Формирование креативности учащихся на уроках технологии.
Оценка 4.7

Формирование креативности учащихся на уроках технологии.

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
технология
5 кл—8 кл
31.03.2017
Формирование креативности учащихся на уроках технологии.
В данной статье описаны методы развития творчества у детей на уроках технологии. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Мы успешно реализуем эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.
статья Формирование творчества.docx

Формирование творчества, креативности учащихся на уроках технологии.

 

В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении полутора лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета.

Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Мы  успешно реализуем эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя.

Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета «Технология» является актуальной  т.к. в любое время необходимы   люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.     

В массовой практике в школе встречаются следующие противоречия: между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками программных требований. Для устранения данного противоречия необходимо ориентировать содержание учебных программ на творчество.

Ведущей педагогической идеей считаются – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаются следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, можно выразить следующие идеи:

1) творчеству нужно и можно учить;

2) творческое начало не является природным качеством ума;

Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию используется следующее:

·                   развитие творческой активности учащихся;

·                   включение учащихся в творческую деятельность;

·                   использование методов проблемного обучения;

·                   развитие качеств творческого мышления, самостоятельность, критичность и т.п.

Развитие творческих способностей учащихся можно реализовывать, опираясь на следующие принципы:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип приоритета творческой деятельности;

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

В начале 80-х годов советские исследователи Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин поставили перед собой проблему,- какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

-умение находить и решать проблему;

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта учащимся предлагается минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

Проект выполняется по определенному плану. К каждому пункту проекта нужен творческий подход.

Пример: В пункте проекта «Разработка идей, вариантов» включается подпункт «Фантазии от …….(имя девочки)». В нем учащиеся придумывают только свои модели, рецепты и т.п.

В пункте проекта «Составление схемы обдумывания» предлагается не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяется оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

В данной работе опора на разделы «Культура дома», «Технология обработки ткани и пищевых продуктов» из программы «Технология». При составлении тематического планирования должны учитываться возрастные особенности учащихся. На уроках нужно использовать различный уровень обучения, применяются дифференцированные задания.

Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – цельнокроёный фартук с простейшими элементами отделки; средний уровень – цельнокроёный фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень – цельнокроёный фартук с изменением деталей (например, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т.п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д.

В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это нужно только поддерживать.

Особое внимание необходимо уделять самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения и другие).

Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, сначала

спрашивается: «А как ты думаешь?».

При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

К каждой теме составляется учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, нужно как можно чаще давать детям творческие работы.

Примеры.  При изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагается выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно нити ткань, а придумывают форму изображения данных слов (например, волокно представлено в виде котёнка из ваты и т.д.).

 В 6-ом классе при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» дается учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Русская изба». В коробке из-под обуви учащиеся выполняют макет русской избы, в которой элементы выполнены из хлопчатобумажной и льняной ткани (например, занавески, подушки, скатерти и т.п.). Эта творческая работа вызывает большой интерес у учащихся. Получив оценку за выполненную работу, девочки отдают эти макеты в группу продлённого дня для того, чтобы младшие школьники пользовались ими во время игры. Тем самым учащиеся находят практическое применение своей работе.

В 7-8 классах предлагается представить коллекцию шерстяных, шёлковых, химических тканей не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции.

При объяснении теоретического материала используются различные энциклопедические сведения, исторические факты. Предлагать задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.

На занятиях эффективно использовать проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской и творческой деятельности.

Пример. При изучении темы «Моделирование» в 5-9 классах включать в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель …….».

Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).

1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.

2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель своего фартука, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель фартука.

3. Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) техническое моделирование; в) описание;

4.   Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.

5. мы ожидаем увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески.

Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.

В процессе работы рекомендуется создавать на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставим перед девочками проблему: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

При изучении раздела «Кулинария» формируем у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяем элементы творчества.

Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.

Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд.

 Учитель может показать некоторые приёмы изготовления украшений блюд и дать учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.

В течение прохождения кулинарных работ даётся девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.

 После прохождения кулинарных работ даём задание оформить рецепт нового блюда, который девочки находят самостоятельно, творчески. Девочки проявляют большое творчество в оформлении рецептов (например, рецепт в форме рыбы, или блюдо с пирожками, где каждый пирожок составляющая рецепта и т.п.).

При изучении раздела «Рукоделие» происходит знакомство учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками и лентами, выполняют изделия из лоскута, шьют мягкие игрушки.

