«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
Оценка 4.8
Документация
docx
география
5 кл
27.03.2017
Представлена система деятельности педагога на примере уроков географии в 5 классе по курсу «Землеведение».
Целевая аудитория 5 класс, работа выстраивается с детьми, особенности которых можно охарактеризовать как учащиеся общеобразовательной школы.
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на внедрение ФГОС и формирование УУД.
В новых документах «ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010» говорится, что мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни.
Жесткова Л.А. Формирование коммуникативных УУД на уроках географии в 5 классе.docx
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках географии в 5 классе»
Выполнила: Жесткова Любовь Алексеевна
учитель географии
ГБОУ СОШ пос. Просвет
Волжского района
Самарской области 2015 г.
Оглавление
Введение 3
Паспорт 3
Актуальность темы 3
Цели, задачи ИР 4
Ожидаемые результаты 5
Основная часть 6
Коммуникативные универсальные действия 7
Методы формирования коммуникативных
универсальных учебных действий 7
Методика развития речевых умений пятиклассников
на уроках географии 9
Методика развития групповой работы пятиклассников
на уроках географии 10
Контрольнооценочный блок 11
Заключение 14
Литература 15 Введение
Паспорт ИР
•
Представлена система деятельности педагога на примере уроков
географии в 5 классе по курсу «Землеведение».
•
Целевая аудитория 5 класс, работа выстраивается с детьми,
особенности которых можно охарактеризовать как учащиеся
общеобразовательной школы.
•
Соавторы в организации и осуществлении ИР
учителя –
предметники, администрация ГБОУ СОШ пос. Просвет
•
Сроки создания данной системы: среднесрочный, с 01.09.2013г
по 30.05.2014г.
Место реализации ГБОУ СОШ пос. Просвет
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы
особое внимание обращено на внедрение ФГОС и формирование УУД.
В новых документах «ФГОС: Основное общее образование. М.
Просвещение, 2010» говорится, что мобильность, активность, успешность –
эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только
знакомы с этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению
Обществом востребованы специалисты,
в жизни.
способные к
самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро
изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах
социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает
содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к
самореализации в профессии, адаптации в социуме. На такой подход к
образованию направлен новый ФГОС. Основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором
знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать
в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе
рефлексивной самоорганизации
Анализ результатов педагогической деятельности, ОП, который был
показал, что, существуют недостатки в
проведен в 2013 2014
образовательной деятельности:
обучающиеся пока плохо владеют умением слушать и вступать в диалог;
редко участвуют в коллективном обсуждении проблем;
не могут интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Возникают противоречия:
Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных
проблем, для решения которых часто необходимо работать в команде.
Проблема обучения современных детей напрямую связана с новыми
условиями и требованиями быстро меняющегося мира, а материально
техническая база образовательного процесса оставляет желать лучшего.
В задачи образования в школе входит развитие мобильных, активных,
успешных обучающихся, что достигается различными технологиями и
приемами с одной стороны, и владеющими прочными знаниями с другой
стороны.
Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить
коммуникативным, так как в основе понимания лежит адекватное восприятие
и переработка информации, обеспечивают социальную компетентность
ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с
окружающими. На основе проведенного анализа можно сформулировать существующую
профессиональную проблему: на уроках мало времени отводится на
формирование коммуникативных УУД.
Для решения существующей профессиональной проблемы необходимо
выдвинуть цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по
внедрению в ОП методики формирования коммуникативных УУД.
Цель работы – разработка методик формирования коммуникативных
УУД на уроках географии в 5 классе различными средствами и формами
обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных
универсальных учебных действий школьников.
2. Разработать методику формирования активного слушания на уроках
географии в 5 классе.
3. Разработать методику формирования речевых умений на уроках
географии в 5 классе.
4. Разработать методику проведения групповых форм работы на уроках
географии в 5 классе.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся научатся:
слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);
выражать свои мысли в письменной форме точно, компактно, без искажения;
выражать свои мысли в устной форме точно, компактно, без искажения.
работать в сотрудничестве.
Обучающиеся
коммуникативными.
станут более самостоятельными,
уверенными, Основная часть
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает
необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное
формирование не только отдельных психических функций, процессов и
свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость
общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены
взаимодействовать. Взаимодействие понимается как непосредственная
межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается
способность человека «принимать роль другого», «представлять, как его
воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно
интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
В основе формирования коммуникативных УУД лежит системно
деятельностный подход с учетом психических и возрастных особенностей
личности обучающегося.
