ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русская литература +1
Взрослым
27.06.2017
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Федеральные Государственные образовательные стандарты определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ началь-ного общего образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школь-никам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
личностные УУД.doc
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО­ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ (выступление на городском семинаре) (слайд 1)  «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими,  а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё…, пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём» (слайд 2)                                                        Ю. Ф. Карякин        За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.           Федеральные Государственные образовательные стандарты определяют новые требования   к   результатам   освоения   основных   образовательных   программ начального общего образования.  (слайд 3)    формирование   школьникам   умение   самосовершенствованию.     Важнейшей  задачей  современной  системы  образования  является   действий,   обеспечивающих   учебных     способность   к   саморазвитию   и   универсальных     учиться,    Выделяют 4 вида  УУД: (слайд 4)    1) личностные;  2) регулятивные;  3) познавательные; 4) коммуникативные. В своём выступлении я хотела бы остановиться на  личностных универсальных учебных   действиях,   потому   что   вопросы   нравственного   развития,   вопросы воспитания   личности,   совершенствование   человека   волнуют   общество,   особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. Личностные     действия     обеспечивают   ценностно­смысловую     ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных  ролях  и  межличностных  отношениях. (слайд 5) Можно  выделить три  вида личностных  действий: ­ самоопределение;   ГС ­ смыслообразование;    ГС ­ нравственно­этическая ориентация. ГС •  самоопределение  –   сформированность     внутренней   позиции   школьника   – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской     личности,   чувство   гордости   за   свою   Родину,   народ,   историю   и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; •  смыслоообразование  –   поиск     и   установление   личностного   смысла   (т.   е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва; •  нравственно­этическая   ориентация  –   знание   основных   моральных   норм   и ориентация   на   выполнение   норм   на   основе   понимания   их   социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов   участников   моральной   дилеммы;   развитие   этических   чувств   –   стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую   нагрузку   несут   гуманитарные   дисциплины.   Урок   литературы   –   особый урок,   важный   для   развития   личности   читателя,   помогающий   сориентироваться учащимся в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.  Литература   ­   это   предмет,   задачей   которого   является   знакомство   с произведениями   словесного   искусства,   развитие   интеллектуальных   и художественно­эстетических   способностей,   осмысление   и     получение   жизненно важных   нравственно­этических   представлений   (добро,   честность,     дружба, справедливость,   красота   поступка,   ответственность   и   др.),   которые   даются   в доступной   для   них   эмоционально­образной   форме.   У   учеников   появляется возможность  не только осмыслить   морально­этические  понятия,  но и вместе с героями   литературных   произведений     пережить   все   разнообразие   их     чувств, приобщиться  к духовно­нравственным ценностям  художественного произведения.  (слайд 6)     На развитие ЛУУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста;  2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа). Личностные УУД формируются, когда:  ‐  учитель   задает   вопросы,   способствующие   созданию   мотивации,   т.е.,   вопрос направлен   непосредственно   на   формирования   интереса.   Например:   «Как   бы   вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;  ­  очень важно сказать ученику: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» — в этот   момент   и   происходит   формирование   личностных   УУД   т.е.   личного эмоционального   отношения   учащихся   к   происходящему.   Обычно   этому способствуют и вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…». Для   формирования личностных универсальных   учебных   действий   могут использоваться  следующие формы работы: (слайд 7) ­  участие в проектах; ­ творческие задания; ­ мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; ­ самооценка события, происшествия; ­ дневники достижений ­   позволяющая формировать  внутреннюю позицию школьника (слайд 8)   и   представленная   сегодня  литературно­музыкальная   композиция, Тема воспитания гражданской позиции и   патриотизма ныне актуальная, даже больная тема для нашей страны.  (слайд 9) У Дмитрия Сергеевича Лихачева есть высказывание:   «Если   человек   не   любит   хотя   бы   изредка   смотреть   на   старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви  к  своему  городу.  Если человек  равнодушен  к памятникам   истории своей страны,   он,   как   правило,   равнодушен   к   своей   стране».   Это   очень   точно прослеженная цепочка процесса воспитания гражданственности и патриотизма. «С чего начинается Родина?», а точнее с чего начинается любовь к Родине? Конечно же, с любви к своей семье, гордости за свой город, народ и уважения к прошлому и настоящему своей страны. (слайд   10)  Ребенок   школьного   возраста   наиболее   восприимчив   к эмоционально­ценностному,   духовно­нравственному   развитию,   гражданскому воспитанию.  В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Известна истина: что заложено в человеке в   начале   жизни,   то   остается   навсегда.   В   детские   годы   формируются   основные качества   человека.   Особенно   важно   наполнить   восприимчивую   душу   ребенка возвышенными   человеческими   ценностями,   пробудить   в   детях   чувство   любви   к Родине. Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо лишь усилить. Заставить любить Отечество нельзя, любовь надо воспитывать. (слайд 11) Список  произведений в учебниках литературы под редакцией В.Ф. Чертова,   воспитывающих   у   детей   патриотизм,   поистине   всеобъемлющ.   Тут   и воспевающие родную природу рассказы В.П. Астафьева, М.М. Пришвина,   стихи русских   поэтов.   Совместный   с   детьми   анализ   реальных   ситуаций   и   характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные творчеству И.С Тургенева, В. Г. Короленко, А. И Куприна и др., становятся уроками духовности и патриотизма.  Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия,   мужества,   справедливости,   чувства   собственного   достоинства, трудолюбия. (слайд 12) На   примере русских былин дети делают вывод, что народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов.  Важно показать учащимся, что народная память о каждом историческом  этапе и   оценка   его   с   точки   зрения   значимости   для   жизни   Отечества   содержатся   в героическом   эпосе,   устных   преданиях,   исторических   и   солдатских   песнях, произведениях   лучших   поэтов   и   писателей   России.   Одна   из   важнейших   задач, которую решают эти произведения,   –   сохранить память о предках, строивших и защищавших Отечество, напомнить о нравственном долге – любить и беречь свою Родину.  (слайд 13)  В системе патриотического воспитания подрастающего поколения огромная   роль   принадлежит   произведениям   о   Великой   Отечественной   войне,   о ярких   личностях   в   истории   России.   Уходя   от   традиционных   конкурсов   чтецов стихов о войне, используем новую форму, которая по­другому заставляет взглянуть на это историческое событие, переживать великие события, горечь неисчислимых утрат и феноменальный героизм советских людей, оставляет неизгладимый след в детских сердцах.     Наследование   нравственных   и   эстетических   ценностей   родной   культуры   в юном   возрасте   –   это   и   есть   самый   естественный,   а   потому   и   верный   способ патриотического воспитания, воспитания чувства  любви  к Отечеству. Ведь быть патриотом  –  это просто быть честным, порядочным и любить свою Родину, хранить ее в своей душе, и передать эту любовь следующему поколению.  (слайд   14)  Главное   для   учителя   ­   помнить,   что   все     учащиеся   ­   звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает  свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача ­ помочь ученикам в этом. Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни! А сейчас предлагаем вам посмотреть литературно­музыкальную композицию «Мы  помним! Мы гордимся!», в которой принимают участие ребята шестых, восьмых и  десятых классов. Эта композиция – наглядный пример формирования личностных  универсальных учебных действий.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017