Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Оценка 4.6

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Оценка 4.6
Лекции
docx
русский язык
4 кл
07.11.2019
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить: 1. анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления); 2. строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности; 3. организовывать свою учебно-познавательную деятельность;
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка.docx
Формирование контрольно­оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка ­Хлопните в ладоши те, у кого хорошее настроение. Отлично, с позитивной аудиторией  всегда приятно работать. Ну а тем, кто не хлопнул постараемся поднять настроение. Меня зовут, Л.В. ­ учитель нач. классов школы №4 г. Сызрань. Тема моего мастер класса  "Формирование контрольно­оценочной самостоятельности младших школьников на уроках  русского языка" Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Для современного общества  недостаточны даже прочные и обширные знания, т. к. объём информации удваивается  каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они могут оказаться совершенно  бесполезными. Поэтому перед  образованием встаёт новая задача – научить ребёнка  самостоятельно добывать знания. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни,  ребёнку, необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию,  самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с  самореализацией.  На  формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является  ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно  от её хода и зависит формирование самооценки ребёнка. Выделяют  три основных вида самооценки: ­ адекватная самооценка; ­ завышенная  самооценка; ­ заниженная самооценка. Оптимальным вариантом детской самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше ребёнок себя чувствует.  Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые  свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не  обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с  адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся  к себе с уважением. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям  с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.  Младшие школьники с низкой самооценкой  делают акцент на своих недостатках,  выражают неуверенность в их преодолении. Они считают, что неспособны к учебе, к  общению, к любым другим видам деятельности. И поэтому  часто возникают трудности в  школе и дома. Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе  несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать,  когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места. Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня  самооценки учащихся. Для этого используются различные тесты, анкеты. Я предлагаю тест “Какой я” Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы  типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется  по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности. № п/п Оцениваемые  Оценки по вербальной шкале да нет иногда не знаю                                                             качества  личности Отзывчивый  Добрый Умный Аккуратный Послушный Внимательный Вежливый Умелый  (способный) Трудолюбивый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Честный                     10 баллов ­ очень высокий   8­9 баллов ­ высокий 4­7 баллов ­ средний 2­3 балла ­ низкий 0­1 балл ­ очень низкий Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем.  Необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить: 1. анализировать состояние своей учебно­познавательной деятельности  (сравнивать  результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок  и находить способы их исправления);  2. строить и планировать процесс собственной  учебно–познавательной деятельности;  3. организовывать свою учебно­познавательную деятельность;  Приемы оценочной деятельности, используемые мною на уроке при безотметочном  обучении: “Смайлики” с их использованием отрабатываются умения оценки по критериям  (правильно, аккуратно, соответствует теме). (cid:252)  Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя  ступенька ­ не понял, вторая ступенька ­ требуется небольшая помощь или коррекция,  верхняя ступенька – ребѐнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить  самостоятельно.  (cid:252)  Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на  каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с  оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик, ниже или выше.  Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребѐнком  оценкой.  (cid:252)  «Светофор». Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по  отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор».  В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на  уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении  нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок:  «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро  справлялся с поставленной задачей или что­то осталось неясным, то в тетради рисуется  желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения,  ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок:  «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием  пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.  (cid:252)  Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети  закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, жѐлтый ­ всѐ получилось, зелѐный – есть недочѐты, но  старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. В  начале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.  Со 2 класса использую на уроке русского языка комментированное письмо с указанием  орфограмм, которое очень продуктивно работает. