Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Оценка 4.9

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Оценка 4.9
Научные работы
doc
английский язык +1
4 кл
19.01.2017
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
конференция.doc
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе                                                                               Пирузян Марине Сосовна                                                                                 МОУ « Медновская СОШ»            Учитель начальных классов Умение  вести разговор­это талант. Разговор­это здание, которое строят 2016 совместными усилиями.                                      Андре  Моруа Формирование коммуникативных компетенций на уроках  в начальной школе В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным,   более   адаптированным   к   социальной   действительности,   способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Таким   образом,  основной  задачей  учителя   становится  воспитание  разносторонне развитой, образованной и коммуникационно­ компетентной личности.  Коммуникативная   компетентность   не   возникает   на   пустом   месте,   она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует   данный   вид   компетентности,   задавая   своим   собственным   общением   эталон коммуникативных умений,  организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание я уделяю одному из способов коллективного взаимообучения ­ работе   в   парах   сменного   состава.   Приступая   к   организации   общения   ребят   в   парах сменного состава, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:  ориентация в пространстве;  умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит;  работа в постоянном шуме;  поиск нужной информации;  использование листков индивидуального учёта;  умение переводить образ в слова и слова в образ. Эта работа делает уроки интересными, живыми, непохожими друг на друга. Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках русского языка, английского языка,  литературного чтения, математики и др.   Введение   комплекса   специально   организованных   упражнений   в   уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение,языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут   расти   и   развиваться   школьники.   Основная   характеристика   коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь». Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на  будущий профессиональный выбор. Для   создания   эмоционально   –   благоприятной   ситуации   на   уроке   необходимо использовать:   игровые приёмы; задания,   направленные   на   развитие   литературных   способностей   и творческого воображения: 1 «.Рассказ от первого лица»   рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля; повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки». 2. «Сказка в заданном ключе»  введение   в название  сказки  нового объекта,   например   «Лиса,  журавль  и мудрая сова», сочинить новую сказку. 3. «Изменение сказочной развязки»  придумать другое окончание сказки, рассказа. Работа   в   парах   и   группах   помогает   организации   общения,   т.к.   каждый   ребёнок имеет   возможность   говорить   с   заинтересованным   собеседником.   Одно   из   главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает   возникновение   между   детьми   доброжелательных   отношений,   а   групповая поддержка   вызывает   чувство   защищённости,   и   даже   самые   робкие   и   тревожные   дети преодолевают страх.  Помогают   в   формировании   диалогового   общения   друг   с   другом   следующие упражнения: 1. 2. 3. Ролевое чтение. Ролевые диалоги. Работа   в   парах   (инсценирование   отрывка,   разговор   двух   героев произведения). Придумать разговор героев произведения по телефону. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.). 4. 5. Развивать   у   учащихся   интерес   к   чтению,   стимулировать   свободное   говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН. Курс  русского  языка  предполагает   целенаправленное   обучение   школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.  Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После   самостоятельного   написания   изложения   или   сочинения   каждый   ученик   сначала редактирует   свою   работу.   Затем   несколько   учеников   читают   свои   работы   вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети  вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание.  Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах.   Ребята   учатся   договариваться,   распределять   работу,   оценивать   свой   вклад   в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему. Таким образом,   у   учащихся   появляется   потребность   в   высказывании,   достаточно   уверенное владение   монологической   и   диалогической   речью,   умение   передавать   на   письме собственные мысли и чувства, способность размышлять. Учащиеся  умеют сотрудничать друг с другом и с учителем.  На занятиях математикой освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование   различных   коллективных   приёмов:   работа   в   группе,   дискуссия, дидактические   игры   и   другие.   Покажем   это   на   примере   изучения   в   3   классе   темы   « Решение   задач».   Класс   разбивается   на   несколько   групп.   Каждая   группа   получает   своё задание,   где   указан   алгоритм   решения   задачи,   заданной   одним   и   тем   же   условием. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. После этого организуется этап   обсуждения   использованных   способов   решения   задачи,   вносятся   предложения, оцениваются  достоинства и недостатки каждого способа, делается вывод. В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в   группе,   овладевают   способами   взаимодействия   с   окружающими   людьми.   У   них формируется умение задавать вопросы, выслушивать другого.  Так как работа по формирование коммуникативных компетенций  ведется уже не первый   год,   то   можно   подвести   некоторые   итоги.   Они   были   подведены   при   помощи педагогической диагностики.  Во – первых, неуклонно повышается успеваемость и качество знаний учащихся.  Во   –   вторых,   вырос   интерес   учащихся   к   учению.   Ученики   не   просто   слушают готовую   информацию,   а   учатся   добывать   ее   сами,   в   том   числе   из   дополнительных источников. В – третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им приходится передвигаться с места на место, а активные формы обучения играют не последнюю роль в здоровьесберегающем обучении. В – четвертых, благодаря психологической диагностике было выявлено увеличение количества   учащихся   с   высоким   уровнем   коммуникативности.   Также   увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой.  В – пятых, улучшается память учащихся, внимание.   В условиях  формирования коммуникативных компетенций благодаря элементам технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи,   но   и   за   результаты   коллективного   труда,   формируется   адекватная   самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.  В результате младшие школьники должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить   доверительные   отношения   между   взрослыми   и   детьми.Они   получают   навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017