Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык
Взрослым
23.03.2017
Данная работа направлена на проблематику личностно-ориентированного развития обучения. Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса. Содержание личностно-ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление. Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно-ориентированного развивающего обучения. Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие реальности, и никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником. А подчас и инициатором любого процесса своего образования.
формирование личности в процессе обучения английскому языку о.docx
Формирования личности в процессе обучения английскому языку.
Иностранный язык важное средство экономического, политического, научного и
культурного общения между людьми. В настоящее время происходящие в нашей
стране перемены затрагивают и сферу создания условий для успешной
самореализации, обучающегося и педагога. Появилась необходимость поновому
взглянуть на процесс обучения вообще и на обучение иностранным языкам в
частности. Меняется ситуация в обществе, в связи с этим меняется социальный заказ
и в сфере образования.
Одной из главных задач современной школы является создание условий для
приобретения учащимися позитивного социального опыта в ходе взаимодействия в
учебных ситуациях, включая коммуникативные ситуации. На уроках английского
языка учащиеся приобретают новый социальный опыт, который оказывает
формирующее воздействие на личность учащегося и на ее коммуникативную
компетенцию. Моя задача как учителя не только формировать коммуникативные
компетенции, но и способствовать средствами социализации развитию личности.
Принятие новых стандартов общего образования и введение их с 1 сентября 2011
года в учебный процесс образовательных учреждений во многом определяют
направление деятельности методического совета школы и методических объединений
учителей. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов
обучения детей требуют определенного уровня компетентности учителя,
позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится
возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка.
Учащийся является личностью в той мере, когда он становится сознательным
субъектом своей учебной и общественнополезной деятельности. На определенном
отрезке жизни структура личности имеет определенную устойчивость. Это позволяет
учителю предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации и правильно
направлять воспитательную работу по формированию каждой личности. Необходимо
направлять активность в нужном направлении, на саморазвитие.
Переход от традиционного бъяснительноиллюстративного метода обучения к
личностноориентируемому подходу, который требует изменения мировоззрения
учителя, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся,
освоения культуры самоизменения и саморазвития, которую учитель затем должен
передать ученикам. Поэтому появилась необходимость организации образований,
которая будет способствовать успешному введению ФГОС.
Интенсивное внедрение психологии во все сферы нашей жизни особенно заметно
в исконной области её применения обучении и воспитании. Сегодня с уверенностью
можно сказать, что фундаментом всей педагогики является профессионализм
учителя плюс знания психологии. Умения применять различные грани психологии в
индивидуальной работе с учащимися, в том числе в вопросе контроля оценки детских
работ на уроках английского языка. Иностранный язык формирует нравственный облик ученика, затрагивая
нравственные проблемы, учит соотносить свои взгляды с нормами морали. Для
успешного освоения предмета важна активность каждого ребенка, удовлетворение от
общения со сверстниками.
Дифференциация знаний, их удвоение каждые десять, а то и пять лет приводят к
необходимости включать в содержание образования большой практический и
теоретический материал. Но в силу ограниченности времени обучения встаёт,
например, проблема отбора знаний, необходимых и достаточных для подготовки
современного специалиста. Это противоречие между увеличивающейся и массой
знаний, фактов и границами учебновоспитательного процесса порождает одну из
важнейших проблем современной дидактики: проблему базового образования и его
ядра необходимо минимума знаний. Работа по отбору учебного материала и его
обновлению один из источников инновационных процессов в современном
образовании. В свою очередь названные противоречия заставляют искать более
экономные и эффективные методы обучения в сравнении с ныне существующими. И
здесь также противоречие. Развитие общества требует творческой личности, а это
предполагает творческое освоение имеющихся знаний. В тоже время точно известно.
Что отвечающие этому процессу проблемное обучение требует большей затраты
времени, чем объяснительноиллюстративные методы, передающие знания в готовом
виде. Такое противоречие также предполагает поиск новых подходов к его
разрешению. В обновлении нуждаются все другие части учебновоспитательного
процесса, организационные формы, которые вошли в противоречие со структурами
общественной жизни.