В контексте концепции универсальных учебных действий «Словарь –
справочник современного российского профессионального образования»
определяет коммуникацию как смысловой аспект общения и социального
взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей
и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой
общности – установление контактов, кооперацию (организацию и
осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера (Словарь–справочник современного
российского профессионального образования/авторысоставители: Блинов
В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Выпуск
1. М.: ФИРО, 2010 г.).
Межличностное общение ориентация в личностных особенностях партнёра,
его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение
средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и
пр.
Кооперация совместная деятельность организация и планирование работы
в группе, умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу,
решать конфликты.
Коммуникативные универсальные действия:
Действия по осуществлению межличностного общения;
Действия по осуществлению совместной деятельности (взаимодействия);
Действия монологической речи;
Действия диалогической речи;
Действия, обеспечивающие личностную и познавательную рефлексию.
Коммуникативные УУД способствуют осуществлению коммуникативной
деятельности, позволяют использовать правила общения в различных учебных
и внеучебных ситуациях, самостоятельно организовывать речевую
деятельность и выстраивать высказывания в устной и письменной формах.
Эти действия обеспечивают социальную компетентность и учитывают позиции
других людей, партнёров по общению или деятельности.
Методы формирования коммуникативных универсальных учебных
действий
Общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников
является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и
самого взаимодействия у каждого из участников обучения.
Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их
товарищей.
Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от
ситуации).
Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или
нет.
Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание
высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было
выражено непонятно для учеников.
Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
В частности, для развития коммуникативных УУД очень важны
групповые формы работы.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно
познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно
подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированногрупповые и
дифференцированногрупповые. Звеньевые формы обучения предполагают
организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При
бригадной форме организуется деятельность специально сформированных
для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.
Кооперированогрупповая форма предполагает деление класса на группы,
каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного
задания. Дифференцированногрупповая форма обучения имеет ту
особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют
учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также
парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит
как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников
звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных
учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
Проектная деятельность;
Основным критерием сформированности коммуникативных
действий коммуникативные способности учащегося, включающие в себя:
желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я
хочу!»);
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными
навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение
эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение
работать в группе.
Методика развития речевых умений пятиклассников на уроках
географии
Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм»
Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово
темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение
расстояний с помощью масштаба».
Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы,
связанные со словом масштаб…
Дети: Численный, именованный, линейный, топографический план, условные
знаки…
Эффект от выполнения упражнения: концентрация внимания детей на работу;
закрепление знаний; формирование умение слушать; установление причинно
следственных знаний; развитие речи.
Упражнение 2. «Составь задание партнеру»
Упражнение можно проводить как на уроках обобщения, так и по ходу
изучения темы при работе в парах.
Например, темы: «Градусная сетка», «Географические координаты», «Горные
породы, минералы, полезные ископаемые».
Эффект от выполнения упражнения: закрепление знаний; формирование
умения слушать; развитие речи; формирование умения вести диалог.
Упражнение 3. «Диалог»
Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает
один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 45 минут. Дети оценивают
ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если
оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.
Эффективность от проведения упражнения: Умение слушать и слышать,
отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия, развитие речи,
взаимопроверка.
Методика развития групповой работы пятиклассников на уроках
географии
Упражнение 1. «Групповая работа» Упражнение проводится при делении класса на малые группы 46 человек.
Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и
проведении целого урока.
Например, тема «Горные породы, минералы, полезные ископаемые»
Работают три группы. Этап проверки знаний.
Задание: используя конспект в тетради и текст учебника, выполните задание:
1 группа: колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды… О
каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите
примеры таких горных пород.
2 группа: магма, излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь?
Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.
3 группа: опускание, давление, высокая температура. О каких горных
породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких
горных пород.
Эффект от выполнения упражнения: Развитие навыков коммуникации при
работе в группе, развитие умения работать с различными источниками
географических знаний.
Упражнение 2. «Интервью» Упражнение проводится на этапе проверки
домашнего задания или уроке обобщения по теме. Учащиеся разбиваются на
пары и располагаются рядом друг с другом. Далее предлагаются вопросы для
интервью: 23 вопроса по изученной теме (не более 5 минут).
Например:
Как вы оцениваете возможность землетрясения на территории вашего
проживания?
Какие движения земной коры характерны для вашей местности?
Какую характеристику вы дадите полезным ископаемым вашей местности?
