Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа +1
4 кл—11 кл +1
11.11.2018
Данные материалы можно использовать как дополнительные на уроках ОРКСЭ (модуль светская этика) в 4 классе. Так как учебное пособие имеет тексты, насыщенные научными формулировками, сложными для восприятия младшими школьниками, то в своей работе по изучению данного курса я использую большое количество дополнительной литературы.
Коммуникативная компетенция.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бейская средняя общеобразовательная школаинтернат»
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников
на уроках ОРКСЭ
Работу выполнила:
учитель русского языка и литературы
Сульберекова Анна Александровна,
Квалификационная категория I
С. Бея, 2018 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные материалы можно использовать как дополнительные на уроках
ОРКСЭ (модуль светская этика) в 4 классе. Так как учебное пособие имеет
тексты, насыщенные научными формулировками, сложными для восприятия
младшими школьниками, то в своей работе по изучению данного курса я
использую большое количество дополнительной литературы. Светская этика
не дает готовых ответов на все этические вопросы. Ее задача сделать выводы
из исторического опыта человечества, оставив за каждым человеком право и
возможность использовать эти знания для принятия самостоятельного
решения и морального выбора. Выбрать, решить за человека, это значит
лишить его свободы и ответственности, лишить его возможности стать
моральным. Очень важно исключить из речи учителя такие высказывания:
«надо», «должен», «нужно», «так принято». Их использование препятствует
развитию ключевых компетенций и формирует пагубную привычку
действовать бездумно, по шаблону. Учащиеся имеют возможность обсуждать
свои ценностные конфликты в атмосфере уважительности, открытости,
честности и поддержки. Их мнения, пусть даже и незрелые, воспринимаются
как имеющие право на существование. За год преподавания модуля светской
этики мною был наработано некоторое количество дополнительного
материала, который можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе. Ниже
представлены различные формы, методы и приемы работы, используемые
мною на уроках. Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого
языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и
ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности
Проще говоря – это совокупность знаний, умений и навыков, которые
необходимы для выполнения конкретной работы.
Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь,
осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию,
воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором
дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
Коммуникативная компетентность включает общение с людьми, навыки
работы в группе, владение различными социальными ролями.
Современное общество требует способности грамотно принимать и
обрабатывать информацию, а также создавать и оценивать ее, учитывать
обратную связь с получателем информации. Все эти умения могут быть
реализованы, если обучающиеся овладеют владеют всеми видами речевой
деятельности: слушанием, чтением, говорением и письмом.
Главная черта, характеризующая сущность коммуникативной компетентности
– это способность и готовность вступать в различного рода (вербальные,
невербальные, письменные, устные) коммуникации с целью решения задач
общения (поиска, передачи информации, быть понятым, понимать и т.п.). Это
проявляется в стремлении вступать в диалог, обращаться к другому с
вопросами, суждениями, высказываниями, в умении представления себя,
заполнения анкет, ведения диалога (письменного и устного), дискуссии,
способности задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на
заданный вопрос, находить вербальные и невербальные средства
формирования и формулирования мысли и т.д.
Формы речевой коммуникации:
Монологические формы
Диалогические формы
речевой коммуникации
речевой коммуникации
Выступление с подготовленной заранее речью Беседа
ученика
учителя и
Выступление с неподготовленной речью
Беседа в парах Рассказ
Пересказ
Сообщение
Доклад
Беседа в группах
Дискуссия
Дебаты
Переговоры
Умение задавать вопросы
Ответы на вопросы
Умение отвечать на вопросы
Аргументация
Ассоциация
Критика
Ролевая игра
Театрализация
Блиц турнир
Учебный ринг
Доказательство и опровержение
Открытый микрофон
Защита своего мнения
Защита проекта
Дидактические и методические материалы для сопровождения курса
ОРКСЭ (модуль светская этика)
Специфика работы в сельской школе состоит в том, что наполняемость
классов составляет 810 человек, поэтому для них не представляет труда
подготовить раздаточный материал или карточки в нужном количестве.