Как известно, на уроке усваивается определенный круг конкретных сведений, но,
прежде всего, формируются эстетические воззрения учащихся, их художественные
вкусы, развиваются и углубляются их способности к эмоциональному восприятию
окружающего мира. Известный педагог Б. Неменский считает, что «основная цель
обучения радость». В процессе получения знаний ребенку нужна радость
переживания, познания, творчества. Для ученика «конечная цель» это оценка
полученных знаний в совместной работе с учителем. В решении этих задач могут
помочь не только специальные знания учителя в психологии и педагогики, но и
современные исследования. Оценивая работу ученика, современный учитель не
должен забывать о личности ребенка, об условиях создания и подготовки работы и
других самых разнообразных факторах, вплоть до социальных условий жизни
ученика, характера коллектива класса, где он учиться. Личностный опыт показывает,
что личностноориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь
изменяет тип взаимодействия «педагог обучающийся». От командного стиля
педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов,
сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции обучающегося
от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление:
рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер
складывающихся на занятии отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности
обучающихся. Повышение эффективности обучения может опираться на
положительные эмоции обучаемых, так как использование только положительных
оценок, особенно в начальном звене, является важным психологическим фактором,
подкрепляющим желание продвигаться вперед. Здесь, конечно, есть опасность
«сплошной амнистии», то есть почва для неоправданного «повышение успеваемости»
за счет искусственного завышения оценки, что может привести к не менее печальным
результатам. Личная практика подсказывает, что в такой ситуации выход один: не
занижая требований, обеспечить не только положительную, но и высокую оценку. При
этом возникает «вечный» вопрос: «Как этого достичь?» Ясно одно, без личностно
ориентированного подхода не обойтись. Личностноориентированный подход в
обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого обучающегося, то
есть его способностей и умений в учебной деятельности. Главная цель обучения при
таком подходе заключается в создании благоприятных условий для развития
личности. Однако опыт каждого человека сугубо индивидуален и имеет самые разные
особенности. Педагогу при подготовке и проведении личностноориентированного
занятия надо знать характеристику субъектного опыта обучающихся, это поможет
ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально
для каждого. Учитель должен знать не только фамилии своих учеников, но и
помнить каждого в лицо, а главное, понимать их детскую психологию. Если же не все
характеры поддаются расшифровке, необходимо совершенствовать методы
фронтальной работы в классе, находя пути к личности ребенка. Учителю необходимо
находить пути совершенствования фронтальных приёмов работы и органического
сочетания их с личностноориентированным подходом к учащимся. Ученик
направляется учителем, он вместе с тем, более самостоятельно, легче исправляет
свои ошибки и, добивается успеха, не требует постоянного присутствия учителя за
своей спиной. Всё это облегчает общение учителя и ученика и делает процесс
обучения плодотворным.
Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия
детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет
обучающих на совместное выполнение задания.
Цели организации работы в группе:
1. Создание учебной мотивации;
2. Пробуждение в учениках познавательного интереса;
3. Развитие стремления к успеху и одобрению;
4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это
порицание;
5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
УД предполагает многоуровневое планирование результатов. «3» репродуктивный тип учебной деятельности (узнал, вспомнил, воспроизвёл):
решение шаблонных задач.
«4» реконструктивный тип учебной деятельности (частичнопоисковая,
аналитическая деятельность): решение сходных, вариативных задач.
«5» творческий тип учебной деятельности: решение нестандартных задач.
Проектирование уровневого обучения на уроке
1. Трёхуровневая цель урока (только обучающая):
а) повторить за учителем рисунок (репродуктивный уровень);
б) передать породу дерева (клён, ель, сосна, берёза) (реконструктивный уровень);
в) создать деревообраз (злое) на основе двух других уровней (творческий
уровень).
2. Опрос на разных уровнях (д/з).
3. Объяснение нового материала на высоком уровне (от простого к сложному).
4. Контрольный срез (сначала на базовом уровне, разноуровневый срез после
обобщающего
урока).
5. Д/з на разных уровнях.
6. Рефлексия (осмысление своей деятельности): * знает, * понимает, * умеет.