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик  не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. С 3 класса практикую контрольные разноуровневые задания тем самым, повышая  требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося. В 4 классе учащиеся способны самостоятельно определять критерии учебной  деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может  определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя  прогностическую оценку. ­Следующий этап нашего занятия пройдет под девизом "Чтобы лучше знать ­ надо узел  завязать". У вас на столах лежит веревочка, она не простая, а волшебная, веревочка ­  памятка, которая вам поможет запомнить приемы, используемые мной на уроках. Первое, с чем я вас хочу познакомить, как я использую на уроках оценочные листы. Оценочный лист Этапы работы Оценка до работы (прогностическая) Оценка после работы Причины ошибок Определение склонения у имён существительных Правописание безударных падежных окончаний имён существительных •  Затрудняюсь найти имя существительное среди других частей речи •  Затрудняюсь поставить существительное в начальную форму •  Плохо знаю отличительные признаки  склонений •  Затрудняюсь выделить окончание у существительного •  Затрудняюсь определить склонение •  Затрудняюсь в подборе проверочного слова + ­ справлюсь (справился) без ошибок V ­ справлюсь (справился), допустив 1­2 ошибки ! ­ трудно, допущу (допустил) много ошибок   ­ Найдите у себя в листочках задание 2, найдите этап работы — определение склонения. Спрогнозируйте своё умение, определять склонения имён существительных. ­ Прочитайте отрывок всем нам известного стихотворения. ­ Ваша задача из данного отрывка выписать существительные. 1. ая группа — существительные I склонения; 2. ая группа — существительные II склонения; 3. я группа — существительные III склонения. ­ Внимание, будьте готовы доказать своё решение. Чтобы вы почувствовали себя  действительно учениками, приблизиться к реальному уроку, вы будете ограничены во  времени. 1 минута, время пошло. Проверка знаний учащихся. Самостоятельная работа. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там, на курьих ножках Стоит без окон, без дверей... Проверка: I. склонение: сказка, русалка, дорожка, избушка, ножка. II. склонение: лукоморье, дуб, день, кот, чудо, леший, след, зверь, окно. III. склонение: цепь, ночь, песнь, ветвь, дверь. Проверка знаний учащихся. ­ Оцените свою работу. Работа в парах (алгоритм) ­ Возьмите оценочные листы, спрогнозируйте своё умение решать орфографические задачи в написании окончаний имён существительных. ­ Предлагаю перед началом выполнения задания вспомнить алгоритм. Дети рассказывают друг другу алгоритм. Пара, закончившая первая, проговаривает  алгоритм всему классу. Алгоритм, который следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические  задачи в безударных окончаниях имён существительных: Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение. Определить падеж слова с безударным окончанием. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным  окончанием. Записать то же окончание в безударную позицию.  Самостоятельная работа ­ Ваша задача — применить теоретические знания на практике — заполнить окошечки с пропущенными буквами. Возьмите листок с заданием.  Учитель диктует слова с предлогами, учащиеся под цифрами записывают букву, которая  должна быть написана в окончании. (1Из сказки, 2в сказке, 3от ёлки, 4к ёлке, 5к ели, 6на вокзале, 7по пустыне, 8на  верблюде, 9у молодёжи, 10в скворечнике.) 1 и 2 е 3 и 4 е 5 и 6 е 7 е 8 е 9 и 10 е Буква  в  Проверка знаний учащихся. ­ Оцените свою работу. ­ На веревочках завяжите узелок ­ памятку, это был прием с прогностической оценкой. Игра  «Орфографический мячик» с взаимопроверкой. Эта игра позволяет включить в скучный процесс запоминания словарных слов наибольшее  количество анализаторов, что делает её эффективной, даёт возможность сменить  положение тела и является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами. Дети встают в круг или рядом с партами, учитель бросает мячик, произнося слово  орфоэпически, а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически, чётко  артикулируя. Остальные ученики произносят слово шёпотом. Перед игрой детям даётся  установка на запоминание. Затем они записывают слова в столбик, воспроизводя их по  памяти. У учителя эти слова записаны на закрытой доске. Используется взаимопроверка.    аккордеон  гроссмейстер оккупант ридикюль колоссальный аллегория  аннотация коррозия  парабола  пафос аббревиатура  ­   На   веревочках   завяжите   узелок   ­   памятку,   это   была   взаимопроверка   в   игре "Орфографический мячик". Письмо через копировку. Для работы детям   рекомендуется   выдавать   двойные листки с копиркой между ними. Дается задание. Через некоторое время   дети   по команде учителя   вынимают   копирку. Затем   учащимся   предлагается   сравнить   свои   записи   с   образцом   и   на   втором   листе исправить   свои   ошибки.   Двойные   листы   сдаются   учителю.   При       проведении       такой работы       возможно   непосредственное   обучение   детей   самоконтролю,   связанное     с целенаправленной организацией как взаимопроверки,  так  и  самопроверки. ­Распределите слова на 2 столбика: одушевленные и неодушевленные сущ. Кукла, бактерия, молодежь, валет, снеговик, утопленник, труп, робот, стая, воздух. ­ Убрали копировку. Проверим.  Одуш. Неодуш. Кукла Валет Снеговик Утопленник Робот Р=В                                                   И=В           Бактерия Молодежь Труп Стая Воздух  На веревочках завяжите узелок ­ памятку, это было письмо через копировку с  самопроверкой. Каждый раз веревочку памятку использовать не будешь, детям это надоест, поэтому  придумываю разные памятки в виде торта из нескольких слоев, веточка смородины, вишни, тучка с капельками. Использую фразеологизм "Заруби на носу", на дощечках ­ носах  делаем зарубки ­ черточки. Если даже не успела подготовить заготовки ­ раздатки, то мы  используем поля тетради и рисуем там звездочки, цветочки ит. д. Детям это нравиться и  процесс запоминания происходит значительно лучше. Итак, завяжите последний на сегодня узелок ­ игровые памятки. Подведение итогов. Давайте вспомним, что мы завязали в своей памяти? Кто вспомнит, что обозначают все узелки, тот оценит себя на отлично, кто 3 из 4 ­ на хорошо, кто 2 ­  удовлетворительно.

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019