Принцип «Знания в опыте» (компетентностный подход)
В качестве наиболее типичных методов в рамках компетентностного подхода
на уроках ОРКСЭ можно рассматривать:
Обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
Открытое обсуждение новых понятий, в ходе которых неизбежно оказывается
субъектная позиция школьников, их прежний опыт;
Дискуссия учащихся, столкновение их субъективных мнений; Открытое обсуждение проблемных ситуаций, доступных для понимания
учащихся 4 класса;
Игровая деятельность, тренинги и практикумы
Проектная деятельность учащихся
Некоторые примеры наиболее типичных проблемных вопросов и заданий:
Тема
Особенности морали
Свобода и ответственность
Род и семья
Семейные праздники
Примеры заданий
Приходилось ли вам бывать в позиции
«жертвы»? А в позиции
«ответственного человека»?
Расскажите об этом. Вспомните свои
ощущения. Когда вы ощущали себя:
маленьким, беззащитным, взрослым,
самостоятельным?
Одинаково ли вам общаться с
разными людьми? С кем проще всего?
Попробуйте заговорить с приятелем
как с : продавцом в магазине;
учителем; мамой. Как меняется ваш
голос, интонация, манера
разговаривать?
Что вы умеете делать по дому? Кто
вас этому научил? Есть ли у вас
постоянные семейные обязанности?
Какое из семейных дел вам больше
всего по душе? И т.п.
Работа с цитатами
Я в своей работе использую работу с цитатами, которые подбираю
согласно тематике.
Как вы понимаете слова Антуана де СентЭкзюпери: «Быть человеком это
чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая,
казалась бы, не зависит от тебя. Гордись каждой победой. Одержанной
товарищами. Сознавать, что кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир». Согласны ли вы с высказываниями М.М. Пришвина: «Всё прекрасное от на
Земле – солнца, и всё хорошее от человека».
«Я решил посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо
правильно поступать, а поступают наоборот». Сократ
Разбор ситуаций
Детям очень нравятся различные истории и ситуации, по поводу которых
у них возникает большое количество споров.
1. Правила этикета. (Урок 27 Этикет)
Так получилось, что на твой день рождения тебе вручили три
одинаковых подарка. Как ты отреагируешь на это, что скажешь гостям,
каким тоном? Изобрази это.
2. Одна девочка обозвала тебя плохими словами, твой друг её толкнул,
заступаясь за тебя. Твои действия в этой ситуации? Разыграй эту
ситуацию.
3. Во время игры твой товарищ наткнулся на тебя, и ты упал, ушибся.
Как ты поступишь, что скажешь? А теперь представь, что по твоей вине
ушибся ребёнок. Твои действия, изобрази.
Беседуют две женщины
Знаешь, я так замучалась от непрошенных гостей: приходят и приходят без
приглашения.
Ну, нет, ято общаюсь только с тем, с кем захочу. Хочешь, научу? Очень
просто. Когда раздается звонок в дверь, я быстро бегу в прихожую, надеваю
пальто, беру в руки сумочку и открываю дверь. Если это люди, с которыми
мне приятно общаться, я говорю: Как я вас рада видеть, проходите, я только
пришла домой». А если нежеланный гость я говорю «Какая жалость, извините,
я как раз собиралась уходить».
2. Джани Родари «Рыбы». (Урок 9 свобода и моральный выбор) «Будь осторожна!» сказала както большая рыба рыбке маленькой.
« Вот это крючок! Не трогай его! Не хватай!»
«Почему?» спросила маленькая рыбка.
«По двум причинам», ответила большая рыбка.
«Начнем с того, что если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и
пожарят на сковородке. А затем съедят с гарниром из салата.»
«Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь! А
вторая причина?»
«А вторая причина в том, объяснила большая рыба, что я хочу тебя съесть!»
В какой ситуации оказалась маленькая рыбка?
Может ли человек оказаться в подобной ситуации?
