«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
Оценка 4.8

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

Оценка 4.8
Документация
docx
география
5 кл
27.03.2017
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
Представлена система деятельности педагога на примере уроков географии в 5 классе по курсу «Землеведение». Целевая аудитория 5 класс, работа выстраивается с детьми, особенности которых можно охарактеризовать как учащиеся общеобразовательной школы. Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на внедрение ФГОС и формирование УУД. В новых документах «ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010» говорится, что мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни.
Жесткова Л.А. Формирование коммуникативных УУД на уроках географии в 5 классе.docx
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе» Выполнила:  Жесткова Любовь Алексеевна учитель географии ГБОУ СОШ пос. Просвет Волжского района Самарской области 2015 г. Оглавление Введение                                                                                                            3 Паспорт                                                                                                               3 Актуальность   темы                                                                                          3 Цели, задачи ИР                                                                                                  4 Ожидаемые  результаты                                                                                     5 Основная часть                                                                                                  6 Коммуникативные универсальные действия                                                    7      Методы формирования  коммуникативных                                                      универсальных учебных действий                                                                     7      Методика развития речевых умений пятиклассников  на уроках географии                                                                                            9 Методика развития групповой работы пятиклассников  на уроках географии                                                                                           10 Контрольно­оценочный блок                                                                            11 Заключение                                                                                                        14 Литература                                                                                                         15 Введение Паспорт ИР  • Представлена система деятельности педагога на примере уроков географии в 5 классе по курсу «Землеведение». • Целевая   аудитория   5   класс,   работа   выстраивается   с   детьми, особенности   которых   можно   охарактеризовать   как   учащиеся общеобразовательной школы.   • Соавторы   в   организации   и   осуществлении   ИР     учителя   – предметники, администрация ГБОУ СОШ пос. Просвет • Сроки создания данной системы: среднесрочный,     с 01.09.2013г по 30.05.2014г.                      Место реализации ­  ГБОУ СОШ пос. Просвет  Актуальность  данной   работы   состоит   в   том,   что   в   последние   годы особое внимание обращено на внедрение ФГОС и формирование УУД. В   новых   документах   «ФГОС:   Основное   общее   образование.­   М. Просвещение, 2010» говорится,  что мобильность, активность, успешность – эти   понятия   прочно   вошли   в   нашу   жизнь.   Выпускники   школы   не   только знакомы с  этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению   Обществом   востребованы   специалисты, в   жизни.   способные   к самостоятельному   принятию   решений,   умеющие   действовать   в   быстро изменяющихся   ситуациях,   адекватно   ориентирующиеся   во   всех   сферах социальной   жизни.   Воспитание   такого   профессионала   предполагает содействие   самостоятельному   развитию   личности,   ее   готовности   к самореализации   в   профессии,   адаптации   в   социуме.     На   такой   подход   к образованию   направлен   новый   ФГОС.   Основная   задача   современного образования     «не   просто   вооружить   выпускника   фиксированным   набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в   команде,   способность   к   самоизменению   и   саморазвитию   на   основе рефлексивной самоорганизации   Анализ   результатов педагогической деятельности,  ОП, который был   показал,   что,   существуют   недостатки   в проведен   в   2013   ­   2014   образовательной деятельности:  ­  обучающиеся  пока плохо владеют умением слушать и вступать в диалог; ­ редко участвуют в коллективном обсуждении проблем; ­ не могут интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное  взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Возникают противоречия:  ­ Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных  проблем, для решения которых часто необходимо работать в команде. ­ Проблема обучения современных детей напрямую связана с новыми  условиями и требованиями быстро меняющегося мира, а материально­ техническая база образовательного процесса оставляет желать лучшего. ­ В задачи образования в школе входит развитие мобильных, активных,  успешных обучающихся, что достигается различными  технологиями и  приемами  с одной стороны, и владеющими прочными знаниями с другой  стороны. ­ Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, так как в основе понимания лежит адекватное восприятие и   переработка   информации,   обеспечивают   социальную   компетентность ученика,   позволяют   ему   строить   продуктивные   взаимоотношения   с окружающими. На основе проведенного анализа  можно сформулировать существующую профессиональную  проблему: на   уроках   мало   времени   отводится   на формирование коммуникативных УУД.  Для решения  существующей профессиональной проблемы необходимо выдвинуть цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по внедрению в ОП  методики формирования коммуникативных УУД.         Цель работы – разработка  методик формирования коммуникативных УУД на уроках географии в 5 классе различными средствами   и   формами обучения. Задачи: 1.     Изучить   теоретические   аспекты   формирования   коммуникативных универсальных учебных действий  школьников. 2.  Разработать методику формирования активного слушания  на уроках географии в 5 классе. 3.   Разработать   методику   формирования   речевых   умений     на   уроках географии в 5   классе. 