Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях.
Оценка 4.9
Памятки +1
docx
дефектология
4 кл
31.10.2017
Полноценная речь ребёнка — это одно из средств повышения уровня его коммуникабельности, путь развития его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации. Это отражается и в требованиях ФГОС к метапредметным результатам: «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения называется коммуникативной компетентностью. Для детей с нарушениями речи эта способность обычно крайне слабо сформирована, поэтому её формированию уделяется особое внимание не только логопеда, но и всех педагогов, работающих с этими детьми. В данной статье рассматриваются приёмы работы с учащимися начальной школы на логопедических занятиях, направленные на формирование у них таких универсальных учебных действий, которые помогут обеспечить необходимый уровень их коммуникативной компетентностиПолноценная речь ребёнка — это одно из средств повышения уровня его коммуникабельности, путь развития его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации. Это отражается и в требованиях ФГОС к метапредметным результатам: «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения называется коммуникативной компетентностью. Для детей с нарушениями речи эта способность обычно крайне слабо сформирована, поэтому её формированию уделяется особое внимание не только логопеда, но и всех педагогов, работающих с этими детьми. В данной статье рассматриваются приёмы работы с учащимися начальной школы на логопедических занятиях, направленные на формирование у них таких универсальных учебных действий, которые помогут обеспечить необходимый уровень их коммуникативной компетентности
статья Ф. коммун-ной комп-ти.docx
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с ОВЗ на
логопедических занятиях.
Полноценная речь ребёнка — это одно из средств повышения уровня его коммуникабельности, путь
развития его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации. Это
отражается и в требованиях ФГОС к метапредметным результатам: «умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью». Способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой
деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения называется коммуникативной
компетентностью. Для детей с нарушениями речи эта способность обычно крайне слабо сформирована,
поэтому её формированию уделяется особое внимание не только логопеда, но и всех педагогов, работающих с
этими детьми. В данной статье рассматриваются приёмы работы с учащимися начальной школы на
логопедических занятиях, направленные на формирование у них таких универсальных учебных действий,
которые помогут обеспечить необходимый уровень их коммуникативной компетентности:
1) развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умение внимательно слушать и слышать учителялогопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;
умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного
выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; умение целенаправленно и
последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны
учителялогопеда.
2) формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной учебной терминологии;
ответы 23 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;
обращение к учителюлогопеду за разъяснением;
пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
формулирование задания при выполнении различных видов учебной работы;
соблюдение речевого этикета, участие в диалоге;
составление устных связных высказываний с элементами творчества;
восприятие и создание текста — продукта речевой (устной и письменной) деятельности.
Направления работы учителялогопеда по формированию коммуникативной компетентности учащихся:
1. Использование элементов технологии проблемнодиалогического обучения.
Проблемнодиалогическое обучение — тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний
учениками посредством специально организованного учителем диалога. Постановка учебной проблемы — это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования; поиск решения — этап формулирования
учащимися нового знания. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог
состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать понастоящему творчески.
На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие,
заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель
побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и
ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и,
соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово
подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку
умозаключений, ведущих к новому знанию. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге
помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для
исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к учебному материалу, формируя познавательную
мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения,
или «открытие» нового знания.
Например, для темы занятия «Звуки и буквы Л Р» сначала прошу прочитать и записать два столбика
слов, а затем сравнить их написание (слова отличаются одной буквой «лак» «рак», «ложки» «рожки»), и
начинаю подводящий диалог: спрашиваю чем именно похожи и чем отличаются слова, прошу подумать и
назвать (сформулировать) тему и цель занятия. Затем, исследуя данные логопедом дидактические материалы
(схемы слогов и слов с ЛР, характеристики звуков, карточкизадания и т. д.), ученики при помощи
побуждающего диалога формулируют проблему (трудности в различении звуков и букв ЛР) и способы её
решения (необходимость внимательно слушать говорящего, чётко повторить слог или слово вслух и т. д.)
Таким образом, обучающиеся не только самостоятельно открывают для себя новые знания, учатся мыслить, но
и совершенствуют свои коммуникативные навыки: создают монологические и диалогические высказывания,
учатся взаимодействовать с педагогом, другими учащимися (в условиях индивидуального и дистанционного
обучения используются, помимо групповых занятий, виртуальные «ученики»: мультгерои, герои сказок и т. п.)
2. Развитие у младших школьников навыка чтения (его технической и смысловой стороны), работы с
текстом, основанное на стратегии смыслового чтения «чтение с остановками» (чтение с
перерывами для ответов или постановки вопросов, дискуссий по осмыслению прочитанного и
предвосхищению его продолжения, выполнению заданий по тексту и т. п.).