Почему нельзя слушать чужих людей, брать у них незнакомые продукты,
пробовать их, нюхать?
Вспомните основные правила поведения при общении с незнакомыми
людьми.
(Дети обсуждают положение, в которое попала маленькая рыбка. Они находят
причины и способы разрешения сложившейся ситуации.)
4. Предательство во благо. (Урок 19 Нравственный поступок )
Дети нашли в земле снаряд, не разорвавшийся еще со времен Великой
Отечественной войны, и хотят положить его в костер. Один мальчик из
этой компании пошел и предупредил взрослых. Взрослые наказали
детей. Мальчик – предатель? Или он поступил как настоящая личность?
Игры
На самом первом уроке мы с ребятами договорились, что у нас будут свои
традиции, например, использование игр. 1. Кукла «Комплементина». (Урок 27 Этикет )
Учитель показывает куклу и говорит, что ее зовут Комплементина (от слова
комплимент). Как только она попадает к комунибудь, этот человек начинает
говорить комплименты.
2. «Мнения». (Урок 3 Культура и мораль).
Один учащийся выходит за дверь. Остальные говорят учителю свои мнения о
нем ( лучше позитивные). Их можно зафиксировать на доске. Потом учащийся
входит, он должен угадать говорившего о нем те или иные слова. Если угадал
водить идет тот, кого угадали. Можно использовать приговорку: « Я был(а)
на балу, сидел(а) на полу, ел(а) халву и слышал(а) про тебя молву»
3.«Клад». (Урок 23 Совесть )
Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла клад 1000 золотых
монет. Вы сдали их государству и получили 25% от его стоимости в качестве
вознаграждения – это составило 500 тысяч рублей. Вы должны разделить эти
деньги. Как вы будете это делать – решать вам. Запрещено: бросать жребий и
делить поровну. Если не сумеете разделить деньги за 5 минут, их у вас
конфискуют.
4.«Белая ворона». (Урок 16 подведение итогов).
Учитель просит ребят стать в круг спиной к центру и крепит на спины
каждому листочек бумаги разных цветов. Цвета будут повторяться, но один
листочек должен быть белым. Детям необходимо разбиться на группы по
цвету (равное количество), но говорить нельзя, общаются жестами. После
того как все группы сформировались дети отвечают на вопросы.
Вопросы «белому»: Что ты почувствовал, когда понял, что ты такой один?
Попадал ли ты в подобную ситуацию в жизни? Какие чувства ты испытал?
Вопросы группам: Как вы нашли друг друга? Каковы были ощущения, когда
вы нашли похожих и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому
участнику? Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?
65.«Не курю». (Урок 9 свобода и моральный выбор)
Сделать чтолибо на «слабо» ( или за компанию) или отказаться, что из этого
можно назвать поступком личности? Не говоря «нет» надо отказаться от
предложенной сигареты. Пример: Давай покурим? Я за здоровы образ жизни! Хочешь сигарету? Я не хочу заболеть.
Дети не должны повторяться. Можно выбрать другую ситуация, где перед
человеком стоит выбор «да» или «нет».
Восстановление пословиц
Пословицы можно использовать на тему семьи, дружбы, работы и пр.
В гостях потолок мешает
дома и стены помогают
Вместе тесно,
а врозь скучно.
Братская любовь
крепче каменной стены.
В дружной семье
и в холод тепло
Рисунки
В качестве домашнего задания можно предлагать детям делать
различные рисунки.
1. Кондитерская фабрика решила выпустить новый сорт шоколадных конфет
«Счастливая семья». Нарисуйте эскиз фантика для этих конфет. (Урок 18
Род и семья – исток нравственных отношений)
2. Иллюстрирование пословиц и ситуаций. 3. Нарисовать герб класса, семьи.
4. « Паровозик дружбы». (Урок 14 Дружба)Вы с одноклассниками едете
путешествовать. Разместите всех ребят по вагонам. Если класс большой, то в
каждый вагон по нескольку человек, если маленький то по одному.
