Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения
Оценка 4.9

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Оценка 4.9
Семинары
docx
чтение
1 кл—2 кл
10.09.2018
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения
Важнейшей функцией художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества. Данная статья подробно знакомит с основными приемами формирования личностных универсальных учебных действий на примере учебного предмета литературное чтение, начиная с 1 класса. А также как отследить сформированность личностных УУД, используя различные методики.
ЛичностныеУУД.docx
Личностные   УУД   обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию   в   социальных   ролях   и   межличностных   отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие   смыслообразования,   т.е.   установление   учащимися   связи 1. между   целью   учебной   деятельности   и   её   мотивом,   другими   словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; усваиваемого   исходя   из   социальных   и   личностных   ценностей, действие   нравственно­этического   оценивания  содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.  2. Личностные действия развивают умения самостоятельно делать свой выбор в  мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. К личностным  действиям относятся: • Самоопределение  • Смыслообразование • Нравственно­эстетическое оценивание  К личностным УУД относятся:   положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,   желание   приобретать   новые   знания,   умения,   совершенствовать имеющиеся,   осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,   осваивать новые виды деятельности,   участвовать в творческом, созидательном процессе;   осознание   себя   как   индивидуальности   и   одновременно   как   члена общества, признание для себя общепринятых морально­этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;   осознание   себя   как   гражданина,   как   представителя   определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;   стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:  участие в проектах;  творческие задания;   мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;  самооценка события, происшествия; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; Покажу   на   примере   учебного   предмета   «Литературное   чтение»   как требования   к   результатам   изучения   данного   учебного   предмета   включают формирование личностных универсальных учебных действий.  При изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе выделяются следующие Личностные УУД: 1. оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых   норм   и   ценностей;   оценивать   конкретные   поступки   как хорошие или плохие; 2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 4. высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Важнейшей   функцией     художественной   литературы   является   трансляция духовно­нравственного   опыта   общества.   В   связи   с     этим   на   ступени начального общего образования наиболее важным является  формирование у учащихся   понимания   авторской   позиции,   отношения   автора   к   героям произведения и отображаемой действительности.           Ценностно­смысловые личностные универсальные учебные действия формируются   с   1     класса,   начиная     с   первого   раздела   учебника   («Звенит звонок   –   начинается   урок»),     при   изучении   которого   вырабатывается положительная мотивация  к обучению и к чтению.  Целенаправленной работе над   смыслообразованием,   самоопределением   и   самопознанием   посвящены многие разделы   учебника для 3 класса     (прежде всего ­ «Жизнь дана на добрые   дела»   и     «Каждый   свое   получил»),     а   также   чтение     библейских сказаний и философской повести А. де Сент­Экзюпери  «Маленький принц»  в 4   классе.   Основы   гражданской   идентичности   формируются   при   чтении   и обсуждении произведений о героическом историческом прошлом России. Выработке   нравственно­этической   ориентации     чтение, фактически, любых художественных произведений  эпической формы.  Этому вопросу,  к примеру,  посвящены целые разделы   учебников по чтению, о чем говорят сами их названия. (1 класс  – «Что такое хорошо и что такое плохо», 2 класс – «Автор и его герои»,     3 класс   –   «Жизнь дана на добрые дела»,   способствует «Каждый свое получил»,   «За доброе дело стой смело»,   «Много хватать – свое потерять», в 4 классе – «Самого главного словами не увидишь»  и др.) В курсе литературного чтения с помощью специальных заданий формируются такие психические качества, как способность и привычка к  рефлексии  (см. вопросы и  задания  типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя   на   месте   …?»),             эмпатия   (на   основе   сопереживания   героям литературных   произведений),   эмоционально­личностная   децентрация   (на основе   отождествления   себя   с   героями   произведения,   соотнесения   и сопоставления их взглядов и позиций).   Учебники по чтению содержат задания, которые   вырабатывают способность к самооценке (например:   «Оцени свой пересказ. Что тебе удалось, а что не получилось?»;         «Оцени своё исполнение. Узнай мнение одноклассников о нём»;       «Обсуди   с   одноклассниками   достоинства   и   недостатки   своего сочинения» (английская сказка «Хромая Молли»). Приемы формирования личностных УУД Личностные   УУД   позволяют   связать   обучение   с   реальными   жизненными   направлены   на   осознанное   восприятие   жизненных ситуациями.   Они   ценностей, выработку нравственных норм и правил, определение жизненной позиции в отношении окружающего мира. К   типовым   заданиям,   нацеленным   на   развитие   личностных   УУД   можно отнести:  текстовые упражнения,   несущие духовно­нравственный смысл;  задания на умение доказать свою позицию;  высказывание   своего   отношения   к   прочитанному   материалу     с аргументацией ответа;  все   задания,   сопровождаемые   инструкцией   типа:   «Объясни…», «Докажи…»,  «Обоснуй свое мнение…», «Сравни свой ответ с ответами других ребят…»;  тексты   задач   и   заданий,   построенные   на   историческом   или географическом содержании и т. д.;  творческие задания, имеющие практическую значимость; проекты. В качестве примеров приведу следующие задания: Описание педагогических приёмов  Задание массивом 1.  Любой   из   уровней   домашнего   задания   учитель   может   задавать массивом.  Например,   учитель   дает   десять   задач   (или,   скажем,   стихов),   из   которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.  2. Задается большой массив задач сразу— в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15,   остальные   —   по   желанию.   А   стимулировать   это   желание   релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.  Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную   возможность   самореализации,  ведь   известно,  как   этого   не хватает   ученикам   в   условиях   нашей   школы,   особенно   в   подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.  Дай   себе   помочь:  учитель   максимально   использует   ситуации,   в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!)   разработать   материал,   который   применим   для   дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение) Отсроченная реакция Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается   определённая  пауза.   Это   позволяет   “подтянуться”   тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют   на   изменившуюся   учебную  ситуацию.   В   младшей   школе   ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея   готового   ответа   на   поставленный   учителем   вопрос.   В   то   же   время ученик­флегматик   (внешне   –   тугодум),   поразмышляв,   может   выдать   нам блестящий ответ. Лови ошибку! 1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.  Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.  2.  Ученик   получает   текст   со   специально   допущенными   ошибками   – пусть   «поработает   учителем».   Тексты   могут   быть   заранее   приготовлены другими учениками, в том числе старшими.  Выход за пределы    :  В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей   действительности,   сюжеты   из   популярных   мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов. Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему. Результатом формирования личностных УУД следует считать:  Умение сопереживать, понимать чувства других.  Знание и выполнение моральных норм.  Устойчивая мотивация к учебно­познавательной деятельности,  здоровому образу жизни.  Адекватная самооценка результатов своих действий. С   1   класса   отслеживается   сформированность   УУД   по   следующим методикам:    Личностные   УУД   –   анкета   по   оценке   уровня   школьной   мотивации Лусканова. Цель:  выявление   мотивационных   предпочтений   в учебной деятельности.    Анкета   «Что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо».  Цель:   выявление нравственных представлений учеников.

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2018