4. Разработать методику проведения групповых форм работы на уроках географии в 5 классе. Ожидаемые результаты Обучающиеся научатся:     ­ слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному; ­ самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием); ­ выражать свои мысли в письменной форме точно, компактно, без искажения; ­ выражать свои мысли в устной форме точно, компактно, без искажения. ­ работать в сотрудничестве. Обучающиеся  коммуникативными. станут   более   самостоятельными,   уверенными, Основная часть            Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает  необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное  формирование не только отдельных психических функций, процессов и  свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость  общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Взаимодействие понимается как непосредственная  межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается  способность человека «принимать роль другого», «представлять, как его  воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно  интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.          В основе формирования  коммуникативных УУД лежит системно  ­деятельностный подход с учетом психических и возрастных особенностей  личности обучающегося. В контексте концепции универсальных учебных действий  «Словарь –  справочник  современного российского профессионального образования»   определяет коммуникацию как смысловой аспект общения и социального  взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой  общности – установление контактов, кооперацию (организацию и  осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера (Словарь–справочник современного российского профессионального образования/авторы­составители: Блинов  В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. ­ Выпуск  1.­ М.: ФИРО, 2010 г.).  Межличностное общение ­ ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение  средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и  пр. Кооперация ­ совместная деятельность ­ организация и планирование работы  в группе, умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу,  решать конфликты. Коммуникативные универсальные действия: ­ Действия по осуществлению межличностного общения; ­ Действия по осуществлению совместной деятельности (взаимодействия); ­ Действия монологической речи; ­ Действия диалогической речи; ­ Действия, обеспечивающие личностную и познавательную рефлексию. Коммуникативные  УУД     способствуют осуществлению коммуникативной  деятельности, позволяют использовать правила общения в различных учебных  и внеучебных ситуациях, самостоятельно организовывать  речевую  деятельность и выстраивать высказывания в устной и письменной формах.  Эти действия обеспечивают социальную компетентность и учитывают позиции других людей, партнёров по общению или деятельности. Методы формирования  коммуникативных универсальных учебных  действий          Общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников  является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и  самого взаимодействия у каждого из участников обучения.  Давать учащимся время на обдумывание их ответов.                                  Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их  товарищей.  Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от  ситуации).  Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или  нет.  Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание  высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.  Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было  выражено непонятно для учеников.  Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.  В частности, для развития коммуникативных УУД очень важны  групповые формы работы.             При групповых формах обучения учитель управляет учебно­ познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно  подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно­групповые и  дифференцированно­групповые. Звеньевые формы обучения предполагают  организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При  бригадной форме организуется деятельность специально сформированных  для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.  Кооперировано­групповая форма предполагает деление класса на группы,  каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного  задания. Дифференцированно­групповая форма обучения имеет ту  особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют  учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также  парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит  как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников ­  звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.            Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных  учебных действий можно предложить следующие виды заданий:  составь задание партнеру;  отзыв на работу товарища;  групповая работа по составлению кроссворда;  «отгадай, о ком говорим»;  диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);  Проектная деятельность;  Основным критерием сформированности коммуникативных  действий коммуникативные способности учащегося, включающие в себя: ­ желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я  хочу!»); ­ знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с  окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); ­ умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными  навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение  эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение  работать в группе. Методика развития речевых умений  пятиклассников  на уроках  географии Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм» Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово  темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение  расстояний с помощью масштаба». Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы,  связанные со словом масштаб… Дети: Численный, именованный, линейный, топографический план, условные  знаки… Эффект от выполнения упражнения: концентрация внимания детей на работу; закрепление знаний; формирование умение слушать; установление причинно­ следственных знаний; развитие речи. Упражнение 2. «Составь задание партнеру» Упражнение можно проводить как на уроках обобщения, так и по ходу  изучения темы при работе в парах. Например, темы: «Градусная сетка», «Географические координаты», «Горные  породы, минералы, полезные ископаемые». Эффект от выполнения упражнения: закрепление знаний; формирование  умения слушать; развитие речи; формирование умения вести диалог. Упражнение 3. «Диалог» Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает  один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4­5 минут. Дети оценивают  ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если  оценка совпадает, то ставится обоим учащимся. Эффективность от проведения упражнения: Умение слушать и слышать,  отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия, развитие речи,  взаимопроверка. Методика развития групповой работы пятиклассников на уроках  географии Упражнение 1. «Групповая работа» Упражнение проводится при делении класса на малые группы 4­6 человек.  Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и  проведении целого урока.  Например, тема «Горные породы, минералы, полезные ископаемые» Работают три группы. Этап проверки знаний.  Задание:  используя конспект в тетради  и текст учебника, выполните задание: 1 группа:  колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды… О  каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите   примеры таких горных пород. 2 группа:  магма, излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь?  Объясните их образование и приведите  примеры таких горных пород. 3 группа: опускание, давление,  высокая температура. О каких горных  породах идет речь? Объясните их образование и приведите  примеры таких  горных пород. Эффект от выполнения упражнения: Развитие навыков коммуникации при  работе в группе, развитие умения работать с различными источниками  географических знаний. Упражнение 2. «Интервью» Упражнение проводится на этапе проверки  домашнего задания или уроке обобщения по  теме. Учащиеся разбиваются на  пары и располагаются рядом друг с другом. Далее предлагаются вопросы для  интервью: 2­3 вопроса  по изученной теме (не более 5 минут).   Например:  ­ Как вы оцениваете возможность землетрясения на территории вашего  проживания? ­ Какие движения земной коры характерны для вашей местности? ­ Какую характеристику вы дадите полезным  ископаемым  вашей  местности? Далее педагог поочередно предлагает оценить полученную информацию.  Фиксация ответов в рабочей тетради. Рефлексия состоявшегося  взаимодействия. Эффект от выполнения упражнения: обмен  информацией между  собеседниками, проявление умения слушать и слышать, закрепление знаний  по теме. Упражнение 3. «Круглый стол» Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии. Форма – урок  изучения нового,  урок обобщения знаний. Упражнение 4. «Пресс­конференция» Упражнение можно проводить на уроке изучения нового или уроке обобщения знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса.  Ведущий (педагог или группа учащихся­специалистов) объявляет тему пресс­ конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам  предлагается в течение двух минут сформулировать 1­2 вопроса. По  истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие  суть рассматриваемой темы.  Эффект от проведения упражнения: развитие умений формулировать вопрос,  развитие навыков общения, развитие  мышления, речи. Контрольно­оценочный блок На уроках географии пользуюсь критериями, которые были разработаны на  основе рекомендаций Московского центра качества образования, Елена  Ефанова, учитель географии Шайковской средней школы №2 Кировского  района Калужской области,  разработала шкалу «Уровни овладения  коммуникативными универсальными учебными действиями  пятиклассниками»: Уровни овладения Учащийся  должен: коммуникативными УУД ­ на первом уровне:  ­ воспринимать монологическую речь; ­ больше слушать и отвечать, чем проявлять  инициативу; ­ на втором уровне:  ­ на третьем уровне:  ­ на четвертом уровне:  ­ делать необходимые записи; ­ воспринимать информацию в ходе  взаимодействия, задавать вопросы;  ­ уметь собирать материал по проблеме,  извлекать нужную информацию из текста,  таблиц, графиков, карт;  ­ высказывать свое мнение в ходе дискуссии,  беседы (без аргументации);  ­ умение выходить из конфликта; ­ участвовать в принятии групповых  решений; ­ составлять монологическое высказывание,  предварительно собрав нужную  информацию, вести диалог; ­ анализировать источники географических  знаний, уточнять детали; ­ уметь обобщать и делать выводы;  ­ уметь выработать свою собственную точку  зрения и обосновать ее, выбрав для этого  нужные аргументы из приведенной  совокупности фактов;  ­ ученик должен уметь занимать  управляющую позицию, проявляя  самостоятельность и ответственность; ­ уметь определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять  результаты работы; ­ уметь руководить, например, распределять  обязанности между членами группы;  ­ уметь подводить итоги; ­ уметь различать мнения и факты в  высказывании человека;  ­ уметь объективно проводить самооценку;  ­ уметь правильно расставлять  эмоциональные акценты. Используя данную шкалу, я фиксирую в специальном журнале уровни  формирования коммуникативных умений каждого учащегося три раза в год: в  сентябре (начало учебного года), январе (после окончания первого полугодия) и в мае (в конце учебного года).  Фиксируется  не только уровень, но и индивидуальные особенности ученика, например: владеет речью, но слишком  категоричен, с трудом принимает чужое мнение. В зависимости от  результатов организую индивидуальную работу с учащимися. Заключение География – предмет, на котором можно успешно организовывать групповое  сотрудничество учащихся. От навыков конструктивного общения,  приобретенных в школьном возрасте, во многом зависит благополучие  личностного развития подростка. Естественно, что в условиях специально  организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных  действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в  более широком спектре. Коммуникативные универсальные учебные действия,  отражающие умения работать в группе: ­ умение договариваться, находить общее решение практической задачи  (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных  обстоятельствах (конфликт интересов); ­ способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в  ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов  выяснять недостающую информацию; ­ умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,  умение и убеждать, и уступать; ­ способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,  а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу  выполнения задания. Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные  действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную  поддержку для слабых и робких учеников. Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего  образования  Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993 2.  Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998 3. 4. «Учительская газета» №22 от 3 июня 2014 года «Методика развития  активного слушания  пятиклассников на уроках географии». 5. С.С. Кашлев  Интерактивные методы обучения: учебно­методическое  пособие ­ Минск: ТетраСистемо, 2011). 6. М.В. Кларин  Технологии обучения: идеал и реальность:   Эксперимент,1999. 7. Рабочие программы. «География» Предметная линия учебников  «Сферы» В.П.Дронов, Л.Е. Савельева. Издательство «Просвещение»   Москва.  2013 г. 8. А.Г.   Асмолов   «Формирование   универсальных   учебных   действий   в основной школе. От действий к мысли»  9. Интернет­сайты:  http://cde.sipkro.ru,  www.ug.ru.

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017