Эта стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу, а при
гармоничном включении в неё других стратегий и заданий способствует повышению техники чтения и
пониманию прочитанного. Выбранный подход к коррекции и развитию навыка чтения и разработанная система
работы с текстом позволяет сформировать у учащихся основные приёмы осмысления текста, способствующие
развитию их коммуникативной компетентности:
• постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (важно в процессе уяснения содержания;
они включают вопросы к логическим связям частей текста, связи текста с другими текстами на
эту же тему, к отдельным непонятным предложениям и словам); • постановка вопросапредположения;
• антиципация плана изложения, т.е. предвосхищение того, о чём будет говориться дальше, и
антиципация содержания (предвосхищение того, что будет сказано дальше);
• реципация – мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под
влиянием новой мысли; критический анализ – самый высокий уровень осмысления текста,
который находит выражение в дополнениях, сравнении и сопоставлении умозаключений по
прочитанному, сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции (мнения) и
отстаивании её.
3. Организация исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ.
Исследовательская деятельность учащихся частично развивается при работе с текстом, о которой говорилось
в предыдущем пункте, но в основном её формирование осуществляется при систематическом выполнении
учащимися на занятиях заданий проблемнопоискового характера, включающих использование современных
ИКТ и ресурсов интернет. При этом у детей формируются не только коммуникативные, но и другие УУД в
сочетании с совершенствованием ИКТкомпетентности: познавательные (поиск и выбор необходимой
информации, сравнение и классификация и т. п.), регулятивные (умение планировать и реализовывать свою
учебную деятельность, самостоятельно определять цели и достигать нужного результата, оценивать
результаты своей деятельности), личностные (повышение уровня воспитанности, культуры поведения и
общения). Например, при изучении темы «Пословицы» даю задания: найти и объяснить значение; найти
синонимичные в других языках (у другого народа), попытаться выбрать наиболее точно отражающую смысл;
найти, в каком литературном или публицистическом произведении употреблялась; подобрать подходящую к
основной мысли прочитанного текста пословицу и т. п. Выполняя подобные задания (конечно, уровень их
сложности определяется уровнем возможностей конкретного ученика), дети не толко развивают речь,
ассоциативное мышление, свою картину мира, но и приобретают навыки работы с различными (включая
интерактивные, ресурсы интернет) инфомационными источниками (словари, журналы, образовательные сайты
и т. д.)
4. Развитие и коррекция речи, формирование общеучебных знаний, умений и навыков (информационно
поисковых, деятельностнокоммуникативных, познавательных), творческих качеств личности через
включение обучающихся во внеурочную деятельность.
Включение обучающихся во внеурочную деятельность по предмету способствует формированию у них
познавательного интереса к обучению и общению, устной и письменной речи, выявлеию и развитию
способности к интеллектуальной, творческой деятельности. Участие учащихся под руководством
учителялогопеда в различных дистанционных конкурсах познавательной деятельности («Народная
мудрость», «Крылатые слова», «Многозначные слова» и др.), в школьных творческих, развивающих
конкурсах, а также в проводимых в рамках предметной недели мероприятиях, способствующих
формированию навыка сотрудничества, работы с информацией при помощи ИКТ, совершенствованию
опыта публичных выступлений; выполнение заданий, размещённых на ИОС школьного сайта в
специальных рубриках для учащихся (например «Читалочка», регулярная многоэтапная развиваюшая викторина для учащихся по прочитанным произведениям) и электронных курсах — всё это элементы
внеурочной деятельности учащихся, которые позвляют повысить их коммуникативную компетентность
в сочетании с коррекционноразвивающей работой на логопедических занятиях.
Таким образом, реализация принципов коррекционноразвивающего обучения по формированию у
учащихся с нарушениями речи и ОВЗ коммуникативной компетентности через использование элементов
технологии проблемнодиалогического обучения,
стратегий смыслового чтения,
организацию
исследовательской деятельности, вовлечение во внеурочную деятельность является очень эффективной и
соответствует требованиям новых ФГОС НОО ОВЗ.
Список использованной литературы и ресурсов интернет:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов:
пособие для логопеда – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
2. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2005.
3. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г.
Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
4. Сайт ОГБОУ «ЦОДТ»: http://www.cdorzn.ru/index.php
; страница с обучающим курсом «Уроки
логопеда» образовательной среды школьного сайта: http://old.cdorzn.ru/moodle/course/view.php?id=11
.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.