Дети в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно,
быть смелыми и непосредственными. По словам К. Д. Ушинского, классу нужно
позволять свободно волноваться, даже бурлить в тех пределах, которые для успеха
учения. Мёртвая тишина на уроке не допустима. Ученики могут задавать вопросы,
высказать свою точку зрения, обсуждать возникающие ситуации. Обычным способом
общения должен стать непринужденный диалог с передачей инициативы детям.
Поэтому настоящее личностноориентированное обучение возможно при такой
организации образовательного процесса, когда сначала выявляется субъективный
опыт каждого ученика через изучение его способов учебной работы. Именно в этих
способах и отражается личностная ориентация ученика на прорабатывание учебного
материала, его субъективный выбор содержания, вида и форм предметного
материала, выбор рациональных приемов выполнения учебных действий, которые
приведут к наиболее прочному, легкому, продуктивному усвоению. Процесс усвоения
имеет двойственное строение: результативную и процессуальную стороны (результативная сторона усвоения описывается через продукт, который фиксируется
в виде приобретенных знаний, умений и навыков, процессуальная сторона усвоения
выражается в самом подходе, личностном отношении ученика к общественно –
историческому опыту, который приобретается). Таким образом, способы одних
учеников больше ориентированы на результативную сторону усвоения, а способы
других – на развитие. Тогда, на основе определенного способа познавательной
деятельности ученика (результативного или процессуального) осуществляется
контроль за способами учебной работы. Педагог, анализируя способы, создает
необходимые условия для проектирования процесса учения, а не обучения как
заданного.
Цель дидактического материала, применяемого на уроке английского языка
при личностноориентированном подходе, состоит в том, чтобы отработать учебную
программу, обучить детей необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды
дидактического материала: учебные тексты, карточкизадания, дидактические тесты.
Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования,
по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и
индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося
(познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит
возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями,
навыками. Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг
друга. Технология личностноориентированного обучения предполагает специальное
конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его
использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием
учеников.
Особое внимание заслуживают исследования и мысли психологов по вопросу
самооценки. Самооценка связана с развитием наблюдательности, самокритичности,
самовоспитания. В своей педагогической практике я постоянно стараюсь вводить
элементы самооценки. Например, как элемент самооценки использую проектную
деятельность, анализ собственных работ. Применяю и такую форму
непосредственной самооценки, при которой ученики в конце урока сами намечают
себе оценку. Сверяемость оценок помогает обеим сторонам в выработке критериев,
приучает ученика быть внимательным к тем или иным сторонам своей работы.
Самоконтроль, самооценка сближают учителя и ученика, ведут к улучшению
конечного результата, к укреплению у учащегося веры в свои силы.
Педагогика, ориентированная на личности обучающегося, должна выявлять его
субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы
учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и
процесс их достижений.
Обязательным элементом я считаю использование разнообразных ролевых игр с
обязательным элементомразрешением проблемной ситуации. Продумывание ситуации служит развитию логического и критического мышления, умений
аргументировать и убеждать собеседника. Ролевая игра мотивирует к активной
эмоциональной коммуникативной деятельности. Инсценировка – как один из видов
ролевой игры, очень эффективна, повышает мотивацию к изучению иностранного
языка и имеет образовательное значение. Данное занятие нестандартное, ведь
ролевая игра это неподготовленная речь, что, несомненно, развивает речевой аспект
общения и учитывает личный опыт обучающихся. Такая работа способствует
совершенствованию навыков и умений устной речи, а главное развитию воображения
детей и их творческих способностей. Целью таких уроков являются:
1)ориентация на овладение учащимися аспектами языка произношением,
лексикой, грамматикой, интонационной окрашенностью речи;
2) закрепление грамматического материала: построение вопросительного и
восклицательного предложения и их интонация;
3) обеспечение многократного повторения определенных структур, выражений и
новых слов.
Развивающими задачами таких уроков являются:
1) Развитие лингвистических способностей (имитация, догадка, способность к
выявлению языковых закономерностей)
2) Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью
(мышление, память, внимание, воображение)
3) Развитием навыков самостоятельной работы и мотивации к дальнейшему
овладению иностранным языком.