Учащиеся должны объяснить, почему они разместили учеников именно так.
5. Коллективная работа «Толерантность». (Урок 17 подведение итогов) На
ватмане или доске пишется слово « ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Учитель раздает по
одной букве из слова и просит подобрать слова, начинающиеся на эту букву и
подходящие по теме, например: «Т»терпение, талант. После обсуждения
заполняется фломастерами разных цветов, получается красиво и красочно,
можно добавить еще и рисунки.
6. Обсуждение вопроса «Что такое добро?» (Урок 6 Добро и зло) Запишите
слова ассоциации к слову «добро». Каким бы вы цветом нарисовали «добро»?
А каким цветом вы бы изобразили «зло»?
7. Нарисуйте «страх» как вам он представляется. Нарисуйте «смелость», какие
цвета вы использовали?
Рисовать абстрактные явления очень трудно, но результаты бывают
очень неожиданные…
«Неоконченное предложение»
Учитель просит продолжить предложение. Это задание может
выполняться как устно, так письменно, как домашнее задание на
карточке.
Хорошая жизнь – это….
Самое главное в жизни…..
Если видишь недостатки в человеке…..
Какие качества я хотел бы видеть в друге…. Мои пять самые…(близкие люди, презираемые качества личности, большие
ценности). (Урок 17 Подведение итогов)
Блицзадания
Каждый ученик вытягивает одну карточку с заданием:
1. Назови поговорку или пословицу про дружбу.
2. Похвали за чтонибудь мальчика или девочку.
3. Назови 5 правил хорошего тона.
4. Скажи комунибудь не менее 5 комплиментов.
5. Назови 5 самых хороших слов, связанных со школой.
6. Веришь ли ты в приметы? В какие?
7. Назови 3 человеческих порока.
8. Расскажи самую смешную историю, случившуюся с тобой.
9. Тебя угостили яблоком в нашем присутствии. Твои действия 9прямо сейчас).
10. Вспомни «золотое правило» нравственности» и т.п. (Урок 16 Подведение
итогов)
«Мозговой штурм»
Назвать слова ассоциации к слову «гражданин». Учащиеся называют слова,
учитель их записывает на доске. Затем слова ранжируются. (Урок 30 Любовь
и уважение к Отечеству)
Кто такой гражданин? Кто такой патриот?
Обязательно ли гражданин – патриот своего Отечества?
Что связывает эти 2 понятия?
Работа по заполнению таблиц
Если посмотреть друг на друга, то можно увидеть, что мы все отличаемся по
внешности, одежде, цвету кожи и т.д. Мы все разные, но все мы одинаковы:
мы люди. Заполните таблицу «Мы люди: сходство и различия». (Урок 25
Нравственные идеалы)
Мы различаемся
Общее в нас
Выскажите своё мнение
Выскажите свое мнение (можно использовать индивидуальные и
групповые формы работы). (Урок 6 Добро и зло)
1. Может ли такое зло, как смерть, быть во благо?
2. Что побуждает человека делать зло?
3. Можно ли воровать у вора, если воруешь не для себя?
4. Как вы относитесь к мысли о том, «что добро должно быть с кулаками?
5. Можно ли бороться со злом при помощи зла? И т.п.
Проектная деятельность 1. «Очеловечить человека». Оборудование: готовый контур человека пока
неопределенного пола, вида (на другой стороне обоев, один или несколько,
зависит от количества учеников в классе), цветная бумага, клей, маркеры и
пр. Каждая группа даёт ему имя и наделяет набором качеств, делает ему
«лицо» и «одежду». После, во время защиты проекта дети обсуждают каждую
модель, сравнивают, что получилось общего для каждой группы, случайно ли
это или это и есть идеал, к которому надо стремиться.
Масштаб человека можно регулировать: от альбомного до роста взрослого
человека.
2. Мини –проект «Защита Поступка». Класс разбивается на группы и находит
примеры настоящих поступков (из книг, фильмов, из жизни). По нему
готовится выступление. Каждая группа представляет поступок как можно
убедительнее, используя разные формы (сообщение, рисунок, презентация,
театральное представление).
