мышление ­ Учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в  критическом мышлении.  ­Учащиеся должны поощряться в ходе учебного процесса.  ­Должны быть приняты разнообразные идеи и мнения. ­В классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии      ( над чьим – либо мнением) .                                             Проблемы (возникающие при использовании этой технологии) ­Дефицит времени. ­Не все учащиеся пока ещё достаточно активны, сохраняется желание  ­остаться в стороне. ­Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё  ответственности за своё обучение.                                               Результаты                             применения данной технологии ­Учащиеся при ответе  на поставленный вопрос проявляют способность  доказывать свою точку зрения. ­Могут дать адекватную самооценку и оценить работу своего товарища. ­Третья часть учащихся может выделить главное из полученной информации. ­Учащиеся владеют навыками работы в паре и группе. ­Дети не боятся высказывать своё мнение, будь оно верное или ошибочное,  т.к.принимаются все мнения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Природа наделила человека двумя особенностями, свойственными только  человеку: способностью мыслить и передавать свои мысли посредством речи.  Способность чётко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать  свои мысли в настоящее время необходимы каждому. Ключевые компетенции – это важные  компетенции, которые  используются в повседневной жизни. В частности, математическая  компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию),  вычленять математические отношения, создавать математическую модель  ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные  результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося  способствует адекватному применению математики для решения  возникающих в повседневной жизни проблем. Введение и использование в учебном процессе понятий ключевые  компетенции и компетентностный подход в системе непрерывного  образования позволяют повысить эффективность результатов обучения, как в  общеобразовательной школе, так и в системе профессиональной  педагогической подготовки.

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики на основе применения приемов критического мышления через чтение и письмо»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018