Таким образом, стимулируется активная самостоятельная деятельность во
время занятия, стимулируется свободное и креативное мышление, формируется
целостная картина мира, развиваются личностные свойства и качества как
мотивация, рефлексия. Занятие ролевая игра нацелена на самостоятельный
выбор и использованию наиболее приемлемых и значимых способов проработки
учебного материала, так как обучающимся известны лишь роли с описанием
модели поведения, которые они самостоятельно выбирают, а также установка на
то, какую проблему в ходе занятия им необходимо решить. Ролевая игра
действенное средство формирования личности с подражанием действительности и
личной сопричастностью. Ролевая игра развивает учебное сотрудничество и
партнерство, точный учет реакции друг друга и взаимопомощи.
Особенности личностного подхода просматриваются на занятии в четырех
аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к
ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого
обучающегося как субъекта учебной деятельности; в ином характере
взаимоотношений между педагогом и учеником в учебном процессе. В соответствии с
этим нами было проведен сравнительный анализ урока с личностноориентированным
подходом по сравнению с обычным уроком английского языка. На основе данного сопоставление четко прослеживается, что формирование коммуникативной
компетенции обучающихся на занятии с использованием личностноориентированного
подхода осуществляется лучше, чем на обычном занятии по английскому языку, так
как задействованы все характеристики занятия, которые позволяют педагогу
реализовать необходимые технологические показатели учебного процесса, что на
обычном занятии по английскому языку реализуется не полностью.
Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где
каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя,
учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути
их развития. Таким образом, обучающийся не только проявляет свои личностные
качества, но и формирует себя как личность, одновременно изучая иностранный язык.
Личностноориентированная образовательная концепция позволяет поставить в
центр образовательной системы ученика, интересы его развития, личностные
структуры сознания. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что
система образования, базируясь на личностноориентированной концепции, нацелена
не на формирование личности обучаемого в "заданном русле" (как это считалось
ранее), а на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную
универсальную сущность. Требуя творчества от ученика, учитель должен творить
сам. Здесь ему может помочь определенная чуткость к новым веяниям, в том числе и
новые знания в области психологии обучения. Вот почему учителю надо смелее и
энергичнее брать на вооружение новые, не всегда, может быть, ещё достаточно
апробированные, но интересные мысли и в области психологии и педагогики, не
дожидаясь, пока к нему придут готовые рекомендации в виде новых книг. Таким
образом, результатом личностноориентированного подхода должен быть
гуманитарный, цивилизованный, всеми уважаемый гражданин XXI века.
Вот некоторые способы организации учебной деятельности на уроке
иностранного языка при личностно ориентированном подходе:
Вопросноответное упражнение после прослушивания или прочтения рассказа.
Школьники получают список вопросов и задание выбрать те из них, которые
им наиболее интересны и посильны. Этот прием позволяет увеличить число
участвующих в работе и скорость выполнения задания. Вариантом такого
задания может быть следующее: учащимся предлагается составить свою серию
вопросов к тексту.
Временные пары. Известно, что изменение состава пар и групп обогащает
речевой опыт и улучшает психологический климат в классе. Техника
временных пар предполагает короткий речевой обмен (опрос мнений,
выявление аналогичных ответов на вопрос и др.) и дает возможность
активизировать всех учащихся класса.
Пишем пять минут. Учитель объявляет тему («Настоящий друг», «Мой
любимый урок» и т.п.) и дает учащимся пять минут для написания по теме
одногодвух абзацев. Затем школьники могут зачитать свои работы, вслух или
использовать их для дискуссии. Вспомни и поделись с другими. Учащимся предлагается небольшой текст в
письменном или звуковом виде. Спустя некоторое время учитель убирает этот
материал и просит учащихся записать все, что они запомнили. Затем
школьники объединяются в пары или тройки и обсуждают результаты работы,
что позволяет им значительно расширить свои записи. В завершение можно
предложить классу обменяться результатами работы.
Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чемто
привлекать учащихся: интересный материал, необычная содержательная сторона
упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать,
увлекательная форма выполнения задания, занимательные опоры и т. п.