3. Проект «Мое генеалогическое древо». Срок выполнения 23 недели. Цель:
формирование представлений о себе, о своих родителях, бабушках и
дедушках как о наследниках предшествующих поколений,
имеющих кровную связь; обучение методике составлениягенеалогического
древа. Практическая цель: составление древа, выявление типичных
особенностей семьи (многодетная, популярные имена и т.д) в разных
поколениях.
Вопросы проекта: До какого поколения могут мои родители, бабушки
вспомнить имена наших предков? Сколько детей было в семьях разных
поколений? Какие имена самые популярные в нашем роду? Почему меня
именно так назвали? Откуда родом мои предки?
Выход проекта: оформленное генеалогическое древо, защита проекта. Рефлексия
1. «Цветик – семицветик». На цветочке на каждом лепестке фраза, обрывая
его, дети делятся своими впечатлениями об уроке.
сегодня я узнал… было интересно… было трудно…
я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…
я приобрел… я научился… у меня получилось …
я смог… я попробую… меня удивило…
урок дал мне для жизни… мне захотелось…
2. «Свободный микрофон». Как хорошо, что я изучал тему «….». Я узнал…Я
научился…
Домашнее задание
Можно в работе использовать карточки, раздаточный материал.
1. Подчеркните слова, которые имеют прямое отношение к понятию
«поступок»: уединение, подвиг, самоотверженность, общение.(Урок 23
Нравственные идеалы) 2. Вычеркни лишнее слово в ряду:
Брак, семья, дом, союз.
(Урок 18 Род и семья – исток нравственных отношений)
3. Объясни значение слова «потомок»:
(Урок 18 Род и семья – исток нравственных отношений)
4. Составьте любое предложение со словом «добродетель».
(Урок 8 Добродетель и порок)
Приведите по два примера плохих и хороших привычек:
Хорошие привычки
Плохие привычки
1
2
1
2
Ваш ровесник Олег Семёнов решил написать поздравления с Новым годом
всем близким людям. Кто мог попасть в группу «близких людей"? Чем важны
для нас эти люди?
___________________________________________________________
(Урок Семейные праздники)
7.Заполните таблицу, распределив перечисленные внизу социальные роли
членам семьи. Если хотите, можете добавить и другие семейные обязанности,
которых нет в списке.
Члены семьи
Муж (отец)
Жена (мать) Их социальные роли и
обязанности
Перечень: обеспечивать семейный уют, добывать средства к существованию,
готовить пищу, защищать семью, заботиться о воспитании детей, наводить
чистоту т порядок в доме. ( Урок 18 Род и семья – исток нравственных
отношений)
.В семье ученицы 4 класса Ани Сергеевой 6 человек: бабушка (65 лет), папа
(42 года), мама (38 лет), брат Коля (17 лет), сестра Настя (6 лет). О Ком из
членов семьи должна заботиться Аня? В чем проявляется эта забота.
_________________________________________________________________
1 Барто А. Стихи и поэмы_ М.: Детская литература, 1990.
Используемая литература
2 Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск, 1997.
3 Морозова С.А. О Самом главном: книга для чтенияСПб.: Специальная
литература, 1998.
4 Маленкова Л.И. Человековедение: программа и методические материалы для
школьного педагога. М.: Педагогическое общество России, 2000.
5 Пословицы русского народа :сб. В. Даля. М.: 1987.
6 Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – М.:
Русское слово, 2002.Прутченков А.С. Учим и учимся играя: монография. –
М.: 1997.
7 Праздники народов России. Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская
Н.Л. и др. – М.: РОСМЭНИЗДАТ, 2004.
Интернет – ресурсы
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.Режим доступа:
http://schoolcollection.edu.ru
2.Интернет – портал «Pro школу».ru Режим доступа:
http://www.proshcolu.ru/user/
3. http://www.pritchi.ru/id7
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках ОРКСЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.