Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ технологий в начальной школе
Фогель О.В.-
учитель начальных классов
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся получает задание, но прочитав его, не может понять в чём его суть. Или, например, не может применить определённый набор знаний на практике, теряется в нестандартной ситуации, а при выполнении коллективного задания не может согласовать свои действия с действиями других ребят.
В «Концепции модернизации российского образования на период 2010 года зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, я часто спрашиваю себя - как правильно организовать работу на уроке, чтобы знания стали ученику необходимы в жизни? Спрашиваю себя, а на что направлена организованная мною деятельность обучающегося? Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников. Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные технологии.
Стандарт устанавливает определённые требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу:
1. Предметные (умение решать предметные задачи, учебно-познавательные компетенции).
2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).
3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).
Как показывает практика, на формирование этих компетентностей у учащихся в наибольшей степени нацелены следующие современные образовательные технологии:
1. Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.
2. Внедрение ИКТ как мощного средства добычи и переработки информации.
3. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности (социоигровые технологии).
4. Разноуровневое обучение как формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению.
5. Проблемное обучение как созданиие условий для развития у учащихся видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.
6. Технология обучения в сотрудничестве как выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности.
7. Технология учебно-поисковой деятельности как развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов.
8.Здоровьесберегающие технологии как создание и укрепление психического здоровья детей.
9. Тестовая технология как повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля.
·
Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с социоигровыми технологиями.
Педагогическую технологию, объединяющую возможности ИКТ И социоигровых технологий, можно представить в следующей схеме:
Социоигровые технологии лежат в основе ряда приемов ИКТ (электронные учебники, построенные по принципу «виртуального урока» с «виртуальным учителем» и «виртуальными учениками», тренажёры, мультимедийные презентации и т.д.).
Анализируя опыт использования информационных и социоигровых технологий на уроках, можно с уверенностью сказать, что данная концепция позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объём выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Интерактивная доска является одним из новейших инструментов, позволяющих внедрять в практику учителей информационные технологии с целью формирования информационных компетенций учащихся. Работая с ИД обучающиеся воспринимают информацию быстрее и качественнее. Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе. Дети совместно со мной участвуют в создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. На кружке «Юный исследователь» учащиеся с удовольствием учились работать в программе PowerPoint. Теперь они создают презентации сами, а так же используют Интернет.
Исходя из опыта, я могу сказать что усвоение
информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие
затруднения. Причины этого я вижу в следующем: учащиеся не умеют работать с
информацией (они привыкли получать её в готовом виде), очень большой объём
информации, некоторые темы очень трудные, а наглядности не хватает. Использование
ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся
такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные,
коммуникативные, общекультурные.
Именно в начальной школе происходит смена
ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных
технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить социоигровую и
учебную деятельность.
Одна из главных задач образования - это развитие
творческих способностей ребенка.
В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Ребята с увлечением решают такие задачи, а анимация и демонстрация этих заданий на экране помогает им в этом. Использование компьютера повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей.
На уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно начинают писать новую букву. Информационно-коммуникативные технологии и тут приходят нам на помощь. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать рассеивания внимания первоклассников.
На русском языке я уделяю большое внимание фонетике. В связи с этим применяю социоигровые технологии, с помощью которых закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. ИКТ технологии незаменины при написании изложений и сочинений, где можно продемонстрировать большое количество картин великих художников и произведения композиторов для эмоционального настроя. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. ИКТ помогают мне в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстрационного материала по этому предмету. Составляю презентации к урокам, иногда вставляя в них документальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг. Так же на уроках литературного чтения я использую такие современные технологии, как ТРКМ (дети с удовольствием составляют синквейны о героях), шесть шляп мышления, чтение с остановками и др. технологии.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Благодаря систематической работе, у учеников начальной школы формируется социальная компетентность. Инновационные уроки с применением современных технологий, учащиеся воспринимают с большим интересом. Свое отношение к ним они выражают в рефлексии, которая является обязательным этапом такого урока:
«…гораздо понятнее материал урока, когда схемы, таблицы и графики высвечиваются на слайдах»;
«…сегодняшний урок я запомню на всю жизнь»;
«…побольше бы таких необычных уроков».
Я считаю, что не только урок занимает важнейшее место в организации познавательной деятельности учащихся, в формировании и развитии предметных и ключевых компетенций. Применять современные образовательные технологии, создавать «ситуацию успеха», обеспечивать сохранение здоровья, то есть осуществлять развитие компетентности личности младших школьников можно и во внеурочной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность во внеурочное время мощное средство всестороннего развития ребенка.
Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, осуществляется развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе.
“Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью,
а ее однообразием”.
К.Д. Ушинский.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
2) Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. – М.: Финансы и
статистика, 1992. – 8 с.
3) Лапчик М.П. методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.
4) Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 28 с.
5) Первин Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы. / Информатика и образование, 2002. – 12 с.
6) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 © 957/13-13./ Информатика и образование, 2002.
7) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I.
8) www.eti-deti.ru/child/105.html.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.