Весь предлагаемый на уроке комплекс упражнений и заданий должен позволить
каждому школьнику выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям,
продемонстрировать свой речевой и жизненный опыт, высказать собственное мнение.
Использование личностно ориентированного подхода означает, что каждый школьник
может максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал,
выбрав из многообразия заданий то, что подходит лично ему.
Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь
основным интернациональным языком, показывает гуманистическую сущность
знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности
учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной
личности, что является основной целью обучения и может быть достигнута только
при условии, если в процессе обучения сформирован интерес к знаниям, Изучение
иностранного языка процесс многотрудный и длительный. И учитель, и ученик ищут
способы эффективного преподавания/изучения достаточно непростого материала,
значительная часть которого приходится на механическое запоминание
многочисленных слов и грамматических форм. Обращение к игровым методикам
часто является важным этапом этого поиска. Многие исследования, посвящённые
игре как форме познания мира, доказывают её эффективность и при обучении
иностранному языку. Работая со школьниками, я пришла к такой форме
преподавания. Вопреки сложившимся стереотипам, это занятие может быть
интеллектуальным и развивающим, при условии грамотного отбора содержания и
правильной организации игры.
Среди множества путей формирования у школьников познавательного интереса
одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.
Структура игры ее смысловое содержание и правила предполагают создание
эвристической среды, постоянно стимулирующей познавательную и творческую
активность ребенка, которая, как отмечает психологи, может проявляться как
эпизодически, ситуативное, так и постоянно, иметь различную степень выраженности
от самостоятельного выполнения известных правил, переноса известных способов
действия в новую ситуацию до выработки нового оригинального решения игровой
задачи. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их
активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов
учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение
эффективности процесса обучения. Личностноориентированное воспитание средствами иностранного языка
предполагает использование учебного общения, сотрудничества и активной
творческой деятельности учащихся, и поэтому преподавателю необходимо найти
способ «ввести» реальный иностранный язык в классе, включить учащегося в
реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, не выходя из учебной
аудитории, смоделировать реальный процесс вхождения в культуру. Именно метод
проектов, обеспечивающий личностноориентированное воспитание, дает
возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном
информационном пространстве.
Личностноориентированный подход позволяет внедрить в учебный процесс
активные формы в обучении, способствующие развитию творческих способностей
детей, мышлению, умению перестраиваться в быстро меняющемся современном
обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют»
фронтальные формы работы. В качестве наиболее адекватных технологий обучения
выступает обучение в сотрудничестве, метод проектов, включение таких видов работ,
которые вызывают эмоциональную разрядку детей.
Иностранный языкосновное педагогическое средство становления личности в
иноязычной культуре и инструмент познания. Иностранный язык важный элемент
трансформации культуры через личность из поколения в поколение.
Литература:
1. Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой «Классному
руководителю о классном часе», технология подготовки и проведения личностно
ориентированного классного часа : М. «ТЦ Сфера», 2002.
2. Черникова Т. В., Сукачева Г. А. « Старшеклассник без стрессов и тревог»,
программы занятий методические рекомендации: М. «Глобуc»
3. Английский язык. Первое сентября. Стратегия освоения английского языка. №
17,2012 г., стр.5
4. Вопросы психологии. Научный журнал Академии педагогических наук. № 2, 4,
5., 2015
5. Насонкина Л.В., Метод проектов как средство реализации личностно
ориентированного подхода при изучении английского языка. Ярославский
педагогический вестник. 2002 г.
6. Материалы Всероссийской (заочной) научнопрактической конференции 1525. 12.
2013 год. Инновационные технологии как средство достижения высокого качества
образования по предметам филологического цикла и эффективные модели обучения
в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Стр. 158169, Ю.В. Волкова.
МБОУ СОШ №2, г. Поворино.
7. Ширшов Е.В. Информационнопедагогические технологии: ключевые понятия,
словарь/ Е.В. Ширшов. Ростов н./Д: Феникс, 2006.256 с.
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Формирование личности в процессе обучения английскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.