Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Оценка 4.6
Лекции
docx
русский язык
4 кл
07.11.2019
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить:
1. анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);
2. строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности;
3. организовывать свою учебно-познавательную деятельность;
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка.docx
Формирование контрольнооценочной самостоятельности младших школьников на
уроках русского языка
Хлопните в ладоши те, у кого хорошее настроение. Отлично, с позитивной аудиторией
всегда приятно работать. Ну а тем, кто не хлопнул постараемся поднять настроение.
Меня зовут, Л.В. учитель нач. классов школы №4 г. Сызрань. Тема моего мастер класса
"Формирование контрольнооценочной самостоятельности младших школьников на уроках
русского языка"
Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Для современного общества
недостаточны даже прочные и обширные знания, т. к. объём информации удваивается
каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они могут оказаться совершенно
бесполезными. Поэтому перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка
самостоятельно добывать знания. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни,
ребёнку, необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию,
самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с
самореализацией.
На формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является
ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно
от её хода и зависит формирование самооценки ребёнка.
Выделяют три основных вида самооценки: адекватная самооценка; завышенная
самооценка; заниженная самооценка.
Оптимальным вариантом детской самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе
она к реальности, тем лучше ребёнок себя чувствует.
Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые
свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не
обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с
адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся
к себе с уважением.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям
с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться
проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.
Младшие школьники с низкой самооценкой делают акцент на своих недостатках,
выражают неуверенность в их преодолении. Они считают, что неспособны к учебе, к
общению, к любым другим видам деятельности. И поэтому часто возникают трудности в
школе и дома. Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться.
А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе
несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать,
когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места.
Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня
самооценки учащихся. Для этого используются различные тесты, анкеты. Я предлагаю тест “Какой я”
Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы
типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется
по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
№ п/п Оцениваемые
Оценки по вербальной шкале
да
нет
иногда
не
знаю
качества
личности
Отзывчивый
Добрый
Умный
Аккуратный
Послушный
Внимательный
Вежливый
Умелый
(способный)
Трудолюбивый
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Честный
10 баллов очень высокий
89 баллов высокий
47 баллов средний
23 балла низкий
01 балл очень низкий
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем.
Необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно
научить: 1. анализировать состояние своей учебнопознавательной деятельности (сравнивать
результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок
и находить способы их исправления);
2. строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности;
3. организовывать свою учебнопознавательную деятельность;
Приемы оценочной деятельности, используемые мною на уроке при безотметочном
обучении:
“Смайлики” с их использованием отрабатываются умения оценки по критериям
(правильно, аккуратно, соответствует теме).
(cid:252) Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя
ступенька не понял, вторая ступенька требуется небольшая помощь или коррекция,
верхняя ступенька – ребѐнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить
самостоятельно.
(cid:252) Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на
каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с
оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик, ниже или выше.
Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребѐнком
оценкой.
(cid:252) «Светофор». Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по
отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор».
В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на
уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении
нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок:
«Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро
справлялся с поставленной задачей или чтото осталось неясным, то в тетради рисуется
желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения,
ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок:
«Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием
пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
(cid:252) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети
закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, жѐлтый всѐ получилось, зелѐный – есть недочѐты, но
старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. В
начале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
Со 2 класса использую на уроке русского языка комментированное письмо с указанием
орфограмм, которое очень продуктивно работает.
При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик
не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил.
С 3 класса практикую контрольные разноуровневые задания тем самым, повышая
требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося.
В 4 классе учащиеся способны самостоятельно определять критерии учебной
деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может
определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя
прогностическую оценку.
Следующий этап нашего занятия пройдет под девизом "Чтобы лучше знать надо узел
завязать". У вас на столах лежит веревочка, она не простая, а волшебная, веревочка
памятка, которая вам поможет запомнить приемы, используемые мной на уроках.
Первое, с чем я вас хочу познакомить, как я использую на уроках оценочные листы.
Оценочный лист
Этапы работы
Оценка до работы
(прогностическая)
Оценка после
работы
Причины ошибок
Определение
склонения у имён
существительных
Правописание
безударных
падежных
окончаний имён
существительных
• Затрудняюсь найти имя
существительное среди
других частей речи
• Затрудняюсь поставить
существительное в
начальную форму
• Плохо знаю
отличительные признаки
склонений
• Затрудняюсь выделить
окончание у
существительного
• Затрудняюсь определить
склонение
• Затрудняюсь в подборе
проверочного слова
+ справлюсь (справился) без ошибок
V справлюсь (справился), допустив 12 ошибки
! трудно, допущу (допустил) много ошибок
Найдите у себя в листочках задание 2, найдите этап работы — определение склонения. Спрогнозируйте своё умение, определять склонения имён существительных.