Далее педагог поочередно предлагает оценить полученную информацию.
Фиксация ответов в рабочей тетради. Рефлексия состоявшегося
взаимодействия. Эффект от выполнения упражнения: обмен информацией между
собеседниками, проявление умения слушать и слышать, закрепление знаний
по теме.
Упражнение 3. «Круглый стол»
Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии. Форма – урок
изучения нового, урок обобщения знаний.
Упражнение 4. «Прессконференция»
Упражнение можно проводить на уроке изучения нового или уроке обобщения
знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса.
Ведущий (педагог или группа учащихсяспециалистов) объявляет тему пресс
конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам
предлагается в течение двух минут сформулировать 12 вопроса. По
истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход
или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие
суть рассматриваемой темы.
Эффект от проведения упражнения: развитие умений формулировать вопрос,
развитие навыков общения, развитие мышления, речи.
Контрольнооценочный блок
На уроках географии пользуюсь критериями, которые были разработаны на
основе рекомендаций Московского центра качества образования, Елена
Ефанова, учитель географии Шайковской средней школы №2 Кировского
района Калужской области, разработала шкалу «Уровни овладения
коммуникативными универсальными учебными действиями
пятиклассниками»:
Уровни овладения
Учащийся должен:
коммуникативными УУД
на первом уровне:
воспринимать монологическую речь;
больше слушать и отвечать, чем проявлять
инициативу; на втором уровне:
на третьем уровне:
на четвертом уровне:
делать необходимые записи;
воспринимать информацию в ходе
взаимодействия, задавать вопросы;
уметь собирать материал по проблеме,
извлекать нужную информацию из текста,
таблиц, графиков, карт;
высказывать свое мнение в ходе дискуссии,
беседы (без аргументации);
умение выходить из конфликта;
участвовать в принятии групповых
решений;
составлять монологическое высказывание,
предварительно собрав нужную
информацию, вести диалог;
анализировать источники географических
знаний, уточнять детали;
уметь обобщать и делать выводы;
уметь выработать свою собственную точку
зрения и обосновать ее, выбрав для этого
нужные аргументы из приведенной
совокупности фактов;
ученик должен уметь занимать
управляющую позицию, проявляя
самостоятельность и ответственность;
уметь определять проблемы, искать пути их
решения и аргументировано представлять
результаты работы;
уметь руководить, например, распределять
обязанности между членами группы;
уметь подводить итоги;
уметь различать мнения и факты в
высказывании человека;
уметь объективно проводить самооценку;
уметь правильно расставлять
эмоциональные акценты.
Используя данную шкалу, я фиксирую в специальном журнале уровни
формирования коммуникативных умений каждого учащегося три раза в год: в
сентябре (начало учебного года), январе (после окончания первого полугодия)
и в мае (в конце учебного года). Фиксируется не только уровень, но и индивидуальные особенности ученика, например: владеет речью, но слишком
категоричен, с трудом принимает чужое мнение. В зависимости от
результатов организую индивидуальную работу с учащимися.
Заключение
География – предмет, на котором можно успешно организовывать групповое
сотрудничество учащихся. От навыков конструктивного общения,
приобретенных в школьном возрасте, во многом зависит благополучие
личностного развития подростка. Естественно, что в условиях специально
организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных
действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в
более широком спектре. Коммуникативные универсальные учебные действия,
отражающие умения работать в группе:
умение договариваться, находить общее решение практической задачи
(приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных
обстоятельствах (конфликт интересов);
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в
ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов
выяснять недостающую информацию;
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
умение и убеждать, и уступать;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,
а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу
выполнения задания.
Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные
действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную
поддержку для слабых и робких учеников. Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования
Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993
2.
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998
3.
4. «Учительская газета» №22 от 3 июня 2014 года «Методика развития
активного слушания пятиклассников на уроках географии».
5. С.С. Кашлев Интерактивные методы обучения: учебнометодическое
пособие Минск: ТетраСистемо, 2011).
6. М.В. Кларин Технологии обучения: идеал и реальность:
Эксперимент,1999.
7. Рабочие программы. «География» Предметная линия учебников
«Сферы» В.П.Дронов, Л.Е. Савельева. Издательство «Просвещение»
Москва. 2013 г.
8. А.Г. Асмолов «Формирование универсальных учебных действий в
основной школе. От действий к мысли»
9. Интернетсайты: http://cde.sipkro.ru, www.ug.ru.
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.