В тематическое планирование в 5-8 классах можно ввести изготовление мягких игрушек, разных по степени сложности. На занятиях девочки изготавливают сувениры к Новому году (Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, игрушка-символ года и т.п.). По данным игрушкам разрабатываются инструкционные карты, где отсутствует описание технологии изготовления. В них даны выкройки, на которых указаны буквенные обозначения, по ним учащимся предлагается самостоятельно подумать над последовательностью изготовления игрушек. Эти игрушки небольших размеров, поэтому подходят для работы небольшие остатки ткани, и проблем с приобретением материала нет.

Работа над игрушками очень увлекает девочек, при этом они испытывают массу положительных эмоций. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах. У девочек исчезает робость, у многих появляется потребность делать хорошо, добротно, красиво. Они проявляют креативность.

Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей детей. Это очень видно при оформлении игрушек, девочки самостоятельно вносят изменения в игрушку, проявляют фантазию. После того, как учащиеся изготовили сувениры, в классе оформляется выставка сделанных работ. Можно предложить детям вопрос: «Есть ли совершенно одинаковые игрушки?». Ответ очевиден: каждая созданная игрушка индивидуальна, она есть только у вас, при её изготовлении каждый ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания.

При просмотре выставки учитель с девочками отбирает игрушки по номинациям: например, игрушка Снегурочка – «Мисс Творчество», «Мисс Качество», «Мисс Оригинальность». Этот процесс позволяет учащимся выделить более интересные работы, сравнить их с другими. В дальнейшем, предлагается отдать игрушки в Детский Дом, и большая часть детей, конечно – же, соглашаются. А для себя предлагаем учащимся изготовить подарки самостоятельно. На данных занятиях затрагиваются вопросы оформления подарков, где девочки также могут проявить творчество.

Перед изготовлением изделий из ткани учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяются различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.

На занятиях девочки учатся строить и читать чертежи. Причем, используется традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Предлагается моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняется несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываем лучшие варианты. Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяется практической работе, поощряется творческая инициатива, всячески поддерживаются даже самые слабые попытки творческого подхода к работе.

Кроме традиционных уроков, используются и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т.п. Степень усвоения материала проверяется по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления нужно побуждать учащихся к самостоятельной проверке результатов. Ставится перед девочками задача – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного кармана?).

Для развития творческого мышления используются на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по приготовлению салата, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

Ежегодно, в конце года в нашей школе проходит мероприятие «Мой школьный подиум». На нём учащиеся представляют итоги работы за учебный год (демонстрируют сшитые модели, организуют выставки работ). Работы старших, девочек являются стимулом для младших. Данное мероприятие также способствует развитию творчества у детей, так как прежде чем выйти на подиум, учащиеся создают себе имидж, соответствующий своей изготовленной модели.

 Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.


 

Формирование творчества, креативности учащихся на уроках технологии

Формирование творчества, креативности учащихся на уроках технологии

Исходя из поставленных задач, можно выразить следующие идеи: 1) творчеству нужно и можно учить; 2) творческое начало не является природным качеством ума;

Исходя из поставленных задач, можно выразить следующие идеи: 1) творчеству нужно и можно учить; 2) творческое начало не является природным качеством ума;

К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать

К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать

Пример: В пункте проекта «Разработка идей, вариантов» включается подпункт «Фантазии от ……

Пример: В пункте проекта «Разработка идей, вариантов» включается подпункт «Фантазии от ……

Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, сначала спрашивается: «А как ты думаешь?»

Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, сначала спрашивается: «А как ты думаешь?»

В 7-8 классах предлагается представить коллекцию шерстяных, шёлковых, химических тканей не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции

В 7-8 классах предлагается представить коллекцию шерстяных, шёлковых, химических тканей не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции

В процессе работы рекомендуется создавать на уроке проблемные ситуации

В процессе работы рекомендуется создавать на уроке проблемные ситуации

При изучении раздела «Рукоделие» происходит знакомство учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ

При изучении раздела «Рукоделие» происходит знакомство учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ

В дальнейшем, предлагается отдать игрушки в

В дальнейшем, предлагается отдать игрушки в

С целью развития творческого мышления нужно побуждать учащихся к самостоятельной проверке результатов

С целью развития творческого мышления нужно побуждать учащихся к самостоятельной проверке результатов

Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство

Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017