Прочитайте отрывок всем нам известного стихотворения.
Ваша задача из данного отрывка выписать существительные.
1. ая группа — существительные I склонения;
2. ая группа — существительные II склонения;
3. я группа — существительные III склонения.
Внимание, будьте готовы доказать своё решение. Чтобы вы почувствовали себя
действительно учениками, приблизиться к реальному уроку, вы будете ограничены во
времени. 1 минута, время пошло.
Проверка знаний учащихся. Самостоятельная работа.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...
Проверка:
I. склонение: сказка, русалка, дорожка, избушка, ножка.
II. склонение: лукоморье, дуб, день, кот, чудо, леший, след, зверь, окно.
III. склонение: цепь, ночь, песнь, ветвь, дверь.
Проверка знаний учащихся.
Оцените свою работу.
Работа в парах (алгоритм)
Возьмите оценочные листы, спрогнозируйте своё умение решать орфографические
задачи в написании окончаний имён существительных.
Предлагаю перед началом выполнения задания вспомнить алгоритм.
Дети рассказывают друг другу алгоритм. Пара, закончившая первая, проговаривает
алгоритм всему классу.
Алгоритм, который следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические
задачи в безударных окончаниях имён существительных:
Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить
склонение.
Определить падеж слова с безударным окончанием.
Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным
окончанием. Записать то же окончание в безударную позицию.
Самостоятельная работа
Ваша задача — применить теоретические знания на практике — заполнить
окошечки с пропущенными буквами. Возьмите листок с заданием.
Учитель диктует слова с предлогами, учащиеся под цифрами записывают букву, которая
должна быть написана в окончании.
(1Из сказки, 2в сказке, 3от ёлки, 4к ёлке, 5к ели, 6на вокзале, 7по пустыне, 8на
верблюде, 9у молодёжи, 10в скворечнике.)
1
и
2
е
3
и
4
е
5
и
6
е
7
е
8
е
9
и
10
е
Буква
в
Проверка знаний учащихся.
Оцените свою работу.
На веревочках завяжите узелок памятку, это был прием с прогностической оценкой.
Игра «Орфографический мячик» с взаимопроверкой.
Эта игра позволяет включить в скучный процесс запоминания словарных слов наибольшее
количество анализаторов, что делает её эффективной, даёт возможность сменить
положение тела и является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами.
Дети встают в круг или рядом с партами, учитель бросает мячик, произнося слово
орфоэпически, а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически, чётко
артикулируя. Остальные ученики произносят слово шёпотом. Перед игрой детям даётся
установка на запоминание. Затем они записывают слова в столбик, воспроизводя их по
памяти. У учителя эти слова записаны на закрытой доске. Используется взаимопроверка.
аккордеон гроссмейстер оккупант ридикюль колоссальный аллегория аннотация
коррозия парабола пафос аббревиатура
На веревочках завяжите узелок памятку, это была взаимопроверка в игре
"Орфографический мячик".
Письмо через копировку.
Для работы детям рекомендуется выдавать двойные листки с копиркой между ними.
Дается задание. Через некоторое время дети по команде учителя вынимают копирку.
Затем учащимся предлагается сравнить свои записи с образцом и на втором листе
исправить свои ошибки. Двойные листы сдаются учителю. При проведении такой
работы возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с
целенаправленной организацией как взаимопроверки, так и самопроверки.
Распределите слова на 2 столбика: одушевленные и неодушевленные сущ.
Кукла, бактерия, молодежь, валет, снеговик, утопленник, труп, робот, стая, воздух. Убрали копировку. Проверим.
Одуш.
Неодуш.
Кукла
Валет
Снеговик
Утопленник
Робот
Р=В И=В
Бактерия
Молодежь
Труп
Стая
Воздух
На веревочках завяжите узелок памятку, это было письмо через копировку с
самопроверкой.
Каждый раз веревочку памятку использовать не будешь, детям это надоест, поэтому
придумываю разные памятки в виде торта из нескольких слоев, веточка смородины, вишни,
тучка с капельками. Использую фразеологизм "Заруби на носу", на дощечках носах
делаем зарубки черточки. Если даже не успела подготовить заготовки раздатки, то мы
используем поля тетради и рисуем там звездочки, цветочки ит. д. Детям это нравиться и
процесс запоминания происходит значительно лучше.
Итак, завяжите последний на сегодня узелок игровые памятки.
Подведение итогов. Давайте вспомним, что мы завязали в своей памяти? Кто вспомнит, что
обозначают все узелки, тот оценит себя на отлично, кто 3 из 4 на хорошо, кто 2
удовлетворительно.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.