Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста
Оценка 4.9
Документация
docx
родителям
Детсад
20.06.2019
В статье рассказывается о проблемах общения у современных детей, а так же меры решения данной проблемы. Указаны основные причины недостатка формирования культуры речи у дошкольников. А так же основные направления в формировании культуры общения у дошкольников, которые необходимо знать каждому родителю.
Формирование культуры общения у детей.docx
«Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста»
«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую
печать на последующую судьбу личности».
В. В. Давыдов.
Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А.
Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и другие. Актуальность этой проблемы в наше
время определяется и тем, что современный ребенок испытывает сильную
психическую нагрузку, ведь число его контактов с миром сверстников и
взрослых постоянно увеличивается. Ребенок в разных жизненных ситуациях
должен уметь правильно себя вести, а это значит, владеть основами культуры
речи, что во многом облегчает создание доброжелательной , спокойной
атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения
конфликтов.
Как часто мы не находим взаимопонимания с людьми, только потому,
что не можем подобрать нужных слов, не умеем вести себя адекватно
ситуации. Именно поэтому формирование культуры речевого общения
важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно
в это время ребенок формируется как личность.
Проблемы формирования культуры общения изучаются в основном с
точки зрения психологии, а не педагогики. Существенным недостатком в
исследовании речевого этикета является разрыв между теоретическими
построениями и практическими разработками, а также недооценка связи
между культурой речи и нравственными качествами личности.
Формирование культуры речевого общения – важнейшая часть
воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время
ребенок формируется как личность, обладающая определенными
нравственными качествами. В процессе общения детей друг с другом и со взрослыми нередко
наблюдаются конфликтные ситуации, определяемые авторитарным стилем
поведения детей, их непониманием, как нужно вести себя в той или иной
ситуации, какие слова нужно сказать, чтобы вызвать ответную
благожелательную реакцию.
В общении с детьми современные родители испытывают определенные
трудности, а отсюда и серьезные недостатки в формировании речевого
этикета.
Основные причины этого состоят в следующем:
1.
Родители в основном занимаются проблемами быта и
материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям,
общению с ними, почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в
сообществе сверстников.
2.
Дети дома больше всего «общаются» с телевизором, планшетом
или другой техникой, «выключены» из жизни родителей, а отсюда всего шаг
до взаимного непонимания в подростковом и более старшем возрасте.
3.
Родители сами не владеют правилами речевого этикета или очень
непоследовательны в своих воспитательных воздействиях. Стихийность
воспитательных воздействий ведет к тому, что ребенок зачастую знает, как
надо себя вести, но практически этому не следует.
4.
Родители нередко в присутствии детей занимают педагогически
неправильную позицию, принимая решения, противоположные решениям
воспитателя, не соглашаясь с его замечаниями в адрес ребенка.
Все эти недостатки во многом объясняются отсутствием у родителей
времени и необходимых педагогических знаний. Но все это легко
исправляется, если при помощи педагога каждый из родителей познакомится
и запомнит основные направления в формировании культуры общения у
дошкольников:
1. Повышение воспитательной активности родителей и культуры
общения в семье. 2. Воспитание основ культуры общения, т.е. доброжелательности по
отношению к людям.
3. Использование самого процесса общения как важнейшего
воспитательного фактора.
4. Ознакомление детей с правилами и нормами этикета.
И в завершении хотелось бы вспомнить сова английского
естествоиспытателя и моралиста Д. Леббока: «Для успеха в жизни умение
обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом»
Список литературы:
1.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на
других. – М., 1996.
2.
Сохин Ф.А. Психологопедагогические основы развития речи
дошкольников. – М., 1981.
3.
Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника / Под редакцией Ф.А.
Сохина. ., 1981.
4.
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников.
– М., 2010.
Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста
Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста
Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.