Образовательная программа "Сокровища русского языка"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 13.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательная программа "Сокровища русского языка" призвана активизировать знания учащихся о структуре русского языка. Цель программы-формирование у младших школьников правильной устной и письменной речи, формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; обогащение словарного запаса; эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.Образовательная программа "Сокровища русского языка"
Иконка файла материала Сокровища русского языка.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

 

 

Рассмотрено                               Согласовано                                                       Утверждаю  

  Руководитель МО                Заместитель директора по УР                    Директор МБОУ

                                                                                                                 «Гимназия №2» ЕМР РТ

_________/С.Ф.Данилова /         _________/Р.И. Лебедева  /                   

                                                                                                                                 

                                                                                                                  _____/И.И.Адиятуллин

 Протокол №1                                   от «___» августа 2017г.                           Приказ № ____

от  «___» августа 2017 г.                                                                       от  «___» августа 2017 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи  «Сокровища русского языка»

для  4 класса 

Составитель: Хакимзянова Земфира Марселовна

 (учитель высшей квалификационной категории)

 

 

 

 

 

 

 Рассмотрено на заседании

               педагогического совета

                                                                                                            протокол № _________        

  от «______» __________ 2017 г.

 

 

г. Елабуга

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель образовательного проекта “Сокровища русского языка” заключается в формировании у младших школьников правильной устной и письменной речи.

Курс призван активизировать знания учащихся о структуре русского языка.

При изучении данного проекта младший школьник узнает теорию и практику развития речи, раскрывает свой творческий потенциал.

Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная картина построения образной, яркой, логично выверенной речи – основного показателя интеллектуального уровня ребенка.

Опираясь на основы знаний из области фонетики и графики, грамматики и лексики младшие школьники узнают об особенностях коммуникативно-речевых умений, а именно:

– умениях, связанных с пониманием речевого сообщения;

– умениях, связанных с построением текста, осознанием его структуры;

– умениях, связанных с языковыми средствами;

– умениях, связанных с текстом в целом, со всеми его сторонами.

Данный проект в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

– овладение речевой деятельностью в разных ее видах /чтение, письмо, говорение, слушание/;

– усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики /морфологии и синтаксиса/, лексики /словарный состав языка/, синтаксиса и пунктуации.

– формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

– обогащение словарного запаса;

– эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Эффективность преподавания данного проекта зависит также от того, насколько содержательно будут использоваться разнообразные виды заданий, нацеленные на активизацию словарного запаса ребенка.

Для более успешного усвоения проекта необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения курса.

Реализация данного образовательного проекта осуществляется: 1 час  в неделю в течение года /34 учебные недели/.

Цели:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка,

содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,

грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал учебного курса  представлен в программе следующими

содержательными линиями:

· Слово

· Предложение и словосочетание

· Текст

· Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению

заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого

характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

· личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической

комфортности;· личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной

функции знаний, овладение культурой языка;

· деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку,

адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к

самостоятельной деятельности ученика.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

– особенности употребления слов-связок, местоимений, цитат, нормы литературного языка;

– правильно соотносить вид и время глагола;

– определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, самостоятельно составлять план;

– использовать при создании текста изобразительно-выразительные средства, существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы и др.;

– самостоятельно писать сочинения повествовательного текста, текста-описания, текста-рассуждения по самостоятельно составленному плану;

– совершенствовать язык работы и редактировать текст;

– работать со словарями.

Планируемые результаты

 Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

интеллектуального развития младших школьников.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные  результаты

- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

-  понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 - сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

-  овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-  уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

1

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

1

1.09

 

 

2.

Почему их так называют? (Происхождение слов).

1

8.09

 

 

3.

Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах.

1

15.09

 

 

4.

Слова – тезки. (Омонимы).

1

22.09

 

 

5.

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы). О различиях слов-синонимов.

1

29.09

 

 

6.

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

1

06.10

 

 

7.

Устаревшие слова.

1

13.10

 

 

8.

Новые слова.

1

20.10

 

 

9.

Слова – пришельцы.

1

27.10

 

 

10.

Крылатые слова и  выражения.

1

10.11

 

 

11.

Фразеологизмы.

1

17.11

 

 

12.

Словарное богатство родного языка.

1

24.11

 

 

13.

Сочинение – миниатюра «Осенний листок».

1

1.12

 

 

14.

Сочинение в рисунках.

1

8.12

 

 

15.

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

1

15.12

 

 

16.

Обучение сочинению стихов.

1

22.12

 

 

17.

Письмо – текст. Поздравление к Новому году.

1

12.01

 

 

18.

Речь, предложение, текст. Признаки предложения, текста.

1

19.01

 

 

19.

Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование).

1

26.01

 

 

20.

Редактирование текста.

1

02.02

 

 

21.

Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.

1

9.02

 

 

22.

Изложение текста по готовому плану.

1

16.02

 

 

23.

Подробное изложение по измененному плану.

1

23.02

 

 

24.

Изложение текста – повествования.

1

02.03

 

 

25.

Работа над сокращением текста.

1

9.03

 

 

26.

Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану.

1

16.03

 

 

27.

Сочинение по картине В.Перова «Тройка».

1

23.03

 

 

28.

Сочинение загадки наоборот.

 1

6.04

 

 

29.

Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая и т.д.

1

13.04

 

 

30.

Оформление классной газеты. Реклама.

1

20.04

 

31.

Заметка в газету.

1

27.04

 

 

32.

Репортаж в газету.

1

4.05

 

 

33.

Олимпиада.

1

11.05

 

 

34.

Подведение итогов. Обобщение пройденного материала. Выставка лучших работ.

1

18.05

 

 



 

 

Список используемой литературы

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (русский язык),

издательство «Атамура», 2011г.

2. Учебное пособие по курсу «Речь», Т.Н.Соколова, Москва

3. Арсирий А. Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского

языка.

4. Вишневская Е.Е., Краснопёрова Л. Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.

5. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:

просвещение, 1990.

6. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, 1990.

7. Интернет ресурсы.

 

 































 

Скачано с www.znanio.ru